Работа классного руководителя с семьями «группы риска»

Работа классного руководителя с семьями «группы риска»

Золотухина Т.Н.

МКОУ Грибановская СОШ №2,

Воронежская обл.,

учитель начальных классов


Семья – источник вдохновения,

Где рядом взрослые и дети,

В семье от всех невзгод спасение,

Здесь друг за друга все в ответе.

Семья – это институт социализации ребенка. В это емкое понятие вложено очень многое: и культура, и гигиена, и профессиональная ориентация, а главное самоутверждение, самореализация и собственно вся жизнь маленького человечка.

Классному руководителю и социальному педагогу приходится сталкиваться с различными типами семей. Но больше приходится работать с семьями «группы риска»: это разрешение кризисных ситуаций, которые чаще всего встречаются в тех семьях, где не обеспечиваются условия для развития каждого члена семьи. Дети из семей «группы риска» есть почти в каждом классе. В работе с данными семьями необходимо придерживается следующей модели:

I этап – выявление и постановка на учет семей, находящихся в социально опасном положении.

Как же выявить детей из «группы риска», чтобы в будущем рациональнее спланировать работу, наметить индивидуальный подход к каждому родителю, найти пути привлечения семьи к активному участию в делах класса и школы?

Механизм выявления неблагополучных семей.

  1. При поступлении ребенка в школу, учитель 1 класса предлагает родителям заполнить анкету, которая позволяет выявить социально-бытовые условия проживания семей и воспитанников, состав семьи, образовательный уровень родителей, их возраст и профессию.

1) Сведения о родителях:

1. Ф.И.О родителей.

2. Возраст

3. Образование

4. Место работы

5. Общественная работа

6. Квартирные условия

7. Материальное положение

8. В каких мероприятиях школы вы хотели бы участвовать?

2) Сведения о ребенке:

1.Ф.И.О ребенка, дата рождения

2.Чем ваш ребенок любит заниматься в свободное время?

3. Какие игры предпочитает?

4. Какие виды спортивных развлечений больше любит?

5. С кем чаще играет (с мальчиками или девочками)?

6. Как ведет себя в детском коллективе? (активен, пассивен, застенчив.)                    

7. Какие обязанности имеет дома?

8. Какие с вашей точки зрения, индивидуальные особенности ребенка следует учесть.

3) Кто в семье непосредственно занимается воспитанием ребенка:

1.Где чаще всего совместно с ребенком проводится    досуг?

2. Знаете ли вы друзей своего ребенка и их родителей?

3. Приходят ли к вам в гости приятели ребенка?

4. Что вас затрудняет в воспитании ребенка?

5.Какие методы воспитания вы предпочитаете?   (уговоры, разъяснения, строгие требования, наказания, поощрения, дружеские контакты и т.д.)

2. По внешнему виду ребенка и по его поведению учитель может выявить признаки неблагополучия.

К характерным признакам внешнего вида и поведения ребенка, воспитывающегося в ситуации пренебрежения родителями своих обязанностей, можно отнести:

- утомленный, сонный вид ребенка;

- санитарно-гигиеническую запущенность;

- склонность к обморокам, головокружению вследствие постоянного недоедания;

- неумеренный аппетит;

- задержка роста, отставание в речевом, моторном развитии;

- привлечение внимания любым способом;

- чрезмерная потребность в ласке;

- проявление агрессии и импульсивности, которая сменяется апатией и  подавленным состоянием;

- проблемы во взаимоотношениях со сверстниками;

- трудности в обучении, невыполнение домашних заданий.

3. В начале учебного года учитель и социальный педагог проводят различные диагностические методики и тесты для выявления детей из «группы риска:

-выявление учащихся, склонных к нарушению дисциплины, асоциальным нормам поведения, отстающих в учебе,

-определение причин отклонений в поведении нравственном развитии, а так же индивидуальных психологических особенностей личности у выявленных школьников,

-положение ученика в классе, характер взаимоотношений с товарищами, причины отклонений в межличностных отношениях,

-изучение интересов, способностей и склонностей ученика,

-изучение контактов ребенка за пределами школы, их влияние на данного ученика,

-выявление уровня социального благополучия ребенка,

-выявление ситуаций жестокого обращения и пресечение насилия на начальном этапе.

На данном этапе классный руководитель и социальный педагог получают первичную информацию о семье, об отношении к воспитанию родителей и самих детей. Это этап понимания проблемы, выяснение причинно-следственной связи поведения ребенка и его жизни в семье.

На основе всех этих диагностик создается социальный паспорт класса.

II этап – непосредственно коррекционная работа, этап применения воспитательных воздействий.

Устанавливается контакт с родителями, другими членами семьи, которые могут повлиять на обстановку в семье. Учитель разрабатывает конкретный поэтапный план действий в преодолении недостатков семейного воспитания.

С семьями воспитанников используются такие формы, как наблюдение, беседа, анкетирование, психологическая и социальная диагностика, посещение семей с целью выявления семейного неблагополучия. С целью профилактики и коррекции социального неблагополучия семей проводится работа по повышению педагогической грамотности родителей, вовлечение родителей в процесс жизнедеятельности школы. Это привлечение родителей к участию в детских праздниках, спортивных мероприятиях, выставках совместных работ родителей и детей. Все это помогает налаживанию психологического контакта.

В своей практике я широко применяю такие формы работы, как: родительские собрания, консультации, посещения семьи, беседы. Но следует признать, что родители из семей «группы риска» редко посещают родительские собрания и их трудно привлечь к участию в каком-либо мероприятии. Поэтому приходится использовать беседы, консультации, посещение семьи.

Предвидя трудный разговор, учитель или социальный педагог должны тщательно подготовиться к встрече. Собрать как можно больше информации о семье, обдумать содержание и форму беседы. В начале встречи нужно отметить благоприятные стороны жизни семьи, положительные качества собеседника. Завоевав расположение, необходимо найти тактичную форму для определения проблемы.

Рекомендации специалистов по взаимодействию с неблагополучной семьей.

Эффективность профилактической деятельности учителя и социального педагога напрямую зависит от правильного выбора способа общения с семьей. Недопустимы небрежное, снисходительное или слишком официальное отношение при встрече, а также упреки, устрашения, ультиматумы. В противном случае создается психологический барьер, из-за чего человек не может адекватно воспринимать даже вполне целесообразные предложения.

Социальными педагогами-практиками на основе их собственного опыта составлены примерные условия успешного взаимодействия с семьей зоны риска, наиболее подходящими являются рекомендации, разработанные А. Иванцовой, доцентом Московского государственного лингвистического университета, кандидатом педагогических наук, социальным педагогом школы.
1. Никогда не предпринимайте воспитательных воздействий в плохом настроении.
2. Четко и ясно определите для себя, чего Вы хотите от семьи, узнайте, что думает семья по этому поводу, постарайтесь убедить ее в том, что Ваши цели — это, прежде всего, их цели.
3. Не берите все на себя, предоставьте семье самостоятельность, не обязательно контролировать и оценивать каждый их шаг.
4. Не давайте окончательных готовых рецептов и рекомендаций. Не поучайте родителей, а показывайте возможные пути преодоления трудностей, разбирайте правильные и ложные решения, ведущие к цели.
5. Педагог обязан поощрять успехи, замечать даже незначительные ростки положительных достижений семьи.
6. Если есть ошибки, неверные действия, укажите на них. Дайте оценку и сделайте паузу, чтобы семья осознала услышанное.
7. Дайте понять семье, что сочувствуете ей, верите в нее, хорошего мнения о ней, несмотря на оплошности родителей.
8. Педагог обязан формировать в себе внутреннюю устойчивость, позитивное восприятие фактов. Такая устойчивость позиции позволяет человеку не приспосабливаться к обстоятельствам, а учитывать их и изменять в соответствии нравственным нормам жизни.
9. Не показывайте, что Вы пришли в семью перевоспитывать родителей. Действуйте в логике системы «перспективных линий» — от дальней перспективы к средней, и от нее к сегодняшней.
10. Педагог должен быть твердым, но добрым и отзывчивым. Ни абсолютная твердость, во что бы то ни стало, ни такая же безграничная доброта не годятся в качестве единственного основополагающего принципа воспитания. Все хорошо в свое время. Надо уметь применять разные методы в соответствии с конкретной ситуацией.

Кроме работы с родителями учителю приходится выстраивать определенную воспитательную работу с ребёнком из семьи «группы риска». Для выявления взаимоотношений в семье стараюсь в непринуждённой обстановке вести доверительную беседу. В работе с детьми и подростками, находящимися в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в социально-педагогической поддержке я придерживаюсь следующих принципов:

-взаимопонимание;

-конфиденциальность;

-доверие;

-единство действий;

-гуманность;

-разумная требовательность.

Выстраивая определенную воспитательную работу с ребенком из семьи «группы риска» необходимо вовлекать данных детей в кружки, секции, посещение центров дополнительного образования, посещению групп продленного дня. Учащиеся моего класса, которые относятся к детям из семей «группы риска» посещают ГПД (группу продленного дня) и кружки в ЦДТ (центре детского творчества), где к их воспитанию привлекаются и другие педагоги. А в группе продленного дня появляется возможность уделить больше внимание данным детям при подготовке домашнего задания.

Неблагополучные семьи в большинстве своем не могут самостоятельно решать проблемы, возникающие при воспитании детей, им необходима квалифицированная, систематическая и целенаправленная помощь. Дети, воспитывающиеся в неблагополучных семьях, нуждаются в защите и поддержке со стороны педагогов. Ребенок не должен страдать из-за ошибок своих родителей, выражающихся в желании этих родителей жить лишь в свое удовольствие. Деятельность учителя и социального педагога с неблагополучной семьей – это не работа одного дня, это планомерная, целенаправленная забота о ребенке, об условиях его успешной социализации, построенная со знанием особенностей этой семьи.



6


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ