ОПЫТНАЯ СТАНЦИЯ «ЧТО НАМ СТОИТ ДОМ ПОСТРОИТЬ»
ОПЫТНАЯ СТАНЦИЯ
«ЧТО НАМ СТОИТ ДОМ ПОСТРОИТЬ»
Ивашкова К.Д., воспитатель
Человек умеет работать!
Маленький человек, когда он хочет работать, - непобедимая сила! И, поверьте: в конце концов, этот маленький человек сделает, все, что захочет.
М. Горький
Пояснительная записка
Никакое большое дело, никакая грудная работа не делаются одними словами. И даже самые добрые советы не превратят ребенка в мастера и, тем более, не смогут изменить его характер, Тем не менее, советы можно сравнить с маршрутной картой, которая незаменима в пути. Надо только ей верить и уметь правильно ориентироваться по ней.
Каждый из нас повторяет весь путь, пройденный человечеством за многие миллионы лет. И пусть мы минуем великую эту дорогу в считанные годы, все равно приходится начинать с самого начала; подниматься на ноги, осваивать первые робкие шаги, учиться владеть собственными руками, произносить слова…
Этот процесс пройдет намного легче, если под рукой будет определенный запас проверенной житейской информации, которым можно всегда воспользоваться в случае необходимости. Кроме того, всякий практический совет обладает не только собственной ценой и силой, но и пробуждает творческую мысль, наталкивает на новые, порой самые неожиданные решения, А всякое знание обладает замечательным свойством порождать новое знание,
Все вышесказанное весьма важно для каждой детской личности, входящей в «большой мир», а тем более это становится актуальным для воспитанников детского дома, которым не приходится надеяться на семью в процессе профессионального самоопределения и организации собственной жизнедеятельности.
Среди современных проблем общетрудовой подготовки воспитанников детского дома можно отметить следующие:
отсутствие у них интереса к труду,
слабое представление ими конечного результата деятельности,
отсутствие стремления проявить творческую инициативу и
ответственность в порученном деле,слабое проявление взаимопомощи,
затруднения в оценке результаты собственного труда,
отсутствие навыков самоорганизации.
В связи с вышеперечисленными причинами и была разработана предлагаемая программа «Что нам стоит дом построить», направленная на привитие воспитанникам основных знаний, умений и навыков хозяйственно-бытовой деятельности, необходимой для будущей самостоятельной жизни.
Программа рассчитана на старшую и младшую группы детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, предполагает преемственность и четкую логическую последовательность в организации деятельности.
Специфика трудовой деятельности в детском доме заключается в том, что она осуществляется в рамках разновозрастных групп (семьях), где они под руководством взрослых и воспитанников более старшего возраста приобретают опыт добровольного участия в создании жизнеобеспечивающего пространства, уюта и красоты. Партнерские диалоговые взаимоотношения способствуют ненавязчивому и ненасильственному усвоению необходимых знаний, умений и навыков.
Цель программы: способствовать формированию у детей целостного представления о социокультурной среде и трудовой деятельности в ней, подготовке их к вхождению в социум, созданию необходимых условий для эффективной хозяйственно-бытовой адаптации в нем.
Задачи программы:
Дать необходимые знания и сформировать жизненно
необходимые умения и навыки..Воспитать потребность в трудовой деятельности, чувство
уважения к людям труда и бережной отношение к его
результатам.Сформировать навыки товарищества, взаимовыручки,
ответственности за выполнение порученного дела, оценки
результатов собственной и коллективной трудовой деятельности.Стимулировать у них развитие интереса к творческой
самостоятельной деятельности и познавательной активности.Стимулировать процесс самовоспитания и самоопределения
личности.Развить эмоционально-волевые и нравственные качества
личности.Воспитывать бережное отношение к окружающей природе,
экологии, результатам трудовой деятельности человека.
Основными формами деятельности являются следующие:
теоретические и практические занятия,
деловые и ролевые игры,
опытно-экспериментальная работа на участке и в стенах
детского дома,коллективная творческая деятельность,
конкурсы,
соревнования,
самообслуживание и др.
Предлагаемая программа рассчитана на младшую и старшую возрастные группы воспитанников и основана на следующих дидактических принципах;
• Принцип центрации на развитии личности,
• Принцип систематичности и последовательности.
• Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей
воспитанников.
• Принцип развивающих коммуникаций.
• Принцип доступности,
• Принцип развивающего самоконтроля.
По итогам изучения программы ребенок знать:
• Основы техники безопасности,
• Основные правила ухода за жильем и основные технологии его
ремонта и оформления.
• Основные инструменты, помогающие в организации ремонта
различной сложности,
• Основы экономических знаний.
Ребенок должен уметь:
Организовать собственную и коллективную трудовую деятельность.
Оформить помещение.
Сделать элементарный ремонт помещения и электроприборов.
Владеть основными хозяйственными инструментами.
Распределять и планировать рабочее время,
Оценивать результаты собственной и коллективной трудовой деятельности.
Поддерживать гигиенические условия жизнедеятельности.
Учебно-тематический план младшей возрастной группы
№
месяц
Темы занятий
Кол. часов
Сроки
1.
Сент.
«Про молоток и гвозди».
«Про клещи и другие подручные средства»
2 час. 2 час.
1 нед. 3 нед,
2.
Октяб.
«Про отвертки и шурупы»
«Семь раз отмерь...» (Знакомство с многообразием измерительных приборов и способами измерения).
2 час. 2 час.
1 нед. 3 нед.
3.
Нояб.
«... и один отрежь» (Ножи, ножницы и иные приспособления для разрезания и распиливания),
«Отверстие - не дырка» (Ознакомление детей со способами проделывания отверстий в бумаге, картоне, дереве и т.д.).
2 час. 2 час
1 нед. 3 нед,
4.
Декабрь
«Рисуем, чертим».
«Твой первый цех» (безопасность и удобство при работе).
2 час
2 час
1 нед. 3 нед.
5.
Январь
«Сделай для мамы» (Интересные идеи для группы из серии «Очумелые ручки»).
2 час. 2 час.
1 нед. 3 нед.
6.
Февр.
«Полезные советы домашней хозяйке». «Знакомство с электричеством».
2 час. 2 час.
1 нед. 3 нед.
7.
Март
«Прочно и навсегда» (Приемы правильного соединения разных видов материалов при помощи клея).
«Все цвета радуги» (работа с краской).
2 час. 2 час.
1 нед. 3 нед.
8.
Апрель
«Слово о мелочах»
«Что значит «Эврика!» (История создания обычных вещей).
2 час 2 час.
1 нед.
3 нед.
9.
Май
«Как делается невозможное».
2 час.
1 нед.
Учебно-тематический план старшей возрастной группы
№
Темы занятий
Кол.
часов
Сроки
1.
Безопасность прежде всего:
1. Решения для неприятных ситуаций,
2. Лестницы; прежде, чем подняться -
проверь.
2 час,
2 час.
Сентяб.
2 нед.
Сентяб. 4 нед, 1
2.
Снаружи:
1. Водостоки - пути слива дождевой воды.
2. Штукатурные работы.
2 час,
2 час,
Окт. 2 нед.
Июнь 2
нед,
3.
Интерьер:
1. Содержим пол в хорошем состоянии.
2. Штукатурим стены и потолок,
2 час, 2 час.
Окт. 4
нед. Июнь 4
нед.
4.
Двери и окна:
1. Проблемы с петлями и замками, Установка замка на входную дверь.
2. Обрезаем и вставляем стекло.
3. Обработка прогнившего дерева.
2 час.
2 час.
2 час.
Нояб. 2 нед.
Нояб. 4
нед.
Июль 2
нед.
5.
Вода и краны:
1. Трубы - удаляем течь.
2. Засоры: прочистка сливной трубы и унитаза.
2 час.
2 час.
Декаб.
2 нед. Декаб.
4 нед.
6.
Электричество:
1. Изучение электропитания в доме.
2. Замена выключателей и розеток.
2 час,
2 час.
Янв. 2
нед. Янв. 4 нед.
7.
Внутренняя отделка:
1. Очистка старой поверхности.
2. Покраска:
• инструменты для нанесения краски,
• наружные стены, деревянные и
металлические изделия,
• работаем по порядку и устраняем
2 час.
2 час.
Июль 4 нед. Август 2 нед.
огрехи
3. Обои:
• выбор, измерение и маркировка,
• намазываем клеем и складываем полотна,
• преодолеваем коварные участки.
2 час.
Август 4 нед,
8.
Крепления:
1. ровные и прочные полки. Место
для хранения
2. Картины.
3. Оформление окон.
2 час, 2 час. 2 час.
Февр. 2
нед,
Февр. 4 нед.
Март 2 нед.
9.
Электроника:
1. Содержим технику в чистоте.
2. Здоровье, безопасность и очистка компьютера.
2 час. 2 час.
Март . 4 нед.
Апрель 2 нед
10.
Мебель:
1. Косметический ремонт.
2. Лакировка.
2 час.
2 час.
Апрель 4 нед.
Май 2 нед.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ