Эссе «Как Валентин Берестов помогает мне в работе»

«МОУ Шеморданский лицей Сабинского муниципального района».
















Эссе на тему «Как Валентин Берестов помогает мне в работе».









Автор: Шарипова Алия Ирековна.

Учитель начальных классов, I кв. категории.



















п.Шемордан. Республика Татарстан.

2010 год.

Шарипова Алия Ирековна.

Учитель начальных классов, I кв. категория.

«МОУ Шеморданский лицей Сабинского муниципального района».

п.Шемордан. Республика Татарстан.


Эссе на тему «Как Валентин Берестов помогает мне в работе».


Я считаю, что большое значение в нравственном воспитании детей имеет детская художественная литера­тура. Расскажу о своей работе с учениками, которые обучаются в моём классе.

Чтобы привлечь внимание детей к книге, вызвать желание познакомиться с ней, в классе мы с ребятами про­думали оформление и содержание книжного угол­ка. В книжном уголке мы помещаем литера­туру не только рекомендованную «Программой», но и дополнительную, я знакомлю детей с портретами писателей. Оформ­ляем тематические выставки книг на различные тематики. В клас­се имеется небольшая библиотека, которую дети пополняют книгами, принесенными из дома. Здесь же находятся книги ширмы, книжки-малышки, созданные руками детей.

В нашей классной библиотечке собраны произ­ведения А. Пушкина, Л. Толстого, С. Маршака, К. Чуковского, С. Михалкова, А. Гайдара, Б. Житкова, М. Пришвина, В. Бианки, А. Барто, Е. Трутневой и др. Таким образом в нашей библиотечке появился сборник стихов Валентина Берестова - чудесного поэта, замечательного рассказчика, веселого, озорного человека, и в 70 лет сохранявшего в себе ребенка.

Приобщение младших школьников к творчеству этого крупней­шего детского поэта закладывает основы их «нового мира»: мира свободы, труда, товари­щества, справедливости. В.Берестов в своих стихах учит ребенка новому отноше­нию к природе, вещам, созданным человеком, к труду как основе жизни, к человеку, кото­рый своими всемогущими руками переделы­вает мир, к родной земле, к народам всей Земли. Берестов живет заботами своих читате­лей, живо отзывается на все события школь­ной жизни: напутствует новичков, в первый раз идущих в школу, рассказывает об уроках истории, родного языка, труда, пишет «школьные правила», собирает вместе с ребятами портфель, решает акту­альные проблемы воспитания.

Стихи Берестова великолепно звучат, развивают нашу речь, обогащают нас новыми словами, формируют чувство юмора, делают нас сильнее и умнее и несомненно приносят всем нам огромную радость. Они помогают моим ученикам ориентироваться в окружающем мире, воспитывают драгоценную способность сопереживать, сострадать, сорадоваться.

Но я хочу рассказать не о чтении программных произведений поэта, а о целенаправленном использовании отдельных его детских стихотворений в процессе обучения на разных уроках.

Берестов глубокий знаток языка, он развивает интерес к слову, звукам, буквам и поэтому его произведения получили прописку на моих уроках обучения грамоте.

Для знакомства с буквами Берестов создал стихотворную азбуку. Каждое новое четверостишие начинается на очередную букву алфавита. Помимо того, внутри строфы есть слова, содержащие эту букву. Перед ребятами я ставлю задачу услышать повторяющийся звук и назвать его:


Медвежий марш и вальс медвежий!

С гармошкой мишка на манеже.

Медведица с медведем пляшет,

Им медвежонок лапкой машет.


Эта азбука помогает на материале, интересном детям, выделять знакомые и новые звуки для изучения на уроке, называть звуки, которые обозначаются изучаемыми буквами алфавита, например


Легко лошадка цирковая

Летает, ленты развевая…


Выделив слоги-слияния ле, ло , учащиеся назовут твёрдые и мягкие согласные звуки. Так, анализируя следующие строки


Едет клоун по шоссе

На блестящем колесе…


Ёлка в блёстках со свечами!

Посмеёмся с циркачами!...,


дети знакомятся с «особыми» буквами, которые, если стоят в начале слова, обозначают два звука: е – [йэ] , ё - [йо].

Чтение строф с подбором повторяющихся букв разрабатывает артикуляционный аппарат, поэтому такие стихи служат материалом для разучивания чистоговорок. Например, где приходится работать над чистотой произношения взрывного звука [г], часто использую четверостишье:


Гигант Геракл, гимнаст из Греции.

Наш гость летает на трапеции.

Вниз головой герой летит.

Гимнастка на него глядит.


Одним словом, его стихи можно цитировать долго, так как в них содержится много замечательных находок, помогающих осуществлять языковое развитие моих учеников.

Благодаря стихам В. Берестова со смежной рифмой можно проводить очень полезное упражнение на договаривание рифмующегося слова. Это называется «сотворчество» или «сочиняем вместе с поэтом». Такие «добавлялочки» приучают детей внимательно слу­шать стихотворение, подбирать слова, не просто близкие по звучанию, но и подходя­щие по смыслу, например:


Петушки распетушились,

Но подраться не решились.
Если очень петушиться,
Можно перышек лишиться.
Если перышек лишиться,
Нечем будет…( петушиться).
    
Лето, лето к нам пришло,
Стало сухо и тепло,
По дорожке прямиком
Ходят ножки…( босиком).

Лучшие качели -
Гибкие лианы.
Это с колыбели
Знают…( обезьяны).

Сотрясается весь дом:
Бьет Сережа молотком;
Покраснев от злости,
Забивает…( гвозди).


Стихотворениями о знаках препи­нания можно привлечь внимание к пунктуации, которую ребята осваивают на уроке русского языка. Выразительно читая стихи, дети выде­ляют голосом самые распространен­ные знаки: точка, восклицатель­ный и вопросительный знаки:


Я — вопросительный знак?

Что? Неужели? Как так?

Можно последний вопрос?

Братцы, вы это всерьёз?


Я — восклицательный знак!

Хлопайте! Громче! Вот так!

Радуйтесь! Вам повезло!

Громче! Не слышу! Алло!


Я — точка.

Одиночка.

Заканчиваю.

Точка.


При перечитывании этих стихов дети пробуют записать знаки, запоминают их названия.

Таким образом, уроки обучения грамоте с помощью стихов Валентина Берестова проходят интересно и с большой пользой.

Его стихи очень музыкальны. На уроках музыки мы с ребятами пробуем петь колыбельные песни на стихи Берестова.

Баю-бай

Спит будильник. Спит звонок.
     Просыпается щенок.
     Просыпается и лает,
     Снов приятных нам желает.
     "баю-бай! Баю-бай!" -
     Вот что значит этот лай.

Больная кукла
      Тихо. Тихо. Тишина.
  Кукла бедная больна.
     Кукла бедная больна,
     Просит музыки она.
     Спойте, что ей нравится,
     И она поправится.

Про машину
          Вот девочка Марина.
     А вот ее машина.

-На, машина, чашку.
     Ешь, машина, кашку.
     Вот тебе кроватка,
     Спи, машина, сладко.
   Я тобою дорожу,
     Я тебя не завожу.
     Чтобы ты не утомилась,
     Чтобы ты не простудилась,
     Чтоб не бегала в пыли.
     Спи, машина, не шали!
    
Колыбельная баобабу

Баобабу пела бабушка,
Баобабка-баобабушка:
- Бао-бао! Баю-бай!
Бвобабчик, подрастай!
Будешь больше мам и пап,
Баобабчик-баобаб!
Будешь толще бабушки,
Старой баобабушки!


Также пробуем положить на музыку его произведения как: ПЕСНЯ ЛИСЫ, ПЕСНЯ ВОЛКА, ПЕСНЯ МЕДВЕДЯ, ПЕСНЯ ЛЯГУШЕК, ПЕСНЯ ЗАЙЦА.

На уроках чтения я отвожу особое место заучиванию наизусть стихов. Позже мы с детьми устраиваем конкурсы на выразительное чтение стихов.

На уроках труда мы стали переплётчиками, так как сделали книжки малышки: «Стихи Берестова», а на уроках рисования мы превратились в иллюстраторов и занялись оформлением своих книжек.

Учитывая детскую потребность в движении, для проведения на уроке физкультминуток, я использую стихотворения динамичного ритма.

Произведения этого автора предоставляют возможность осуществить обучение в игре практически на каждом уроке. Всё дело в творческих поисках учителя. Творчески работающий учитель сам решит, как использовать стихи, Берестова в школе: в качестве дополнительного ли ма­териала к урокам поэзии, особенно игровой, на внеклассных ли занятиях, на уроках ли обучения выразительному чтению. Таких возможностей много. Важно, чтобы состоя­лось знакомство детей с поэтом, с его хоро­шими стихами, с его самобытным, по-детски свежим взглядом на мир.

Желаю Вам успехов!!!






 


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ