АНАЛИЗ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ за 2012-2013 учебный год 1 класс
АНАЛИЗ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
за 2012-2013 учебный год
В прошедшем учебном году мною была поставлена цель воспитательной работы: воспитание и развитие активной и свободной личности, умеющей самостоятельно действовать с учётом индивидуальных способностей и собственных интересов, готовой к творческой деятельности.
Для реализации поставленной цели передо мною, как классным руководителем, стояли воспитательные задачи:
1.Содействовать формированию благоприятного эмоционально- психического и нравственного климата в школьном коллективе.
2.Формировать активную жизненную позицию, осуществлять личностное развитие школьников в процессе игрового взаимодействия.
3.Воспитывать чувство гражданственности и приобщения к духовным ценностям своего Отечества.
4.Совершенствовать условия для развития потребностей в самопознании, самовоспитании, саморазвитии и самоопределении на основе нравственных ценностей и ведущих жизненны ориентиров.
5.Искать новые формы работы с семьёй.
6.Апробировать новые формы внеклассной работы в жизнедеятельности школьного общества.
Почему я поставила перед собой такие задачи? Да потому, что ведущими качествами личности ребенка в данном возрасте выступают:
любовь к Родине, дому, где вырос;
способность к сотрудничеству;
милосердие к больным, престарелым, животным;
трудолюбие;
самостоятельность, честность;
организованность;
готовность охранять и защищать природу.
Я думаю, что поставленные задачи соответствуют актуальным направлениям формирования личности в данном возрастном периоде.
Реализации данных задач происходила через участие и проведение классных, школьных и городских мероприятий, оказание взаимопомощи во время урочной и внеурочной деятельности. Достижению этих воспитательных задач, на мой взгляд , способствовало активное участие детей в школьных конкурсах и общешкольных проектах. Было принято участие в школьном конкурсе чтецов , на котором Чеснокова Татьяна заняла первое место среди учащихся 1 – 2 классов . Приняли активное участие в общешкольном проекте «Во благо России» в акции «Диалог культур», где девочки (Автономова Владислава, Гамзаева Айшан и Исаева Елена) раскрыли свой танцевальный талант. Мальчики класса в сотрудничестве со своими папами ,библиотекарями нашей школы и библиотеки №4 проявили себя во втором общешкольном проекте «Во благо России» в акции «Воинская слава России» ,выполняя поисковое задание .В третьем общешкольном проекте «Во благо России» в акции «Культурный калейдоскоп» принимал участие весь класс в сотворчестве с родителями, классным руководителем , учителями музыки ,рисования и театра. В классе был подготовлен и реализован свой творческий проект на основе общешкольного – это театрализация сказки «Репка».Были распределены и реализованы следующие роли проекта: актёры ,режиссёры, костюмеры, декораторы, гримёры, музыкальные оформители, операторы. В последнем общешкольном проекте в акции «Спорт. Здоровье. Красота.» тоже активно участвовали.
Но полностью выполнить задачи не удалось, потому что назвать наш класс коллективом еще нельзя. Не у всех сформировалась активная жизненная позиция. Чувство патриотизма ещё надо развивать. Потому, планируя воспитательную работу на следующий учебный год, я продолжу работу над поставленными задачами.
Характерной для детей данного класса особенностью является высокая активность во классных и внеклассных делах. Основным мотивом этого участия – это, чтобы их заметили, похвалили. С этой целью мною были запланированы и проведены следующие внеклассные мероприятия: утренник «Золотая осень»; праздник «Новый год шагает по стране»(«Милосердие и Порядок»); праздники «8 Марта» и «23 Февраля»(в сотрудничестве с родителями, используя групповую форму работы) и другие.
Каждый ребенок – индивидуальность. Его психологические задатки, природные силы, особенности мировосприятия заложены природой. Поэтому при составлении плана воспитательной работы нужно видеть перед собой своих детей, учитывать их индивидуальные особенности интересы.
Формирование важных трудовых навыков происходило не только на уроках художественного труда, где проводилась работа над развитием мелкой моторики руки, терпеливости, а также в процессе самоуправления. Учащиеся учились не только оказывать посильную трудовую помощь в ходе дежурства по классу, а также учились взаимодействовать друг с другом, почувствовать себя в разных ролях. Также это способствовало воспитанию дисциплинированности, ответственности, бережливости, самостоятельности. На реализацию данной задачи работали следующие формы воспитательной работы в классе: «Твой режим дня»(использование интерактивной доски – презентации и задания),санитарная уборка класса( совместно с родителями), изготовление подарков папам к 23 февраля и мамам к 8 марта (на уроках технологии и во внеурочной деятельности в форме проектов) .
У учащихся начальных классов не достаточно развито умение самоуправления, поэтому данная задача, я думаю, может быть актуальна на протяжении всей начальной ступени школы .Поэтому в первом классе велась учёба актива класса по намеченному годовому плану, проводилась серия классных часов по теме «Самоуправление в нашем классе».Эта работа будет продолжена и в этом учебном году.
Задача формирования важных нравственных качеств как никогда актуальна в наше время. Поэтому работа над этим направлением шла на протяжении всего учебного года не только в ходе заранее запланированных мероприятий, а также возникали моменты в ходе учебного процесса. Младшие школьники еще не умеют сотрудничать друг с другом, подчинять свои интересы интересам других, поэтому данная задача, на мой взгляд актуальна в любое время.
Мероприятия, способствовавшие решению данной задачи: беседа «Жизнь дана на добрые дела», «Ты и твои друзья»;практические игры «Учимся правильно жить и дружить»;учебные игры»Правила хорошего тона», «Портрет моего класса».
Решалась также задача патриотического воспитания: «Моя малая Родина», «День матери», «День космонавтики», «Слава тебе, победитель – солдат!»
Подготовка и участие в школьных и классных делах способствовала решению следующих поставленных задач: стимулирование инициативы, творчества, помощи в самовыражении коллектива и самого ученика.
В своей работе я использовала разнообразные формы воспитательной работы: проекты, работа в группах и парах ,классные часы, коллективные творческие дела, учебные игры, практические игры, игровые часы, соревнования, викторины, праздники, экскурсии, посещение музеев, кинотеатров, театров. И следующие методы работы: личный пример, беседы, разъяснения, просьбы , поощрения, убеждения.
Проводилась работа с детьми, не проявляющими заинтересованности в учебе.
Успех воспитания заложен в триединстве: учитель – ученик – родитель. И хотя в этом триумвирате родитель стоит на последнем месте, он играет далеко не последнюю роль.
Специфика работы с родителями в моем классе определяется тем, что состав родителей класса разнообразный. Есть семьи, в которых ребенку уделяется должное внимание, и таких семей много. Мамы и папы находят время и для ребёнка , и для выполнения классных и школьных мероприятий. Есть семьи, где воспитанием детей занимаются бабушки, т.к. родители много времени проводят на работе. С этими родителями проводились индивидуальные консультации и беседы после классных собраний, назначалась работа в индивидуальном порядке.
Исходя из особенностей учащихся младшего школьного возраста, для родителей были запланированы и проведены родительские собрания на следующие темы: «День Рождения 1 – А класса!», «Привитие младшим школьникам норм поведения. Сотрудничество школы и семьи в преодолении трудностей в этой области»,»Организация досуговой деятельности в школе и микрорайоне», «Мой папа самый лучший», «Режим дня школьника», «Ответственность у младших школьников», «Как готовить домашнее задание», «Роль семьи в воспитании ребенка».
На протяжении всего года большое внимание уделялось здоровьесберегающим технологиям.
Выводы:
Накоплен небольшой положительный опыт в работе с родителями. Будем продолжать работать в этом направлении ,находя более современные и эффективные формы и методы работы с родителями.
Для младших школьников важны признание и одобрение со стороны значимых для них взрослых людей, но также важно для ребенка как его оценивают одноклассники. К сожалению, желание получить одобрение со стороны одноклассников приводит к возникновению форм нетолерантного поведения у некоторых учащихся, что ведет к увеличению конфликтных ситуаций в классе.
Одной из задач в прошлом году было – сплочение детского коллектива. Классные часы, различные по тематике и форме проведения внеклассные мероприятия способствовали решению этой задачи. В результате – учащиеся сделали первые шаги к толерантности. Однако эту задачу нельзя считать окончательно решенной, поэтому над решением этой задачи будет продолжена работа и во 2 классе.
Коллектив школьного класса выступает важным «условием» развития личности каждого ребенка. Следовательно, для каждого из них отношения с одноклассниками являются очень важным фактором личностного развития.
В практике каждого учителя существует ситуация, когда он имеет дело не с одним отдельным учеником, а с классом как единым целым. А в этом случае перед педагогом встает задача взглянуть на класс как на социально-психологическую общность, что требует от него некоторой ориентировки в психологических особенностях класса как малой группы. Поэтому продолжим апробировать новые формы внеклассной работы в жизнедеятельности школьного общества.
Задачи, которые я могу поставить на следующий учебный год:
формирование в классе духовной, нравственной и эмоционально благоприятной среды, которая способствует развитию и самореализации каждого ученика;
вовлечение родителей в воспитательный процесс, с целью раскрытия и развития в ребенке лучших качеств, необходимых для самоопределения и самореализации;
формирование классного коллектива, развитие ученического самоуправления в классе;
создание системы мониторинга развития воспитательной системы.
Классный руководитель: Ионова С.М.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ