Формирование познавательной активности младшего школьника по средствам мотивации в урочной деятельности
Формирование познавательной активности младшего школьника по средствам мотивации в урочной деятельности.
Согласно стандартам второго поколения очень важно развивать у младших школьников умение учиться, т.е. формировать универсальные учебные действия. Сегодня начальное образование призвано решать свою главную задачу: закладывать основу формирования учебной деятельности ребёнка – систему учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат.
В научной литературе описаны условия, соблюдение которых способствует формированию, развитию и укреплению познавательной активности младших школьников.
Первое условие состоит в том, чтобы осуществить максимальную опору на активную мыслительную деятельность учащихся. Главной почвой для развития познавательных сил и возможностей учащихся, как и для развития познавательной активности, являются ситуации решения познавательных задач, ситуации активного поиска, догадок, размышления, ситуации мыслительного напряжения, ситуации противоречивости суждений, столкновений различных позиций, в которых необходимо разобраться самому, принять решение, встать на определённую точку зрения.
Второе условие предполагает обеспечение формирования познавательной активности и личности в целом. Оно состоит в том, чтобы вести учебный процесс на оптимальном уровне развития учащихся.
Через воздействие на учащихся различными формами и методами работы у учителя появляется возможность сформировать познавательную активность. Рассмотрим подробнее современные подходы для работы с младшими школьниками:
Технологии, которые необходимо использовать в работе:
технология проблемного обучения;
игровая технология;
ИКТ;
здоровье-сберегающие технологии.
Методы:
объяснительно-иллюстративный;
репродуктивный;
исследовательский;
поисковый
метод проекта.
Формы работы:
общеклассная;
групповая;
парная;
индивидуальная.
Средства деятельности:
словари и энциклопедии;
технические и электронные средства обучения и контроля знаний учащихся;
раздаточный и дидактический материал;
печатные пособия;
К формам воздействия на рост познавательной активности можно отнести так же и
презентации;
тренажёры;
тесты;
просмотр и прослушивание произведений;
проектная деятельность.
Работа по данной проблеме дает определенные позитивные результаты: качество знаний учащихся повышается, интерес к учебе повышается,
Развивая познавательную активность, воспитывая стремление к знаниям, мы развиваем личность маленького человека, умеющего мыслить, сопереживать, творить.
Вопросы развития познавательной активности младшего школьника актуальны, важны для каждого педагога, которому небезразлична судьба своих учеников.
В заключении мне хочется сказать о том, что профессионализм учителя во многом определяется требовательностью к самому себе. Не к ученикам, а именно к себе. Ученики могут иногда казаться и невнимательными, и ленивыми, и агрессивными, и слабыми, и заносчивыми. Но учительская задача состоит в том, чтобы вооружить их знаниями, навыками добывать эти знания, умениями отзывчиво и инициативно сотрудничать с другими и развивать в себе всё то лучшее, что делает человека человеком.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ