Формирование познавательной активности младшего школьника по средствам мотивации в урочной деятельности

Формирование познавательной активности младшего школьника по средствам мотивации в урочной деятельности.


Согласно стандартам второго поколения очень важно развивать у младших школьников умение учиться, т.е. формировать универсальные учебные действия. Сегодня начальное образование призвано решать свою главную задачу: закладывать основу формирования учебной деятельности ребёнка – систему учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат.

В научной литературе описаны условия, соблюдение которых способствует формированию, развитию и укреплению познавательной активности младших школьников.

  1. Первое условие состоит в том, чтобы осуществить максимальную опору на активную мыслительную деятельность учащихся. Главной почвой для развития познавательных сил и возможностей учащихся, как и для развития познавательной активности, являются ситуации решения познавательных задач, ситуации активного поиска, догадок, размышления, ситуации мыслительного напряжения, ситуации противоречивости суждений, столкновений различных позиций, в которых необходимо разобраться самому, принять решение, встать на определённую точку зрения.

  2. Второе условие предполагает обеспечение формирования познавательной активности и личности в целом.  Оно  состоит в том, чтобы вести учебный процесс на оптимальном уровне развития учащихся.

Через воздействие на учащихся различными формами и методами работы у учителя появляется возможность сформировать познавательную активность. Рассмотрим подробнее современные подходы для работы с младшими школьниками:

Технологии, которые необходимо использовать в работе:

  1. технология проблемного обучения;

  2. игровая технология;

  3. ИКТ;

  4. здоровье-сберегающие технологии.

Методы:

  1. объяснительно-иллюстративный;

  2. репродуктивный;

  3. исследовательский;

  4. поисковый

  5. метод проекта.

Формы работы:

  1. общеклассная;

  2. групповая;

  3. парная;

  4. индивидуальная.

Средства деятельности:

  1. словари и энциклопедии;

  2. технические и электронные средства обучения и контроля знаний учащихся;

  3. раздаточный и дидактический материал;

  4. печатные пособия;

  5. мультимедийные презентации.


К формам воздействия на рост познавательной активности можно отнести так же и

  1. презентации;

  2. тренажёры;

  3. тесты;

  4. просмотр и прослушивание произведений;

  5. проектная деятельность.


Работа по данной проблеме дает определенные позитивные результаты: качество знаний учащихся повышается, интерес к учебе повышается,

Развивая познавательную активность, воспитывая стремление к знаниям, мы развиваем личность маленького человека, умеющего мыслить, сопереживать, творить.

Вопросы развития познавательной активности младшего школьника актуальны, важны для каждого педагога, которому небезразлична судьба своих учеников.

В заключении мне хочется сказать о том, что профессионализм учителя во многом определяется требовательностью к самому себе. Не к ученикам, а именно к себе. Ученики могут иногда казаться и невнимательными, и ленивыми, и агрессивными, и слабыми, и заносчивыми. Но учительская задача состоит в том, чтобы вооружить их знаниями, навыками добывать эти знания, умениями отзывчиво и инициативно сотрудничать с другими и развивать в себе всё то лучшее, что делает человека человеком.


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ