«Духовное развитие как основа формирования социальной компетентности учащихся»
МКОУ «СОШ № 11»
С.Татарка
«Духовное развитие как
основа формирования социальной компетентности учащихся».
Концепция воспитательной деятельности
классного руководителя 6 класса
Скрылёвой Натальи Александровны.
Кем бы ты ни был, жизнь твоя
должна быть духовно богатой,
ты должен видеть прекрасное
и уметь любоваться им.
Герман Титов
Уважаемые коллеги! Хочу представить вашему вниманию концепцию своей воспитательной деятельности «Духовное развитие как основа формирования социальной компетентности учащихся».
В словаре «духовность» трактуется как «отрешенность от низменных, грубо чувственных интересов, стремление к внутреннему совершенствованию, высоте духа». Осмелюсь утверждать, что именно духовное воспитание в большей степени способствует формированию социальной компетентности учащихся.
Опираясь на свой педагогический опыт, изучив современные запросы семьи и общества, я определила основную цель своей воспитательной деятельности: ориентация воспитательного процесса на духовное развитие как основу формирования социальной компетентности учащихся.
Социальная компетентность включает ряд аспектов:
умение принимать решение
готовность нести ответственность за свои поступки
умение анализировать ситуацию
умение понимать свои потребности и устремления, хранить чувство личного достоинства
способность быть успешным в выбранной деятельности
умение быть независимым, смело отстаивать свою позицию
осознание необходимости быть субъектом общественной жизни и деятельности
Все эти качества свойственны людям, обладающим высоким уровнем духовного
развития, имеющим чувство собственного достоинства и объединенным идеей личного роста. Именно такими я вижу в будущем своих воспитанников.
Моя воспитательная система предполагает единство воспитательного процесса во всех сферах:
в обучении
во внеурочной деятельности
в системе дополнительного образования
во взаимодействии с семьей
в социуме.
При разработке системы в качестве теоретического материала я использовала идеи гуманистической педагогики, личностно-ориентированного подхода, педагогики сотрудничества.
Концептуальные положения:
личность важнее проблемы
принятие человека как личности важнее его исправления
мудрость ребенка важнее знаний, умений, навыков
внутреннее переживание важнее мыслей, слов, действий
понимание и сопереживание важнее объяснений
личностная зрелость важнее инструкций и методик
Концептуальная основа исходит из целеустановочных моделей личности и опирается на то, что в каждом возрасте создаются особо благоприятные предпосылки для формирования духовных качеств и решаются определенные задачи.
Мой опыт работы в качестве классного руководителя начинался с работы в начальной школе, поэтому я включила в систему и начальное звено. Каждый из данных этапов не существует отдельно от другого. Успешное применение системы возможно только при осуществлении преемственности.
классы
задачи
формируемые качества
1-4
Формирование культуры общения с товарищами, родителями, старшими и младшими.
Гуманность,способность к сотрудничеству,трудолюбие, честность, самостоятельность, организованность.
5-6
Формирование нравственного самосознания, ответственности как черты личности и обучение культуре поведения на основе управления собой.
Нравственная позиция по отношению к другому полу, возрасту, уровню способностей и одаренности.
7-8
Формирование общественного мнения по важнейшим проблемам жизни, общества и человеческих отношений; развитие самосознания и самовоспитания; приобщение к ведущим духовным ценностям своего отечества, воспитание гражданственности.
Осознание себя в качестве человека, гражданина, представителя своего на рода, члена семьи; самосознание.
9-11
Создание условий для социального самоопределения на будущее.
Осознание себя в качестве личности, обладающей четкой мировоззренческой позицией, способной к самореализации и самосовершенствованию.
В настоящее время я являюсь классным руководителем 6 класса, поэтому хочу более подробно остановиться именно на этом этапе.
Как известно, психологическими особенностями младших подростков является несогласованность убеждений, нравственных идей и понятий с поступками, действиями и поведением. Особое значение приобретает чувственная сфера, однако, это и самый благоприятный возраст для творческого развития. Я стараюсь уделить особое внимание внутреннему миру ребенка, больше времени отводить индивидуальной работе, проблемы ребенка решать наедине с ним. Ребятам интересны внеклассные мероприятия, в ходе которых можно высказать свое мнение и суждение, самому решать проблему, участвовать в дискуссии, отстаивать и доказывать свою правоту.
Выбор форм и методов работы с детьми зависят не только от возраста, но и от индивидуальных особенностей, отсюда возникает необходимость изучения личности каждого ребенка, коллектива в целом и семей. Эту работу я начинаю еще тогда, когда дети учатся в 4 классе. Общение, наблюдение, изучение личных дел, проведение мероприятий совместно с учителем начальных классов, диагностика - все это дает первоначальное представление и возможность наметить пути создания условий для безболезненной адаптации в средней школе и личностного развития каждого учащегося.
В дальнейшем, отслеживание личностного развития ведется с помощью карт воспитанности. В картах перечислены качества личности, оцениваемые по трехбалльной шкале. По результатам можно судить об изменениях в личностном развитии учащихся в тот или иной возрастной период и направлять работу на формирование того качества, которое недостаточно сформировано. Все указанные в карте качества – это программа воспитания. Карта дополняется учащимися, родителями, учителями. Проанализировав индивидуальные карты воспитанности, можно выявить общий уровень воспитанности класса, определить задачи и содержание воспитательной работы с классом и конкретным ребенком.
Индивидуальная карта воспитанности.
Базовые качества личности:
5 кл.
6 кл.
7 кл.
8 кл.
9 кл.
10 кл.
11 кл.
любознательность
объективность
эрудированность
самостоятельность
решительность
восприимчивость
эстетичность
совестливость
оптимистичность
работоспособность
демократичность
коллективизм
гуманность
трудолюбие
честность
Уровень воспитанности
Поиск совместно с детьми нравственных образцов духовной культуры, культуры деятельности, выработка на этой основе собственных ценностей, норм и законов жизни составляют содержание шести основных программ, которые взаимосвязаны: «Семья», «Учение», «Общение», «Здоровье», «Досуг» и «Нравственность».
Одна из главных воспитательных программ - «Учение». Свою задачу я вижу в том, чтобы скоординировать работу учащихся, родителей и учителей-предметников: ознакомить учителей-предметников с индивидуальными особенностями детей и семей, своевременно информировать родителей и организовывать индивидуальные встречи, выяснять причины снижения успеваемости, если таковые имеются и помогать их устранять. Реализуя эту программу, я стараюсь добиться стабильной мотивации через создание ситуаций успеха, проведение внеклассных мероприятий, направленных на развитие интеллекта, объективной оценки результатов. При этом я всегда помню: нельзя сравнивать результаты одного ребенка с результатами другого, а только с собственными; поощрять ребенка нужно прилюдно, а порицать наедине.
Программа «Общение» реализуется в системе «учитель – ученик», «ученик – ученик», «взрослый - ребенок». Выбор форм работы по этой программе зависит от способностей к общению учащихся, которые выявляются путем анкетирования . Это могут быть интерактивные игры, тренинги, самопрезентации, дискуссии, часы общения и др. Учитывая возраст моих воспитанников, можно с уверенностью сказать, что потребность общения со сверстниками и реализация творческого потенциала у них очень велика. Целесообразным стало решение задач этой программы через реализацию программы «Досуг».
План мероприятий по программе «Досуг» уже традиционно составляю совместно с родителями и учениками, учитывая не только желание интересно провести время, но и возможность воздействовать на духовный мир ребенка. Мы активно сотрудничаем с досуговыми центрами села (библиотека, музей, ДК) и это не только возможность расширить круг общения или провести досуг, но и продемонстрировать свои способности, привлечь внимание сверстников, родителей, а значит повысить уровень социальной значимости каждого ученика, его духовную культуру.
Общепринятое представление по реализации программы «Здоровье» расширено за счет работы по просвещению учащихся и родителей в вопросах значимости не только физического, но и духовного состояния ребенка. Ряд часов общения и родительских собраний посвящены именно этому вопросу.
Ведется совместная работа с медицинской и психологической службами, в классе имеется «Паспорт здоровья», который содержит информацию о состоянии каждого ученика, рекомендации для учителей и родителей.
Класс организует семейные выходные дни здоровья: экскурсии, поездки, посещение бассейна. При планировании отвожу место для часов общения, посвященных спортивным событиям страны.
Программа «Семья» предполагает тесное взаимодействие воспитанников, родителей и классного руководителя. Изучение семьи помогает понять самого ребенка, но делать это нужно деликатно и объективно. В работе я использую позитивный опыт семейного воспитания.
Формированию духовных ценностей могут способствовать различные формы совместной деятельности учащихся и родителей: совместные праздники, просмотр и обсуждение спектаклей, кинофильмов, посещение музеев и выставок, проведение конференций, например, «История моей семьи» и др.
Одна из традиционных форм – родительское собрание – давно перестало быть для меня возможностью обсудить успеваемость, посещаемость и решить хозяйственные вопросы. Я подбираю такие темы, которые помогут родителям уравновесить и развить личные взаимодействия в семье, повысить педагогическую компетентность и духовный уровень самих родителей. Кроме общеклассных собраний провожу и «малые» собрания, т.к. не всякая тема может быть интересна и нужна абсолютно всем. Проблемные вопросы решаю только в индивидуальном порядке.
Общаясь с родителями, я всегда помню, что дети – самое дорогое в их жизни, и я не вправе унижать их достоинство; каждая встреча должна стать полезной и результативной; регулярно информировать родителей нужно не только о неудачах, но и о каких-либо достижениях.
Примерная тематика родительских собраний, направленных на духовное воспитание (5-6классы):
«Основы духовного развития личности в подростковый период».
«Гармония общения в семье»
«Роль семьи в формировании культуры».
«Круг чтения вашей семьи» и др.
Один из отправных моментов программы «Нравственность» – воспитание у учащихся интереса к самим себе, способности к самооценке и самореализации. Я стараюсь помочь каждому найти свое место в коллективе, предоставить свободу выбора по интересам и возможностям. В 5-6 классе закладываются основные принципы самоуправления:
самоопределение
самоорганизация
самореализация
коллективное планирование
коллективная подготовка
коллективное проведение
коллективный анализ
Важно помнить: у ребенка свое особое чутье видеть, думать и чувствовать, и серьезные нравственные понятия лучше усваиваются в форме игры, на высоком эмоциональном уровне. Часы общения не должны превратиться в нравоучительные беседы.
Приведу примерную тематику часов общения, бесед, практикумов, направленных на повышение духовного и нравственного уровня для младших подростков (5-6 классы).
1.Темы часов общения»:
«Что такое духовное богатство человека?»
«Мир человеческих чувств»
«Как изучать свой характер?»
«Герои и антигерои».
«Человек и обстоятельства».
«Красота истинная и искусственная».
«Когда добро творит зло».
«Ответственность – мера добра и зла».
«Законы дружбы».
«Как работать над собой?»
«История моей семьи».
«Мои прославленные земляки».
2.Практикумы:
Заполнение карт самооценки личности
Составление эталонов поведения
«Как узнать, каков человек на самом деле»?
«Как вести личный дневник?»
Результаты работы:
Стабильность качества знаний.
Рост уровня воспитанности (на 10%).
Развитость физических качеств соответственно возрасту.
Рост творческой активности (на 30%).
Уровень развития коллектива по методике А. Н. Лутошкина - «Мерцающий факел».
Рост удовлетворенности учащихся жизнедеятельностью коллектива (на 15%).
Мои принципы:
жить с детьми полной жизнью, радоваться и огорчаться вместе с ними, удивляться и увлекаться, быть справедливой
не занижать и не завышать планку трудности
не бояться извиниться, если не права, быть терпеливой к ошибкам детей.
Чтобы судить о ребенке справедливо и верно,
нам нужно не переносить его из его сферы в нашу,
а самим переселяться в его духовный мир.
Н. И. Пирогов
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ