Доклад "Значение мелкой и общей моторики для развития умственных способностей и коррекции поведения младших школьников"

Значение мелкой и общей моторики для развития умственных способностей и коррекции поведения младших школьников.

Детство является ключевым периодом жизни человека, на протяжении которого осуществляется формирование всех морфологических и функциональных структур, определяющих потенциальные возможности и свойства взрослого человека. Одним из этих функциональных свойств является физическое и психическое здоровье, то есть достижение высокого уровня физической и умственной работоспособности, адаптации к условиям меняющейся среды, устойчивости к заболеваниям. К сожалению, в настоящее время, продолжает расти тенденция увеличения детей дошкольного возраста с синдромом гиперактивности и дефицита внимания.

Физическая культура является высокоэффективным средством гармоничного психофизического развития детей, повышения уровня соматического и психического здоровья. Цель реализуется в следующих задачах:

- снизить основные проявления гиперактивности у дошкольников - двигательную расторможенность, импульсивность, дефицит внимания;

- развить волевую регуляцию поведения и деятельности;

- повысить уровень статической, динамической, зрительно-моторной координации, четкость и осознанности движений;

- совершенствовать мелкую моторику пальцев рук, мимические движения; ускорить развитие познавательных процессов;

- снизить тревожность и агрессивность, гармонизировать эмоциональные свойства старших дошкольников;

- создать условия для овладения детьми социальными нормами поведения, повышения успешности учебно-игровой деятельности;

- способствовать повышению общего состояния здоровья детей. Огромный коррекционно-развивающий потенциал заложен в техниках и приемах восточных единоборств и духовных практик, в частности, ушу и гимнастики цигун, которые человек может осваивать с любого возраста.

Исследования показали, что занятия спортивными единоборствами способствуют снижению проявлений гиперактивности и отставания в развитии у дошкольников (Ротенберг Н. С., 2009)

Однако комплексный подход предполагает использование и других техник и упражнений, направленных на коррекцию гиперактивного поведения и его последствий: занятия бегом, игры с мячом, прыжки, игровые танцевальные упражнения, занятия на велотренажерах. Это обеспечивает достижение гиперактивными дошкольниками возрастных нормативов и формирования умений в области физической культуры, способствует развитию различных групп мышц. Не менее важным разделом предложенной технологии выступает развитие мелкой моторики пальцев рук. Именно этот моторный компонент обеспечивает формирование навыков письма, рисования у детей. В то же время, у гиперактивных дошкольников по сравнению со сверстниками наблюдается замедленное развитие мелкой моторики по сравнению со сверстниками.

Учёные - нейробиологи и психологи, занимающиеся исследованиями головного мозга и психического развития детей, давно показали связь между мелкой моторикой руки и развитием речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь.

Конечно, развитие мелкой моторики - не единственный фактор, способствующий развитию речи. Если у ребёнка будет прекрасна, развита моторика, но с ним не будут разговаривать, то и речь ребёнка будет не достаточно развита. То есть необходимо развивать речь ребёнка в комплексе много и активно общаться с ним в быту, вызывая его на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребёнку, рассказывать обо всём, что его окружает, показывать картинки, которые дети с удовольствием рассматривают. И плюс к этому, развивать мелкую моторику. Мелкая моторика рук - это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика - движения всей рукой и всем телом. Мелкую моторику рук развивают:

  1. Различные игры с пальчиками, где необходимо выполнять те или иные движения в определённой последовательности; ( семья, домик, считалка).

  2. Игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в руку (только под присмотром взрослых);

  3. Игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать-разжимать, выливать - наливать, насыпать-высыпать, проталкивать в отверстия и т.д.;

  4. Рисование карандашом (фломастером, кистью);

  5. Застёгивание и расстегивание молний, пуговиц;

  6. Одевание и раздевание игрушек.

  7. Мелкую моторику рук развивают также физические упражнения. Это разнообразные лазания (на спортивном комплексе, по лесенке и т.д.). Такие упражнения укрепляют ладони и пальцы, развивают мышцы. Ребёнок, которому позволяют лазать и висеть, лучше осваивает упражнения, направленные непосредственно на мелкую моторику.

Развивая моторику рук, нужно помнить о том, что у малыша две руки, старайтесь все упражнения дублировать: выполнять и правой и левой рукой. Развивая правую руку, мы стимулируем развитие левого полушария мозга. И наоборот, развивая левую руку, мы стимулируем развитие левого полушария.

Специальными исследованиями сотрудников лаборатории, высшей нервной деятельности ребенка, Института физиологии детей и подростков АПН СССР под руководством Кольцовой М.М. установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Так, на основе проведения опытов и исследования большого количества детей Фоминой Л.Ф., была выявлена следующая закономерность:

«Если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы».

Правомерность выводов о влиянии тонких движений руки на становление речи подтверждается учёными.

Анализируя экспериментальные данные, свидетельствующие о тесной связи функции руки и речи, в том числе и электрофизиологических исследований, Кольцова М.М. пришла к заключению, что «морфологическое и функциональное формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук». Психологи рекомендуют стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Систематические упражнения по тренировке пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются, по мнению Кольцовой М.М., «мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга».



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ