Рабочая программа занятий внеурочной деятельности «Золотые ручки»
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 320
Приморского района Санкт- Петербурга
_____________________________________________________
СОГЛАСОВАНО
на заседании
методического объединения
протокол №___
от «___»________ 20__ года
Председатель МО
_______________________
ПРИНЯТО
Педагогическим советом
протокол №___
от «___»_____ 20__года
УТВЕРЖДАЮ
директор ГБОУ школы №320
_____________ И.Б.Черноус
приказ №___
от «___»_____ 20__года
Рабочая программа
занятий внеурочной деятельности
«Золотые ручки»
Срок реализации: 4 года
Возраст обучающихся: 7-10 лет
Педагог: Зимина Марина Анатольевна
2014-2018 учебный год
Содержание программы:
Пояснительная записка
Цели и задачи программы
Планируемый результат
Условия реализации программы
Тематическое планнирование
Литература
Программа «Золотые ручки».
Пояснительная записка.
Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, работа с природным материалом, пластилином, работа с бросовым материалом) и направлена на овладение школьниками необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома. По каждому виду труда программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ. Программа рассчитана на детей младшего школьного возраста от 7-10 лет. При обучении используется режим групповых занятий - по одному разу в неделю. Объединяются учащиеся, проявляющие достаточно устойчивый, длительный интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ. Актуальность программы «Умелые ручки» заключается в том, что она предоставляет возможность учителю осуществлять индивидуальный подход к каждому обучающемуся, раскрывать его личностные задатки, прививать любовь к народному творчеству, развивать художественно-эстетический вкус.
В зависимости от характера усвоения изучаемой темы, занятия проводятся в групповой, коллективной и индивидуальной формах.
Цели: развитие детского, сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки. Задачи:
-Познакомить с окружающим миром.
-Изготовить поделки и сувениры, в том числе и из бросового и природного материала.
-Использовать в работе различные материалы (ткань, мех, бумага, картон, пластилин, бисер, пряжа, бросовый материал, природный материал и т.д.)
-Воспитывать эстетический вкус, чувства прекрасного, гордости за свой выполненный труд.
Задачи программы будут достигнуты, если ребенок на занятии займет позицию “Я хочу это сделать сам”. В задачу педагога входит не столько помочь ребенку в осознании или изготовлении, сколько создать условия, при которых его потенциал будет использован полностью. Для этого педагогу необходимо помнить об особенностях деятельности ребенка на занятии, включающей в себя как равнозначный интеллектуальный и моторный компоненты, т.е. на занятии должна быть специально организованная часть, направленная на обеспечение безусловного понимания сути и порядка выполнения практической работы, и должным образом оснащенная самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в изделии. Причем на теоретическую часть занятия должно отводиться втрое меньше времени, чем на практические действия. Это обосновано тем, что теоретическую работу под руководством учителя можно ускорить, организовав обсуждение в динамичной, веселой, захватывающей форме, а самостоятельные практические действия должны вестись неторопливо, в строго индивидуальном ритме, обеспечивающем формирование трудовых умений на должном уровне.
Следует помнить, что воспитывающий и развивающий потенциал занятий снижается, если ребенок привыкает работать только “под диктовку” учителя по принципу “ делай как я”, выполнять роль исполнителя, недостаточно ясно и точно понимающего какая связь между отдельными операциями при изготовлении изделия и конечным результатом. Безусловно, в подражательной деятельности заложены большие возможности для обучения учащихся. Но задержка младших школьников на этом уровне обучения отрицательно сказывается на их развитии: учащиеся становятся интеллектуально пассивными, часто беспомощными при самостоятельном решении самых простых заданий. Использование инструкционных и технологических карт и других видов изобразительной наглядности увеличивает время на занятии на практическую работу, позволяет наиболее подготовленным учащимся работать самостоятельно, соединяя “работу ума с работой рук”, а учителю иметь большую возможность оказать помощь менее подготовленным учащимся.
Индивидуальный труд учащихся во внеурочное время заключается в том, что под общим руководством педагога младшие школьники самостоятельно выполняют интересующие их трудовые задания. Тематика, содержание, сложность и трудоемкость этих заданий должны подбираться с учетом возрастных особенностей младших школьников и возможностей обеспечения их всем необходимым для успешного выполнения намеченных планов.
Планирование имеет направленность на формирование у детей общетрудовых умений и навыков: анализ, планирование, организация и контроль трудовой деятельности, которые расширяются и углубляются в процессе любой трудовой деятельности школьников. Большое значение приобретает выполнение правил культуры труда, экономного расходования материалов, бережного отношения к инструментам, приспособлениям и материалам.
В процессе занятий по рукоделию учащиеся закрепляют навыки работы с такими универсальными инструментами и приспособлениями, как ножницы, иглы, шаблоны (выкройки) для разметки тканей, различными измерительными инструментами.
Изготовление изделий строится на различном уровне трудности: по образцу, рисунку, простейшему чертежу, по собственному замыслу ребенка с учетом индивидуальных особенностей и возможностей школьника. При изготовлении какого-либо изделия ребенок учится устанавливать последовательность выполнения действий, порядок работы инструментами. Пропуск самой незначительной операции или выбор не того инструмента, который нужен в данный момент, - все это сразу же сказывается на качестве работы. Ребенок действует в системе наглядно выраженных требований, выбирает и сопоставляет варианты действий, отбирает наиболее рациональные пути решения задания, сравнивает полученный результат с планируемым ранее, оценивает его. Это способствует формированию у учащихся способности к планированию. Планирование предупреждает ошибочные действия, способствует более четкому представлению порядка операции. Это сказывается на качестве изделий школьника, позволяет ему познать радость труда.
Главной задачей учителя, проводящего занятие, должна быть забота о развивающем характере обучения, заложенном в содержании. Методическое решение этой задачи будет состоять в том, что нужно постараться поменьше объяснять, лучше вовлекать детей в обсуждение, нельзя перегружать занятие новыми сведениями, торопить детей и сразу стремиться на помощь, если что-то не получается. Ребенок должен попробовать преодолеть себя; в этом он учится быть взрослым, мастером.
Для повышения и поддержания интереса учащихся к объектам труда, его процессам и результатам имеет организация для выполнения небольших по объему трудовых заданий бригад или звеньев с распределением между детьми разных функций (бригадир, рабочий и т.д.).
В программе указано примерное количество часов на изучение каждого раздела программы. Учитель может самостоятельно распределять количество часов, опираясь на собственный опыт и имея в виду подготовленность учащихся и условия работы в данной группе.
Результатом реализации данной образовательной программы являются выставки детских работ, как местные. Использование поделок-сувениров в качестве подарков.
К концу обучения учащиеся должны знать:
название и назначение материалов – бумага, ткань, пластилин;
название и назначение ручных инструментов и приспособлений- ножницы, кисточка для клея, игла;
правила безопасности труда и личной гигиены при работе указанными инструментами.
название, назначение, правила пользования ручным инструментом для обработки бумаги, картона, ткани и других материалов;
правила безопасности труда и личной гигиены при обработке различных материалов;
приемы разметки (шаблон, линейка, угольник, циркуль); приемы складывания бумаги.
способы контроля размеров деталей (шаблон, угольник, линейка),
К концу обучения учащиеся должны уметь:
правильно называть ручные инструменты и использовать их по назначению;
организовать рабочее место и соблюдать порядок во время работы;
понимать рисунки, эскизы (определять название детали, материал, из которого она должна быть изготовлена, форму, размеры);
выполнять работы выполнять работу самостоятельно без напоминаний;
самостоятельно изготовлять изделия (по образцу, рисунку, эскизу);
анализировать под руководством учителя изделие (определять его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);
правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;
соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея, вышивать стежками “вперед иголка”.
Условия реализации программы:
Инструменты и приспособления:
простой карандаш
линейка
фломастеры
цветные карандаши
ножницы канцелярские с закругленными концами
кисточка для клея и красок
иголки швейные
доски для работы с пластилином
Материалы:
пластилин
бумага цветная для аппликаций
двухсторонняя цветная бумага для оригами, квилинга
картон белый и цветной
ткань: ситец однотонный и цветной
мех
вата
нитки швейные – белые, черные и цветные
мулине
шерстяная пряжа
клей ПВА
ватные диски
Тематическое планирование и содержание программы
№
Тема
1 класс
2 класс
3 класс
4 класс
Вводное занятие
1
-
-
-
Работа с природным материалом
5
3
3
3
Работа с пластилином
4
3
3
3
Работа с бумагой и картоном.
10
10
10
10
Работа с тканью
8
8
8
8
Работа с соленым тестом
2
5
5
5
Работа с бросовым материалом
2
4
4
4
Итоговое занятие
1
1
1
1
Всего
33 часа
34 часа
34 часа
34 часа
Тематическое планирование 1 класс.
№
Дата
Тема
Содержание
Часы
Примечание
1
04.09
Вводное занятие 1 час.
Беседа, ознакомление детей с особенностями кружка.
Требования к поведению учащихся во время занятия.
Соблюдение порядка на рабочем месте.
Соблюдение правил по технике безопасности. Проведение входного контроля.
1
2
11.09
18.09
25.09
02.10
09.10
Работа с природным материалом 5 час.
Сбор природного материала. Знакомство со способом обработки. Подготовка к работе.
Аппликация из листьев «Жар- птица».
Изготовление поделок из шишек « Лесные жители».
1
2
2
Коллективная работа.
3
16.10
Работа с пластилином 4 часа
История про пластилин. Техника безопасности. Приемы работы. Лепка героев сказки «Колобок».
1
23.10
06.11
Лепка овощей, фруктов.
2. Лепка героев сказки «Теремок».
1
1
13.11
Пластилиновая аппликация на картоне с использованием природного материала.
1
4
20.11
Работа с бумагой и картоном 10 час.
Свойства бумаги и картона. Виды бумаги. Техника безопасности. Закладка.
1
27.11
Симметричное вырезывание из листьев бумаги, сложенных пополам, изображений овощей, фруктов, листьев.
1
04.12
11.12
Аппликация из рваной бумаги. «Фруктовая корзина».
2
18.12
25.12
15.01
22.01
Знакомство с оригами. Приемы сгибания.
Оригами.
Веселые маски.
1
1
2
Работа в группах
Коллективная творческая работа
29.01
05.02
Панно «Аквариум»
2
5
19.02
26.02
Работа с тканью и нитками 8 час.
Введение в тему. Кукла из ниток.
2
Работа в группах
05.03
12.03
Знакомство со швом вперед иголка. Салфетка.
2
19.03
Панно «Снеговик» (из ватных дисков)
1
02.04
Изготовление куклы- оберега.
1
09.04
16.04
Знакомство и шитье мягкой игрушки «Смешарики».
2
6
23.04
30.04
Работа с соленым тестом 2 час.
Технология изготовления.
Творческая работа «На морском дне».
1
1
7
07.05
Работа с бросовым материалом 2 час.
Изготовление яблока (пластиковые бутылки).
1
Работа в группах
14.05
«Божьи коровки» (киндер сюрприз – скорлупа)
1
8
21.05
Итоговое занятие 1 час.
Подведение итогов. Выставка работ
1
Защита творческих проектов.
Всего :
33 часа.
Тематическое планирование 2 класс.
№
Дата
Тема
Содержание
Часы
Примечание
1
Работа с природным материалом 3 часа.
Аппликация «Пальма» (листья)
«Домовенок» (шишки)
«Божья коровка» (роспись морского камня)
1
1
1
2
Работа с пластилином 3 часа.
Сказочные герои.
Открытка «Аленький цветок» (пластилином на картоне).
1
2
Работа в парах
3
Работа с бумагой и картоном 10 час.
Аппликация «Грибы на поляне».
Объемная ёлочка.
Аппликация «Осминожка».
Новогодняя гирлянда.
Снежинка (вырезывание из салфеток).
Оригами (тюльпан).
Оригами (кораблик).
Объёмная аппликация из полос «Букет».
1
2
1
2
1
1
1
1
4
Работа с тканью 8 час.
Игольница «Сердце».
Мышка.
Панно «Цветы» (ленты, пуговицы).
2
3
3
5
Работа с соленым тестом 5 час.
Зайка (плоская фигурка).
Панно «подсолнух» (в круге).
2
3
6
Работа с бросовым материалом 4 час.
Гусеница (киндер- сюрприз).
Цветы ( трубочки-соломки).
2
2
Работа в парах
7
Итоговое занятие 1 час
Выставка работ.
1
Защита творческих проектов
Всего :34час.
Тематическое планирование 3 класс.
№
Тема
Содержание
Часы
Примечание
1
Работа с природным материалом 3 часа.
Аппликация «Подсолнух» (горох).
Контрастная аппликация «Одуванчик» (манка).
2
1
Работа в парах
2
Работа с пластилином 3 часа.
Композиция «Аквариум в банке».
Рыбка (полосная техника)
2
1
3
Работа с бумагой и картоном 10 час.
Контрастная аппликация «Зимний лес».
Квиллинг «Снежинка».
Торцевание «Сердце».
Торцевание «Бабочка».
Оригами «Журавль».
Папье маше. Тарелка.
1
2
2
2
1
2
Работа в группах
4
Работа с тканью 8 час.
Кукла (обметочный шов).
Аппликация «Медведь».
Веревочная фантазия «Улитка».
Игольница «Кувшинка».
3
2
2
1
5
Работа с соленым тестом 5 час.
Панно «Снегири».
«Яблоко с гусеницей» (плоское).
3
2
6
Работа с бросовым материалом 4 час.
Ваза (пластиковая бутылка).
Фото рамка (макароны).
2
2
7
Итоговое занятие 1 час
Выставка работ.
1
Защита творческих проектов
Всего :34час.
Тематическое планирование 4 класс.
№
Тема
Содержание
Часы
Примечание
1
Работа с природным материалом 3 часа.
Аппликация из листьев «Заяц».
Кофейное дерево.
1
2
2
Работа с пластилином 3 часа.
Пластилиновый мультфильм.
«Заяц» (зернистая техника)
1
2
Коллективная работа.
3
Работа с бумагой и картоном 10 час.
Торцевание «Звезда».
Торцевание .Композиция «На пруду»
Квиллинг «Пасхальное яйцо».
Объемная аппликация «Плетеная корзина с цветами».
2
3
3
2
Работа в парах
4
Работа с тканью 8 час.
Объемная аппликация с подложкой «Мухомор».
Игольница «Башмачок Золушки».
Салфетка «Шов цепочка».
2
4
2
5
Работа с соленым тестом 5 час.
Корзинка с подснежниками.
Клоун-сувенир (с веревкой).
3
2
Работа в паре.
6
Работа с бросовым материалом 4 час.
Игольница «Ромашка» (пластиковая бутылка).
Цыплята (пластиковый стакан).
Карандашница (банка от кофе, веревка).
2
1
1
Работа в паре
7
Итоговое занятие 1 час
Выставка работ.
1
Всего :34час.
Литература
Н.С.Ворончихин “Сделай сам из бумаги”
Интернет-ресурс: http://stranamasterov.ru
Т.М. Геронимус “150 уроков труда в 1-4 классах: Методические рекомендации к планированию занятий”. 1997 г.
М.А.Гусакова “Аппликация”, Просвещение, 1987 г.
М.А.Гусакова “Подарки и игрушки своими руками”, ТЦ "Сфера", 1999 г.
Н.В. Волкова, Е.Г. Жадько «100 замечательных поделок из всякой всячины», Росто-на-Дону, 2009 г.
В.А. Хоменко «Солёное тесто: шаг за шагом», Харьков, 2007 г.
Т.Б. Сержантова «366 моделей из оригами», Айрис-пресс, 2006 г.
В.В. Выгонов «Трехмерное оригами», Издательский Дом МСП, 2004 г.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ