Единство обучения, развития и воспитания детей шести лет

Единство обучения, развития и воспитания детей шести лет


Воспитание, обучение и развитие - три взаимосвязанных процесса. Без обучения нет воспитания и развития, а без воспитания нет обучения и развития. Поэтому в педагогике говорят о единстве обучения, развития и воспитания детей. Важный методологический вывод сделал C.Л. Рубинштейн о том, что в дошкольном возрасте отчетливо проявляется связь интеллектуального развития с общим психическим развитием личности, ее мотивационной, эмоциональной сферами, с действенно-практическими факторами. C.Л. Рубинштейн писал: «Ребенок развивается, воспитываясь и обучаясь. В этом заключается основной закон психологического развития ребенка».

Л.C. Выготский сделал попытку разрешения той же проблемы развития, обучения и воспитания. Он говорил о единстве обучения, развития и воспитания, отмечая ведущую роль обучения: обучение продвигает развитие и воспитание вперед. Свое понимание этого он раскрыл, развив теорию о том, что обучение должно «забегать вперед» развития ребенка, чтобы таким образом извне «пускать его в ход».

По мнению психологов нельзя противопоставлять обучение, воспитание и развитие личности, считая их независимыми векторами развития. Чем полнее процесс обучения, тем более значимые новообразования возникают в личностной сфере дошкольников, например, складываются новые, более высокие уровни познавательных и сознательных мотивов, изменяется их иерархия, появляются такие новообразования как словесно-логическое мышление.

Следовательно, положение о единстве развития, обучения и воспитания раскрывается в своем психологическом содержании как утверждение о взаимосвязи и взаимообусловленности развития личностных свойств детей и деятельности, в ходе которой они овладевают новыми знаниями, умениями и формами взаимоотношений. Формирующиеся в ходе развития на основе задатков как предпосылок развития личностные свойства ребенка, его способности и характерологические особенности являются не только предпосылкой, но и результатом его деятельности, их развитие в ходе ее не только проявляется, но и совершается.

Место воспитания и развития в процессе обучения отражено и в принципах педагогического процесса, которым наши педагоги уделяют особое внимание. Эти принципы обуславливаются целями воспитания и образования, условиями среды и, конечно, самим опытом и практикой обучения детей шести лет.

1. Принцип развивающего и воспитывающего характера обучения направлен на всестороннее развитие личности и индивидуальности ребенка.

2. Принцип самостоятельности, сознательности и творческой активности детей при руководящей роли воспитателей и родителей.

3. Принцип доступности обучения.

4. Принцип связи обучения, развития и воспитания с жизнью.

5. Принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов обучения.

6. Принцип уважения личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью к нему.

7. Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников.

Следовательно, обучение, развитие и воспитание детей шести лет совершается в процессе деятельности, целью которой является разрешение встающих перед ребенком конкретных жизненных и обучающих задач. Когда мы говорим о ведущей роли обучения в процессе психического, в частности умственного, развития ребенка, речь идет о процессе, в котором ребенок выступает не только объектом, но и субъектом, в процессе обучения и воспитания – под руководством взрослых.

Таким образом, условиями единства обучения, развития и воспитания детей шести лет является общий подход к организации воспитания и обучения и отбору материала. При этом необходима максимальная реализация тех возможностей ребенка, которые проявляются и формируются в специфически «детских» видах деятельности. Дошкольники приобретают новые знания, способы деятельности, умения в такой системе, которая раскрывает перед ними горизонты новых знаний, новых способов деятельности, побуждает детей выдвигать гипотезы, строить догадки, активизировать потребность движения к новым знаниям.



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ