Защита детей в современных условиях
Защита детей в современных условиях
План
Современная система защиты детей.
Диагностика и отбор объектов реабилитации.
Антиалкогольное и антинаркотическое воспитание.
Терминология:
Закон – норма общественных отношений, сформулированная в виде особого документа, принятая (утвержденная) государственными органами власти.
Право – 1) совокупность правил поведения, установленных государством; 2) закрепленная в документе возможность, законность требований, притязаний человека на какое-либо благо.
Правонарушение – посягательство на какую-либо охраняемую нормой права общественную ценность, за которое предусмотрена мера ответственности.
Преступление – общественно опасное и уголовно наказуемое действие.
Социальное сиротство – нарушенные отношения родителей к ребенку: отсутствие внимания, заботы, любви, ласки; потеря связей родителей с ребенком, равносильная их отсутствию.
Беспризорность – отсутствие у детей и подростков семейного или государственного попечения, педагогического надзора и нормальных условий жизни.
Перевоспитание – вид воспитания, цель которого – установит отрицательные и развить положительные свойства личности, чтобы, опираясь на них, гармонично формировать личность в целом и главное – мотивы ее деятельности.
Особую группу детей с проблемами составляют дети, утратившие социальные связи с семьей и школой, оставшиеся без попечения, постоянного места жительства и средств к существованию, подвергшиеся физическому или психическому насилию.
Отчуждение происходит постепенно под влиянием всех дезадаптирующих факторов, среди которых главную роль играет нарушение прав ребенка в психологическом, педагогическом и социальном аспекте: обстановка в семье и школьном сообществе, влияние асоциальных и криминогенных групп.
В условиях реформирования общества изменяется и социальная политика государства. В 1990 г. Верховным Советом СССР была ратифицирована Конвенция ООН о правах ребенка, которая вступила в силу для Российской Федерации как правопреемника СССР с 15 сентября 1990 г. В статье 7 новой Конституции России записано, что в Российской Федерации «обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии и иные гарантии социальной защиты». Приняты многочисленные нормативные акты: Закон об образовании, Указ Президента о социальной поддержке многодетных семей, Постановление правительства о неотложных мерах по социальной защите сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и др.
В начале 90-х годов были приняты и начали реализовываться три большие социальные программы: «Социально-психологическая поддержка, обучение и воспитание детей с аномалиями развития», «Творческое развитие личности» и «Социальные службы помощи детям и молодежи»; тогда же были разработаны и по настоящее время действуют такие государственные социальные программы, как «Дети России», «Дети Чернобыля» и др.
Вопросами социальной защиты и поддержки детства в настоящее время занимаются различные министерства и ведомства: Министерство общего и профессионального образования; Министерство труда и социального развития; Министерство здравоохранения; Министерство юстиции.
Повсеместно в стране создаются учреждения нового типа: центры социального здоровья семьи и детей, социальной реабилитации трудных подростков; открываются приюты для детей, убегающих из дома; работают социальные гостиницы и телефоны доверия и многие другие службы, оказывающие социальную, медицинскую, психологическую, педагогическую и иные виды помощи.
Возвращается в наше общество благотворительность, причем на новой законодательно закрепленной основе. Закон РФ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» вызвал процесс бурного развития благотворительных фондов, ассоциаций, союзов, объединений. В настоящее время успешно действуют Фонд милосердия и здоровья, Детский фонд, благотворительный фонд «Белый журавлик» и многие другие, которые оказывают социальную защиту и помощь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, воспитанникам детских домов. Организованы и действуют профессиональные ассоциации социальных педагогов и социальных работников, набирает силу волонтерское движение, оказывающее помощь и поддержку нуждающимся детям.
В1991 г. в России был официально введен институт социальной педагогики. В системе профессионального образования была утверждена новая специальность «социальная педагогика», разработана квалификационная характеристика социального педагога, а также внесены соответствующие дополнения в квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. Тем самым юридически и практически были заложены основы новой профессии.
Основные виды помощи, которые оказывает социальный педагог ребёнку. К ним относятся:
— социально-информационная помощь, направленная на обеспечение детей информацией по вопросам социальной защиты, помощи и поддержки, а также деятельности социальных служб и спектра оказываемых ими услуг;
— социально-правовая помощь, направленная на соблюдение прав человека и прав ребенка, содействие в реализации правовых гарантий различных категорий детей, правовое воспитание детей по жилищным, семейно-брачным, трудовым, гражданским вопросам;
— социально-реабилитационная помощь, направленная на оказание реабилитационных услуг в центрах, комплексах, службах и других учреждениях по восстановлению психологического, морального, эмоционального состояния и здоровья нуждающихся в ней детей;
— социально-бытовая помощь, направленная на содействие в улучшении бытовых условий детей, проживающих в семьях группы риска;
— социально-экономическая помощь, направленная на оказание содействия в получении пособий, компенсаций, единовременных выплат, адресной помощи детям, на материальную поддержку сирот, выпускников детских домов;
— медико-социальная помощь, направленная на уход за больными детьми и профилактику их здоровья, профилактику алкоголизма, наркомании несовершеннолетних, медико-социальный патронаж детей из семей группы риска;
— социально-психологическая помощь, направленная на создание благоприятного микроклимата в семье и микросоциуме, в которых развивается ребенок, устранение негативных воздействий дома, в школьном коллективе, затруднений во взаимоотношениях с окружающими, в профессиональном и личном самоопределении;
— социально-педагогическая помощь, направленная на создание необходимых условий для реализации права родителей на воспитание детей, преодоление педагогических ошибок и конфликтных ситупций во взаимоотношениях детей с родителями, сверстниками, учителями, предупреждение конфликтных ситуаций, порождающих детскую беспризорность и безнадзорность, обеспечение развития и воспитания детей в семьях группы риска.
Все эти виды социальной помощи могут реализовываться в разных формах: заочных, очных, стационарных, комплексных. При этом помощь может оказываться опосредованно, непосредственно кратковременно, непосредственно продолжительно, непосредственно многопрофильно.
К заочным формам помощи относится общение с ребенком и окружающими его людьми посредством переписки или телефонного разговора. К учреждениям, использующим заочные формы оказания помощи, относятся информационные службы и телефоны доверия, в том числе специализированные информационно-консультативные службы для детей-инвалидов, наркоманов, алкоголиков и др.
Очные формы предоставления услуг предусматривают кратковременное общение социального педагога с ребенком, например, при посещении им центра реабилитации, кризисного центра, центров по профориентации, детской биржи труда и др.
Стационарная форма социально-педагогических услуг предусматривает длительное наблюдение за ребенком в специально для этого созданных условиях, например, в приютах, интернатах, домах ребенка и др.
Комплексная форма оказания помощи ребенку предусматривает взаимодействие его с несколькими специалистами, которые изучают различные аспекты (социальные, правовые, психологические и др.) проблемы ребенка, периодически собирают консилиум для ее разрешения. Данная форма оказания услуг характерна для специализированных учреждений комплексной помощи: центров семьи и детства, центров реабилитации инвалидов и др.
Дети и подростки, нуждающиеся в реабилитации, выявляются на разных уровнях различными специалистами, с помощью методов и методик, строго соответствующих области их профессиональной компетентности. Материалы для принятия решения о помещении несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное учреждение должны содержать заключение психолого-медико-педагогической комиссии с рекомендациями необходимых мер медико-психологической коррекции и типа специального учебно-воспитательного учреждения.
Этапы диагностики
На первом этапе выявляют детей группы риска. Этим занимаются в основном педагоги всех учреждений образования, которые с помощью педагогического наблюдения и несложной педагогической диагностики определяют детей, нуждающихся в реабилитации. Их задача не в том, чтобы определить пробелы, недостатки, отклонения и проблемы ребенка и их причины. Они ставят социально-педагогический диагноз: в чем ребенок испытывает трудности при обучении, воспитании, общении с людьми и какого характера затруднения имеют педагоги, родители и сверстники во взаимодействии с ним.
На втором этапе дети группы риска обследуются по педагогическим характеристикам школьным психологом или врачом (в зависимости от характера жалоб). Детей и подростков группы риска необходимо первично разделить на подгруппы со сходными симптомами, например: дети с нарушениями поведения, стойкой неуспеваемостью, недостатками в познавательной сфере, часто болеющие, с нарушениями осанки, зрения и т.д.
При этом школьный психолог ставит психологический диагноз. Дети с одинаковым психологическим диагнозом проходят сходную по содержанию реабилитацию. Задача психолога – отобрать детей для более обстоятельного обследования у специалистов, чтобы отделить норму, с которой работают психолог и обычные педагоги, от патологии, с которой работают другие профессионалы в специально организованных условиях. Школьный врач ставит медицинский диагноз, на основании которого ребенка относят к той или иной группе здоровья или направляют к специалистам по профилю заболевания.
На третьем этапе (за рамками образовательного учреждения – в специальных центрах, консультациях, комиссиях) проводят глубокую диагностику со специалистами, определяющими сущность и причины патологии.
Наконец, четвертый этап – это диагностика собственно отклонений или девиаций, составление индивидуальных реабилитационных программ. На этом этапе диагностическая работа вновь возвращается на уровень учреждения, в котором работают специалисты, компетентные в данной области. Чтобы составить реабилитационные программы, они проводят более глубокую диагностику личности. Например, педагоги делают срез знаний, умений и навыков, чтобы оказать педагогическую помощь, психологи выявляют личностные характеристики, уровень развития психических процессов; социальные педагоги изучают особенности средовой дезадаптации и проблемы в межличностных отношениях и т.п.
Во всем мире растет употребление психоактивных веществ (ПАВ) – алкоголя, наркотиков и токсических веществ детьми и подростками. Это самая тяжелая социальная болезнь современности. Объективные причины связаны с влиянием социальной среды: питейные (алкогольные) обычаи, обрядовые нормы поведения населения, бытовое пьянство, молодежные группировки, СМИ. К этому добавляются психологические особенности подросткового возраста. Субъективные причины – алкогольные установки и представления, отсутствие научных знаний о механизме действия алкоголя и наркотиков на организм человека. Употребление токсических веществ выступает как составная часть молодежной культуры, средство решения (облегчения) стоящих перед подростком проблем (общения, самоутверждения, ухода от действительности и др.). В некоторых случаях имеются неблагоприятные биологические факторы.
Задачи антиалкогольного воспитания:
информировать детей и подростков о действии ПАВ;
воспитывать трезвеннические установки у подрастающего поколения;
воспитывать в сознании детей нетерпимое отношение к любым проявлениям алкоголизма и наркомании;
воспитывать личностную стойкость по отношению к ПАВ;
опираться на нравственное начало в антиалкогольном и антинаркотическом воспитании;
обучать детей здоровому образу жизни и создавать условия для его реализации;
интегрировать усилия школы, семьи и общественности, параллельное просвещение детей и родителей.
Правовая основа антиалкогольного воспитания – юридически закрепленный принцип недопустимости употреблять алкоголь и наркотики детьми и подростками. Закон предусматривает административную ответственность родителей или других лиц за вовлечение несовершеннолетнего в пьянство и употребление наркотиков. Появление несовершеннолетних (до 16 лет) в пьяном виде в общественных местах влечет за собой наложение штрафа на их родителей. Продажа спиртных напитков лицам до 18 лет запрещена.
В образовательных учреждениях антиалкогольное воспитание проводится на протяжении всех лет обучения с учетом возрастных особенностей детей и с использованием всех возможных методов: вербальных (лекции, беседы), наглядных (показ действия алкоголя на живое) и практических (обучающие игры, пример взрослых). Кроме того, обязательно предусматривается:
индивидуальная и конфиденциальная работа с ребенком;
широкая пропаганда среди населения, родителей и самих детей, направленная к тому, чтобы формировать противоалкогольное общественное мнение;
санитарно-гигиеническое просвещение, пропаганда здорового образа жизни;
работа с семьей, с родителями по обучению их методам семейного воспитания;
работа с пьющими родителями;
организация свободного времени детей и подростков, предоставление им возможностей для занятий по интересам;
вовлечение в антиалкогольное воспитание все СМИ;
организация физкультурной, оздоровительной и спортивной работы, туризма;
приобщение подростков к трудовой деятельности.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ