Детский коллектив как объект и субъект воспитания
Детский коллектив как объект и субъект воспитания
Основой создания, укрепления и развития коллектива является совместная деятельность детей, направленная на достижение общих целей.
Характер деятельности, ее содержание и способы ее организации определяют и характер возникающих при этом детских отношений, и те нормы, которые при этом естественно возникают в коллективе и регулирует поведение его членов. Поэтому педагогическое руководство внутриколлективной жизнью и происходящими в ней процессами осуществляется прежде всего посредством руководства деятельностью коллектива. Это утверждение является исходным для всего дела создания коллектива. Однако его осуществление требует соблюдения ряда условий, без которых даже внешне успешная деятельность не принесет ожидаемых результатов.
Первое. Воспитательные задачи коллектива решаются успешно, когда цели деятельности увлекательны для всех или, по крайней мере, для большинства его членов.
Второе. Выбирая деятельность для коллектива, необходимо учитывать наличные интересы ребят и опираться на эти интересы.
Третье. Важным условием успешной деятельности коллектива является такая ее организация, при которой каждый ребенок становится активным участником (сводные отряды, комитеты дел, творческие группы и т.д.).
Четвертое. При организации коллективной деятельности важно учитывать мотивы участия в ней.
Пятое. Важным источником опыта нравственного поведения, формирования у детей ценных нравственных мотивов, сплочения коллектива является коллективная творческая игра.
В процессе совместной деятельности и общения между школьниками возникают различного вида отношения, образующие сложную внутреннюю жизнь коллектива.
Это прежде всего - отношения ответственной зависимости (по А.С.Макаренко) или, как их иначе называют, деловые отношения. Чем отчетливее отработана в коллективе система распределения исполнителей и организаторов, подчинения и распоряжения, тем безошибочнее срабатывают отношения взаимной ответственности: члены коллектива требуют друг от друга и от себя подчинения установленным правилам, обеспечивающим достижение цели.
Судить о развитии деловых отношений в коллективе можно:
по тому, как относятся члены коллектива к общим нуждам и заботам коллектива, легко ли откликаются на них, замечают ли их сами;
по тому, как встречают они распоряжения и предложения выборного актива;
по тому, как принимаются решения органами коллектива;
по частоте и характеру нарушений норм жизни коллектива, принятии решений и др.
Безусловно, что без такого рода отношений коллектив просто не может существовать. Однако если роль деловых отношений абсолютизируется, все внимание школьников сосредоточивается только на их организации, то эмоциональная жизнь коллектива обедняется, уменьшается количество контактов, связей между членами коллектива - и коллектив может стать для школьника чисто формальным объединением.
Поэтому необходимо развивать систему личных взаимоотношений в коллективе, их гуманистическую направленность. Детский коллектив не может развиваться также без отношений дружбы и товарищества, личных симпатий и взаимопонимания.
Только при таких отношениях каждый ребенок может найти свое место в коллективе, испытывать эмоциональный комфорт.
Коллектив по мере своего становления и развития проходит ряд этапов. Продолжительность этапа как более или менее законченного "отрезка" развития коллектива следует связывать с появлением новообразований,
во-первых, в базисных, конструирующих коллектив факторах - деятельность, общение, организация, коллективные отношения;
во-вторых, в сфере "надстроечных", вторичных факторах, производных от организации деятельности и отношений - общественное мнение, самочувствие, традиции, ценности, идеалы и эталоны поведения членов коллектива, его самооценка;
в третьих, , наконец, о развитии коллектива необходимо судить по тем изменениям, которые происходят в мотивации деятельности и поведения его членов, в характере их активности.
Только по совокупности указанных новообразований в жизнедеятельности коллектива и личности можно судить о сложном внутреннем процессе развития коллектива. Такой подход отличается от бытующего еще сегодня рассмотрения этапов или стадий развития коллектива в зависимости от того, кем предъявляются требования в решении общих задач коллектива.
Итак, началом организации коллектива является выдвижение перед детьми общественно ценной цели их будущей жизни.
В ней должно получить отражение не только то, что будут делать дети, но и то, как они будут жить. Эта цель обязательно должна содержать осознаваемую ими перспективу и сплочения их коллектива, и собственного роста: нравственного, делового, творческого.
Поставить цель, которая явилась бы перспективой жизни коллектива, не так легко. Для этого нужно выявить интересы, стремления учащихся, их моральные и культурные представления, имеющийся у них опыт коллективных дел и взаимоотношений. Такая информация совершенно необходима для определения частных целей и конкретного содержания будущей коллективной деятельности.
Необходимо отметить, что цель коллективной жизни с ее общественно ценным нравственным смыслом на первом этапе следует рассматривать как далекую трудно достижимую перспективу.
В качестве непосредственных побудителей практической деятельности и взаимоотношений на первом этапе выступают частные цели непосредственно привлекающих и обязательных дел - близкие и средние перспективы, которым наличие далекой перспективы придает особый смысл, нравственную окраску.
Эти близкие и средние перспективы (викторина, КВН, субботники, поход, "огонек" и др.) уже на первом этапе следует выбирать самим ребятам при помощи коллективной "разведки" интересных и нужных дел, в которой должен участвовать каждый.
Следующий шаг на первом этапе - коллективное планирование.
Выделение актива - важнейший шаг на пути первого этапа коллективной жизни. Здесь важно опереться на таких учащихся, которые в ходе "разведки", коллективного планирования или еще раньше проявили себя наиболее заинтересованными, инициативными, сведущими. Это ответит стремлению коллектива осуществлять намеченные действия как можно лучше.
Круг учащихся, занимающих уже на первом этапе активную позицию, значительно расширяется, если кроме постоянного актива выбираются временные комитеты намеченных дел.
Отсутствие у воспитанников положительного опыта участия в коллективной деятельности на первом этапе чрезвычайно осложняет педагогическое руководство.
Коллективное обсуждение проделанного - важный элемент коллективной жизни первого этапа.
Первый этап можно считать завершенным, когда:
приняты цели коллектива, по крайней мере, его близкие и средние перспективы, о чем свидетельствует атмосфера заинтересованности и готовности участвовать в общих делах;
развернута непрерывная коллективная деятельность (этот признак следует считать особенно важным, так как в практике наблюдаются периоды бездействия коллектива - паузы, которые приводят к потере и разрушению достигнутого);
действуют первичные коллективы, в которых большинство членов занимают активную позицию;
складываются отношения ответственной зависимости, возникает деловое и творческое общение;
в качестве передовой части коллектива - его актив (выделяется группа ребят, наиболее заинтересованных, инициативных, творческих, способных к организаторской работе);
у школьников возникает интерес к разным сферам коллективной жизни, желание приобщиться к ней, переживается удовлетворение от собственной активности и совместных с товарищами достижений.
На втором этапе коллектив развивается, совершает поступательное движение при условиях решения все более сложных задач. Прежде всего, усложняются способы организации коллективной жизни - коллектив переходит к полному самоуправлению. Передовой опыт показывает, что самоуправление - это не только проблема органов самоуправления, а в первую очередь создание возможности всем членам данного коллектива на деле участвовать в управлении своей жизнью.
Принципиальной особенностью второго этапа является усложнение практической деятельности школьников. И теперь имеют место близкие перспективы, рассчитанные на отдых, развлечение, получение непосредственного удовольствия от личных достижений и контактов в коллективе.
Но не они являются характерной особенностью второго этапа. Школьники самостоятельно планируют, организуют и проводят сложную познавательную, политическую и трудовую деятельность.
Деловые отношения в коллективе на этом этапе не исчерпываются отношениями ответственной зависимости, когда органы коллектива выполняют лишь распорядительные и контролирующие функции, требуя от остальных ответственного исполнения. Появляются отношения творческого сотрудничества, взаимообучения и взаимопомощи членов коллектива.
В ходе многопланового интенсивного общения возникает еще одно новообразование второго этапа - представительное, содержательное, динамическое и действенное общественное мнение - на первом этапе оно еще складывалось и не обладало совокупностью всех необходимых признаков.
Изменения происходят и в активе. Если на первом этапе актив составляли наиболее действующие, инициативные, заинтересованные в делах коллектива школьники, то на втором этапе им на смену приходят ребята, которые создают и отстаивают нравственно ценный опыт коллективной жизни.
Второй этап можно считать состоявшимся, когда:
цели деятельности и все начинания коллектива приобретают для его передовой части нравственный смысл;
коллектив переживает бурное развитие самоуправления, практической деятельности и на их основе - деловых отношений, общения, общественного мнения;
у членов коллектива формируются устойчивые мотивы увлеченности различными сторонами коллективной деятельности, опыт самовыражения творческой индивидуальности, рождаются профессиональные интересы.
Спецификой третьего этапа развития коллектива является интенсивное идейно-нравственное формирование личности в коллективе. Подлинное движение коллектива, его нравственное воздействие на личность не может состояться без специального формирования у каждого его члена общественно ценных мотивов деятельности.
На третьем этапе развития коллектива необходимо содействовать становлению устойчивых гуманистических отношений широкого плана, которые отличаются следующими признаками:
в коллективе устойчиво преобладает общий дружелюбный тон, внимание друг к другу, готовность откликнуться на нужды и радость товарищей не избирательно, а по отношению ко всем членам коллектива;
в таком коллективе нейтрализуются случаи "изолированности" и чрезмерной полумерности, "лидерство" отдельных детей;
возникает интерес к другим коллективам, исчезает соперничество, явление "группового эгоизма", групповой замкнутости.
Расцвет таких отношений происходит на высоком уровне развития коллектива, побуждаемого нравственно ценными мотивами деятельности и поведения.
Изменение мотивов деятельности на этом этапе - увлеченность ее идейной стороной - как бы высвобождают личность от связанности с конкретной ситуацией, когда непосредственное побуждающее значение имели интересное дело, содержательное общение, необычная позиция и т.д. Теперь "ради идеи" выполняется трудная, малоинтересная работа, преодолеваются всякого рода помехи (сопротивление других людей, свои собственные недостатки). Это очень важное новообразование - признак устойчивости личности, ее саморегуляции.
Итак, третий этап можно считать состоявшимся, когда:
цели деятельности, ее общественно ценный смысл для подавляющего большинства воспитанников приобрели побуждающее значение, определяя их поведение и взаимоотношения в коллективе;
поведение школьника в коллективе приобретает устойчивость, из ситуативного оно превращается в саморегулируемое;
этому способствует процесс самовоспитания - предъявление к себе требований широкого нравственного плана;
самодвижение коллектива приобретает качество самоопределения: члены коллектива самостоятельно вырабатывают не только частные, но и общие нравственно ценные цели своей жизни.
Рассмотрение этапов развития коллектива позволяет сделать выводы:
коллектив, созданный в воспитательных целях, имеет способность к самодвижению;
источником самодвижения коллектива является все более усложняющаяся деятельность - процесс овладения ее общественно ценным смыслом, превращение этого смысла в реально действующие мотивы поведения членов коллектива.
Коллектив как воспитательное сообщество, как специально педагогически организованное объединение имеет свои определенные признаки:
общественно-значимая цель;
общественно-значимая деятельность;
коллективные отношения;
демократическое управление.
Детский коллектив как сложная социально-педагогическая система обладает своей структурой и различают две составляющие: неформальная структура (складывается стихийно) и формальная структура (организуется воспитателем).
В развитии коллектива различают следующие этапы:
Первый этап: найти интересные и нужные общие дела, «проявить актив», создать условия воспитаннику для реализации себя в коллективе
. Второй этап: начало действия органов самоуправления, возникновение отношения ответственных зависимостей, создание актива коллектива.
Третий этап: коллектив функционирует как субъект воспитания, механизм традиций, общественное мнение как особая форма коллективного мнения.
Четвертый этап: новые коллективные отношения, родившиеся в гармонии взаимной ответственности и межличностных отношений.
Л.И. Уманский выделил следующие особенности структуры группы в процессе становления воспитательного коллектива:
«Группа – конгломерат» - группа ранее незнакомых людей. Общение поверхностное и ситуативное. Общая цель, поставленная воспитателем, заставляет действовать;
«Группа ассоциация». Члены группы приняли статус первичного коллектива: появляются органы самоуправления;
«Группа – кооперация». Актив авторитетен. Организационное единство группы. В отношениях ярко выражен деловой характер. Мотивы деятельности не всегда выдержаны нравственно.
«Коллектив». Высокий и устойчивый уровень нравственной направленности общественной деятельности.
Опорная схема лекции
Группа -- совокупность людей, выделенная на основе какого-либо одного или нескольких общих для них признаков
Параметры группы:
время существования
число коммуникаций
отношение власти и подчинения
композиция
ценности и нормы
характер межличностных отношений
и др.
Коллектив -- высокоорганизованная группа, объединенная общественно значимыми целями, совместной деятельностью по их достижению, общими ценностями и нормами.
Этапы эволюции коллектива:
Становление: выдвижение цели, формирование близких и дальних перспектив, выделение актива; требования ставит учитель.
Стабилизация: самоуправление под руководством актива, наличие средних и дальних перспектив; требования выдвигает актив.
Расцвет: выработано общественное мнение, отношения взаимной ответственности; требования предъявляют все.
Высшая стадия: полное самоуправление, общие ценности и нормы, традиции, требования предъявляет каждый себе.
Структура самоуправления:
учебное;
клубное;
трудовое;
общественное.
Литература
Голованова Н.Ф. Общая педагогика. Санкт- Петербург.2005.
Лутошкин А.Н. Как вести за собой. М., 1981.
Немов Р.С. Путь к коллективу. М., 1988.
Новикова Л.И. Педагогика детского коллектива. М., 1978.
Рожков М.И., Байбоородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. М.,2000.
Сластенин В.А. Методика воспитательной работы. М., 2002.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ