Анализ уроков (Из опыта работы завуча музыкальной школы)



Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Детская музыкальная школа»

г.Зеленодольск

Республика Татарстан






Анализ уроков

(Из опыта работы завуча музыкальной школы)









Подготовила

зам.директора по УВР

Галиева Рамзия Агзаевна











г.Зеленодольск

2015г.

Должность заместителя директора по учебно-воспитательной работе предполагает посещение уроков преподавателей, контроль за режимом работы, за правильным ведением документации и т.д. Очень важно, чтобы контроль этот ни в коей мере не пугал и не оскорблял педагога – ведь это естественная функция руководителя.

Будучи завучем 15-ый год, в результате многочисленных посещений занятий я накопила определенный опыт анализа уроков и хотела бы поделиться этим опытом, остановившись на некоторых моментах.

В первую очередь, следует учитывать специфику учебных занятий в музыкальных школах, где преподаватель проводит урок один на один с учеником. Индивидуальная форма работы может показаться для многих легкой – подумаешь, один ученик, а не 30 беспокойных, своенравных и абсолютно разных «шалопаев». Да! Ученик в классе один. И все внимание преподавателя уделяется ему одному. Но есть и другие стороны «монеты». Попробуйте удержать внимание ребенка все 45 минут, чтобы ученик не утомился, чтобы был работоспособен в течение всего урока. К тому же есть еще и психологический момент: «лежит» у тебя душа к этому ребенку или не «лежит», а ты обязан «любить» данного ученика. Педагог не имеет права показать свое негативное отношение, если таковое имеется.

Важный момент при анализе занятий – это культура ведения урока. Насколько педагог ласков или строг, сдержан или раздражителен, не слишком ли мягок, достаточно ли активен, а, может, наоборот, подавляет своим напором ученика. В связи с этим складывается психологический климат урока – царит ли на уроке взаимопонимание и совместный труд, или командирский тон, разделяющий Учителя и ученика.

Конечно, в идеале всем хочется, чтобы ученик легко откликался на замечания педагога, быстро выполнял его требования, исправлял и тут же на уроке добивался нужного результата. Однако само собой это не получится. Ученик будет откликаться лишь в том случае, если с ним с самых первых уроков шла грамотная, настойчивая, интенсивная работа над аппаратом, над звуком, над технологией.

К сожалению, не на всех уроках я чувствовала, что ученик понимает своего Учителя, а то и вообще не понимает, чего от него хотят.

Для успешного осуществления педагогической деятельности важен «язык» преподавателя – его лексика, умение раскрыть содержание музыки, умение формулировать конкретную задачу на конкретный момент. «Язык» Учителя должен быть доступен и в тоже время насыщен профессиональной терминологией для того, чтобы специальные термины впитались в ученика.



Следующий аспект, на который следует обратить внимание - структура урока. Это правильное планирование во времени всего объема материала, умение укладываться в отведенное время. Именно в этом проявляется организованность и дисциплинированность преподавателя. Педагог не имеет права задерживать ученика, он обязан вовремя начать и вовремя закончить урок.

Эмоциональная окраска урока – мне хотелось бы пожелать некоторым преподавателям большей увлеченности своим делом. Есть уроки, где и ученик, и педагог «отбывают срок» - 45 минут тоски, серости и унылости. А ребенку хочется праздника!

Огромное значение при воспитании музыканта имеет показ педагога за инструментом. Конечно, показ должен быть качественным, ярким для того, чтобы увлечь ученика. И лучше это делать не рядом на октаву выше (как бывает у пианистов), а за другим инструментом, если в кабинете стоят два пианино.

Важный стимулирующий момент при обучении – поощрение и порицание ученика. Призываю поощрять за малейший успех! Старайтесь находить то положительное, за что можно было бы похвалить ребенка. Но не забывайте при этом, что поощрение должно быть разумным.

Еще один важный пункт, на который следует обращать внимание – правильная организация домашней работы ученика. Для этого домашние задания должны быть точные, конкретные, по силам ученику. Лучше всего, если он сам сформулирует их в конце урока, а педагог запишет внятно и точно в дневнике. Правильное и подробное заполнение дневников имеет принципиальное значение в процессе обучения

Дневник ученика – документ, с помощью которого родители могут проследить за успеваемостью ребенка, за его расписанием, домашними заданиями, вовремя узнать о предстоящих мероприятиях (родительских собраниях, концертах). Однако на деле, в процессе проверок дневников выявляются недочеты, на которые мне частенько приходится обращать внимание педагогов. Просто удивительно, но мне встречались «бесхозные» дневники, где не были заполнены первые страницы. Нет фамилии-имени ученика, нет преподавателей, нет расписания занятий!

Сталкивалась я и с такими фактами в дневниках: есть дата урока и подпись педагога. А чем занимались на уроке, что задано на следующий урок, чем ученику заниматься дома? Остается только догадываться.



Бывало и так: в дневнике преподаватель пишет названия разучиваемых пьес и ни одного упоминания авторов! Каков будет результат? Ученик, окончив музыкальную школу, не сможет вспомнить и пары композиторов. А ведь одна из главных задач музыкальной школы – это расширение кругозора подрастающего поколения!

Мы учим детей овладевать различными инструментами и петь. И мы учимся вместе с ними. Учимся, когда обсуждаем их игру на зачетах и экзаменах, учимся, прослушивая мастер-классы, учимся, участвуя в конкурсах, где проходят и конкурсные прослушивания, и круглые столы и т.д. много-много различных способов учиться, открывать для себя новое. Будучи преподавателями, мы не имеем права останавливаться в своем развитии.

В заключение хочу сказать: равнодушие и душевная успокоенность противопоказаны работе педагога музыкальной школы. Давайте работать ярко, честно, увлеченно!



























Список использованной литературы:


  1. Дм. Кабалевский. Воспитание ума и сердца.

Изд. Москва «Просвещение», 1984.

  1. А.Д.Алексеев. Методика обучения игре на фортепиано.

Из. Москва «Музыка», 1978.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ