Статья по теме: «Профессионализм учителя и гармоничное развитие личности младшего школьника в условиях новой модели образования»
Текст письма.
Корольковой Светлане Валерьевне
учителю психологии начальных классов
МБОУ СОШ № 92 «Средняя общеобразовательная школа № 92 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Кемерово Россия, 650023 г. Кемерово, проспект Ленина 112-39, S-korolkova@bk.ru
Королькова Светлана Валерьевна, учитель – психологии начальных классов МБОУ СОШ № 92 «Средняя общеобразовательная школа №92 с углубленным изучением отдельных предметов» город Кемерово.
Статья по теме: «Профессионализм учителя и гармоничное развитие личности младшего школьника в условиях новой модели образования»
Главной причиной ухудшения здоровья подрастающего поколения, считается наличие многих социальных и учебных факторов, оказывающих влияние на эмоциональное благополучие школьников. Сегодня усилия многих людей направлены на создание школы, обеспечивающей здоровые условия для гармоничного развития личности ребенка. Изменения в современном обществе непосредственно отражаются на социально-психологической атмосфере в семье и школе. Вне зависимости от успехов личности в семье, личность признается как самостоятельная ценность. Признание личности одной из главных жизненных ценностей создает исключительно благоприятные условия для ее дальнейшего развития. Для сохранения психического здоровья детей важно не только специально организованное воздействие на детей с целью снятия негативных эффектов депривации, но и психологическое просвещение педагогов и родителей. Очень важно помнить и осознавать, что отношение взрослых к ребёнку влияет не только на становление личности, но и на психическое здоровье детей. Психологическое просвещение педагогов необходимо проводить с целью формирования психолого-педагогической компетентности, основным принципом которого является органическое вплетение ситуации передачи им знаний в процесс практической деятельности. Реализовать это возможно через выступления на педагогических советах, круглых столах, консультациях, семинарах. Так, например, в нашей школе регулярно проходят специальные семинары с разносторонней направленностью, и предполагают дальнейшее результативное участие педагогов и родителей в обучении, воспитании детей с учётом выявленных индивидуально-психологических особенностей младших школьников. Сегодня детская психология заняла достойное место в системе образования, обеспечив активное внедрение индивидуального подхода в современную школу. Что же понимается под индивидуальным подходом? Это психолого-педагогический принцип, согласно которому в учебно-воспитательной работе надо учитывать личностные особенности и условия жизни каждого ребёнка. Казалось бы: известный факт, однако серьезных результатов понимания этого мы пока не видим. Довольно часто и сегодня можно встретить в школе картину, где дети остаются детьми, в крайнем случае – «другим поколением», учителя же – лишь носителями информации, которую необходимо передать. Причин этому – масса, по большинству своему они носят социальный характер. Однако простая констатация подобного факта – не выход из положения. Всё чаще встречаются дети с повышенной тревожность, импульсивность, синдромом дефицита внимания. Знания не только о закономерностях формирования личности ребёнка, но и о психических особенностях детей с ослабленной психикой, позволят педагогам не только правильно организовать образовательный процесс, но и помогут корректировать некоторые болезненные особенности психики, изменять неправильные установки и формы поведения, а также дадут возможность квалифицированно помочь родителям в интересующих их вопросах воспитания. Современная образовательная система активно ставит вопросы сохранения психического здоровья детей, учитывая, в том числе, необходимость развивать у младших школьников коммуникативные умения, желание приобретать социально- полезные навыки, умения выстраивать конструктивные отношения с другими людьми. Учителю необходимо увидеть не только ученика, но и личность, человека, в становлении которого он играет значительную роль. И здесь учитель становится психологом. Таким образом, для достижения поставленных целей и решения первостепенных психолого - педагогических задач, необходим индивидуальный подход, акцентируя внимание на серьезном изучении личности ребенка (в частности, его эмоций) и, при необходимости, корректировке его психических процессов. Изменение содержания образования – нормальный естественный процесс, отвечающий задачам совершенствования образовательной системы. Необходимость обновления содержания образования связана с развитием науки и техники, развитием новых информационных технологий, социально-экономической трансформацией общества. В соответствии с задачами модернизации российского образования, введением ФГОС, проблема развития личности в системе образования, предусматривает формирование универсальных учебных действий, выступающих основой образовательного и воспитательного процесса. Изменение теоретико-методологических основ построения образовательного процесса отражает изменение целей образования. Если раньше цели определяли как усвоение знаний, умений и навыков, или как формирование компетентностей, то сегодня целью обучения становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся. Побудительными мотивами современных школьников должны стать потребности, желание принимать участие в совместных мероприятиях развивать самостоятельность и творческую индивидуальность. На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры толерантности с самых первых дней обучения. Одной из задач в формировании личности младшего школьника является обогащение его нравственными представлениями и понятиями. Степень овладения ими у детей различна, что связано с общим развитием ребенка, его жизненным опытом. Педагог всегда являлся эталоном для формирования будущей личности, его социальные ожидания и установки всегда были направлены на ученика. Пересмотр целей образования в пользу всемерной реализации его развивающего потенциала требует соответствующего пересмотра, обновления и организации учебного предметного содержания. Содействие всестороннему развитию личности ребёнка предполагает учёт изменения содержания образования и содействия не только личностному развитию. Одним из первостепенных условий способствующих улучшению эмоционального благополучия детей должно стать стремления педагога совершенствовать стиль своей профессиональной деятельности. Понятие «результативность педагогической деятельности» шире остальных определений, поскольку не всякая деятельность является эффективной успешной, но любая деятельность результативна. Результативность профессиональной деятельности индивидуальна, предполагает накопление определённой системы знаний и профессиональных умений. Следовательно, учитель должен не только в совершенстве знать структуру урока и уметь его проектировать, но и владеть современными педагогическими технологиями. Основной отличительной чертой деятельности педагога в новых современных условиях, является многообразие личностных, профессиональных психофизиологических, индивидуальных особенностей. Совершенствуя стиль своей профессиональной деятельности, занимаясь, психологическим анализом уроков и самоанализом, соблюдая принцип «Не навреди», этический кодекс практического психолога, актуален и для современного педагога, выполнение которого обеспечивает условие безопасности для каждой личности.
Написание конспекта урока, учитель начинается с определения места и особенностей проведения очередного занятия в содержании программного материала, необходимо помнить о возможностях его практического использования. Для этого он должен быть достаточно читабельным в любых условиях проведения занятия, при любом расположении учителя в классе. Конспект должен быть для учителя ясным и четким путеводителем по уроку и помогать в его проведении. Вид оформления конспекта урока по психологии может быть разным, но в любом случае он должен включать в себя:
формулировку темы;
описание целей и задач урока;
перечисление основных этапов урока;
краткую характеристику содержания и видов деятельности учителя и учащихся на каждом этапе урока;
описание наглядных пособий и приемов их использования на уроке
указание на ориентировочное время, которое займут отдельные фрагменты урока по оценке учителя.
Важнейшим признаком хорошего конспекта является возможность его практического использования для проведения урока. Для этого он должен быть достаточно читабельным в любых условиях проведения занятия, при любом расположении учителя в классе. Конспект должен быть для учителя ясным и четким путеводителем по уроку и помогать в его проведении. Организация учебной деятельности учащихся на уроке может быть:
фронтальная, которая предполагает совместные действия всех учащихся класса под руководством учителя;
индивидуальная, которая предполагает самостоятельную работу каждого ученика в отдельности;
групповая, которая предполагает работу учащихся в подгруппах по 3-6 человек или в парах.
Психологический анализ урока подскажет педагогу, как учитывать развитие персептивных способностей для каждого. Поиск ответов на вопрос как организовать деятельность детей, у которых наблюдаются стойкие недостатки внимания, присутствует на каждом уроке. Для организации и проведения уроков психологии, как и на любом другом уроке в школе, необходимо учитывать ряд психолого-педагогических принципов обучения. В частности, важно управлять вниманием учащихся на уроке, его устойчивостью и переключением. Длительное время поддерживать высокий уровень внимания - трудная задача для большинства детей. Как показывает практика, время от времени наступает снижение внимания, которое часто называют кризисом внимания. Периодичность кризисов зависит от возраста учащихся и степени интереса к изучаемому учебному материалу; обычно кризис наступает примерно каждые 15 минут. В эти моменты учителю целесообразно активизировать непроизвольное внимание, переключать внимание учащихся на новые виды активности. Поскольку изучение психологии в школе имеет, прежде всего, развивающее значение, то планированию на уроке развивающих видов активности учащихся нужно уделить особое внимание. В качестве развивающих заданий могут использоваться задания на овладение средствам и понимания других людей и самопознания, на усвоение эффективных приемов интеллектуальной работы (развитие наблюдательности, мнемотехники, мыслительных операций и стратегий решения задач), на освоение методов психической саморегуляции (релаксации, аутотренинга). Домашние задания по психологии должны носить творческий характер и не создавать дополнительных учебных перегрузок. Занятие на психологии «урок», обозначает разные виды занятий: предметно-ориентированные, личностно-ориентированные, метод проектной деятельности. Поддерживая первые успехи учеников их стремление к самостоятельности, творческой активности, учитель способствует продвижению к конечной цели обучения, приобретению компетентности, грамотности, коммуникативности, гибкости, мобильносиь, креативносиь, умению перестраиваться, быстро принимать решение. Проекты в начальной школе, стандарты второго поколения, которые ставят задачу сформировать уровень компетенции у младшего школьника, научить принимать решения, быть коммуникативным, мобильным, заниматься проектной деятельностью.
Проектная деятельность содержит:
анализ проблемы;
постановка цели;
выбор средств ее достижения;
поиск и обработка информации, ее анализ и синтез;
оценка полученных результатов и выводов.
Целью проектной деятельности является понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении разделов программного материала
Принципы организации проектной деятельности: проект должен быть посильным для выполнения; создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов, вести подготовку учащихся к выполнению проектов; обеспечить руководство проектом со стороны педагогов; обсуждение выбранной темы, плана работы и ведение дневника, в котором учащийся делает соответствующие записи своих мыслей, идей, ощущений. Образно говоря, школу можно представить, в виде дерева, которое растёт на общественной почве и даёт ему свои плоды. Каждый школьный класс – отдельная ветвь на стволе этого дерева. И каждый листик - это отдельный ученик со своими мыслями, чувствами и поступками. Плоды этого дерева - марально - психологические качества личности выпускника школы. Хороший учитель в некотором смысле подобен садовнику, который озабочен тем, чтобы плодовые деревья в его саду как можно лучше зеленели, и с них прежде времени не осыпались листья, а плоды радовали бы окружающих [4 – 8]. Организационная культура школы и класса создаёт необходимые условия для того чтобы его выпускники были подобны плодам из хорошего сада в котором работает умный учитель. Профессиональная компетентность и личный опыт способствуют улучшению качества общения с детьми стремление не игнорировать, негативные эмоции, а вовремя распознать их, формирует базу взаимоуважения и доверия в общении. Таким образом, опираясь на выше сказанное, можно утверждать, что в оценке результатов школьной жизни учащихся, учителю необходимо, прежде всего, максимально опираться на позитивные моменты их поведения. С этой целью при управлении процессом воспитания в выражении учителем его отношения к школьным успехам учеников должно преобладать положительное стимулирование. Это в значительной мере способствует созданию эмоционально-благоприятного фона при организации деятельности и общения детей, а, следовательно, поддержанию благоприятных условий для формирования эмоциональной сферы личности. Сравнивая особенности профессиональной деятельность учителя до введения ФГОС и на современном этапе, следует заметить что, если она не меняется коренным образом, то существенно обновляется. Все нововведения направлены не только на усвоение школьниками определенной суммы знаний, но и на развитие личности, познавательных и созидательных способностей. Опытный педагог всегда помнит об организационной культуре школы и класса, педагогическом настрое. Позитивный настрой на различные виды деятельности на уроке, целенаправленная саморегуляция есть тот самый ключ, который поможет каждому учителю открыть в себе резервы этой силы. В овладении своим эмоциональным миром, большую помощь могут оказать автогенная тренировка, тренинги, медитация. Умейте радоваться даже небольшим успехам, воспринимайте прожитый день как маленькую жизнь!
Информационные источники:
Хухлаева, О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе [Текст] – М.: Генезис, 2008 – 238 с.
Хухлаева, О. В. Школьная психологическая служба. Работа с учащимися [Текст] – М.: 2004 – 176с. М.: Генезис, 2007 – 208 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. [Текст] - М.: Просвещение, 2010 - 31 с. – (Стандарты второго поколения) воплощение новых стандартов школьного образования. Дидактические требования к современному уроку.
Петрушин, В.И.Психологические аспекты деятельности учителя и классного руководителя [Текст] – М.: Центр «Педагогический поиск», 2001 – 160с.
Текст письма.
Корольковой Светлане Валерьевне
учителю психологии начальных классов
МБОУ СОШ № 92 «Средняя общеобразовательная школа № 92 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Кемерово Королькова Светлана Валерьевна, учитель – психологии начальных классов МБОУ СОШ № 92 «Средняя общеобразовательная школа №92 с углубленным изучением отдельных предметов» город Кемерово.
Статья по теме: «Профессионализм учителя и гармоничное развитие личности младшего школьника в условиях новой модели образования»
Главной причиной ухудшения здоровья подрастающего поколения, считается наличие многих социальных и учебных факторов, оказывающих влияние на эмоциональное благополучие школьников. Сегодня усилия многих людей направлены на создание школы, обеспечивающей здоровые условия для гармоничного развития личности ребенка. Изменения в современном обществе непосредственно отражаются на социально-психологической атмосфере в семье и школе. Вне зависимости от успехов личности в семье, личность признается как самостоятельная ценность. Признание личности одной из главных жизненных ценностей создает исключительно благоприятные условия для ее дальнейшего развития. Для сохранения психического здоровья детей важно не только специально организованное воздействие на детей с целью снятия негативных эффектов депривации, но и психологическое просвещение педагогов и родителей. Очень важно помнить и осознавать, что отношение взрослых к ребёнку влияет не только на становление личности, но и на психическое здоровье детей. Психологическое просвещение педагогов необходимо проводить с целью формирования психолого-педагогической компетентности, основным принципом которого является органическое вплетение ситуации передачи им знаний в процесс практической деятельности. Реализовать это возможно через выступления на педагогических советах, круглых столах, консультациях, семинарах. Так, например, в нашей школе регулярно проходят специальные семинары с разносторонней направленностью, и предполагают дальнейшее результативное участие педагогов и родителей в обучении, воспитании детей с учётом выявленных индивидуально-психологических особенностей младших школьников. Сегодня детская психология заняла достойное место в системе образования, обеспечив активное внедрение индивидуального подхода в современную школу. Что же понимается под индивидуальным подходом? Это психолого-педагогический принцип, согласно которому в учебно-воспитательной работе надо учитывать личностные особенности и условия жизни каждого ребёнка. Казалось бы: известный факт, однако серьезных результатов понимания этого мы пока не видим. Довольно часто и сегодня можно встретить в школе картину, где дети остаются детьми, в крайнем случае – «другим поколением», учителя же – лишь носителями информации, которую необходимо передать. Причин этому – масса, по большинству своему они носят социальный характер. Однако простая констатация подобного факта – не выход из положения. Всё чаще встречаются дети с повышенной тревожность, импульсивность, синдромом дефицита внимания. Знания не только о закономерностях формирования личности ребёнка, но и о психических особенностях детей с ослабленной психикой, позволят педагогам не только правильно организовать образовательный процесс, но и помогут корректировать некоторые болезненные особенности психики, изменять неправильные установки и формы поведения, а также дадут возможность квалифицированно помочь родителям в интересующих их вопросах воспитания. Современная образовательная система активно ставит вопросы сохранения психического здоровья детей, учитывая, в том числе, необходимость развивать у младших школьников коммуникативные умения, желание приобретать социально- полезные навыки, умения выстраивать конструктивные отношения с другими людьми. Учителю необходимо увидеть не только ученика, но и личность, человека, в становлении которого он играет значительную роль. И здесь учитель становится психологом. Таким образом, для достижения поставленных целей и решения первостепенных психолого - педагогических задач, необходим индивидуальный подход, акцентируя внимание на серьезном изучении личности ребенка (в частности, его эмоций) и, при необходимости, корректировке его психических процессов. Изменение содержания образования – нормальный естественный процесс, отвечающий задачам совершенствования образовательной системы. Необходимость обновления содержания образования связана с развитием науки и техники, развитием новых информационных технологий, социально-экономической трансформацией общества. В соответствии с задачами модернизации российского образования, введением ФГОС, проблема развития личности в системе образования, предусматривает формирование универсальных учебных действий, выступающих основой образовательного и воспитательного процесса. Изменение теоретико-методологических основ построения образовательного процесса отражает изменение целей образования. Если раньше цели определяли как усвоение знаний, умений и навыков, или как формирование компетентностей, то сегодня целью обучения становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся. Побудительными мотивами современных школьников должны стать потребности, желание принимать участие в совместных мероприятиях развивать самостоятельность и творческую индивидуальность. На сегодняшний день возникает необходимость воспитания культуры толерантности с самых первых дней обучения. Одной из задач в формировании личности младшего школьника является обогащение его нравственными представлениями и понятиями. Степень овладения ими у детей различна, что связано с общим развитием ребенка, его жизненным опытом. Педагог всегда являлся эталоном для формирования будущей личности, его социальные ожидания и установки всегда были направлены на ученика. Пересмотр целей образования в пользу всемерной реализации его развивающего потенциала требует соответствующего пересмотра, обновления и организации учебного предметного содержания. Содействие всестороннему развитию личности ребёнка предполагает учёт изменения содержания образования и содействия не только личностному развитию. Одним из первостепенных условий способствующих улучшению эмоционального благополучия детей должно стать стремления педагога совершенствовать стиль своей профессиональной деятельности. Понятие «результативность педагогической деятельности» шире остальных определений, поскольку не всякая деятельность является эффективной успешной, но любая деятельность результативна. Результативность профессиональной деятельности индивидуальна, предполагает накопление определённой системы знаний и профессиональных умений. Следовательно, учитель должен не только в совершенстве знать структуру урока и уметь его проектировать, но и владеть современными педагогическими технологиями. Основной отличительной чертой деятельности педагога в новых современных условиях, является многообразие личностных, профессиональных психофизиологических, индивидуальных особенностей. Совершенствуя стиль своей профессиональной деятельности, занимаясь, психологическим анализом уроков и самоанализом, соблюдая принцип «Не навреди», этический кодекс практического психолога, актуален и для современного педагога, выполнение которого обеспечивает условие безопасности для каждой личности.
Написание конспекта урока, учитель начинается с определения места и особенностей проведения очередного занятия в содержании программного материала, необходимо помнить о возможностях его практического использования. Для этого он должен быть достаточно читабельным в любых условиях проведения занятия, при любом расположении учителя в классе. Конспект должен быть для учителя ясным и четким путеводителем по уроку и помогать в его проведении. Вид оформления конспекта урока по психологии может быть разным, но в любом случае он должен включать в себя:
формулировку темы;
описание целей и задач урока;
перечисление основных этапов урока;
краткую характеристику содержания и видов деятельности учителя и учащихся на каждом этапе урока;
описание наглядных пособий и приемов их использования на уроке
указание на ориентировочное время, которое займут отдельные фрагменты урока по оценке учителя.
Важнейшим признаком хорошего конспекта является возможность его практического использования для проведения урока. Для этого он должен быть достаточно читабельным в любых условиях проведения занятия, при любом расположении учителя в классе. Конспект должен быть для учителя ясным и четким путеводителем по уроку и помогать в его проведении. Организация учебной деятельности учащихся на уроке может быть:
фронтальная, которая предполагает совместные действия всех учащихся класса под руководством учителя;
индивидуальная, которая предполагает самостоятельную работу каждого ученика в отдельности;
групповая, которая предполагает работу учащихся в подгруппах по 3-6 человек или в парах.
Психологический анализ урока подскажет педагогу, как учитывать развитие персептивных способностей для каждого. Поиск ответов на вопрос как организовать деятельность детей, у которых наблюдаются стойкие недостатки внимания, присутствует на каждом уроке. Для организации и проведения уроков психологии, как и на любом другом уроке в школе, необходимо учитывать ряд психолого-педагогических принципов обучения. В частности, важно управлять вниманием учащихся на уроке, его устойчивостью и переключением. Длительное время поддерживать высокий уровень внимания - трудная задача для большинства детей. Как показывает практика, время от времени наступает снижение внимания, которое часто называют кризисом внимания. Периодичность кризисов зависит от возраста учащихся и степени интереса к изучаемому учебному материалу; обычно кризис наступает примерно каждые 15 минут. В эти моменты учителю целесообразно активизировать непроизвольное внимание, переключать внимание учащихся на новые виды активности. Поскольку изучение психологии в школе имеет, прежде всего, развивающее значение, то планированию на уроке развивающих видов активности учащихся нужно уделить особое внимание. В качестве развивающих заданий могут использоваться задания на овладение средствам и понимания других людей и самопознания, на усвоение эффективных приемов интеллектуальной работы (развитие наблюдательности, мнемотехники, мыслительных операций и стратегий решения задач), на освоение методов психической саморегуляции (релаксации, аутотренинга). Домашние задания по психологии должны носить творческий характер и не создавать дополнительных учебных перегрузок. Занятие на психологии «урок», обозначает разные виды занятий: предметно-ориентированные, личностно-ориентированные, метод проектной деятельности. Поддерживая первые успехи учеников их стремление к самостоятельности, творческой активности, учитель способствует продвижению к конечной цели обучения, приобретению компетентности, грамотности, коммуникативности, гибкости, мобильносиь, креативносиь, умению перестраиваться, быстро принимать решение. Проекты в начальной школе, стандарты второго поколения, которые ставят задачу сформировать уровень компетенции у младшего школьника, научить принимать решения, быть коммуникативным, мобильным, заниматься проектной деятельностью.
Проектная деятельность содержит:
анализ проблемы;
постановка цели;
выбор средств ее достижения;
поиск и обработка информации, ее анализ и синтез;
оценка полученных результатов и выводов.
Целью проектной деятельности является понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении разделов программного материала
Принципы организации проектной деятельности: проект должен быть посильным для выполнения; создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов, вести подготовку учащихся к выполнению проектов; обеспечить руководство проектом со стороны педагогов; обсуждение выбранной темы, плана работы и ведение дневника, в котором учащийся делает соответствующие записи своих мыслей, идей, ощущений. Образно говоря, школу можно представить, в виде дерева, которое растёт на общественной почве и даёт ему свои плоды. Каждый школьный класс – отдельная ветвь на стволе этого дерева. И каждый листик - это отдельный ученик со своими мыслями, чувствами и поступками. Плоды этого дерева - марально - психологические качества личности выпускника школы. Хороший учитель в некотором смысле подобен садовнику, который озабочен тем, чтобы плодовые деревья в его саду как можно лучше зеленели, и с них прежде времени не осыпались листья, а плоды радовали бы окружающих. Организационная культура школы и класса создаёт необходимые условия для того чтобы его выпускники были подобны плодам из хорошего сада в котором работает умный учитель. Профессиональная компетентность и личный опыт способствуют улучшению качества общения с детьми стремление не игнорировать, негативные эмоции, а вовремя распознать их, формирует базу взаимоуважения и доверия в общении. Таким образом, опираясь на выше сказанное, можно утверждать, что в оценке результатов школьной жизни учащихся, учителю необходимо, прежде всего, максимально опираться на позитивные моменты их поведения. С этой целью при управлении процессом воспитания в выражении учителем его отношения к школьным успехам учеников должно преобладать положительное стимулирование. Это в значительной мере способствует созданию эмоционально-благоприятного фона при организации деятельности и общения детей, а, следовательно, поддержанию благоприятных условий для формирования эмоциональной сферы личности. Сравнивая особенности профессиональной деятельность учителя до введения ФГОС и на современном этапе, следует заметить что, если она не меняется коренным образом, то существенно обновляется. Все нововведения направлены не только на усвоение школьниками определенной суммы знаний, но и на развитие личности, познавательных и созидательных способностей. Опытный педагог всегда помнит об организационной культуре школы и класса, педагогическом настрое. Позитивный настрой на различные виды деятельности на уроке, целенаправленная саморегуляция есть тот самый ключ, который поможет каждому учителю открыть в себе резервы этой силы. В овладении своим эмоциональным миром, большую помощь могут оказать автогенная тренировка, тренинги, медитация. Умейте радоваться даже небольшим успехам, воспринимайте прожитый день как маленькую жизнь!
Информационные источники:
Хухлаева, О.В. Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе [Текст] – М.: Генезис, 2008 – 238 с.
Хухлаева, О. В. Школьная психологическая служба. Работа с учащимися [Текст] – М.: 2004 – 176с. М.: Генезис, 2007 – 208 с.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2010. - 31 с. – (Стандарты второго поколения) воплощение новых стандартов школьного образования. Дидактические требования к современному уроку.
Петрушин, В.И.Психологические аспекты деятельности учителя и классного руководителя [Текст] – М.: Центр «Педагогический поиск», 2001 – 160с.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ