Рабочая программа занятий внеурочной деятельности «Золотые ручки»

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 320

Приморского района Санкт- Петербурга

_____________________________________________________

СОГЛАСОВАНО

на заседании

методического объединения

протокол №___

от «___»________ 20__ года

Председатель МО

_______________________



ПРИНЯТО

Педагогическим советом

протокол №___

от «___»_____ 20__года


УТВЕРЖДАЮ

директор ГБОУ школы №320

_____________ И.Б.Черноус

приказ №___

от «___»_____ 20__года









Рабочая программа

занятий внеурочной деятельности

«Золотые ручки»





Срок реализации: 4 года

Возраст обучающихся: 7-10 лет







Педагог: Зимина Марина Анатольевна





2014-2018 учебный год

Содержание программы:


Пояснительная записка

Цели и задачи программы

Планируемый результат

Условия реализации программы

Тематическое планнирование

Литература








Программа «Золотые ручки».

Пояснительная записка.

    Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, работа с природным материалом, пластилином, работа с бросовым материалом) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома.      По каждому виду труда программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ. Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста от 7-10 лет. При обучении используется режим групповых занятий -  по одному разу в неделю. Объединяются учащиеся, проявляющие достаточно устойчивый, длительный интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ. Актуальность программы  «Умелые ручки» заключается в том, что она предоставляет возможность учителю осуществлять индивидуальный подход к каждому обучающемуся, раскрывать его личностные задатки, прививать любовь к народному творчеству, развивать художественно-эстетический вкус.

В зависимости от характера усвоения изучаемой темы, занятия проводятся в групповой, коллективной и индивидуальной формах.

Цели: развитие детского, сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки. Задачи:

-Познакомить с окружающим миром.

-Изготовить поделки и сувениры, в том числе и из бросового и природного материала.

-Использовать в работе различные материалы (ткань, мех, бумага, картон, пластилин, бисер, пряжа, бросовый материал, природный материал и т.д.)

-Воспитывать эстетический вкус, чувства прекрасного, гордости за свой выполненный труд.

  Задачи программы будут достигнуты, если ребенок на занятии займет позицию “Я хочу это сделать сам”. В задачу педагога входит не столько помочь ребенку в осознании или изготовлении, сколько создать условия, при которых его потенциал будет использован полностью. Для этого педагогу необходимо помнить об особенностях деятельности ребенка на занятии, включающей в себя как равнозначный интеллектуальный и моторный компоненты, т.е. на занятии должна быть специально организованная часть, направленная на обеспечение безусловного понимания сути и порядка выполнения практической работы, и должным образом оснащенная самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в изделии. Причем на теоретическую часть занятия должно отводиться втрое меньше времени, чем на практические действия. Это обосновано тем, что теоретическую работу под руководством учителя можно ускорить, организовав обсуждение в динамичной, веселой, захватывающей форме, а самостоятельные практические действия должны вестись неторопливо, в строго индивидуальном ритме, обеспечивающем формирование трудовых умений на должном уровне.

Следует помнить, что воспитывающий и развивающий потенциал занятий снижается, если ребенок привыкает работать только “под диктовку” учителя по принципу “ делай как я”, выполнять роль исполнителя, недостаточно ясно и точно понимающего какая связь между отдельными операциями при изготовлении изделия и конечным результатом. Безусловно, в подражательной деятельности заложены большие возможности для обучения учащихся. Но задержка младших школьников на этом уровне обучения отрицательно сказывается на их развитии: учащиеся становятся интеллектуально пассивными, часто беспомощными при самостоятельном решении самых простых заданий. Использование инструкционных и технологических карт и других видов изобразительной наглядности увеличивает время на занятии на практическую работу, позволяет наиболее подготовленным учащимся работать самостоятельно, соединяя “работу ума с работой рук”, а учителю иметь большую возможность оказать помощь менее подготовленным учащимся.

  Индивидуальный труд учащихся во внеурочное время заключается в том, что под общим руководством педагога младшие школьники самостоятельно выполняют интересующие их трудовые задания. Тематика, содержание, сложность и трудоемкость этих заданий должны подбираться с учетом возрастных особенностей младших школьников и возможностей обеспечения их всем необходимым для успешного выполнения намеченных планов.

  Планирование имеет направленность на формирование у детей общетрудовых умений и навыков: анализ, планирование, организация и контроль трудовой деятельности, которые расширяются и углубляются в процессе любой трудовой деятельности школьников. Большое значение приобретает выполнение правил культуры труда, экономного расходования материалов, бережного отношения к инструментам, приспособлениям и материалам.

  В процессе занятий по рукоделию учащиеся закрепляют навыки работы с такими универсальными инструментами и приспособлениями, как ножницы, иглы, шаблоны (выкройки) для разметки тканей, различными измерительными инструментами.

  Изготовление изделий  строится на различном уровне трудности: по образцу, рисунку, простейшему чертежу, по собственному замыслу ребенка с учетом индивидуальных особенностей и возможностей школьника. При изготовлении какого-либо изделия ребенок учится устанавливать последовательность выполнения действий, порядок работы инструментами. Пропуск самой незначительной операции или выбор не того инструмента, который нужен в данный момент, - все это сразу же сказывается на качестве работы. Ребенок действует в системе наглядно выраженных требований, выбирает и сопоставляет варианты действий, отбирает наиболее рациональные пути решения задания, сравнивает полученный результат с планируемым ранее, оценивает его. Это способствует формированию у учащихся способности к планированию. Планирование предупреждает ошибочные действия, способствует более четкому представлению порядка операции. Это сказывается на качестве изделий школьника, позволяет ему познать радость труда.

Главной задачей учителя, проводящего занятие, должна быть забота о развивающем характере обучения, заложенном в содержании. Методическое решение этой задачи будет состоять в том, что нужно постараться поменьше объяснять, лучше вовлекать детей в обсуждение, нельзя перегружать занятие новыми сведениями, торопить детей и сразу стремиться на помощь, если что-то не получается. Ребенок должен попробовать преодолеть себя; в этом он учится быть взрослым, мастером.

 Для повышения и поддержания интереса учащихся к объектам труда, его процессам и результатам имеет организация для выполнения небольших по объему трудовых заданий бригад или звеньев с распределением между детьми разных функций (бригадир, рабочий и т.д.).

В программе указано примерное количество часов на изучение каждого раздела программы. Учитель может самостоятельно распределять количество часов, опираясь на собственный опыт и имея в виду подготовленность учащихся и условия работы в данной группе.

Результатом реализации данной образовательной программы являются выставки детских работ, как местные. Использование поделок-сувениров в качестве подарков.

К концу  обучения учащиеся должны знать:

  • название и назначение материалов – бумага, ткань, пластилин;

  • название и назначение ручных инструментов и приспособлений- ножницы, кисточка для клея, игла;

  • правила безопасности труда и личной гигиены при работе указанными инструментами.

  • название, назначение, правила пользования ручным инструментом для обработки бумаги, картона, ткани и других материалов;

  • правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;

  • приемы разметки (шаблон, линейка, угольник, циркуль); приемы складывания бумаги.

  • способы контроля размеров деталей (шаблон, угольник, линейка),

 К концу  обучения учащиеся должны уметь:

  • правильно называть ручные инструменты и использовать их по назначению;

  • организовать рабочее место и соблюдать порядок во время работы;

  • понимать рисунки, эскизы (определять название детали, материал, из которого она должна быть изготовлена, форму, размеры);

  • выполнять работы выполнять работу самостоятельно без напоминаний;

  • самостоятельно изготовлять изделия (по образцу, рисунку, эскизу);

  •   анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);

  • правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;

  •   соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;

  • экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея, вышивать стежками “вперед иголка”.

Условия реализации программы:

Инструменты и приспособления:

  • простой карандаш

  • линейка

  • фломастеры

  • цветные карандаши

  • ножницы канцелярские с закругленными концами

  • кисточка для клея и красок

  • иголки швейные

  • доски для работы с пластилином

Материалы:

  • пластилин

  • бумага цветная для аппликаций

  • двухсторонняя цветная бумага для оригами, квилинга

  • картон белый и цветной

  • ткань: ситец однотонный и цветной

  • мех

  • вата

  • нитки швейные – белые, черные и цветные

  • мулине

  • шерстяная пряжа

  • клей ПВА

  • ватные диски

Тематическое планирование и содержание программы

Тема

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Вводное занятие

1

-

-

-

Работа с природным материалом

5

3

3

3

Работа с пластилином

4

3

3

3

Работа с бумагой и картоном.

10

10

10

10

Работа с тканью

8

8

8

8

Работа с соленым тестом

2

5

5

5

Работа с бросовым материалом

2

4

4

4

Итоговое занятие

1

1

1

1


Всего

33 часа

34 часа

34 часа

34 часа

 

  Тематическое планирование 1 класс.

Дата

Тема

Содержание

Часы

Примечание

1

04.09

Вводное занятие 1 час.

Беседа, ознакомление детей с особенностями кружка.

Требования к поведению учащихся во время занятия.

Соблюдение порядка на рабочем месте.

Соблюдение правил по технике безопасности. Проведение входного контроля.

1


2

11.09



18.09

25.09



02.10

09.10

Работа с природным материалом 5 час.

Сбор природного материала. Знакомство со способом обработки. Подготовка к работе.

Аппликация из листьев «Жар- птица».

Изготовление поделок из шишек « Лесные жители».

1



2





2







Коллективная работа.

3

16.10

 Работа с пластилином 4 часа

История про пластилин. Техника безопасности. Приемы работы. Лепка героев сказки «Колобок».

1

 



23.10

06.11


  1. Лепка овощей, фруктов.

2. Лепка героев сказки «Теремок».

1

1



13.11


Пластилиновая аппликация на картоне с использованием природного материала.

1


4

20.11

 Работа с бумагой и картоном 10 час.

Свойства бумаги и картона. Виды бумаги. Техника безопасности. Закладка.

1



27.11


Симметричное вырезывание из листьев бумаги, сложенных пополам, изображений овощей, фруктов, листьев.

1



04.12

11.12


Аппликация из рваной бумаги. «Фруктовая корзина».

2



18.12



25.12



15.01

22.01


  1. Знакомство с оригами. Приемы сгибания.

  2. Оригами.

 

  1. Веселые маски.

1



 1



2

 

Работа в группах

Коллективная творческая работа


29.01

05.02


  1. Панно «Аквариум»

2

 



5

19.02

26.02

Работа с тканью и нитками 8 час.

Введение в тему. Кукла из ниток.

2

Работа в группах


05.03

12.03


Знакомство со швом вперед иголка. Салфетка.

2



19.03


Панно «Снеговик» (из ватных дисков)

1



02.04


Изготовление куклы- оберега.

1



09.04

16.04


Знакомство и шитье мягкой игрушки «Смешарики».

 

2


6

23.04

30.04

Работа с соленым тестом 2 час.

  1. Технология изготовления.

  2. Творческая работа «На морском дне».

1


7

07.05

Работа с бросовым материалом 2 час.

Изготовление яблока (пластиковые бутылки).

1

Работа в группах


14.05


«Божьи коровки» (киндер сюрприз – скорлупа)

1


8

21.05

Итоговое занятие 1 час.

Подведение итогов. Выставка работ

1

Защита творческих проектов.





Всего :

33 часа.


Тематическое планирование 2 класс.

Дата

Тема

Содержание

Часы

Примечание

1


Работа с природным материалом 3 часа.

Аппликация «Пальма» (листья)

«Домовенок» (шишки)

«Божья коровка» (роспись морского камня)

1

1

1


2


Работа с пластилином 3 часа.

Сказочные герои.

Открытка «Аленький цветок» (пластилином на картоне).


1

2

Работа в парах

3


Работа с бумагой и картоном 10 час.

Аппликация «Грибы на поляне».

Объемная ёлочка.

Аппликация «Осминожка».

Новогодняя гирлянда.

Снежинка (вырезывание из салфеток).

Оригами (тюльпан).

Оригами (кораблик).

Объёмная аппликация из полос «Букет».

1



2

1

2

1



1

1

1


4


Работа с тканью 8 час.

Игольница «Сердце».

Мышка.

Панно «Цветы» (ленты, пуговицы).

2

3

3





5


Работа с соленым тестом 5 час.

Зайка (плоская фигурка).

Панно «подсолнух» (в круге).

2

3



6


Работа с бросовым материалом 4 час.

Гусеница (киндер- сюрприз).

Цветы ( трубочки-соломки).

2

2

Работа в парах

7


Итоговое занятие 1 час

Выставка работ.

1

Защита творческих проектов




Всего :34час.



Тематическое планирование 3 класс.


Тема

Содержание

Часы

Примечание

1


Работа с природным материалом 3 часа.

Аппликация «Подсолнух» (горох).

Контрастная аппликация «Одуванчик» (манка).

2



1

Работа в парах

2


Работа с пластилином 3 часа.

Композиция «Аквариум в банке».

Рыбка (полосная техника)

2



1


3


Работа с бумагой и картоном 10 час.

Контрастная аппликация «Зимний лес».

Квиллинг «Снежинка».

Торцевание «Сердце».

Торцевание «Бабочка».

Оригами «Журавль».

Папье маше. Тарелка.

1



2

2

2

1

2





Работа в группах

4


Работа с тканью 8 час.

Кукла (обметочный шов).

Аппликация «Медведь».

Веревочная фантазия «Улитка».

Игольница «Кувшинка».

3

2

2



1


5


Работа с соленым тестом 5 час.

Панно «Снегири».

«Яблоко с гусеницей» (плоское).

3

2


6


Работа с бросовым материалом 4 час.

Ваза (пластиковая бутылка).

Фото рамка (макароны).

2

2


7


Итоговое занятие 1 час

Выставка работ.

1

Защита творческих проектов




Всего :34час.




Тематическое планирование 4 класс.


Тема

Содержание

Часы

Примечание

1


Работа с природным материалом 3 часа.

Аппликация из листьев «Заяц».

Кофейное дерево.

1



2


2


Работа с пластилином 3 часа.

Пластилиновый мультфильм.



«Заяц» (зернистая техника)

1



2

Коллективная работа.

3


Работа с бумагой и картоном 10 час.

Торцевание «Звезда».

Торцевание .Композиция «На пруду»

Квиллинг «Пасхальное яйцо».

Объемная аппликация «Плетеная корзина с цветами».

2

3



3

2


Работа в парах

4


Работа с тканью 8 час.

Объемная аппликация с подложкой «Мухомор».

Игольница «Башмачок Золушки».

Салфетка «Шов цепочка».

2



4



2


5


Работа с соленым тестом 5 час.

Корзинка с подснежниками.

Клоун-сувенир (с веревкой).

3

2

Работа в паре.

6


Работа с бросовым материалом 4 час.

Игольница «Ромашка» (пластиковая бутылка).

Цыплята (пластиковый стакан).

Карандашница (банка от кофе, веревка).

2



1



1









Работа в паре

7


Итоговое занятие 1 час

Выставка работ.

1





Всего :34час.





Литература

  1. Н.С.Ворончихин “Сделай сам из бумаги”

  2. Интернет-ресурс: http://stranamasterov.ru

  3. Т.М. Геронимус “150 уроков труда в 1-4 классах: Методические рекомендации к планированию занятий”. 1997 г.

  4. М.А.Гусакова “Аппликация”, Просвещение, 1987 г.

  5. М.А.Гусакова “Подарки и игрушки своими руками”, ТЦ "Сфера", 1999 г.

  6. Н.В. Волкова, Е.Г. Жадько «100 замечательных поделок из всякой всячины», Росто-на-Дону, 2009 г.

  7. В.А. Хоменко «Солёное тесто: шаг за шагом», Харьков, 2007 г.

  8. Т.Б. Сержантова «366 моделей из оригами», Айрис-пресс, 2006 г.

  9. В.В. Выгонов «Трехмерное оригами», Издательский Дом МСП, 2004 г.

 

 


12


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ