Формирование патриотических чувств у младших школьников на основе культурно-патриотических ценностей учебных предметов ОРКСЭ, православная культура
Ценности гражданского патриотического воспитания: опыт, проблемы, перспективы
Формирование патриотических чувств у младших школьников на основе культурно-патриотических ценностей учебных предметов ОРКСЭ, православная культура
Чуйкова О.Н.
учитель начальных классов,
МБОУ «Основная общеобразовательная школа №36»
«Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости….» - эти слова принадлежат великому Александру Сергеевичу Пушкину. Не может человек полноценно развиваться, если не знает прошлого своего народа, не интересуется историей и культурой своего города, народа, государства, которому много сотен лет.
Формировать у детей потребность участвовать в делах на благо окружающих людей и живой природы, помогать им, осознавать себя неотъемлемой частью малой родины — важная задача учителя. Программа курса ОРКСЭ основывается на четырёх базовых ценностях общества: природа, семья, труд, Родина. Чтобы осознать сущность этих ценностей и сформировать гражданское отношение к ним, мне как учителю нужно познакомить младших школьников с традициями, фольклором, религией и историей России.
Как же мы любим праздники! А Рождество — в особенности. Что-то есть в нем такое таинственное, великое. Да и часто всплывают яркие воспоминания из детства — рождественский гусь, 12 приготовленных блюд, подарки, бабушкины рассказы о рождении Спасителя… Повзрослев, собирая эти отрывки из детства и пытаясь их связать в одно целое, мы ловим себя на мысли, что так мало знаем о Рождестве!
Но, к счастью, в наше время христианские традиции стали возвращаться к своим истокам. Все чаще в православных семьях праздник Рождества Христова по праву стал занимать свое традиционное место. Так может, стоит подробнее узнать про историю, обряды и традиции этого светлого праздника? Ведь Праздник Рождества Христова по праву занимает место самого великого из всех зимних праздников. Он пришел на Руcь вместе с христианством уже более 2000 лет назад.
Цель моей педагогической деятельности: познакомить учащихся и их родителей с системой общечеловеческих нравственных ценностей и источников их зарождения и развития. Мною разработан лекторий для родителей на тему «Православные традиции русского народа – основа здоровой семьи». Перед встречей с родителями готовлю выставку книг для домашнего чтения с детьми, презентацию книги, которую рекомендую для домашнего прочтения в кругу семьи. Представив родителям роман Ивана Сергеевича Шмелёва «Лето Господне», предложила прочитать и обсудить дома с детьми главы «Рождество», «Святки», «Обед для разных». В этих главах писатель рассказывает, как проходило празднование Рождества в семьях богатых и бедных в дореволюционной России. Главу «Рождество» И.С. Шмелёв начинает таким вступлением « - Ты хочешь, милый мальчик, чтобы я рассказал тебе про наше Рождество. Ну, что же… Не поймёшь чего - подскажет сердце». Традицией уже стало проводить в нашей школе «Рождественский праздник», в котором учащиеся класса принимают активное участие. Мы продумываем сюжет инсценировки, подбираем песни, мастерим костюмы. Как подготовка, так и само выступление приносят детям огромную радость, приобщают детей к духовным традициям русского народа. Реализация целей и задач гражданско-патриотического воспитания оптимальна в рамках «педагогики сотрудничества». Младший школьник начинает осознавать свою принадлежность к конкретной национальности, российскому обществу и государству в целом. У него возникает чувство ответственности за судьбу родной страны, её природы и культуры; формируется интерес к её истории, традициям. Этому способствуют учебные диалоги «Обсудим вместе», в процессе которых ребята высказывают своё мнение, выслушивают других, находят общую оценку событиям, поступкам человека. Дети узнают о том, как религиозные деятели и Русская православная церковь участвовали в важнейших исторических событиях нашей страны. О том, что Сергий Радонежский благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву, что знаменитая Владимирская икона Божьей матери помогала людям переносить невзгоды и тяготы войн, неурожаев, эпидемий. На одном из уроков, когда учащиеся прочитали рассказ о жизни Ксении Петербургской, рассмотрели фрески «Лепта вдовицы», узнали, как Иисус Христос оценил поступок вдовы, обсуждались такие вопросы:
Почему люди отказываются от собственных благ ради других?
Что побуждает помогать ближним?
Какие ценности являются для людей главными?
Создание условий для перевода знаний в практическую нравственно оправданную деятельность предполагает возможность школьникам выразить свою деятельностную позицию. Согласитесь, что формирование нравственных, патриотических чувств начинается с простых добрых дел: именно при совершении отдельных поступков рождается ответственность, стремление к самосовершенствованию, готовность к критической самооценке, покаянию (как говорили наши предки). Живой интерес у учащихся вызывают занятия, связанные с темой «Моя родословная». Совместно с родителями разработаны и представлены следующие проекты: «Семейные реликвии», «Герб нашей семьи», «История моей семьи», «История одной фотографии». Результатом работы стало проведение семейных гостиных: «Семья – моя радость!», «Родительский дом – начало начал…». Совместная проектно-исследовательская деятельность детей младшего школьного возраста, педагогов, родителей создает ситуацию успеха, радости, удовлетворения, способствует формированию патриотических чувств у младших школьников.
Список литературы
Данилюк, А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещение, 2009. ― 24 с.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ