Анкета для исследования на тему: « СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ» для работы социального педагога




МОКУ Падунская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа - интернат VIII вида

Пгт. Промышленная, Кемеровская область









Анкета для исследования на тему:

« СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ»

для работы социального педагога











Составитель:

Дегтярева Светлана Михайловна,

Социальный педагог

















ИССЛЕДОВАНИЕ « СОЦИАЛЬНО – ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ СОВРЕМЕННОЙ СЕМЬИ»



Анкета

Уважаемый родитель!

Хотите ли Вы, не хотите ли.

Но дело, товарищи, в том,

Что, прежде всего, мы - родители,

А все остальное - потом.

(Р. Рождественский)


Предлагаем Вам принять участие в исследовании «Социально-психологический портрет современной семьи».

Только благодаря Вашей помощи возможно определение основных направлений работы с семьей и решение задач воспитания подрастающего поколения.

Обратите внимание на следующее:

Анкетирование анонимное - фамилию, имя, адрес не указывайте!

Выбор ответа отмечайте любым значком («+», «V») в соответствующей клеточке таблицы.

В каждом вопросе имеется графа «Другое», где можно дополнить ответы, указать конкретные предложения, поделиться своими мыслями, чувствами и т. д.

Вопросы

1. Поддерживаете ли Вы и Ваш (а) супруг (а) отношения со своими родителями? (Выберите нужное количество ответов.)


- другое (что именно) _


2. Ваша семья … (Выберите ответ!)


- другое (что именно) _


3. На ком в Вашей семье, как правило, лежат заботы о воспитании ребенка (детей)? (Выберите нужное количество ответов.)


- другое (что именно)

4. Кто (что) оказывает на Вашего ребенка (детей) основное воспитательное влияние? (Выберите нужное количество ответов.)


- другое (что именно)


5. С кем Вы любите проводить свободное время? (Выберите нужное количество ответов.)


- другое (что именно)


6. Что Вы больше всего любите делать в свободное время? ______________


7. Чем занимается Ваш ребенок (дети) в свободное время?


- другое (что именно)


8. Какие проблемы воспитания ребенка (детей) являются для Вас наиболее важными? (Выберите нужное количество ответов.)

9. Общаясь с ребенком (детьми), о чем Вы беседуете?


- другое (что именно)


10. Кем бы Вы хотели видеть своего ребенка (детей) в будущем?

__________


11. Что, на Ваш взгляд, мешает Вам в воспитании ребенка (детей)?


- другое (что именно)


12. Как Вы оцениваете состояние бюджета Вашей семьи в течение года? (Выберите нужное количество ответов.)


13. Присутствует ли Ваш ребенок (дети) при обсуждении семейного бюджета? (Выберите один ответ.)


14. С какими из суждений Вы согласны, а с какими нет?




15. Что чаще всего является причиной конфликтов с ребенком (детьми)?




- другое (что именно)


16. Как Вы чаще всего разрешаете конфликты с ребенком (детьми)?


- другое (что именно)


17. Какие меры поощрения и наказания, с Вашей точки зрения, более всего применимы к ребенку (детям)?


18. Назовите основные права и обязанности Вашего ребенка (детей) дома.


19. Назовите Ваши основные права и обязанности как родителя.


20. Охарактеризуйте пятью словами Вашего ребенка (детей) и Вас как родителя.


21. Какое воспитательное воздействие оказывает на Вашего ребенка (детей) школа (другое образовательное учреждение)? (Выберите один ответ.)


22. Продолжите, пожалуйста, предложения:

а) по-моему, семья и школа (любое образовательное учреждение) в настоящее время

б) если бы я был членом комиссии содействия семье и школе на своем предприятии, то я бы______________________________________________________________________


23. Любите ли Вы свою работу?


- другое (что именно)


24. К кому (куда) бы Вы обратились за помощью в случае острой необходимости? (Выберите нужное количество ответов.)


Сообщите, пожалуйста, некоторые сведения о себе:

Ваш пол___________ Возраст

Количество детей в семье

Пол ребенка (детей)

Возраст ребенка (детей)

Ваше семейное положение ____________

Образование

Профессия

Благодарим за сотрудничество!


Основные итоги проведенного исследования



Семья - это тот специфический социальный институт, в котором переплетаются интересы общества, членов семьи в целом и каждого в отдельности.

В настоящее время для среднестатистической семьи характерны определенные жизненно важные функции, с исключением которых теряется смысл самого существования семьи.

Среди важнейших функций, применительно к современной семье, можно выделить следующие:

1. Воспитательная функция.

2. Функция психологической разрядки.

3. Функция интеллектуального общения.

4. Функция хозяйственно-бытовых отношений.

Опираясь на результаты данного исследования, рассмотрим каждую из них.

1. Воспитательная функция

Во всех семьях, принявших участие в исследовании, воспитание детей осуществляется на основе «женской психологии» (мамы занимаются воспитанием детей в 94 % случаях, а в 35 % случаях - бабушки). Такая же ситуация и в тех семьях, где роль главы семьи отведена мужчине (36 %).

Родители, к сожалению, не учитывают тот факт, что общественное воспитание детей дошкольного и школьного возраста осуществляется так же в основном женщинами. Поэтому из-за отсутствия в воспитании роли отца с каждым годом более острыми становятся вопросы поло-ролевой идентификации мальчиков, воспитания у них «мужских» качеств личности.

Данное исследование показало, что 67 % родителей сохранили свой брак. Половина из них (50 %), считают, что воспитание детей осуществляется в крепкой семье, где, по их мнению, сложилась полная гармония между супругами.

Однако достаточно большая часть родителей не смогла отнести свою семью к вышеназванной категории!

12 % семей в разводе (примерно каждая восьмая); 3 % - одинокие матери; 2 % семей, находятся в состоянии развода; 17 % родителей охарактеризовали свои семьи как проблемные, где взаимоотношения между супругами плохие; 10 % семей в целом устойчивые, но скандалы между супругами бывают часто и т. д.

Таким образом, выявлены семьи (почти каждая вторая-третья семья!), находящиеся в сложном социально-психологическом положении из-за неблагоприятных супружеских взаимоотношений.

Родители считают, что, в первую очередь, они (мать, оба родителя) оказывают основное воспитательное влияние на своих детей, затем - школа, кинофильмы, друзья, в последнюю очередь, - старшие дети в семье и родственники.

В вопросах воспитания супруги чаще всего советуются друг с другом (67 %) или со своими родителями (37 %). Это предполагает наличие традиционных подходов в воспитании детей, передающихся из поколения в поколение.

В 17 % семей детей не наказывают. В остальных семьях наказание - один из методов воспитания.

Основные формы наказания:

- чтение морали (59 %);

- домашний арест (34 %);

- окрики (26 %);

- работа по дому (13 %);

- отказ родителя от общения с ребенком (12 %);

- физическое наказание (11 %);

- отказ в деньгах или покупке вещей (11 %) и т. д.

Вопросы взаимоотношений родителей и детей в семье рассматривались с точки зрения, как родителей, так и детей.

Анализ результатов показал:

Точка зрения родителей

- Большая часть (62 %) считают, что их взаимоотношения с детьми строятся на основе равноправия, при полном взаимопонимании (20 %) или при наличии некоторых разногласий во взаимопонимании (78 %), вызванных, как правило, гиперопекой.

- 23 % родителей (почти каждый четвертый-пятый) придерживаются авторитарного стиля во взаимоотношениях, считают, что дети всегда должны беспрекословно выполнять указания родителей (дети растут в «ежовых» рукавицах).

- 12 % родителей (почти каждый восьмой) предоставляют большую свободу своим детям.

Точка зрения детей

- Большая часть детей (61 %) удовлетворена отношениями с матерью, 45 % - отношениями с отцами. Это предполагает, что в целом почти каждый второй ребенок адаптирован к условиям семейной жизни, воспринимает их как приемлемые для себя.

- Эмоциональная близость ребенка с родителями, как правило, является источником сотрудничества. При этом эмоциональная дистанция детей с отцами может рассматриваться как тревожащий фактор. К сожалению, основой имеющегося сотрудничества детей с отцами может служить любой мотив, но, как правило, не «эмоциональная близость».

- Тревожащим фактором внутрисемейных отношений может рассматриваться также восприятие детьми авторитета родителей. Только 32 % матерей и 26 % отцов имеют полный авторитет у своих детей. (Основой родительского авторитета для подростков служит, в основном, уровень социальной успешности родителей).

- меньшая часть детей (45 %) - считают, что их отношения с матерью строятся на основе равноправия; только 29 % считают таковыми свои отношения с отцом. 11 % детей констатировали отсутствие сотрудничества с матерью, 16 % детей - с отцом.

Дети менее позитивно оценивают внутрисемейные отношения с родителями, чем сами родители.

По степени воздействия (влияния) на детей родители отводят школе третье место. При этом школу опережают, по мнению опрошенных, только мать и оба родителя как родительская чета.

Хотя большинство родителей (89 %) считают, что школа в целом оказывает положительное воспитательное воздействие на детей, почти каждый девятый родитель (11 %) с этим не согласен. Есть родители (5 %), которые считают, что они нуждаются в более тесном сотрудничестве, но школа им мало помогает в воспитании детей. Почти каждый третий родитель (29 %), принявший участие в исследовании, признает, что у него не хватает педагогических знаний и опыта.

Полученные данные могут свидетельствовать, с одной стороны, о положительном отношении родителей к школе и уважении к ней (почти каждая третья семья, испытывающая потребность в педагогических знаниях и советах, обращается в школу за помощью и удовлетворена таким сотрудничеством). С другой стороны, примерно 70 % семей не сотрудничают со школой, и в силу различных причин в настоящее время становятся все более закрытыми для внешнего влияния.

Все это свидетельствует о возрастании роли высокого профессионализма и тактичности в работе с каждой семьей, а не только с теми, кто в силу сложившегося положительного отношения к школе или других обстоятельств легко идут на сотрудничество.

Как показало данное исследование, есть родители, которые совсем не принимают участие в организации свободного времени своих детей (7 %), каждый пятый родитель делает это постоянно, в большинстве же случаях (65 %) родители лишь «иногда» принимают участие в организации досуга детей.

Каким образом осуществляется воспитание детей, когда вся семья дома?

Наиболее популярными формами проведения свободного времени является просмотр телепередач. Такое превращение телевизора в «теленяньку», когда дети (зачастую совместно с родителями) проводят много часов (в выходные дни - от 6 до 10 часов) перед экраном, не только утомляет зрение, но, главное, возбуждает нервную систему, отрицательно влияет на развитие личности!

Доктор медицинских наук Л.П. Гримак в своей статье «Гипноз и телевидение (истоки нашей страсти к телевидению)» утверждает, что восприятие телепередач приводит к большому расходу энергии у человека. Быстро сменяющиеся яркие картины на экране постоянно «атакуют» в долговременной памяти образы, которые составляют индивидуальный опыт жизни подростка. Создаются оптимальные условия для внедрения в подростковое сознание транслируемых по телевидению моделей поведения.

Поэтому следует больше усилий направлять на организацию такого же зрелищного, динамичного и красочного детского досуга, как и телевизионные передачи, но только с пользой для здоровья и личностного развития детей.

«Важнее всего в воспитании - личный пример!» - все знают этот лозунг, но редко кто его глубоко осознает и тем более осуществляет.

Самыми непопулярными формами проведения досуга в семьях являются хобби, любимые дела.

Возможно, любимым делом стало труднее заниматься из-за нехватки денежных средств, 56 % родителей, принявших участие в исследовании, назвали отсутствие достаточных денежных средств как первую причину, мешающую воспитанию детей и возможности сделать их досуг более содержательным.

В том числе, это происходит из-за неумения взрослых организовать доступный по средствам, совместный и полезный для всей семьи отдых или какое-либо занятие. Поэтому и дети не умеют осуществлять такой целенаправленный поиск. У них нет интересных увлечений во время своего досуга. Только 4 % детей в свободное время заняты каким-либо любимым делом, хобби, что в рамках профессионального и личностного самоопределения может рассматриваться как тревожащий фактор, предполагающий неуспешную социализацию не только подрастающего поколения, но и самих родителей, в частности, к реформам в различных сферах жизни современного общества.


Это подтверждается следующими данными: количество детей, которые занимаются спортом в будние дни больше (28 %), чем в выходные и праздники (17 %), и в каникулярное время (25 %). В выходные дни в семьях спорт в совместном семейном отдыхе представлен незначительно. Лозунг «В здоровом теле - здоровый дух!» остается только на словах.

Назначение функции интеллектуального общения - обеспечение взаимопонимания как наиболее прочного основания семьи. Каждому члену семьи нужен уют и комфорт, отношение доверия, чувство защищенности и покоя. Но, главное, человек нуждается в том, чтобы его выслушали, поняли и приняли таким, какой он есть.

Обеспечение функции интеллектуального общения происходит на фоне дефицита времени для общения и свидетельствует о том, что данная функция является особенно проблематичной.

Поэтому настораживает тот факт, что в редкие минуты общения с детьми (53 % родителей назвали «нехватку» времени как одну из основных причин, мешающих воспитанию детей, а каждый восьмой родитель использует «отказ от общения с ребенком» как одну из форм наказания!) родители чаще всего беседуют с ними об учебе (в 86 % случаях).

Для большинства родителей именно учеба, успеваемость являются наиболее актуальными проблемами воспитания, поэтому, в первую очередь, они говорят о ней, а уже потом о семейных делах, будущем, спорте, книгах, искусстве и т. д. Школьные годы воспринимаются родителями как некий промежуточный этап жизни, а, скорее всего, подготовки к будущей жизни. Дети с раннего детства оказываются в условиях не детства, а взрослой жизни («Учеба - твоя работа!») с вытекающими из этого положения стрессами, неврозами и другими проявлениями социальной (школьной) дезадаптации. В итоге страдают все: дети, родители, учителя... Беседы об учебе, как правило, заканчиваются конфликтами (в 56 % случаях) и грубостью со стороны детей (в 36 % случаях).

Поэтому неудивительно, что именно учеба - начальное звено в цепи конфликтов. Вслед за проблемами успеваемости значимыми являются проблемы дисциплины, а также будущего профессионального образования, выбора профессии.

Вместе с тем, родителям свойственна некоторая идеализация детей, что вполне естественно, поэтому они стараются сгладить проблемы воспитания, возникающие в семье, идеализируют их моральные качества. Учитывая это, настораживают утверждения 22 % родителей по поводу отсутствия у детей интереса к алкоголю, наркотикам.

Каковы особенности планирования родителями перспектив своих детей?

Профессиональная ориентация детей в семье осталась той же, что была в советский период, - ориентация собственно не на профессию, а на образ жизни.

В соответствии с этим большинство родителей ориентируют своих детей на высшее образование по любой профессии.

В системе ценностей родителей образ рабочего практически отсутствует (1 %), в связи с чем они не ориентируют детей на рабочие профессии. Основной критерий выбора родителями профессии для детей - ее престижность, высокая оплата. Все это свидетельствует об актуальности проблем, связанных с выбором профессии, трудоустройством, материальным обеспечением для самих родителей.

В будущем родители хотят видеть своих детей прежде всего работником с высшим образованием (68 %). На сегодняшний день значимость образования в сознании как родителей, так и детей все более возрастает.

В результате проведенного исследования выявлено следующее противоречие: родители, нуждаясь в психологической защите, стабильности, поддержке со стороны семьи, хотят, чтобы и их дети в будущем стремились к созданию хорошей семьи. На деле же, требуя от детей, в первую очередь, успехов в учебе и демонстрируя при этом чаще всего примеры конфликтного семейного поведения, они способствуют понижению значимости семьи как условия счастливой жизни.

Общая картина привлечения детей к семейному труду весьма разнообразна, что вполне естественно, так как это зависит от возраста детей, их характера, взаимоотношений с родителями в семье.

Наиболее частые виды труда, поручаемые детям, - уборка квартиры, покупка продуктов, мытье посуды. Выявлено, что в семьях у детей больше временных поручений, связанных с домашними делами, чем постоянных. Среди поручений менее всего представлены «уход за маленькими детьми», «стирка».

Каждый восьмой родитель (13 %) использует «работу по дому» как наказание ребенка. Получено достаточно большое количество отказов от ответа в отношении привлечения своих детей к домашнему труду, поэтому возможно предположение, что самая объемная функция хозяйственно-бытовых отношений семьи, от которой в огромной степени зависит нравственное и трудовое воспитание, вообще благополучное существование семьи, является «слабым» местом для многих семей. Дополняют данный вывод следующие факты: 22 % женщин, принявших участие в анкетировании, нигде не работают, при этом: 30 % респондентов оценили материальный доход своей семьи как «ниже среднего», а 31 % - как средний.

Все это подтверждает высказанное ранее предположение, что вопросы трудоустройства и материального обеспечения большинства семей в настоящее время стоят очень остро.


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ