Диагностика и развитие личностных УУД. Смыслообразование



Диагностика и развитие личностных УУД. Смыслообразование.


Описание системы работы

  1. «Базовое» универсальное учебное действие

Личностные УУД. Смыслообразование.

Смыслообразование –это установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него.

  1. Входная диагностика


Оценка уровня школьной мотивации (Н. Лусканова)



Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению (модификация А.Д. Андреева)




Оценка уровня школьной мотивации (Н. Лусканова)


Цель: анкета предназначена для выявления мотивационных предпочтений в учебной деятельности.

Анкета.


1.Тебе нравиться в школе?


Нравиться

Не очень нравиться

Не нравиться


2.Утром, когда ты просыпаешься, то всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?


Иду с радостью

Бывает по-разному

Чаще всего хочется остаться дома


3.Если учитель сказал, что завтра в школу необязательно приходить всем ученикам и желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался бы дома?


Не знаю точно

Остался бы дома

Пошел бы в школу


4.Ты доволен, когда у вас отменяют какие-либо уроки.


Доволен

Бывает по-разному

Не доволен


5.Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?


Хотел бы

Не хотел бы

Не знаю точно


6.Ты хотел бы, чтобы в школе не было уроков, но остались одни перемены?


Хотел бы

Не хотел бы

Не знаю точно



7.Часто ли ты рассказываешь своим родителям о школе?


Часто

Иногда

Почти никогда не рассказываю


8.Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?


Точно не знаю

Не хотел бы

Хотел бы


9.Много ли у тебя друзей в классе?


Не очень много

Много

Почти нет


10.Тебе нравятся твои одноклассники?


Нравятся

Некоторые нравятся, а некоторые – не очень

Большинство не нравится


Обработка результатов

Вариант расчетов по А.Ф.Ануфриеву:


За первый ответ – 3 балла,


За второй ответ – 1 балл,


За третий ответ – 0 баллов.


Интерпритация:


25 – 30 баллов (максимально высокий уровень) – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. Такие дети отличаются наличием высоких познавательных мотивов, стремлением наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.


20 – 24 балла – хорошая школьная мотивация.

Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. Такой уровень мотивации является средней нормой.


15 – 19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравиться ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени и учебный процесс их мало привлекает.


10 – 14 баллов – низкая школьная мотивация. Подобные школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.


Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в школе: они не справляются с учебой, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание которой для них невыносимо. Ученики могут проявлять агрессивные реакции, отказываться выполнять те или иные задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нарушения нервно- психического здоровья.

Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению (модификация А.Д. Андреева)


Цель: диагностика познавательной активности, мотивации достижения, тревожности, гнева.


Форма проведения:


Первый этап данной методики рекомендуется проводить со всем классом, т.е. фронтально (классом или группой). Детям выдаются бланки с вопросами и предлагаем прочесть инструкцию, лучше, если это сделать фронтально.

Учитель задает вопрос всему классу: «Все ли поняли смысл задания?» (что от них требуется?).


Учащиеся самостоятельно работают с вопросами, отмечая нужный балл.


Результат:

Выделяются следующие уровни мотивации учения:

I уровень - у ребенка преобладает выраженная продуктивная мотивация к познавательной мотивации учения и положительным эмоциональным отношением к нему;


II уровень - у ребенка присутствует продуктивная мотивация, позитивное отношение к учению, соответствие социальному нормативу (нахождения в классе, школе);


III уровень - у ребенка наблюдается средний уровень с несколько сниженной познавательной мотивацией;


IV уровень - у ребенка сниженная мотивация, переживание «школьной скуки», отрицательное эмоциональное отношение к учению;


V уровень - у ребенка нет мотивации к учению, т.е. наблюдается резко отрицательное отношение к учению.




  1. Постановка цели

Формулировка цели: Развитие у детей мотивации к обучению, путем прояснения значения учения.




  1. Планирование

Примерный план достижения поставленной цели:


1. Диагностический этап

2. Работа по повышению мотивации, и пониманию смысла учения. Повышение значимости учебной деятельности.




  1. Реализация плана

Рекомендации, советы, примерные задания для развития выбранного УУД

  1. Упражнение «Закончи предложение»

Проводится со всем классом, либо с подгруппой. Детям необходимо закончить предложение, которое произносит ведущий:

«Я хотел идти в школу, потому что…»

«Я хожу в школу, чтобы научиться…»


  1. Каждому ребенку дается список изучаемых предметов

Например:

Чтение

Иностранный язык

Русский язык

Технология

Музыка…и.т.д.

Задача детей, расставить их в порядке предпочтения, от самого нелюбимого, до самого любимого.

После чего, можно обсудить критерии их выборов.

  1. Класс делится на пары\группы, в зависимости от количества человек. Каждой группе дается листочек с написанном на нем названием урока , учебной дисциплины, из тех ,что у них преподается (рисование, чтение, письмо, окружающий мир и т.д.)

Задача каждой группы обсудить , а затем не называя дисциплины- объяснить классу , почему этот предмет-урок важен для обучения и жизни, где и как знания полученные на нем могут пригодиться и использоваться. А классу, соответственно, необходимо отгадать, о каком предмете идет речь.

  1. Рисунок «Я в школе».

Детям необходимо изобразить себя в школе. Необходимо напомнить им, что школа-это не только парта, учебники и т.д., а что есть еще и их одноклассники, учителя , учебные атрибуты.

После окончания рисования, можно так же обсудить , что они изобразили, и что считают самым важным в школе.







Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ