Реализация воспитательного компонента на занятиях психолого-педагогических дисциплин

тема: «Реализация воспитательного компонента на занятиях психолого-педагогических дисциплин»


Творческая группа: Шварева Т.Н.

Боева Е.М.

Тюнина Л.А.

Уважаемые коллеги!

Профессиональная подготовка в педагогическом колледже должна отвечать в современных условиях задачам реализации нового поколения ФГОС, которые впервые в истории отечественного образования включают воспитательный компонент. Повышение социального статуса воспитателя в Российском обществе, усиление ценностной составляющей современного образования в целом поднимают требования к выпускникам педагогических колледжей в части готовности их к реализации воспитательного процесса.

Впервые в новых стандартах речь идет о необходимости создания определенной социокультурной среды, которая создает условия для формирования общекультурных компетенций выпускников. Всем известно, что личностные и профессиональные качества учителя неотделимы. Имеет право воспитывать тот, кто сам воспитан. Великий русский педагог К.Д. Ушинский писал « Только личностью можно воспитывать личность». Другой выдающейся педагог Я.А. Коменский считал, что главное назначение учителя состоит в том, чтобы своей нравственностью, любовью к людям, знаниями, трудолюбием и другими качествами стать образцом для подражания со стороны обучающихся и личным примером воспитывать у них человечность.

Эта задача как никогда и сейчас актуальна. В связи с этим хотелось бы обратить внимание на некоторые аспекты воспитания, которые особо важно учитывать при подготовке студентов педагогического колледжа.

На занятиях психолого-педагогических дисциплин большое внимание прежде всего уделяется осознанию студентами того, что Российская школа в соответствии с культурными традициями — это школа воспитания, социализации и духовно-нравственного развития личности. Учитель в России — это воспитатель, личность с большой буквы, способная быть примером для своих учеников, вести за собой, поддерживать ребенка в саморазвитии, личностном и социальном росте, самовоспитании и самореализации.

Воспитательный компонент является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с обучением. Содержание образования психолого-педагогических дисциплин , с одной стороны, обладает огромным воспитательным потенциалом, который направлен на формирование у будущих педагогов ценностного отношения к отечественным традициям воспитания, на их духовно-нравственное, гражданское становление, саморазвитие и самовоспитание. С другой стороны, в ходе изучения предметов психолого-педагогической направленности осуществляется профессиональная подготовка студентов к воспитательной деятельности.

Мотивация к профессиональной деятельности, стремление к собственному личностному росту, постижению педагогического мастерства, стремление к реализации воспитательных ценностей на практике работы с детьми — вот главные направления деятельности в рамках изучения психолого-педагогических дисциплин.

В процессе подготовки студентов педколледжа к условиям работы в современной школе через предметы психолого-педагогического цикла мы особое внимание уделяем организации процесса общения с воспитанниками, способствуем освоению принципов гуманистического взаимодействия педагогов и студентов. Предпочтительными формами диалогового общения в этом процессе являются:

  • самоанализ личностных затруднений в проведении уроков и воспитательных занятий в школе;

  • прогностическое выстраивание индивидуальной программы самовоспитания и саморазвития характерологических и технологических качеств практиканта на последующих занятиях.

Психологически правильное воспитание и есть продуманное, научно обоснованное общение людей, расчитанное на развитие каждого их них как личности.

Особое значение в решении задач воспитания будущих специалистов приобретают активные методы обучения. Среди них метод дискуссии. Воспитательная роль участия студентов в дискуссиях проявляется у них в стремлении к активному выражению своей точки зрения, стойкости и убежденность в ее отстаивании, умения критически подходить к чужим и собственным суждениям. Дискуссия позволяет диагностировать уровень кругозора, общего развития студентов, их интеллектуальную находчивость, умение слушать других. Соблюдать правила спора, а также их способность интеллектуально и эмоционально воздействовать на товарищей.

На семинарских занятиях широко используются : мозговая атака = метод активизации мыслительных процессов путем совместного поиска решения трудной проблемы. Этот метод не только учит культуре совместного обсуждения идей, но и раскрывает творческий потенциал человека, учит преодолевать стереотипы и шаблоны в мышлении.

Таким образом, воспитание в соответствии с ФГОС - это педагогически организованный процесс постепенного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, посредством осознанного и последовательного принятия ею общечеловеческих, духовно - нравственных ценностей.


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ