Формирование метапредметных результатов в процессе реализации внеурочной деятельности
Педсовет
29.04.2014
Выступление учителя начальных классов: Буровой К.В.
Формирование метапредметных результатов в процессе реализации внеурочной деятельности
Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.
Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихся и направлены на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, круглых столов, КВНов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и т.д.
Я представлю одно направление из общей программы, которую мы взяли для работы в своей параллели по программе: «Школа России»----это духовно- нравственное направление, которое включает в себя «Библиотечный час».
В последнее время уровень детского читательского интереса неуклонно падает. Это связано с тем, что наблюдается перенасыщенность теле-видео-информацией, увлеченностью компьютерными играми. Ни для кого не является секретом, что происходит духовное обеднение детей, потерей многими представителями подрастающего поколения ясных мировоззренческих и гуманистических ориентиров в современном социуме. По результатам опроса социологов выяснилось, что на первое место дети ставят телевидение, на второе – компьютер, на третье – кинотеатры и только на четвертое – чтение книг. Дети лишают себя возможности хотя бы немного пожить в сказке, увидеть волшебные пейзажи, услышать сказочных героев, посочувствовать главным героям, посмеяться вместе с добрыми, сатирическими персонажами сказок, былин, басен, рассказов.
Поэтому одной из главных и важных проблем действительности это – привитие интереса младших школьников к художественной литературе.
Программа «Библиотечный час» разработана, на основе программы для общеобразовательных учреждений "Ознакомление с художественной литературой". Эта программа адаптирована для детей 1-4-х классов.
Цель данной программы: мотивировать и формировать интерес к детским книгам. Расширяя читательский кругозор учащихся, формируя привычку и способность к целенаправленному самостоятельному выбору и чтению книг, факультативный курс может и должен готовить детей к пониманию социальной значимости чтения в нашем обществе, укреплять в сознании и деятельности детей нормы морали и нравственности.
Основными задачами для курса являются:
формировать у детей интерес к книге,
уметь воспринимать и понимать прочитанный текст,
учить отвечать на вопросы по содержанию,
учить пересказу,
развивать умение сопереживать, сочувствовать героям, давать им характеристику и оценку их поступков.
учить читателя становиться исследователем, конкретизируя в процессе диалога собственные "гипотезы смысла".
Художественная литература является средством эстетического, нравственного и социального воспитания детей, способствует повышению их познавательной и творческой активности.
Для развития речи (словарного запаса, грамматического строя) используются задания, направленные на освоение авторской лексики. Привлекается внимание детей к образованию новых форм слов, проводится работа по употреблению синонимов, антонимов, средств художественной выразительности, используемой в произведении.
Ведущим методом является чтение - рассматривание книг, чтение вслух, рассказывание, инсценирование, беседа. Наиболее предпочтительные формы работы - фронтальная беседа, индивидуальные ответы, групповые выступления, проектная деятельность.
В результате освоения курса формируются следующие предметные умения, соответствующие требованиям федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования:
— осознавать значимость чтения для личного развития;
— использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
— уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
— пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.
Метапредметными результатами кружка «Библиотечный час» является формирование универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД:
— уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
— уметь самостоятельно работать с новым произведением;
— уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;
— уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.
Познавательные УУД:
— прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;
— отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
— ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);
— составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
— пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.
Коммуникативные УУД:
— участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение
и аргументировать свою точку зрения;
— оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать
свою этическую позицию;
— высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
— участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
— соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке.
Внеурочная деятельность оказывает существенное воспитательное воздействие на учащихся: способствует возникновению у ребенка потребности в саморазвитии; формирует у него готовность и привычку к творческой деятельности; повышает собственную самооценку ученика, его статус в глазах сверстников, педагогов, родителей.
Внеурочные занятия должны направлять свою деятельность на каждого ученика, чтобы он мог ощутить свою уникальность и востребованность, т.е. возможность самореализации в современной жизни. Главным в развитии личности ребёнка является умение учиться — познавать мир в сотрудничестве с другими учащимися и учителями. Внеурочная деятельность дает возможность практически использовать знания в реальной жизни, а значит развивает метапредметные результаты.
3начение метапредметного подхода в образовании состоит в том, что он способствует формированию у обучающихся целостного мировоззрения. Младшие школьники осваивают умение учиться, тем самым у них формируется мотивация к дальнейшему обучению.
«Библиотечный час» (135 часов)
1 класс (33 часа)
1. Путешествие по библиотеке (25 часов). Знакомство с «Книжкиным домом». Понятия «читатель», «библиотекарь».Библиотеки большие и маленькие. Как самому записаться в библиотеку. Как самому выбрать книгу (тематические полки, книжные выставки, ящики для выбора книг). Основные правила пользования библиотекой.
Форма проведения . Рассказ. Беседа. Беседа- просмотр наиболее красочных изданий книг для детей. Игра «Встреча с героями любимых книг», «Волшебное дерево сказок», «В гости АЗБУКА пришла» и др. Выставка «Читаем сами». Праздник «Посвящение в читатели». Запись детей в библиотеку.
2. Правила и умения обращаться с книгой (8 часов). Формирование у детей бережного обращения к книге. Ознакомление с правилами общения и обращения с книгой. Обучение простейшему ремонту книг, умению ее обернуть. Беседа у выставки «Книги просят защиты». Работа с личным словариком. Урок творчества. Дать возможность детям самим сделать закладки, обложки и другие книжные поделки. Изготовит самодельные книжки- малышки, книжки-раскладушки. Занятия в «Книжкиной больнице». Игра «Книжкина больница». Выставка-конкурс на лучшую книжную поделку.
2 класс (68часа)
3. Библиотечный фонд (25 часов). Посещение библиотеки. Продолжение разговора о библиотеке. Роль и назначение библиотеки. Понятие «абонемент», «читальный зал».Правила пользования библиотекой. Литературные игры, праздники, беседы. Представление любимых книг. Расстановка на полках, самостоятельный выбор книг при открытом доступе. Компьютер, экран, наушники в библиотеке. Аудио, видео, CD - ROM с обучающими программами. Форма проведения. Беседа. Работа с личным словариком. Обзор у книжной выставки. Библиографическая игра «Кто ищет, тот всегда найдет». Праздник-игра «Твой друг-книга».
4. Структура книги (9 часов). Кто и как создает книги. Из чего состоит книга. Внешнее оформление книги :обложка, переплет, корешок. Внутреннее оформление: текст, страница, иллюстрации. Художники детской книги (например, иллюстрации Бруни И.Л., Мавриной Т.А., Конашевича В.М. к «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкина). Писатели и художники в одном лице. Творчество Е. И. Чарушина, Э.Сетон- Томпсона, В. Сутеева и других. Урок творчества: мастерим книгу сами. Библиографическая блиц- игра «Мини-презентация книги». Выставка конкурс на лучшую иллюстрацию к любимой книге.
3 класс (68 часа)
5. Газеты и журналы для детей (25 часов). Новости со всей России. Понятие о газете и журнале: статья, заметка, журналист, корреспондент, редакция. Премьера основных и лучших детских журналов и газет. Журналы «А почему?», «Мурзилка», «Домовенок», «Веселые картинки», «Дисней», «Клепа», «Миша», «Костер», «Светлячок» и другие. Форма проведения . Беседа. Выставка периодических изданий. Урок творчества: создаем газету сами. Конкурс на лучшую самодельную газету. Конкурс рисунков «Любимые герои периодических изданий».
6. Структура книги (9 часов). Углубление знаний о структуре книги: титульный лист (фамилия автора, заглавие, издательство), оглавление(содержание), предисловие, -послесловие. Цель- формирование навыков самостоятельной работы с книгой, подготовка учащихся к осознанному выбору литературы. Роль и значение иллюстраций, знаменитые иллюстраторы детских книг (В. Лебедев, А. Пахомов, Ю. Васнецов, И. Билибин, В. Конашевич, Т.Маврина, Е.Чарушин, М. Митурич и др. Форма проведения . Рассказ. Беседа. Работа с личным словариком. Урок творчества: изготовление книжек-самоделок, игра «Сегодня мы художники», игра «Угадайте, кто нас нарисовал?». Выставка-конкурс книжек-самоделок.
4 класс (68 часа)
7. Выбор книги в библиотеке (25 часов). Первое знакомство с каталогом. Что такое каталог и зачем он нужен в библиотеке. Когда следует к нему обращаться. Титульный лист и каталожная карточка - их взаимосвязь. Шифр книги. Систематический каталог. Отделы каталога. Разделители. Связь систематического каталога с расстановкой книг на полках. «Ключ» к систематическому каталогу, его использование для нахождения материалов в систематическом каталоге. Открытый доступ к книжному фонду: порядок и правила расстановки книг, полочные разделители. Определение места книги на полке. Книжные выставки, тематические полки – помощники в выборе книг. Рекомендательные списки литературы. Библиотечный плакат.
8. Твои первые энциклопедии, словари, справочники (9 часов). Представление об энциклопедиях, справочниках, словарях. Цели обращения к словарям и энциклопедиям и как ими пользоваться. Первые энциклопедии «Что такое? Кто такой?» «Почемучка». Структура энциклопедии. Расположение материала по алфавиту. Тематические словарики (подробный рассказ об изобразительном искусстве, о растениях, о животных, о вулканах и др.). Выделение общих признаков: алфавитное расположение материала, алфавитный указатель и наличие вопросов в конце словарика. Знакомство с энциклопедиями на CD - ROM . Игра – поиск «Книги обо всем на свете». Составление и разгадывание кроссвордов, головоломок.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ