Младший школьный возраст как сензитивный период нравственного воспитания
Муниципальное образовательное учреждение
Тункинская средняя общеобразовательная школа
Младший школьный возраст
как сензитивный период нравственного воспитания.
выполнил: Лобыцина Т.Ф.,
учитель нач.кл., ТСОШ
2010г
Содержание
1. Введение
2.Основная часть
2.1 Сензитивность младшего школьного возраста.
2.2 Младший школьник и социальная безопасность.
2.3 О психолого – педагогической природе активной познавательной позиции младших школьников
2.4 Педагогика сотрудничества как условие развития личности.
2.5 Особенности формирования ответственности.
2.6 Развитие духовных способностей младших школьников.
3. Заключение
4 Литература.
-1-
Введение
Психическое развитие в онтогенезе представляет собой последовательный ряд переходов от одной ступени развития к качественно другой. Первостепенное значение при этом имеет возрастная чувствительность к окружающему. Неодинаковость возрастной чувствительности в разные периоды детства, временное повышение ее уровня и изменение направленности приводят к тому, что в годы созревания закономерно наступают сензитивные периоды, когда обнаруживаются благоприятные условия для развития психики в тех или иных направлениях, а затем эти возможности постепенно или резко ослабевают. При этом на одних возрастных этапах имеются предпосылки развития чувствительности к одним сторонам действительности, на других - к другим.
Возрастной период 5- 7 лет в нашем исследовании был выбран неслучайно, так как:
во-первых, он является сензитивным для нравственного развития детей, во многом предопределяющим будущий нравственный облик человека и в то же время исключительно благоприятным для взаимодействия со сверстниками и взрослыми;
во-вторых, связан с переходным периодом ребенка из детского сада в школу, сопровождающийся кризисом 7 лет, который характеризуется сменой ведущего вида деятельности, переживанием нового социального статуса ребенка - школьника.
Ориентация в эмоциональном настроении людей является необходимым условием совместной деятельности. Развитие эмпатии представляет собой неотъемлемую часть формирования личности, воспитания у индивида культуры межличностных отношений, развитие способности ребенка управлять своими чувствами, переживаниями.
Проблема развития нравственных чувств, нравственного поведения личности занимает значительное место в научных исследованиях Л. С. Выготского, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, которые показали, что основы ориентации на эмоциональное состояние сверстника начинают закладываться уже в дошкольном возрасте.
Формирование нравственных качеств личности, содействие ее адекватному вхождению в социум, приобщение к ценностям культуры, развитие способности к восприятию эмоциональных проявлений других людей рассматриваются в современной науке и практике в качестве приоритетных направлений целостного становления личности.
Человека формирует совокупность отношений, в которые он вступает. Если в этих отношениях много насилия, злобы, бессердечия, эгоизма, то все это станет принадлежностью ребенка, так как характер этих отношений накладывает определенный отпечаток на растущего человека.
-2-
Появление и накопление человеком новых знаний происходит на протяжении всей его жизни. Причем каждый возрастной этап характеризуется появлением сензитивных периодов, определенных жизненных новообразований.
-3-
2.1 Сензитивность младшего школьного возраста.
Младший школьный возраст является сензитивным:
- для формирования мотивов учения, развития устойчивых познавательных потребностей и интересов;
- развития продуктивных приемов и навыков учебной работы, умения учиться;
- раскрытия индивидуальных особенностей и способностей;
- развития навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции;
- становления адекватной самооценки, развития критичности по отношению к себе и окружающим;
- усвоения социальных норм, нравственного развития;
- развития навыков общения со сверстниками, установления прочных дружеских контактов.
Младший школьный возраст – это период позитивных изменений и преобразований. Поэтому так важен уровень достижений, осуществленных каждым ребенком на данном возрастном этапе. Если в этом возрасте ребенок не почувствует радость познания, не приобретет умения учиться, не научится дружить, не обретет уверенность в своих способностях и возможностях, сделать это в дальнейшем (за рамками сензитивного периода) будет значительно труднее и потребует неизмеримо более высоких душевных и физических затрат, или все это составляет главный актуальный вопрос на современном этапе.
2.2 Младший школьник и социальная безопасность.
Начало школьной жизни связано для первоклассника с определёнными трудностями. Так, если у дошкольника не было ежедневных обязанностей , то с поступлением в школу его жизнь подчиняется к строгому регламенту: он должен в определённое время посещать занятия, каждый день собирать в портфель учебники и тетради, внимательно слушать учителя и т. д. Будучи дошкольником, он находился под постоянным присмотром воспитателя и родителей, которые оберегали его от разных опасностей, то теперь может случиться так, что приходится быть дома одному, ходить самостоятельно в школу и из неё, посещать кружки или секции. На развитие отношений ребёнка с миром влияют и социально- психологические особенности возраста - доверчивость, впечатлительность, эмоциональность, внушаемость( податливость), наличие высокого авторитета взрослого.
-4-
Доверчивое, эмоциональное поведение младших школьников объясняется с физиологической точки зрения недостаточной зрелостью коры головного мозга по отношению к подкорковым структурам, постепенное созревание, которой способствует нарастанию сдержанности в проявлении эмоций, контролируемости и осмысленности поведения, а также процессами в сфере интеллектуального развития, когда ещё только происходит формирование абстрактно-логических форм мышления и ребёнку сложно критически оценить действия и свои, и окружающих. В обучении и воспитании необходимо использовать такие методы, которые бы не испугали детей. Не погасили их доверия, эмоциональность, умение чувствовать и удивляться.
2.3 О психолого – педагогической природе активной познавательной позиции младших школьников.
Младший школьный возраст сензитивен к учебной деятельности. Психологические особенности детей этого возраста, такие, как авторитетность для них учителя, вера в истинность всего, чему учат, доверчивая исполнительность, содействуют повышению восприимчивости: дети легко впитывают учение. Их умственная активность направлена на то, чтобы повторить, внутренне принять, подражая, учебные действия и высказывания. Особенность здоровой психики - ребёнка познавательная активность. Мы, рассматриваем понятие активная познавательная позиция как психологическая новообразование младшего школьного возраста. Достижения психического развития ученика, умеющие ряд ключевых компонентов: познавательный интерес, радость познания, рефлексивных компонент и развитие нравственно- волевых качеств личности. Под смысловым содержанием центрального психологического новообразования возраста вслед за Л. С. . Выготским, мы понимаем новый тип строения личности, те существенные изменения, которые возникают и определяют логику развития личности на данной ступени возрастного развития.
К проблеме развития новообразования младших школьников, раскрытию их психолого-педагогической природы неоднократно обращались отечественные учёные ( В.В.Давыдов, А.З.Зак, Г.И.Цукерман, Т.А.Матис, Е.Л. Горлова и другие).
Одни исследователи обращали особое внимание на изучение центрального психологического новообразования младших школьников. В качестве которого рассматривали теоретическое мышление ( В.В. Давыдов), рефлексию ( А.З.Зак, В.И. Слободчиков, А.В. Захарова, М.Э.Бауманова и др.), умение учиться ( Г. А. Цукерман), контроль как компонент учебной деятельности( Т.А. Матист), прозвольность и
-5-
осознанность познавательных процессов и поведения ( Л. А. Венгер, Н.Г. Салмина, О.Г. Филимонова),произвольное внимание ( Е. Л. Горлова).
Другие учёные выявляли психологические новообразования кризиса 7 лет: устойчиво удерживаемое теоретическое отношение к задачи с обращением внимания ребёнка на способ действия ( Г.Г.Кравцов), Самооценка и способность детей адекватно оценивать результаты своей деятельности( Е.Е. Кравцова), способность ребёнка к внутреннему диалогу( Е.А.Бережковская). Во всех случаях так или иначе развитие психологического новообразования школьников рассматривалось исследователями в контексте их познавательной ( учебной) деятельности как результат обучения и воспитания. Под познавательным интересом нами понимается смыслообразующий мотив познания, который представляет собой побуждение, к деятельности выражающееся в познавательной активности направленной на удовлетворение познавательной потребности. Задача учителя- помочь сознанию ученика прийти к пониманию объективной значимости познавательной деятельности ( безпринуждения и вознаграждения) , сделать так , чтобы она приобрела для него личностный смысл. Тогда познавательный интерес станет движущей силой поведения учащегося. Это возможно , когда в основе образования лежит механизм понимания сути изучаемых явлений субъектами образовательного процесса, когда обучения воспитания строятся через проникновения в сознании школьника и происходит пересечение сознаний учителя и ученика. Такое образование предполагает развитие активной познавательной позиции ученика, способствующей самостоятельному поиску и применению знаний в жизненной практике.
2.4 Педагогика сотрудничества как условие развития личности.
Младшие подростки сензитивны к внеучебным делам, которые им доступны и где они могут проявить свои новые возможности. Они склонны к деятельности со сверстниками. Наибольшее проявление у них имеет потребность в самоутверждении и безоглядная готовность действовать. Главная цель педагога- дать школьнику возможность почувствовать свою ценность и значимость , воспитать личность сочетающую в себе высокие нравственные качества, творческую индивидуальность, способность к саморазвитию и самореализации. С этой целью учитель должен организовать деятельность, помогающую каждому ученику обрести себя, а также создать условия для раскрытия его индивидуальности . Опыт показывает, что успешность обучения зависит от способности педагога организовать ситуации, в которых школьники сотрудничают с учителем и друг с другом. Обучение сотрудничеству проходит в несколько этапов.
-6-
Этап первый. Создания мотивации взаимодействия.
Этап второй. Обучение правилам эффективного взаимодействия.
Этап третий. Обеспечение опыта совместной деятельности.
Для создания мотивации надо показывать младшим школьникам, что делать что- то вместе – это весело и интересно. Говорить о радости сотрудничества малоэффективно, учащиеся должны понять это на собственном опыте, прочувствовать, увидеть. Например, работая индивидуально, на уроке технологии в 1 классе ученики изготовили новогодние гирлянды. В конце урока учитель может отметить, что у детей получились красивые гирлянды, но небольшие по размеру, а ёлка в школе большая. И если кто-либо из учеников предложить соединить гирлянды, это и будет первым опытом получения радости от совместной работы. Ученики испытывают восторг и радость, объединяя отдельные гирлянды в длинное красивое украшение. Они понимают, что вместе можно сделать гораздо больше, чем в одиночку, можно больше придумать, лучше реализовать задуманное, а сотрудничество и товарищеская взаимопомощь при этом создают благоприятную эмоциональную атмосферу, оказывающую положительное влияние на развитие интереса к знаниям и продуктивность процесса познания.
С целью обучения учащихся правилам эффективного взаимодействия необходимо с первого класса говорить о пользе обсуждения с партнёрами своих замыслов и планов, соблюдения принципов невмешательства в работу другого без его согласия; применения справедливых процедур и объективных критериев при решении спорных вопросов, доведения до партнёров информации о своих чувствах и эмоциях в корректных, социально- приемлемых формах.
В рамках традиционных представлений о педагогическом процессе довольно трудно обеспечить школьникам опыт совместной деятельности. В первом классе можно научить детей работать в парах, проверяя друг у друга выполнения определённых заданий ( чтение текстов, домашнее задание). Младших школьников надо учить совместной деятельности. Перед началом такой работы необходимо разъяснить, как нужно организовать работу, чтобы она шла дружно, без ссор, как важно помогать друг другу, убедить, что в тех группах, где складываются дружеские взаимоотношения , и работа идёт веселее, и результаты её выше. Приобщая младших школьников к совместной деятельности , надо включить в группы учеников, объединенных чувством симпатии: они быстрее налаживают сотрудничество и работа проходит успешнее, - но затем состав групп меняется, для того чтобы у учащихся накапливался опыт общения и поведения в коллективе. -7-
Коллективная деятельность стимулирует творчество, фантазию, воображение, познавательную активность и самостоятельность, содействует воспитанию коллективизма и товарищества, помогает становлению таких общественно важных нравственных качеств, как чувства справедливости, чести, долга, ответственности.
2.5 Особенности формирования ответственности.
Освоение младшими школьниками понятие ответственности начинается с того, что дети обобщают наглядные эмпирические данные об ответственном поведении, непосредственно воспринимаемые признаки этого поведения и пытаются на их основе формировать свои представления об ответственности, проявляя самодеятельность и творчества( в морали). Отвечая на вопросы: « Что такое ответственность? В чём она проявляется? Как ты понимаешь свою ответственность ?» -учащиеся 2 класса пытаются на основе наблюдения и последующего обобщения на эмпирическом уровне давать определения не в достаточной мере знакомого им понятия ответственность, связывая его с предметной областью, с отношением к людям и себе, с общественными явлениями, проявляя при этом первоначальные черты самодеятельности и творчества.
2.6 Развитие духовных способностей младших школьников.
В младшем школьном возрасте дети овладевают новой жизненной позицией, приобщаются к богатствам культуры и науки в учебной деятельности .Через образцы действий и поступков, выработанных человечеством, ребёнок продолжает отрабатывать грани человеческой души. В школе он приобретает опыт переживания собственного отношения к миру.
Школьное обучение развивает способности к усвоению знаний и формирует личностную мотивацию приобретения этих знаний и умений. В процессе обучения личность ребёнка постепенно одухотворяется, её свойства соотносятся с общественно выработанными критериями. В учебной деятельности у младших школьников формируются психические новообразования, характерные для духовно зрелой личности, такие, как произвольность психических процессов, рефлексия – осознанность своих действий, мотивация долженствования, эмоционально- оценочная регуляция, волевые и духовные качества( любовь, уважение, эмпатия). Кроме того , младший школьный возраст сензитивный период для присвоения эталонов эмоционального реагирования и восприятия. Произведения различных видов искусства как компонент культуры являются фактором , влияющим на развитие духовности и духовных способностей личности ребёнка. Такие способности проявляются в психических состояниях в различных переживаний при восприятии образцов духовности, если данные произведения искусства становятся личностно-значимыми для ребёнка, то есть приобретают для него личностный смысл. В учебной деятельности младший школьник приобретает опыт переживания мотивирующих состояний. При которых выходит за пределы заданного по собственной инициативе и проявляет творческие способности как особый вид духовных способностей. Перечисленные факторы, влияющие на развитие способностей младшего школьника, используют учителя начальных классов в образовательном процессе в целях своевременного и последовательного формирования хрупких, но значимых для личности ребёнка способов духовной регуляции
-8-
Заключение
Распространено заблуждение о том, что с возрастом, по мере умственного роста, внутренние условия развития становятся во всех отношениях более благоприятными. Надо помнить, что каждый период особо благоприятен (сензитивен) для развития психики в определенном направлении. Сензитивные периоды (каждый детский возраст по-своему сензитивен!) указывают на качественное своеобразие отдельных этапов развития и на огромные потенции детства.
С переходом на новую возрастную ступень изменившиеся внутренние предпосылки умственного развития не только надстраиваются над предыдущими, но и в значительной мере вытесняют их.
Индивидуальное развитие психических процессов и свойств будет протекать тем успешнее, чем больше возможностей для него получит ребенок в соответствующий сензитивный период. Окружающие его взрослые должны помнить о том, что в первую очередь они сами создают социально-педагогические условия, в которых наиболее полно может осуществиться развитие индивидуальности ребенка. Не упустить время, помочь полностью раскрыться индивидуальным свойствам в наиболее благоприятный для этого момент - задача и родителей школьника, и его учителей.
-9-
Литература.
Выготский Л.С. Проблемы возрастной периодизации детского развития // Вопросы психологии. - 1972. - N2. - С.114-123.
Калашникова М.Б. Учет возрастной сензитивности при организации коррекционной работы с младшими школьниками с задержкой психического развития // Психологическая наука и образование. - 2002. - N2. - С.67-74.
Лейтес Н.С. К проблеме сензитивных периодов психического развития человека // Принцип развития в психологии. - М.,1978. - С.196-211.
Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. - М.: Педагогика, 1971. - 280с.
Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 2000. - 720с.
Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте // Вопросы психологии. - 1971. - N4. - С.6-20.
-10-
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ