Дистанционное обучение в школе
Содержание
Введение
Россия располагает одной из самых крупных и авторитетных образовательных систем в мире, однако ее пропускная способность и, главное, формы предоставления образовательных услуг уже не соответствуют потребностям. Так, в результате высокого конкурса в высшие учебные заведения каждый год около 1,5 млн. абитуриентов остаются за пределами высшей школы. В силу сложных экономических условий студенты вынуждены совмещать учебу с работой и не всегда могут регулярно посещать занятия. В переподготовке по направлениям высшего образования ежегодно нуждаются до 2 млн. человек. Происходящие структурные изменения в экономике, социальной и политической жизни требуют переподготавливать по всем направлениям профессионального, гуманитарного и социально-экономического образования миллионы человек. Примерно 2/3 взрослого населения страны не охвачены никакими формами дополнительного образования и просвещения.
Эти проблемы накладываются на такие традиционные для России факторы, как распределение контингента, нуждающегося в обучении, по большим территориям и, напротив, неравномерность территориального распределения учебных заведений. Переход к постиндустриальному обществу предполагает, что не менее 40—50% населения должны обладать высшим образованием. Решение этих задач в рамках использования традиционных методов обучения требует непомерных финансовых затрат и отвлечения от активной деятельности недопустимо большого количества людей.
Реальная альтернатива этому — развитие системы дистанционного образования (СДО). За счет создания мобильной информационно- образовательной среды, базирующейся на современных информационных и телекоммуникационных технологиях, и сокращения удельных затрат на одного обучаемого в сравнении с традиционными системами образования СДО позволяет обеспечить принципиально новый уровень доступности образования при сохранении его качества.
Одна из наиболее активно обсуждающихся в последние годы форм таких услуг – это обучение с использованием глобальной сети Internet или дистанционное обучение. Представление и мнение о целесообразности такой формы обучения самые различные, а часто и совершенно противоположные. Это совершенно нормально, если учесть, что еще недавно дистанционной считалась практически любая методика обучения, при которой хотя бы часть материалов выдавалась на руки для самостоятельного изучения. Особой роли не играл и носитель информации: бумажный или магнитный.
Занимая по форме промежуточное положение между очным и заочным, дистанционное обучение есть явление совершенно особое, не сводимое к первым двум. Специально разработанная оболочка должна обеспечивать полный набор инструментов, позволяющих обучать индивидуально, обеспечивать всю информационную поддержку в соответствии с учебными планами, тестирование и самотестирование, систему итоговых контрольных мероприятий и т. п.
На сегодняшний день существует множество типов обучения, имеющих нормативную базу, традиции и доступные технологии для их организации. Но достаточно ли мы знаем о дистанционном обучении?
Объект – формы обучения.
Предмет – дистанционное обучение как одна из форм получения различного образования.
Цель данной работы – изучение существующих форм дистанционного обучения и их использование на практике.
Задачи:
1. Изучение понятия дистанционного обучения, его достоинств и недостатков
2. Изучение существующих концепций и практических моделей ДО в нашей стране и в мире.
3. Изучение форм дистанционного обучения, используемых в ВСОСШ №3.
Гипотеза: применение форм дистанционного обучения позволяет существенно повысить образовательный уровень учащихся и профессиональный уровень педагогов.
Глава I. Дистанционное обучение в системе образования
1.1 Понятие дистанционного обучения
Термин "дистанционное обучение" (distance education) еще до конца не устоялся как в русскоязычной, так и в англоязычной педагогической литературе. Встречаются такие варианты как "дистантное образование" (distant education), "дистантное обучение" (distant learning). Некоторые зарубежные исследователи, отводя особую роль телекоммуникациям в организации дистанционного обучения, определяют его как телеобучение (teletraining). Но все же наиболее часто употребляется термин "дистанционное обучение".
В последнее время проблеме дистанционного обучения уделяется большое внимание в педагогической литературе. В характеристике использованных первоисточников отмечается научный подход (употребление терминологии, ее раскрытие, выведение и обоснование основных положений, лаконичность и логичность изложения); однако, наблюдается некоторое расхождение авторов изданий разных лет по тем или иным вопросам.
На основании изученного материала можно выделить несколько трактовок понятия дистанционного обучения.
1. Дистанционное обучение (ДО) является формой получения образования, наряду с очной и заочной, при которой в образовательном процессе используются лучшие традиционные и инновационные методы, средства и формы обучения, основанные на компьютерных и телекоммуникационных технологиях.
2. Дистанционное образование – особая, совершенная форма, сочетающая элементы очного, очно-заочного, заочного и вечернего обучения на основе новых информационных технологий и систем мультимедиа. Современные средства телекоммуникаций и электронных изданий позволяют преодолеть недостатки традиционных форм обучения, сохраняя при этом все их достоинства;
3. Дистанционное обучение - новая организация образовательного процесса, базирующаяся на принципе самостоятельного обучения студента. Среда обучения характеризуется тем, что учащиеся в основном, а часто и совсем, отдалены от преподавателя в пространстве и (или) во времени, в то же время они имеют возможность в любой момент поддерживать диалог с помощью средств телекоммуникации.
Вместе с тем, несмотря на почти неуловимую разницу в трактовках, можно выделить общее звено, неизменно появляющееся в любых исследованиях. Как любая форма или система обучения, ДО имеет тот же компонентный состав: цели, обусловленные социальным заказом для всех форм обучения; содержание, также во многом определенное действующими программами для конкретного типа учебного заведения; методы, организационные формы и средства обучения. Последние три компонента в ДО обусловлены спецификой используемой технологической основы (например, только компьютерных телекоммуникаций, компьютерных телекоммуникаций в комплексе с печатными средствами, компакт-дисками, так называемой кейс-технологией, пр.).
Основу образовательного процесса при ДО составляет целенаправленная и контролируемая интенсивная самостоятельная работа обучаемого, который может учиться в удобном для себя месте, по индивидуальному расписанию, имея при себе комплект специальных средств обучения и согласованную возможность контакта с преподавателем по телефону, электронной и обычной почте, а также очно.
В системе образования ДО отвечает принципу гуманистичности, согласно которому никто не должен быть лишен возможности учиться по причине бедности, географической или временной изолированности, социальной незащищенности и невозможности посещать образовательные учреждения в силу физических недостатков или занятости производственными и личными делами. Являясь следствием объективного процесса информатизации общества и образования и вбирая в себя лучшие черты других форм, ДО вошло в ХХI век как наиболее перспективная, синтетическая, гуманистическая, интегральная форма получения образования.
1.2. Достоинства и недостатки дистанционной формы обучения
Сначала отметим достоинства дистанционного обучения.
Технологичность - обучение с использованием современных программных и технических средств делает электронное образование более эффективным. Новые технологии позволяют сделать визуальную информацию яркой и динамичной, построить сам процесс образования с учетом активного взаимодействия студента с обучающей системой.
Развитие Интернет сетей, скоростного доступа в Интернет, использование мультимедиа технологий, звука, видео делает курсы дистанционного обучения полноценными и интересными.
По мнению 57% преподавателей США, результаты дистанционного обучения не уступают или даже превосходят результаты традиционных занятий.
33,3% опрошенных преподавателей считает, что в ближайшие годы результаты дистанционного обучения превзойдут результаты аудиторного.
Доступность и открытость обучения - возможность учиться удалено от места обучения, не покидая свой дом или офис. Это позволяет современному специалисту учиться практически всю жизнь, без специальных командировок, отпусков, совмещая с основной деятельностью. При этом делая упор на обучение вечером и в выходные дни.
Можно учиться находясь практически в любой точке земного шара, где есть компьютер и Интернет.
Как правило, дистанционное обучение дешевле обычного обучения, в первую очередь за счет снижения расходов на переезды, проживание в другом городе, снижению расходов на организацию самих курсов.
Свобода и гибкость, доступ к качественному образованию - появляются новые возможности для выбора курса обучения. Очень легко выбрать несколько курсов из разных университетов, из разных стран. Можно одновременно учиться в разных местах, сравнивая курсы между собой. Появляются возможность обучения в лучших учебных заведениях, по наиболее эффективным технологиям, у наиболее квалифицированных преподавателей.
Обучение в любое время в любом месте позволяет студентам не только оставаться в привычной для них обстановке и сохранить привычный ритм жизни, но и выработать индивидуальный график обучения.
Человек может учиться дистанционно инкогнито, в силу различных причин (возраст, положение, должность, стеснительность и т.д.).
Возможность обучения инвалидов и людей с различными отклонениями.
При использовании дистанционного обучения учебное заведение получает большее количество иностранных студентов, университеты имеют возможность увеличить количество студентов за счет привлечения дистанционных слушателей из других стран и городов.
Индивидуальность систем дистанционного обучения. ДО носит более индивидуальный характер обучения, более гибкое, обучающийся сам определяет темп обучения, может возвращаться по несколько раз к отдельным урокам, может пропускать отдельные разделы и т.д. Слушатель изучает учебный материал в процессе всего времени учебы, а не только в период сессии, что гарантирует более глубокие остаточные знания. Такая система обучения заставляет студента заниматься самостоятельно и получать им навыки самообразования.
Опыт показывает, что студент, обучающийся дистанционно становится более самостоятельным, мобильным и ответственным. Без этих качеств он не сможет учиться. Если их не было изначально, но мотивация к обучению велика, они развиваются и по окончанию обучения выходят специалисты, действительно востребованные на рынке.
Документирование процесса обучения – у обучающего может остаться сам курс обучения, электронная переписка с тьютором и он может обращаться к ним позже, по мере необходимости.
ДО делает процесс обучения более творческим и индивидуальным, открывает новые возможности для творческого самовыражения обучаемого.
Внедрение ДО уменьшает нервозность обучаемых при сдаче зачета или экзамена.
Использование современных Интернет технологий и ДО позволяет легко формировать различные виртуальные профессиональные сообщества (например сообщества учителей), общаться учителям между собой, обсуждать проблемы, решать общие задачи, обмениваться опытом, информацией и т.д.
Развитие ДО требует использования новых инструментов и методов обучения, построения новых моделей обучения.
Совершенно новые возможности открывает использование в обучении поисковых машин. Современные поисковые машины аккумулирует в себе миллиарды документов, это огромные базы информации и наша задача использовать их в процессе обучения.
Несмотря на множество достоинств, ДО имеет и свои недостатки:
Отсутствие прямого очного общения между обучающимися и преподавателем. А когда рядом нет человека, который мог бы эмоционально окрасить знания, это значительный минус для процесса обучения.
Необходимость в персональном компьютере и доступе в Интернет.
Высокие требования к постановке задачи на обучение, администрированию процесса, сложность мотивации слушателей.
Одной из ключевых проблем Интернет-обучения остается проблема аутентификации пользователя при проверке знаний. Большинство дистанционных программ предполагает очную экзаменационную сессию. Отчасти эта проблема решается с установкой видеокамер на стороне обучающего и соответствующего программного обучения.
Необходимость наличия целого ряда индивидуально-психологических условий. Для дистанционного обучения необходима жесткая самодисциплина, а его результат напрямую зависит от самостоятельности и сознательности учащегося.
Как правило, обучающиеся ощущают недостаток практических занятий. Отсутствует постоянный контроль над обучающимися, который для российского человека является мощным побудительным стимулом.
Высокая стоимость построения системы дистанционного обучения на начальном этапе создания системы, велики расходы на создание системы дистанционного обучения, самих курсов дистанционного обучения и покупку технического обеспечения.
Высокая трудоемкость разработки курсов дистанционного обучения. Создание 1 часа действительно интерактивного мультимедийного взаимодействия занимает более 1000 часов профессионалов. Один из путей решения этой проблемы это поиск и использования существующих видео и аудио файлов, использование методов постепенного усложнения дистанционных курсов.
1.3. Модели дистанционного обучения
Современное развитие систем и моделей ДО обуславливается развитием трех и совершенствованием трех факторов, которые можно назвать базовыми для любой модели ДО. Такими факторами можно признать следующие:
1. Технологический фактор. Определяется информационными технологиями, используемыми для разработки, доставки, поддержки учебных курсов и учебного процесса в целом.
2. Педагогический фактор. Определяется набором методов и приемов, применяемых в ходе учебного процесса.
3. Организационный фактор. Характеризует специфику организационной структуры образовательного учреждения дистанционного обучения
1.3.1. Технологический фактор ДО
В качестве первого фактора (интегрированной характеристики) модели дистанционного обучения рассматривается тип используемых в учебном процессе информационных технологий. При этом необходимо подчеркнуть два важных аспекта.
Во-первых, такая очередность рассмотрения факторов вовсе не означает присвоение наивысшего приоритета технологии в организации учебного процесса. Как бы мощны и совершенны ни были технологические применения, они должны служить образовательным (педагогическим) целям, а не наоборот. Но с другой стороны, нельзя и недооценивать роль новых информационных технологий, которые зачастую предлагают качественно новые возможности реализации образовательного процесса.
Во-вторых, приведенный ниже перечень основных технологий, применяемых в моделях дистанционного обучения, конечно же не означает, что какая-то конкретная модель должна характеризоваться применением лишь одной из них. Мультимедиа-подход, основанный на использовании нескольких взаимодополняющих информационных технологий, представляется наиболее эффективным в области образования.
Используемые сегодня технологии дистанционного обучения можно разделить на три большие категории:
1. Интерактивное телевидение. Преимущество обучения, базирующегося на интерактивном телевидении, заключается в его возможности непосредственного визуального контакта с аудиторией, находящейся на различных расстояниях от преподавателя. Его отрицательная сторона состоит в том, что при таком обучении практически тиражируется обычное занятие, будь оно построено по традиционной методике или с использованием современных педагогических технологии. Это может быть допустимо только при демонстрирации уникальных методикик, лабораторных опытов, когда преподаватели, и учащиеся могут стать свидетелями и участниками использования новых знаний, методов в своей области, новых информационных технологий, принять участие в дискуссии. Данная форма дистанционного обучения интерактивна и может считаться весьма перспективной в системе повышения квалификации и подготовки специалистов. Но в настоящий момент это чрезвычайно дорогостоящие технологии.
2. Компьютерные телекоммуникационные сети (региональные, глобальные), с различными дидактическими возможностями в зависимости от используемых конфигураций (текстовых файлов, мультимедийных технологий, видеоконференций). Предполагает использование компьютерных телекоммуникаций в режиме электронной почты, телеконференций, информационных ресурсов региональных сетей и сети Интернет. Это самый распространен и не дорогой способ дистанционного обучения. При его организации предусматривается применение новейших средств телекоммуникационных технологий.
3. Кейс-технология, когда учебно-методические материалы комплектуются в специальный набор (кейс) и пересылаются обучаемому для самостоятельного изучения как на различного рода носителях, так и в электронной форме. Преимущество кейса в том, что он сочетает в себе следующие качества: интерактивность, мультимедийность, содержит большой объем информации и за счёт этого в значительной степени оптимизирует процесс дистанционного обучения.
1.3.2. Педагогический фактор как выбор методов дистанционного обучения
Важным интегрированным фактором типологии дистанционных университетов является совокупность используемых в учебном процессе педагогических методов и приемов. Выбрав в качестве критерия способ коммуникации преподавателей и обучаемых, эти методы (приемы) можно классифицировать следующим образом:
1) Методы обучения посредством взаимодействия обучаемого с образовательными ресурсами при минимальном участии преподавателя и других обучаемых (самообучение). Для развития этих методов характерен мультимедиа подход, когда при помощи разнообразных средств создаются образовательные ресурсы: печатные, аудио-, видео-материалы, базы данных и так далее.
2) Методы индивидуализированного преподавания и обучения, для которых характерны взаимоотношения одного студента с одним преподавателем или одного студента с другим студентом (обучение "один к одному"). Эти методы реализуются в дистанционном образовании в основном посредством таких технологий, как телефон, голосовая почта, электронная почта. Развитие теленаставничества (система "тьюторов"), опосредованного компьютерными сетями, является важным компонентом учебного процесса в электронных университетах.
3) Методы, в основе которых лежит представление студентам учебного материала преподавателем или экспертом, при котором обучающиеся не играют активную роль в коммуникации (обучение "один к многим").
4)Методы, для которых характерно активное взаимодействие между всеми участниками учебного процесса (обучение "многие к многим"). Значение этих методов и интенсивность их использования существенно возрастает с развитием обучающих телекоммуникационных технологий. Иными словами, интерактивные взаимодействия между самими обучающимися, а не только между преподавателем и обучающимися, становятся важным источником получения знаний. Развитие этих методов связано с проведением учебных коллективных дискуссий и конференций. Технологии аудио-, аудиографических и видео- конференций позволяют активно развивать такие методы в дистанционном образовании. Особую роль в учебном процессе дистанционных университетов играют компьютерные конференции, которые позволяют всем участникам дискуссии обмениваться письменными сообщениями как в синхронном, так и в асинхронном режиме, что имеет большую дидактическую ценность.
Как и в случае с технологическим фактором, дистанционные образовательные учреждения обычно основываются не на каком-то одном из приведенных педагогических принципов, а на их совокупности. Тем не менее, обычно выделяются доминирующие, или базовые для того или иного учреждения.
1.3.3. Организационный фактор
На сегодняшний день среди разнообразия типов организационных структур учреждений, предлагающих дистанционное обучение, можно выделить несколько основных моделей.
Первая модель - обучение по типу экстерната. Обучение, ориентированное на школьные или вузовские (экзаменационные) требования и предназначенное для учащихся и студентов, которые по каким-то причинам не могут посещать очные учебные заведения.
Вторая модель - обучение на базе одного университета. Это уже целая система обучения для студентов, которые обучаются не стационарно, а на расстоянии, заочно (открытые формы) или дистанционно, т.е. на основе новых информационных технологий, включая компьютерные телекоммуникации. Такие программы используются для получения разнообразных аттестатов образования.
Третья модель - обучение, основанное на сотрудничестве нескольких учебных заведений. Она предусматривает совместную подготовку единых программ заочного дистанционного обучения для нескольких учебных заведений по ведущим дисциплинам ( в любых районах страны и за рубежом). Такое сотрудничество в подготовке программ дистанционного обучения позволяет сделать их более качественными и менее дорогостоящими. Перспективная цель программы - дать возможность любому гражданину стран содружества, не покидая своей страны и своего дома, получить любое образование на базе функционирующих в странах содружества колледжей и университетов.
Четвертая модель - автономные образовательные учреждения, специально созданные для целей открытого или дистанционного обучения, в которых студенты могут получить образование по различным направлениям. Они специализируются в создании мультимедийных курсов. Обучение полностью оплачивается организациями и фирмами, в которых работают студенты. Самым крупным подобным учреждением является Открытый университет в Лондоне, на базе которого в последние годы проходят обучение дистанционно большое число студентов не только из Великобритании, но из многих стран Содружества.
Пятая модель - обучение по автономным обучающим системам. Обучение в рамках подобных систем ведется целиком посредством ТВ видеозаписей или радиопрограмм, а также дополнительных печатных пособий. Примерами такого подхода к обучению на расстоянии могут служить американо - самоанский телевизионный проект.
Шестая модель представляет собой неформальное, интегрированное дистанционное обучение на основе мультимедийных программ. Такие программы ориентированы на обучение взрослой аудитории, тех людей, которые по каким-то причинам не смогли закончить школьное образование. Такие проекты могут быть частью официальной образовательной программы, интегрированными в эту программу (примеры таких программ существуют в Колумбии), или специально ориентированные на определенную образовательную цель (например, Британская программа грамотности), или специально нацеленные на профилактические программы здоровья, как, например, программы для развивающихся стран.
1.4. Дистанционное обучение в России
Современный этап развития Российской высшей школы характеризуется очень интенсивным взаимопроникновением методик образования западной школы в Российскую и наоборот. В России активно развиваются крупные университетские центры по образу ведущих центров США и Европы. Для современного этапа характерно создание ведущими ВУЗами своих филиалов. Это резко расширяет рынок образовательных услуг и экономит средства вкладываемые в образование, но ведет к ухудшению качества образования, если не внести коррективы в методы образования.
Возможное ухудшение качества образования обусловлено следующими факторами:
возможным отсутствием в филиалах достаточного количества квалифицированных педагогических кадров;
невозможностью быстрого создания необходимой материальной учебно-лабораторной базы в филиале;
экономической нецелесообразностью развертывания в филиале полнокомплектных лабораторных комплексов и лекционных мультимедийных систем из-за малого числа студентов; отсутствие в филиалах традиций и опыта постановки и проведения научно-исследовательских и учебных работ и экспериментов.
Разрешение сложившейся проблемы возможно на основании внедрения в сферу образования дистанционного обучения на базе новых информационных технологий и современного подхода к созданию и функционированию учебного процесса. Основные направления такого подхода:
Информатизация имеющегося учебного и научного лабораторного оборудования на базе современных средств и технологий;
Разработка нового поколения учебной техники с использованием компьютерных моделей, анимаций и физического моделирования исследуемых объектов, процессов и явлений, ориентированных на решение следующих задач: акцентирование внимания на физической стороне исследуемого процесса; сокращение рутинной части образовательного процесса за счет автоматизации систем управления, измерения и обработки результатов; лабораторный стенд должен охватывать большой раздел лабораторных работ прикладного тематического направления; лабораторные стенды должны обладать системой телекоммуникации, обеспечивающий режимы удаленного и коллективного использования оборудования, интегрируя лабораторные стенды в систему дистанционного образования;
Методология образования должна поддерживать компьютерные формы обучения, контроля знаний, получения индивидуального задания, моделирования изучаемых процессов, проведения эксперимента, анализа и обработки результатов эксперимента, в том числе и в режиме удаленного доступа.
Создание системы удаленного доступа филиалов ВУЗов и небольших ВУЗов к ресурсам своих базовых ВУЗов и через них к ведущим учебным и научным лабораторно-исследовательским центрам страны.
Эти три направления (компьютеризация оборудования, методология образования на базе информационных средств, компьютерных форм и удаленный доступ) являются сутью концепции создания и внедрения комплекса дистанционного образования.
Глава 2. Изучение форм дистанционного обучения в ВСОСШ №3
Одной из целей практики в Верхне-Синячихинской Общеобразовательной Средней Школе было изучение форм дистанционного обучения, которые в нем используются. На основе наблюдений, бесед с учениками и педагогами, а также с административным персоналом школы были выделены следующие формы дистанционного обучения, которые на данный момент успешно реализуются в школе.
Сразу стоит отметить, что большая часть дистанционных образовательных проектов, в которых принимали участие педагоги и учащиеся школы, были предоставлены центром «Эйдос» (http://eidos.ru). Также были единичные обращения к ресурсу Московского Центра Интернет-образования (www.dlmsk.fio.ru).
Эвристическое обучение
Эвристическое обучение дает возможность школьнику создавать свой собственный творческий продукт по выбранному предмету. Наиболее ярко эвристическое обучение реализуется во Всероссийских дистанционных эвристических олимпиадах, в которых в течение 10 лет приняло участие свыше 170 тыс. школьников. В настоящее время такие олимпиады проводятся как по базовым предметам: математика, русский язык, литература, английский язык, так и по таким предметам как туризм, ОБЖ, технология, журналистика.
Одновременное участие в олимпиаде большого количества учащихся, расположенных в разных школах, городах и странах, создаёт эффект их творческого единения и соревновательного сотрудничества. Экономически и организационно участвовать в дистанционных олимпиадах более выгодно, чем в очных, поскольку не надо тратить время и ресурсы для отборочных туров, переездов. Чтобы принять участие в дистанционной олимпиаде, достаточно иметь электронную почту.
Эвристическая олимпиада носит обучающий характер, поскольку стимулирует творческую деятельность, побуждает пересматривать технологию изучения "общепринятых" вопросов, зачастую меняет отношение детей и педагогов к образованию. По мнению многих участников олимпиад, непрерывное участие в них во многом повышает креативность учебного процесса в школе.
В основе конструирования заданий эвристической олимпиады лежит предполагаемый личный образовательный продукт ученика, а не "правильность" решения им сложной задачи. Чтобы выполнить задания эвристической олимпиады, ученики осуществляют разные виды эвристической деятельности: наблюдение, эксперимент, моделирование, символотворчество, конструирование, прогнозирование, эмпатию, фантазирование, рефлексию и др. Эвристическая деятельность предусматривает применение учеником универсальных эвристических методов познания объекта или решения проблемы: установление закономерности, образное представление объекта, создание алгоритма действий. Чтобы каждому ученику дать возможность максимально проявить свою индивидуальность, совокупность олимпиадных заданий охватывает обычно широкий набор различных видов учебной деятельности: логических, образных, практических. Привлекательность дистанционной олимпиады возрастает при использовании в заданиях элементов мультимедийных технологий – графики, анимации, звука, видео, задающих творческую интерактивность участников.
В настоящий момент учащиеся школы активно участвуют в олимпиадах по основным предметам – математика, русский и английский языки, физика, а также ОБЖ. Призовых мест никто не занимал, однако количество участников постоянно растет (от 3х в 2008 году, до 25ти в 2010) и результаты уже чаще находятся в первой половине общих баллов.
Профессиональная переподготовка педагогов, методистов, администраторов
Приоритетными направлениями работы с педагогами являются следующие:
а) Общепедагогическая, психологическая и дидактическая подготовка педагогов. Осуществляется подготовка учителей к внедрению инновационных методик и технологий в традиционное очное обучение. Инновационные образовательные системы, профилизация, ключевые компетенции, развитие одаренности детей, рефлексия в работе педагогов – постоянные темы дистанционных занятий.
б) Методическая подготовка учителей-предметников. Как изучать школьные предметы? Как организовать рефлексию учащихся? Как подготовить детей к эвристическим олимпиадам по предметам? Педагогам оказывается помощь в тематическом планировании, подготовке и проведении уроков. На курсах учителя изучают методы творческого обучения английскому языку, физике, литературе и др. Свое развитие получил метод эвристического диалога в обучении. Особое внимание уделяется методике творческого обучения информатике.
в) Информационные и телекоммуникационные технологии в работе учителя. ИТК являются не целью, а средством перевода учебно-воспитательного процесса на современный уровень. Во всех Интернет-мероприятиях уделяется внимание применению в учебном процессе новых информационных и коммуникационных технологий. Преподавателями школы были пройдены такие дистанционные курсы, как «Интернет в школе: для чего и как его использовать», «Microsoft Word для классных руководителей», «Информационные технологии в работе учителя-предметника», «Формы телекоммуникаций в сети Интернет», «Школьный сайт: разработка концепции и структуры», «Введение в дистанционное обучение» и др.
г) Инновации в образовании. Организация экспериментальной работы в школе. Особое внимание отводится на проектирование и осуществление реальных шагов по модернизации существующей системы образования. С этой целью для педагогов, методистов, управленцев проводятся дистанционные методологические семинары, конференции.
Использование элементов ДО в домашнем обучении.
В школе обучается ряд детей, которые по разным причинам не могут посещать занятия. Эти причины достаточно широко варьируются, но ученик должен получить образование, и в этом педагогам помогают элементы дистанционного обучения. Такие ученики получают пакеты заданий по учебным предметам, а также необходимую учебную литературу. Выполнив задание, результаты пересылаются педагогам для проверки. Это нельзя назвать дистанционным обучением в чистом виде, так как зачастую учебные материалы и результаты работы ученика передаются лично вследствие отсутствия у него выхода в Интернет, и это не стало какой либо организованной системой. Работа с каждым учеником ведется педагогами индивидуально. Однако все же основные элементы дистанционного обучения здесь присутствуют.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что дистанционное обучение в той или иной форме активно используется педагогами школы. Нельзя сказать о массовости этого явления. Так, например, количество учащихся, принявших участие в дистанционных олимпиадах за весь период времени не превышает 50 человек. Количество педагогов, напрямую работающих с дистанционными центрами переподготовки и повышения квалификации так же невелико. Однако опыт есть и он продолжает увеличиваться и вовлекает в свои ряды все больше и больше участников.
По отзывам преподавателей и учащихся, использование форм ДО позволяет существенно повысить профессиональный уровень одних и образовательный - других. Также он дешевле, чем участие в традиционных олимпиадах и курсах повышения квалификации, особенно для учащихся и педагогов из глубинки, так как позволяет не тратить деньги на проезд и проживание по место проведения традиционных аналогичных форм.
Не обходится и без проблем. Например, особенно остро стоит проблема с обучением элементам компьютерной грамотности и работе в сети Интернет среди педагогов, так как без этих навыков никак нельзя обойтись. Также многим учащимся и педагогам сложно без живого общения с тьюторами. Особенной проблемой является то, что участие во многих сетевых дистанционных проектах является платным. Однако все эти проблемы решаются и преимущества, очевидные же на этом этапе использования отдельных форм ДО, помогают преодолеть их.
Заключение
Итогами данной исследовательской работы стало следующее. В данной работе мы отметили предпосылки появления дистанционного обучения (ДО), определение понятия ДО, плюсы и минусы ДО, ознакомились с концепциями и моделями ДО. Принятыми на данный момент в нашей стране и в мире.
ДО – это особая, совершенная форма, сочетающая элементы очного, очно-заочного, заочного и вечернего обучения на основе новых информационных технологий и систем мультимедиа; это новая организация образовательного процесса, базирующаяся на принципе самостоятельного обучения студента.
Плюсы: технологичность, доступность и открытость обучения, меньшая по сравнению с обычным образованием стоимость, свобода и гибкость, возможность обучения инвалидов и людей с различными отклонениями, индивидуальность и т .д.
Минусы: отсутствие прямого очного общения между обучающимися и преподавателем, необходимость в персональном компьютере и доступе в Интернет, проблема аутентификации пользователя при проверке знаний, недостаток практических занятий и т. д.
В практической части работы мы проанализировали использование различных форм ДО в Верхне-Синячихинской Общеобразовательной Средней Школе. Результатом исследования стал тот факт, что данные формы используются, однако не так широко, как хотелось бы самим педагогам и учащимся. Но работа ведется и в дальнейшем планируется расширение участия педагогов и учащихся школы в различных дистанционных образовательных проектах. Однако те результаты, которые уже были достигнуты говорят о том, что использование этих форм уже дает результат, о чем свидетельствует повышение уровня успеваемости учащихся и уровня профессиональной компетентности педагогов школы
Таким образом, можно сказать о том, что задачи исследования выполнены, цель достигнута и гипотеза доказана.
Список литературы
PCWEEK. Russian edition. - №5 (227). – 2000.
«Дистанционное образование». - №№1-12. – 2005.
Итоги эксперимента в области дистанционного обучения и перспективы развития дистанционных образовательных технологий. (Решение коллегии от 26.05.2002). // Инновации в образовании .-2002.- №4. - С. 4-27.
Ибрагимов. И. М. Информационные технологии и средства дистанционного обучения: учебное пособие для студ. вузов. - М.:Академия,2005.-336 с .
Интернет в гуманитарном образовании: Учеб. пособие для вузов / Под ред. Е. С. Полат.- М.: Владос, 2001.-272 с.
В. Канаво. «Достоинства и недостатки дистанционного обучения через Интернет» (http://www.curator.ru/doplus.html)
В. Канаво. «Методические рекомендации по созданию курса дистанционного обучения через Интернет» (http://www.curator.ru/method.html)
Киреева, Е.Д. Анализ перспективного развития существующих форм образовательных Интернет-проектов // Инновации в образовании .-2002.-№ 4. - С. 38-40.
http://www.curator.ru
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ