Работа классного руководителя с семьями «группы риска»
Работа классного руководителя с семьями «группы риска»
Золотухина Т.Н.
МКОУ Грибановская СОШ №2,
Воронежская обл.,
Семья – источник вдохновения,
Где рядом взрослые и дети,
В семье от всех невзгод спасение,
Здесь друг за друга все в ответе.
Семья – это институт социализации ребенка. В это емкое понятие вложено очень многое: и культура, и гигиена, и профессиональная ориентация, а главное самоутверждение, самореализация и собственно вся жизнь маленького человечка.
Классному руководителю и социальному педагогу приходится сталкиваться с различными типами семей. Но больше приходится работать с семьями «группы риска»: это разрешение кризисных ситуаций, которые чаще всего встречаются в тех семьях, где не обеспечиваются условия для развития каждого члена семьи. Дети из семей «группы риска» есть почти в каждом классе. В работе с данными семьями необходимо придерживается следующей модели:
I этап – выявление и постановка на учет семей, находящихся в социально опасном положении.
Как же выявить детей из «группы риска», чтобы в будущем рациональнее спланировать работу, наметить индивидуальный подход к каждому родителю, найти пути привлечения семьи к активному участию в делах класса и школы?
Механизм выявления неблагополучных семей.
При поступлении ребенка в школу, учитель 1 класса предлагает родителям заполнить анкету, которая позволяет выявить социально-бытовые условия проживания семей и воспитанников, состав семьи, образовательный уровень родителей, их возраст и профессию.
1) Сведения о родителях:
1. Ф.И.О родителей.
2. Возраст
3. Образование
4. Место работы
5. Общественная работа
6. Квартирные условия
7. Материальное положение
8. В каких мероприятиях школы вы хотели бы участвовать?
2) Сведения о ребенке:
1.Ф.И.О ребенка, дата рождения
2.Чем ваш ребенок любит заниматься в свободное время?
3. Какие игры предпочитает?
4. Какие виды спортивных развлечений больше любит?
5. С кем чаще играет (с мальчиками или девочками)?
6. Как ведет себя в детском коллективе? (активен, пассивен, застенчив.)
7. Какие обязанности имеет дома?
8. Какие с вашей точки зрения, индивидуальные особенности ребенка следует учесть.
3) Кто в семье непосредственно занимается воспитанием ребенка:
1.Где чаще всего совместно с ребенком проводится досуг?
2. Знаете ли вы друзей своего ребенка и их родителей?
3. Приходят ли к вам в гости приятели ребенка?
4. Что вас затрудняет в воспитании ребенка?
5.Какие методы воспитания вы предпочитаете? (уговоры, разъяснения, строгие требования, наказания, поощрения, дружеские контакты и т.д.)
2. По внешнему виду ребенка и по его поведению учитель может выявить признаки неблагополучия.
К характерным признакам внешнего вида и поведения ребенка, воспитывающегося в ситуации пренебрежения родителями своих обязанностей, можно отнести:
- утомленный, сонный вид ребенка;
- санитарно-гигиеническую запущенность;
- склонность к обморокам, головокружению вследствие постоянного недоедания;
- неумеренный аппетит;
- задержка роста, отставание в речевом, моторном развитии;
- привлечение внимания любым способом;
- чрезмерная потребность в ласке;
- проявление агрессии и импульсивности, которая сменяется апатией и подавленным состоянием;
- проблемы во взаимоотношениях со сверстниками;
- трудности в обучении, невыполнение домашних заданий.
3. В начале учебного года учитель и социальный педагог проводят различные диагностические методики и тесты для выявления детей из «группы риска:
-выявление учащихся, склонных к нарушению дисциплины, асоциальным нормам поведения, отстающих в учебе,
-определение причин отклонений в поведении нравственном развитии, а так же индивидуальных психологических особенностей личности у выявленных школьников,
-положение ученика в классе, характер взаимоотношений с товарищами, причины отклонений в межличностных отношениях,
-изучение интересов, способностей и склонностей ученика,
-изучение контактов ребенка за пределами школы, их влияние на данного ученика,
-выявление уровня социального благополучия ребенка,
-выявление ситуаций жестокого обращения и пресечение насилия на начальном этапе.
На данном этапе классный руководитель и социальный педагог получают первичную информацию о семье, об отношении к воспитанию родителей и самих детей. Это этап понимания проблемы, выяснение причинно-следственной связи поведения ребенка и его жизни в семье.
На основе всех этих диагностик создается социальный паспорт класса.
II этап – непосредственно коррекционная работа, этап применения воспитательных воздействий.
Устанавливается контакт с родителями, другими членами семьи, которые могут повлиять на обстановку в семье. Учитель разрабатывает конкретный поэтапный план действий в преодолении недостатков семейного воспитания.
С семьями воспитанников используются такие формы, как наблюдение, беседа, анкетирование, психологическая и социальная диагностика, посещение семей с целью выявления семейного неблагополучия. С целью профилактики и коррекции социального неблагополучия семей проводится работа по повышению педагогической грамотности родителей, вовлечение родителей в процесс жизнедеятельности школы. Это привлечение родителей к участию в детских праздниках, спортивных мероприятиях, выставках совместных работ родителей и детей. Все это помогает налаживанию психологического контакта.
В своей практике я широко применяю такие формы работы, как: родительские собрания, консультации, посещения семьи, беседы. Но следует признать, что родители из семей «группы риска» редко посещают родительские собрания и их трудно привлечь к участию в каком-либо мероприятии. Поэтому приходится использовать беседы, консультации, посещение семьи.
Предвидя трудный разговор, учитель или социальный педагог должны тщательно подготовиться к встрече. Собрать как можно больше информации о семье, обдумать содержание и форму беседы. В начале встречи нужно отметить благоприятные стороны жизни семьи, положительные качества собеседника. Завоевав расположение, необходимо найти тактичную форму для определения проблемы.
Рекомендации специалистов по взаимодействию с неблагополучной семьей.
Эффективность профилактической деятельности учителя и социального педагога напрямую зависит от правильного выбора способа общения с семьей. Недопустимы небрежное, снисходительное или слишком официальное отношение при встрече, а также упреки, устрашения, ультиматумы. В противном случае создается психологический барьер, из-за чего человек не может адекватно воспринимать даже вполне целесообразные предложения.
Социальными педагогами-практиками на основе их собственного опыта составлены примерные условия успешного взаимодействия с семьей зоны риска, наиболее подходящими являются рекомендации, разработанные А. Иванцовой, доцентом Московского государственного лингвистического университета, кандидатом педагогических наук, социальным педагогом школы.
1. Никогда не предпринимайте воспитательных воздействий в плохом настроении.
2. Четко и ясно определите для себя, чего Вы хотите от семьи, узнайте, что думает семья по этому поводу, постарайтесь убедить ее в том, что Ваши цели — это, прежде всего, их цели.
3. Не берите все на себя, предоставьте семье самостоятельность, не обязательно контролировать и оценивать каждый их шаг.
4. Не давайте окончательных готовых рецептов и рекомендаций. Не поучайте родителей, а показывайте возможные пути преодоления трудностей, разбирайте правильные и ложные решения, ведущие к цели.
5. Педагог обязан поощрять успехи, замечать даже незначительные ростки положительных достижений семьи.
6. Если есть ошибки, неверные действия, укажите на них. Дайте оценку и сделайте паузу, чтобы семья осознала услышанное.
7. Дайте понять семье, что сочувствуете ей, верите в нее, хорошего мнения о ней, несмотря на оплошности родителей.
8. Педагог обязан формировать в себе внутреннюю устойчивость, позитивное восприятие фактов. Такая устойчивость позиции позволяет человеку не приспосабливаться к обстоятельствам, а учитывать их и изменять в соответствии нравственным нормам жизни.
9. Не показывайте, что Вы пришли в семью перевоспитывать родителей. Действуйте в логике системы «перспективных линий» — от дальней перспективы к средней, и от нее к сегодняшней.
10. Педагог должен быть твердым, но добрым и отзывчивым. Ни абсолютная твердость, во что бы то ни стало, ни такая же безграничная доброта не годятся в качестве единственного основополагающего принципа воспитания. Все хорошо в свое время. Надо уметь применять разные методы в соответствии с конкретной ситуацией.
Кроме работы с родителями учителю приходится выстраивать определенную воспитательную работу с ребёнком из семьи «группы риска». Для выявления взаимоотношений в семье стараюсь в непринуждённой обстановке вести доверительную беседу. В работе с детьми и подростками, находящимися в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в социально-педагогической поддержке я придерживаюсь следующих принципов:
-взаимопонимание;
-конфиденциальность;
-доверие;
-единство действий;
-гуманность;
-разумная требовательность.
Выстраивая определенную воспитательную работу с ребенком из семьи «группы риска» необходимо вовлекать данных детей в кружки, секции, посещение центров дополнительного образования, посещению групп продленного дня. Учащиеся моего класса, которые относятся к детям из семей «группы риска» посещают ГПД (группу продленного дня) и кружки в ЦДТ (центре детского творчества), где к их воспитанию привлекаются и другие педагоги. А в группе продленного дня появляется возможность уделить больше внимание данным детям при подготовке домашнего задания.
Неблагополучные семьи в большинстве своем не могут самостоятельно решать проблемы, возникающие при воспитании детей, им необходима квалифицированная, систематическая и целенаправленная помощь. Дети, воспитывающиеся в неблагополучных семьях, нуждаются в защите и поддержке со стороны педагогов. Ребенок не должен страдать из-за ошибок своих родителей, выражающихся в желании этих родителей жить лишь в свое удовольствие. Деятельность учителя и социального педагога с неблагополучной семьей – это не работа одного дня, это планомерная, целенаправленная забота о ребенке, об условиях его успешной социализации, построенная со знанием особенностей этой семьи.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ