Использование здоровьесберегающих технологий в начальной школе


АЛМАТИНСКИЙ ОБЛАСТНОЙ ИНСТИТУТ


ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ КАДРОВ










ПРОЕКТ


Тема:

Использование
здоровьесберегающих технологий
в начальной школе.


















Выполнила:

Гамзякова Анна Алексеевна

учитель начальных классов

средней школы – гимназии №12

г. Талдыкорган


«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным,

сделайте его крепким и здоровым». Ж.-Ж. Руссо


В 2012 году в Казахстане было проведено обследование здоровья детей. Обследование показало, что:

10 % детей практически здоровы,

50 % имеют функциональные отклонения,

40 % - хронические заболевания.

Медики обследовали 4 млн 487 тыс. детей до 17 лет. Наибольшее число больных детей выявлено школьного возраста с такими заболеваниями, как:

  • Заболевание опорно-двигательного аппарата.

  • Нарушение осанки, плоскостопие.

  • Снижение зрения.

  • Нервно-психические расстройства.

  • Болезни органов пищеварения.

Причины

  • Малоподвижный образ жизни.

  • Вредные привычки.

  • Нарушение режима.

  • Недостаточная освещённость.

  • Перегрузка учебными занятиями.

  • Накапливание отрицательных эмоций.


Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий точный прогноз на будущее.


Для формирования, сохранения и укрепления этих составляющих целостного здоровья человека, в начальную школу внедряются здоровьесберегающие технологии, которые помогают решить важнейшие задачи - сохранить здоровье ребенка, приучить его к активной здоровой жизни.


Так, что же такое здоровьесберегающие технологии?

По мнению профессора Смирнова Никиты Константиновича


«Здоровьесберегающие технологии» это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся.


Выделяет следующую цель:

Способствовать сохранению и укреплению здоровья ребенка, сформировать у него необходимые знания умения и навыки здорового образа жизни.


Задачи:

  1. Обеспечить здоровьесберегающие условия проведения образовательного процесса (соблюдение норм СанПиНа).

  2. Использовать здоровьесберегающие технологии обучения и воспитания.

  3. Обеспечить гармоничное, соответствующее возрасту, развитие учащихся: физическое, психологическое, социальное.

  4. Создать условия для укрепления здоровья учащихся.

  5. Обучить школьников принципам и практике здорового образа жизни, воспитать у них потребность грамотно заботиться о своем здоровье.


Здоровьесберегающие образовательные технологии

  1. Эколого - гигиеническиеские технологии, определяющие структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиНе, способствующих предотвращению состояния переутомления, гиподинамии и других дезаптационных состояний.


  1. Психолого-педагогические технологии - это технологии здоровьесберегающей организации образовательного процесса на уроках и во внеурочной работе с учащимися.


  1. Учебно-воспитательные технологии - направлены на обучение учащихся принципам и практике здорового образа жизни, на воспитание у них культуры здоровья (формирование потребности грамотной заботы о своем здоровье, мотивации на ведение ЗОЖ), предупреждению вредных привычек; просвещение их родителей.


Соблюдение СанПиНа

  • Правильная величина парт и стульев

  • Достаточная освещенность класса

  • Проветривание класса

  • Соблюдение режима дня


Организация учебного процесса

  • От правильной организации урока, уровня его рациональности во многом зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности, возможность длительно поддерживать умственную работоспособность на высоком уровне и предупреждать преждевременное наступление утомления.

  • Учитывать возрастные, индивидуальные особенности и гигиенические требования.

Дидактически проработанный урок – самый здоровьесберегающий для всех его участников.

  • Чередование различных видов учебной деятельности (4-7 видов за урок).

  • Создание благоприятного психологического климата на уроке.

  • Проведение тренигов и физминуток.


Образовательные технологии здоровьесберегающей направленности

  • Технология личностно-ориентированного обучения учитывает особенности каждого ученика и направлена на возможно более полное раскрытие его потенциала;

  • Технология дифференцированного обучения

позволяет снять трудности у слабых учащихся и создать благоприятные условия для развития сильных учащихся;

  • Технология рефлексивного обучения

даёт возможность отслеживать в процессе урока уровень понимания учебного материала;

  • Педагогика сотрудничества

помогает реализовывать задачи сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов;

  • Технология игровых методов

(уроки–игры, соревнования, конкурсы), позволяют обеспечить психологическую разгрузку учащихся.



Отдых является обязательной составляющей плодотворной работы. Для детей, входящих в новый учебный ритм, это особенно важно. Работать без перерыва в течение 45-ти минут им не свойственно, вследствие этого быстро теряется концентрация, пропадает интерес к материалу и все это сопровождается общей усталостью.

Для того чтобы снять зрительное, умственное и физическое напряжение необходимо проводить физминутки. Проводят физкультминутку на 12- 20 минуте от начала урока. Иногда бывает целесообразным проведение физкультминутки дважды за урока. Продолжительность 2-3 минуты.


Физкультминутки

Роль физкультминуток на уроке:

  • Положительно влияют на деятельность мозга,

  • сердечно - сосудистую и дыхательную системы,

  • улучшают кровоснабжение внутренних органов ,

  • улучшают работоспособность нервной системы,

  • помогают снижению умственного переутомления.


Требования к физкультминуткам:

  • Комплексы подбираются в зависимости от вида урока, его содержания.

  • Проводятся на начальном этапе утомления.

  • Упражнения должны быть разнообразны.

  • Предпочтение нужно отдавать упражнениям для утомлённых групп мышц.


Физкультминутки включают:

  • Гимнастику для глаз

  • Упражнения для кистей рук

  • Упражнения для профилактики нарушения осанки

  • Упражнения для профилактики плоскостопия

  • Дыхательные упражнения

  • Психогимнастику

  • Игровой самомассаж

  • Упражнения для улучшения мозгового кровообращения


Давайте рассмотрим несколько видов физминуток:


Гимнастика для глаз

Чтобы отдохнули глаза, можно не вставая с места посмотреть вверх, вниз, направо, налево, нарисовать глазами круг или первую букву своего имени. Очень хорошо, когда упражнения сопровождаются стихотворным текстом.

Ах, как долго мы писали,

Глазки у ребят устали.{Поморгать глазами.)

Посмотрите все в окно,(Посмотреть влево - вправо.)

Ах, как солнце высоко.{Посмотреть вверх.)

Мы глаза сейчас закроем,(Закрыть глаза ладошками.)

В классе радугу построим, вверх по радуге пойдем,

{Посмотреть по дуге вверх вправо и вверх - влево.)

Вправо, влево повернем, а потом скатимся вниз,(Посмотреть вниз.)

Жмурься сильно, но держись.

{Зажмурить глаза, открыть и поморгать им.)


  • Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.

  • Посмотреть на указательный палец вытянутый руки на счет 1-4, потом перенести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

  • В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.


Физминутки для рук и пальцев

Для учеников начальных классов, особенно для первоклассников, держать в руках ручку – большой труд. Дети очень крепко сжимают её пальцами считая, что чем крепче они держат ручку, там красивее у них получатся буквы. В итоге мелкие мышцы руки и кисти быстро устают и требуют расслабления.


1. Соедините поочерёдно пальцы правой и левой руки, начиная с мизинца или, наоборот, с большого пальца.


2. Соедините кисти рук и разведите пальцы в стороны, изображая цветочек. Затем сомкните пальцы, и у вас получится бутончик. Чередуйте задания “цветочек”, “бутончик”


Также есть большое количество стихотворных упражнений, которые помогают расслабить кисти рук:


Этот пальчик маленький- мизинчик удаленький.

Безымянный кольцо носит, никогда его не бросит.

Этот пальчик самый длинный, он стоит посередине.

Этот – указательный, пальчик замечательный.

Этот пальчик – вот какой, называется большой.

Мы ладошкой потрясём,

Каждый пальчик разомнём.

Раз, два, три, четыре, пять

Мы начнём опять писать.


Упражнения для улучшения осанки

  1. Правильная поза учащегося во время занятий: принять правильное положение и зафиксировать его.

  2. Упражнения для профилактики нарушения осанки:

Мы походим на носках, а потом на пятках.

Вот проверили осанку и свели лопатки.


Поднимает руки класс – это раз,

Завертелась голова – это два,

Три – руками три хлопка,

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на место тихо сесть.


Физминутки для младших школьников желательно проводить на каждом уроке. Чередовать нужно примерно так:

урок математики – физминутка с цифрами и счетом (напр. Веселая зарядка);

чтение – упражнение с глазной гимнастикой (Пугливый енот);

письмо – для снятия напряжения с кисти рук и пальцев (Кошечка, Стрекоза);

рисование – упражнения, поднимающие настроение и бодрящие (Крокодил, Веселая зарядка или музыкальные физминутки).


Учитель начальных классов может и должен на каждом уроке уделять особое внимание сбережению здоровья детей. Включение в урок специальных методических приёмов и средств в значительной степени обеспечивает выполнение этой задачи и не требует больших материальных и временных затрат. Правильная организация обучения даёт возможность предотвратить перегрузки и усталость у школьников, а также помогает детям осознать важность сохранения здоровья.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ