Эссе «Моя формула успеха»
Жижаева Н.В., мастер производственного обучения
ГБОУ СПО ВО «ВЭТК»
Эссе «Моя формула успеха»
К успеху, как и к истине, каждый ищет свой путь. Говорят, что все случайное закономерно, а закономерное – случайно. Мечтала о профессии врача, а оказалась из-за болезни в техникуме советской торговли, на специальности техник-технолог. К этому выбору меня подтолкнул пример отца: папа долгие годы был директором ресторана «Владимир». Пока училась, пришел интерес к кулинарии, к её истории, роли в жизни человека. Закончив с отличием техникум, поступила на работу в кулинарное училище мастером производственного обучения, где и проработала 35 лет.
В училище я встретила добрых, умных, замечательных людей, учителей от Бога, совет которых как по работе, так и по жизни был для меня ценен. Я ходила к ним на уроки, слушала выступления на педсоветах, гордилась и радовалась, что работаю с такими людьми. Вообще, на работу я пришла с огромным энтузиазмом, но не все сразу получалось.
Помню, очень старалась вести урок интересно, много готовилась, а результат не удовлетворял. На глаза попалось высказывание Конфуция:
«Скажи мне, и я забуду,
Покажи мне, и я запомню,
Вовлеки меня, и я научусь».
Впоследствии этой формуле я следовала всю жизнь сама и предлагала следовать обучающимся. Именно эта формула и привела меня к успеху. Я бесконечно любила каждого из своих учеников, в каждом видела личность и уважала право на собственное мнение.
В молодости я часто болела и лежала в больнице, кормили отвратительно, и я решила, что обязательно буду учить готовить только вкусную и здоровую пищу. Я прочитала множество литературы, досконально изучила историю русской кухни и пришла к выводу, что именно русская кухня полезна для русского человека. Участвовала в семинарах, сама проводила семинары по приготовлению блюд русской кухни, например, «Начни день с каши», «Окрошки», «Напитки древних славян». Узнала множество секретов вкусного приготовления пищи. Ими я делюсь со своими учениками.
На первом этапе своей работы мне поначалу было интересно содержание урока. Это я реализовала первую строчку высказывания Конфуция. Я рассказывала. Скоро осознала, что надо еще и показывать, а показывая, ставить проблемные вопросы, учить решать их, много-много раз повторяя одно и то же не столько словами, сколько действием.
Бесконечно благодарна институту усовершенствования учителей (ныне ВИПКРО). Учеба в институте для меня была праздником, после каждой учебы я, вдохновленная, привносила в свою работу что-то новое. Это новое вылилось в осознанное отношение к плану урока, в котором большая часть времени отводилась не мастеру, а самостоятельной работе обучающихся под руководством мастера. Начала складываться собственная педагогическая система, основанная на деятельностном подходе. Примеряла к себе различные технологии. Изучив технологию проектов, стала использовать элементы проектной деятельности на разных этапах урока. Считаю, что работа над проектом способствует воспитанию культуры общения, речи, развивает коммуникативные навыки, стимулирует обучающихся к самопознанию. Например, готовили печень по-строгановски. Сметану, которая входит в состав соуса, по технологии надо прокипятить. Но в настоящее время качество сметаны оставляет желать лучшего, и сметана сворачивалась. Я отправила ребят на предприятие общественного питания, узнать, как с этой проблемой справляются на производстве. Нашли два способа устранения дефекта, изменили технологию, приготовили этими способами, сравнили с эталоном, посмотрели, как укладываемся по времени, и взяли наилучший способ на вооружение. Здорово! Конфуций работает: вовлеки меня, и я научусь!
Бывают ли у меня трудности в работе? Конечно, бывают. Был в моей практике случай, когда из 16 человек, закрепленных за мной, 10 поступили в высшие учебные заведения, а бывает так, что просто руки опускаются. К сожалению, в последнее время обучающиеся, которые к нам приходят, не умеют и не хотят учиться, потому что в школе они были неуспевающими. Когда я встречаю первокурсников, я им говорю: «Забудьте все свои неудачи, которые были в школе. У вас всё получится, было бы желание, а я вам помогу».
Как мы знаем, Ушинский считал, что человек формируется и развивается в трудовой деятельности. Для него труд, во-первых, является основой и средством человеческого существования, и, во-вторых, он представляет собой источник физического, умственного и морального совершенствования человека. Отсюда – труд как основной фактор и средство воспитания человека в умственном, физическом, социальном и нравственном аспектах.
Из чего же складывается моя формула успеха?
Она состоит из
любви к профессии;
отличного знания предмета;
владения технологиями, в которых высок уровень самостоятельной работы;
личного примера;
уважения к личности ученика, имеющего право на ошибку и собственного мнение.
Успех для меня – это не везение, а упорный труд. Генри Форд сказал: «Когда я работаю по 16 часов в сутки, мне начинает удивительно везти!» Видимо, для достижения успеха по-другому нельзя.
Жижаева Н.В.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ