СТАТЬЯ «ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ: УСЛОВИЯ И ПРИЁМЫ»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ
№ 3 Г. ХАНТЫ – МАНСИЙСКА»
СТАТЬЯ
«ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ:
УСЛОВИЯ И ПРИЁМЫ»
Сумановская Галия Халиловна ,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 3 г. Ханты – Мансийска
ХАНТЫ – МАНСИЙСК
2012 Г.
Педагогическая поддержка младших школьников: условия и приемы.
Целью современного начального образования является развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья. Начальная школа, более чем другая, нуждается в умении оказывать педагогическую поддержку. На первый взгляд, она кажется довольно понятной. Педагог, умудренный и профессионально компетентный, помогает растущему человеку с меньшими потерями преодолеть кризисный период развития и обрести своё «я». Но смысл педагогической деятельности состоит не только в том, чтобы помочь учащемуся устранить имеющиеся препятствия, но и в том, чтобы помочь осознать причины трудностей и найти способ решения своих проблем.
Успешность такого взаимодействия возможна при соблюдении следующих условий:
согласие ученика на помощь и поддержку;
приоритет ребенка в решении собственных проблем (помогать осознать суть проблемы, предлагая свою помощь в поисках её решения);
соблюдать принцип конфиденциальности;
доброжелательность и безоценочность (педагог идет от ребенка, не сравнивая его ни с кем другим);
защита прав и интересов ученика (ребенок более чем взрослый, имеет право на ошибку);
С началом учебных занятий в 1 классе выявляются дети с недостаточной сформированностью предпосылок учебной деятельности (недостаточно развита «позиция школьника»). Важно всемерно поддерживать хорошее отношение ребенка к школе, учению, давать специальные задания на осознание способа действия, формировать самоконтроль.
Для формирования самостоятельности надо предлагать свободные задания учебного типа, не имеющие однозначного решения (нарисуй, сочини). Не следует наказывать за невыполненное задание, но обязательно похвалите, если оно выполнено.
Важным моментом в педагогической поддержке младших школьников является реализация педагогических техник и приемов, которые помогают ему чувствовать себя комфортно в учебном процессе. Эти приемы помогут преодолеть трудности, возникающие у первоклассников, будут способствовать продуктивному развитию личности, помогут чувствовать себя комфортно в учебном процессе, сохраняя душевное здоровье.
Приемы.
Принятие «Ты хороший»
Внимание «Я слежу за тобой»
Уважение «Спасибо тебе за ответ, мысль, поддержку…»
Одобрение «Я знаю, что ты справишься»
Теплые чувства «Ты нравишься мне своей доверчивостью…»
Второе, о чем необходимо помнить, говоря о педагогической поддержке младших школьников, это создание ситуации успеха. Известно, что отрицательное отношение к учению возникает при отсутствии успехов. Напротив, приятные переживания, связанные с похвалой учителя, признанием коллектива и понимание своих возможностей возбуждает активность, стремление лучше учиться. Издавна успех считался важнейшим стимулом учения. Особенно это относится к младшим школьникам. Им нравится, чтобы их хвалили, ставили в пример другим. Впечатление от успехов бывает так велико, что может поколебать даже сложившееся негативное отношение к учению.
На уроке нередко складывается ситуация, когда ученик достигает особого успеха: удачно ответил на трудный вопрос, высказал интересную мысль, нашел необычное решение. Его просят дать пояснение, на нем сосредотачивается внимание класса. Такая ситуация может иметь большое значение для ребенка.
Во-первых, у ребенка возникает прилив энергии, он стремится ещё и ещё раз отличиться. Активность, вызванная стремлением к похвале и всеобщему одобрению, переходит в неподдельный интерес к самой работе.
Во-вторых, успех, выпавший на долю ученика, производит большое впечатление на его одноклассников. У них возникает стремление подражать ему в надежде на такую же удачу. Если научиться управлять такими ситуациями, то можно влиять не только на отдельных учащихся, но и на целый класс. Первоклассники склонны считать самым главным то, за что их хвалят или ставят в пример, поэтому содержание похвалы и её формулировка имеют большое значение в зависимости от тех задач, которые стоят перед учителем: тщательность выполнения домашнего задания, настойчивость в поиске решений, усвоение каких - либо знаний. Таким образом, ситуация успеха помогает учителю решать важнейшие задачи обучения и воспитания.
В ходе учебного процесса часто складываются условия, благоприятные для ситуации успеха: знакомство с новой информацией, творческие задания, проблемные вопросы. Однако, как правило, эти условия благоприятны для успевающих школьников, так как они знают материал, с удовольствием добывают новую информацию, прислушиваются к советам учителя. А недисциплинированные и слабо усваивающие информацию школьники обычно стараются не участвовать в работе класса, поэтому не приходится и говорить об их успехах. Увидеть, как мелькнул удивленный взгляд, ребенок прислушался, включился в работу, может только внимательный педагог, поскольку для таких детей условия ситуации успеха складываются редко. Ситуацию успеха для таких школьников надо создавать искусственно.
Учащийся должен располагать нужными знаниями. В любом учебном материале можно найти трудные и легкие, интересные и непривлекательные, важные и менее важные моменты. Учитель должен предложить для начала легкое и занимательное задание, не обращая внимание на важность. Пусть ребенок познает радость успеха, захочет повторить его, поверит в свои силы. Это позволит повысить требование к нему. Таким образом, доступное, интересное содержание урока способствует возникновению ситуации успеха. При этом условии достижение ученика будет относительным по сравнению с хорошо успевающими учащимися, но для самого ученика оно будет значительным.
Важно, чтобы учитель принципиально изменил процедуру оценивания, организовав его как совместное действие, постепенно передавая инициативу оценки ученического действия в руки самого ребенка. Именно в этом суть технологии безотметочного обучения в 1 классе, которое не является безоценочным.
Отсутствие отметок дает возможность сформировать у ребенка полноценную учебную мотивацию к деятельности. Выпадение любого из компонентов учебной деятельности делает её неполноценной. Сильный оценочный компонент, со стороны прежде всего самого школьника и его товарищей, обязательно обеспечивает успех и закрепляет в ученике уверенность в своих возможностях, формирует интерес к познанию. На таких уроках царит свобода мысли, сотрудничество между учащимися. Отметка как мотив учения исчезает, и постепенно формируется главный мотив - познавательный. Отсутствие отметок позволяет ребенку открыто сказать о своем незнании. Для мотивированного обучения ученику необходимо определять качество его знаний: что ему удается и как, какие пробелы в своих знаниях и умениях надо восполнить и каким образом это можно сделать. Основная задача педагога - обращать внимание школьников на совершенствование их учебной деятельности на углубление и усиление мотивов познания, закреплять в учениках веру в свои силы, вовлекая в сотруднические формы общения и развивая самостоятельность и чувство свободного выбора.
При безотметочном обучении в 1 классе можно использовать такие приемы педагогической технологии :
взаимообучение;
тетрадь продвижения;
папка достижений (портфолио);
характеристика - письмо.
Учитель оценивает работу школьника словами, интонацией, жестом, мимикой, а дети оценивают одноклассников цветными полосками, аплодисментами, дружеским жестом. Учитель может увеличить свой «оценочный арсенал» с помощью записей в дневник (тетрадь), вручения грамот. Важно, чтобы ученики обязательно участвовали в оценке работы своих одноклассников: вместе аплодировали, оформляли грамоты. На уроках можно использовать свою «валюту», например, оцениваются краткие ответы на некоторые вопросы. Прием вводится на некоторое время, если требуется расшевелить пассивный класс. По мере формирования привычки активно работать, учитель уходит от этого приема.
Педагогическая поддержка, создавая психологическую комфортность на уроках, должна поддерживаться правил оценочной безопасности, список которых является открытым.
Не скупиться на похвалу;
Хвалить исполнителя, критиковать исполнение;
Даже в море неуспеха искать островок успешности;
Ставить перед ребенком только конкретные цели;
Перед первоклассником надо ставить не белее одной задачи;
Помнить: формула «опять ты не...» - верный способ выращивания неудачника.
Учеба - труд, и труд нелегкий. И не надо искусственно облегчать его. Ребенок с малых лет должен понимать, что всё достигается трудом. При этом учитель должен сделать так, чтобы нелегкий учебный труд приносил школьнику удовлетворение, радость, возбуждая желание вновь и вновь познавать новое.
Как правило, все дети 6-7 лет с большим желанием идут в школу, им все интересно, они всегда хотят отвечать, они обижаются на учителя, если он их не спрашивает. Но проходит время, и интерес к учению падает. Становление познавательных интересов учащихся, воспитание активного отношения к труду происходит, прежде всего, на уроке.
Необходимо активизировать познавательную деятельность учащихся и повышать интерес к учению на каждом этапе любого урока, употребляя для этого различные методы, виды работ: и дифференцированный подход к детям, и индивидуальную работу на уроке, различные дидактические, иллюстративные, раздаточные материалы к ним.
Ученик работает на уроке с интересом, если он выполняет посильное для него задание. Нежелание учиться заключается в том, что на уроке предлагаются задания, к выполнению которых он не готов, не справится.
Надо помочь ученику самоутвердиться, искать и находить собственные пути получения ответа на вопрос задачи. Развитием этих умений надо начать заниматься постоянно: сравнивать и сопоставлять с детьми предметы, складывать разрезанные картинки и геометрические фигуры, искать аналогии, сотрудничать с паре и группе, высказывать свое мнение, привлекать доступный энциклопедический материал, предлагать интересную информацию из разных источников и, конечно, выстраивать систему определенных заданий и упражнений. Важно развивать у детей мышление, устную и письменную речь, повышать интеллектуальный уровень. Если на каждом уроке ребенок переживает радость открытий, у него формируются вера в свои силы познавательный интерес.
Развитие личности ребенка, выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья возможно при соблюдении условий и приемов педагогической поддержки, которая вселяет в него уверенность и даёт ему на уроке хорошее самочувствие, ощущение востребованности, готовности идти дальше.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ