Эссе «Воспитание любовью, или Целый мир от Красоты»

МОУ Верх – Хилинская СОШ, Шилкинский район,Забайкальский край



Бекетова Татьяна Анатольевна, учитель МХК, русского языка, литературы



Эссе «Воспитание любовью, или Целый мир от Красоты».


Что такое школа? Для себя на этот гамлетовский вопрос я отвечу так: «Кроме уроков и перемен, зачетов и контрольных, кроме отметок и дневников, есть в школьной жизни то, главное, хотя и трудноуловимое, что остается спустя многие годы в памяти, в жизни, в душе. Это атмосфера, уклад.». У каждой школы свое лицо: есть школа – шумный праздник, есть школа – тоскливое присутствие, есть школа – сотрудничество, есть школа- казарма…. Моя твердая позиция: школа должна быть миром открытий и откровений, радости для учащихся и педагогов, миром спокойствия, гармонии и сотрудничества, миром Красоты.

Я – учитель литературы, МХК, Фольклора в обычной маленькой сельской школе. Она стоит у нас на перекрестке. Это – символично. Как будто дороги открыты для учеников всякие – выбирай любую. И по какой дороге они пойдут? В выборе этого я тоже принимаю участие. Как учитель, как классный руководитель, как преподаватель моих любимых предметов. Ведь мои предметы не только дают знания, но и воспитывают. Ведь сила искусства велика! А моя миссия – приобщать детей к искусству, т.е. к Красоте.

«Вот вы знаете, я - очень счастливый человек…» - часто говорю я своим ученикам. И люблю начинать так свой первый урок МХК в новом, 8-ом классе. Да, я счастлива, что я – учитель, что я влюблена в идею, которой можно посвятить все свои силы и свою жизнь. Смысл ее прост – подарить ребенку этот красочный мир, удивить прекрасным. Я могу говорить с детьми о вечном и мимолетном еще и потому, что я учитель предметов так называемого гуманитарного цикла. А это уникальные предметы. Каждый урок – открытие, наслаждение новым общением с Красотой.

Нравится увлекать целый класс интонацией стиха, красотой звука, ловить пытливый взгляд, наблюдать тревожный и радостный процесс поиска, творчества. Нравится чувствовать полное опустошение после завершения урока, концерта, спектакля. Когда нет сил, а есть только умиротворение и огромное счастье (не всегда, но чаще всего). От того, что сделал все, что умеешь. На наших встречах с Красотой очень хотелось бы научить ребят чувствовать, сопереживать, искренне осмысливать и аргументировать произведения искусства, поступки, окружающую действительность, обращаясь к уму и сердцу ребенка одновременно. Так, на мой взгляд, претворится в жизнь принцип увлеченности, который, по мнению Д.Б. Кабалевского, является важнейшим в преподавании предметов искусства. Ребята приходят в кабинет «просто поговорить», попеть, послушать, спросить, сказать… Если возникает и после урока потребность в дальнейшем общении, для этого никогда не жалко времени. Значит, занятие не прошло даром. Цель своей работы вижу в том, чтобы создать условия для творческого поиска, обретения ребенком своего «я» через Искусство, Красоту.

На Востоке говорят: «Важно, когда ты пьешь чай», т.е. процесс исследования важнее результата. Лучшие минуты для меня на уроке, когда рождается какая-то неожиданная мысль, внезапная строка. Результат такой работы скажется: научившись думать, анализировать, мыслить, дети в любой деятельности смогут быть творцами. Вот такая прекраснейшая перспектива у моих любимых предметов. А еще я верю, что ребенок должен идти на урок и знать: я нужен, я интересен моему учителю и моим друзьям. Нужно замечать и развивать в нем самые светлые стороны его души и следовать той вороне, которая говорила своему вороненку: «Ах, ты мой беленький…»

Свято верю, что все в этом мире начинается с любви. С любви к себе, детям, своей профессии. И это не только моя педагогическая философия. Это философия жизни.

Кирпичики моей педагогической философии:

  • С помощью искусства человек может прозреть, а мир – исправиться;

  • Согрей каждого, не оставь никого в тени;

  • Не переусердствуй, дай лишь толчок для ростка, поверь в возможности ребенка;

  • Будь мудр, не испепели кого-нибудь обжигающим равнодушием (это самое страшное в жизни, именно от равнодушия все беды);

  • Любви много никогда не бывает.

Вот из этих кирпичиков я и строю свой храм любви к детям. Решая посвятить жизнь им, мы не рассчитываем ни на славу, ни на шумный успех, ни на большое материальное благополучие. Учитель идет в школу, чтобы строить дом – Храм в душе ребенка. Это и есть главное его предназначение. Каждый урок слушать музыку, созерцать полотно, восторгаться словом, и все это как в первый раз, и открывать все это снова и снова вместе с детьми.

Душа наша, как и все в человеке, требует воспитания. Что же воспитывает душу учителя? Ученик (умный и не очень), полезная книга, чарующая музыка, интересные люди, хорошая песня. Да и сама жизнь во всем ее многообразии…

Работая почти тридцать лет в родной школе, я могу поделиться секретом успеха любви у детей. Он у меня один и очень прост: «зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь». Говоря словами Лиса из сказки А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц» (кстати, одного из моих самых любимых произведений), я могу подытожить мою педагогическую деятельность хоть сейчас, хоть через несколько лет, которые мне отмерено еще проработать…


P.S. Я решила прочитать свое эссе родному 11-му классу, не указывая автора. А они его сразу определили, хотя цели такой перед ними я не ставила. Вот так мы узнаем друг друга и по творческим работам…


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ