Семинар – практикум для учителей начальных классов «Психологическое сопровождение ФГОС»

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4 р.п. Лесогорск











Семинар – практикум

для учителей начальных классов


Тема: «Психологическое сопровождение ФГОС»


Образовательная область: социально - психологическая







Разработал:

педагог - психолог

Лисунова Надежда Павловна

















2013 г.



Цель: повышение психологической готовности учителей к принятию инноваций в области образования.

Задачи: актуализировать ресурсы педагогов к саморазвитию и профессиональному самосовершенствованию, снять эмоциональное напряжение.

Материалы и оборудование: листы бумаги, ручки, карандаши, компьютерная презентация.

Ход занятия

  1. Вводная часть.

  1. Упражнение «Снежинка»

Цель: актуализация потребности к принятию новых образовательных стандартов, повышение мотивации к участию в занятии.

Инструкция. Возьмите листы бумаги, лежащие перед вами, и четко выполняйте инструкции. Постарайтесь не смотреть в листы к соседям. Сверните лист пополам и оторвите верхний правый угол. Сверните лист еще раз пополам и оторвите верхний правый угол. И еще раз сверните лист пополам и оторвите верхний правый угол. Теперь разверните листы, поднимите вверх и посмотрите на листы всех участников.

Педагогам дается время посмотреть на листы друг друга, после чего тренер задает вопрос: «Как вы думаете, что это значит?» тренер подводит педагогов к выводу: несмотря на то, что сейчас мы все находились в одной ситуации, в одном помещении, инструкция для всех была одинаковая, листочки получились у всех разные. Также и наши дети разные, и подход к каждому ребенку должен быть индивидуальным, обязателен учет личностных особенностей.

  1. Основная часть.

  1. Матрица образования.

Инструкция. Коллеги, посмотрите на экран. В течение многих лет в нашей стране существовал стандарт образования, так называемая матрица. Школа выпускала ученика, соответствующего определенному стандарту, т.е. кругу. Но сегодня кто приходит в наши школы? Круги, зигзаги, звезды, все абсолютно разные. Что нужно сделать. Чтобы пропустить детей через эту матрицу? Разогнуть, свернуть, а некоторые так и не пролезут в круг. Так как же быть? Образовательный стандарт второго поколения направлен на обеспечение условий для эффективной реализации и освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования, в том числе обеспечение условий для индивидуального развития всех обучающихся. В основе стандарта лежит системно-деятельностный подход, который, в том числе, предполагает учет индивидуальных возрастных, физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей и воспитания и путей их достижения.

В прошлом году мною была разработана «Программа психологического сопровождения ФГОС НОО» и «Программа мониторинга сформированности УУД». По существующей план – сетке вы можете посмотреть какие методики должны проводится в каждой параллели учителем начальных классов и педагогом – психологом. Чтобы понять как проводится тестирование в начальных классах, я предлагаю вам проведение нескольких методик.

  1. Практикум.

  1. Вашему вниманию я предлагаю следующее упражнение «Рукавички», которое направлено на организацию и осуществление сотрудничества. Мы будем оценивать коммуникативные УУД.

Представите себя ребенком, возраста 6,5 – 7 лет.

Форма (ситуация оценивания): работа учащихся в классе парами.

Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием и анализ результата.

Описание задания: Детям, сидящим парами, дают по одному изображению рукавички и просят украсить их так, чтобы они составили пару, т.е. были бы одинаковыми.

Инструкция: «Дети, перед Вами лежат две нарисованные рукавички и карандаши. Рукавички надо украсить так, чтобы получилась пара, - для этого они должны быть одинаковыми. Вы сами можете придумать узор, но сначала надо договориться между собой, какой узор рисовать, а потом приступать к рисованию».

Материал: Каждая пара учеников получает изображение рукавиц (на правую и левую руку) и по одинаковому набору карандашей.

Время выполнение: 5-10 минут.

Критерии оценивания:

  • продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства узоров на рукавичках;

  • умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т.д.;

  • взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;

  • взаимопомощь по ходу рисования,

  • эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).

Показатели уровня выполнения задания:

1) низкий уровень – в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства; дети не пытаются договориться или не могут прийти к согласию, настаивают на своем;

2) средний уровень – сходство частичное: отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные отличия;

3) высокий уровень – рукавички украшены одинаковым или весьма похожим узором; дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координирую их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла.


  1. Заключительная часть.

  1. Упражнение-рефлексия «Учитель».

Цель: обучение навыкам рефлексии.

Ход упражнения: педагогам предлагаются листы бумаги для рефлексии.

Инструкция: наша встреча подходит к концу, сегодня вы получили различную информацию. Перед вами рисунок учителя, который хочет поделиться: что узнал…, что почувствовал…, что попробовал…, что будет делать…. К концу упражнения психолог задает вопрос: «Что труднее всего описать?».

Труднее всего прописать части «Что почувствовал» и «Что буду делать».

Это еще одна особенность образования и новых стандартов. Раньше мы давали знания. Сегодня мы выходим на формирование компетентности. А компетентность – это не просто знание или информация. Компетентность состоит из трех компонентов:

  • Знаниевый, информационный,

  • Эмоциональный, отношенческий,

  • Поведенческий.

Для того чтобы поведение соответствовало полученной информации, эмоции должны быть соответствующими. Вот и нашим детям также тяжело отследить, что он чувствует, что он хочет и, соответственно, как он будет использовать полученное на уроке знание.

Такой способ рефлексии вы можете использовать и на своих уроках и обращать на эти компоненты внимание.

  1. Подведение итогов. Рефлексия.

На доске прикреплен плакат с изображениями смайликов, выражающие различные эмоциональные состояния. Педагогам предлагается прикрепить стикер на плакат под смайлик, соответствующий эмоциональному состоянию после занятия.





Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ