Грамматические игры по русскому языку 1-2 класс
Игра - основной вид деятельности не только ребенка, но и взрослого. Это одно из замечательнейших явлений жизни, деятельность, на первый взгляд, бесполезная и вместе с тем необходимая. Словом «игра» обозначаются самые различные, малосхожие между собой явления. В четырехтомном словаре русского языка (Ожегов С.И., Шведова И.Ю. 2; 235) отмечается семь основных значений этого слова. Игра определяется через понятие «деятельность», как и времяпрепровождение детей. Игра номинируется как особая деятельность, обусловленная совокупностью определенных правил, приемов, служащих для развлечения и т.д. Игра - важнейший фактор и средство воспитания детей. Поэтому взрослые не только играют с детьми, но и учат их играть. Игра – определяется как деятельность спонтанная, непринужденная. Ребенка нельзя заставить играть. В игре он обязан чувствовать себя свободно. Но и эта свобода - действие на основе осознанной необходимости. Такой необходимостью даже в детской игре являются правила. Игра - широкий круг деятельности человека, противопоставляемый обычной утилитарно- практической деятельности и характеризующейся переживанием удовольствия от самой деятельности.
ИГРЫ ДЛЯ I КЛАССА
Фонетические игры
Фонетические упражнения с первоклассниками проводятся в игровой форме на каждом уроке русского языка. Подражая учителю, дети учатся слушать, слышать и правильно произносить звуки русской речи. После тщательной отработки произношения отдельных звуков, слогов, слов, краткие тексты хором заучиваются наизусть. Такая же работа продолжается и во втором классе. Здесь после тщательной отработки произношения и заучивания наизусть, некоторые стихотворения, загадки, пословицы учащиеся могут писать по памяти.
Слышу – не слышу.
Цель: формирование навыков фонематического слуха.
Ход игры: обучаемые делятся на команды. Учитель произносит слова. Если он называет слово, в котором есть долгий (ударный) гласный о или а, обучаемые поднимают левую руку. Если в названном слове есть также согласные звуки к или б, все поднимают обе руки. Учитель записывает ошибки играющих на доске. Выигрывает команда, которая сделала меньше ошибок.
Пример: – Гора, солнце (ученики поднимают левую руку), колокольчик, буран (ученики поднимают обе руки).
Ударные и безударные гласные.
Цель: формирование навыков фонематического слуха.
Ход игры: учитель называет слова. Учащиеся поднимают руку, если, например, звук а ударный. Если гласный звук а безударный, руку поднимать нельзя. Выигрывает команда, которая допустила меньше ошибок.
Пример. Парта (учащиеся поднимают руку), лодка (руку подниматьнельзя, т.к. гласный звук [ а] безударный).
Кто правильнее прочитает?
Цель: формирование навыка произношения связного высказывания или текста.
Ход игры: на доске записывается небольшое стихотворение или отрывок из него (считалка, скороговорка). Учитель читает и объясняет значение слов, предложений, обращает внимание на трудности произношения отдельных звуков. Текст несколько раз прочитывается учениками. После этого даются две-три минуты для заучивания наизусть. Текст на доске закрывается, и обучаемые должны прочитать его наизусть. От каждой команды выделяются два-три чтеца. За безошибочное чтение начисляются очки; за каждую ошибку снимается одно очко. Побеждает команда, набравшая больше очков.
Пример: Белый снег, белый мел,
Этот заяц тоже бел.
А вот белка не бела,
Белой даже не была.
Игра «Теремок».
Цель: развивать фонематический слух, умение находить место звука в слове, умение проверять парные согласные в конце слова.
Ход игры:
В теремок приглашаются слова с буквой ж. Учитель читает слова, дети, услышав звук [ж], хлопают в ладоши. Затем они объясняют, где находится (или слышат) звук [ж] в начале, середине или в конце слова. (Примерные слова: шалаш, жук, машина, сажа, гараж, мыши, уж, ежи, шар, лыжи, шарф, лужи, ландыш, жара, ножи).
Победителем является тот, кто больше слов пригласит жить в теремок.
Игра «Угадай, какая буква повторяется во всех словах».
Цель: развивать орфографическую зоркость, повторить букву ы.
Ход игры:
Слова: мыло, дым, куры, зубы, рыбы, розы, столы.
Игра «Угадай, чья песня».
Цель: работа над произношением звуков [с], [и], [ч], [г], [р], [а], [к], [у], повторение темы «Птицы».
Ход игры:
стри — стри — стри (стриж)
чи — чи — чи (чибис)
гра — гра — гра (грач)
ку-ку-ку (кукушка)
Орфографическая сказка о парных согласных:
Жили-были парные звонкие и глухие согласные. Жили дружно. Но однажды при составлении слов звонкие согласные оказались в конце слов. И началась между ними ссора, потому что звонкие согласные потеряли свою звонкость и стали слышаться как глухие. Эту ссору услышали гласные — они пришли на помощь, помирили парные согласные. Стоило гласным встать рядом с согласными, как согласные стали слышаться ясно, и никакого сомнения в их написании уже не было. Помните, дети: « Чтобы правильно написать парные звонкие и глухие согласные на конце слов, надо позвать на помощь гласные».
Лексические игры
Игра «Хоккей».
Цель: преодоление смещения звуков и букв.
Ход игры: дети ставят на парты согнутые в локтях руки. Это хоккейные ворота. Учитель объясняет, какой (или какие) звуки будут “шайбой”. Ее надо постараться поймать: “захлопнуть ворота”. Так, например, “шайбой” объявляются слова, начинающиеся с мягкого согласного звука. В этом случае игроки попускают слова ПАЛЬТО, БУЛКА, ДОСКА, и т. п., но ловят слова ПЯТКА, БЕЛКА, ДЯДЯ, и т. д.
Игра « Придумай слово».
Цель: закрепление гласного звука [а], обогащение словарного запаса учащихся.
Ход игры:
Найдите слова со звуком [а]. ( Примерные слова: август, рука, аист, парта, астра, доска, мак, мальчик, мама, папа). Победителем объявляется тот, кто больше назовет слова.
Игра « Угадайте какое слово я придумал».
Цель: повторить и закрепить деление слов на слоги, обогащение словарного запаса учащихся, активизация пассивной лексики.
Ход игры:
Учитель называет первый слог слов со звуком [а], а ученики угадывают эти слова.
Ра - / – на, – ма, -но, – дио, – кета;
Ба - / – бушка, – нка, – рабан, – ран, – бочка;
Па - / – па, – лка, – рта, – льто, – ста;
Ма - / – ма, – шина, – лыш, – газин;
ИГРА «ЧТЕНИЕ СЛОГОВ».
Цель: повторить слоги, активизировать пассивный запас слов, обогатить словарный запас учащихся.
Ход игры:
Чтение «слогов» подготавливает ребенка к чтению слов. Целесообразно при этом дополнять слоги до целого слова:
КА (ток) КУ (кушка)
КО (рт) КИ (сель)
В этом упражнении создается мотивация чтения (слоги не сами по себе, а как части слов), обогащается словарный запас (корт), развивается речь и мышление.
Игра «Устрани путаницу».
Цель: активизировать пассивный словарный запас, повторить лексику на тему «Животный и растительный мир».
Ход игры:
ерш — зверь
кошка — птица
кукушка — рыба
Игры «Кто где спит?».
Цель: развивать познавательные интересы детей, обогащать их словарный запас.
Ход игры:
Соедини стрелочками:
медведь кроватка
туристы гнездо
кукла берлога
ласточка палатка
Игра «Кто придумает больше слов со звуком [о]».
Цель: повторить и закрепить звук [о], обогатить словарный запас учащихся.
Ход игры:
Примерные слова учащихся: окно, пол, потолок, хорошо, обувь, молоко, колхоз, дом, ворона, воробей и другие.
1.На воротах – сорока,
На заборе – ворона,
На дороге – воробей.
2. Дождик, дождик, кап- кап- кап.
Ты не капай сильно так –
мокрые дорожки
где ж мои галоши?
3. Хорош пирожок-
внутри творожок
4. У Егора огород.
Там есть редька и горох.
Рядом огород Федоры-
там на грядках помидоры.
Л.Ульяницкая.
Игра «Кто больше».
Цель: обогащать словарный запас учащихся, повторить имена существительные.
Ход игры:
Придумайте слова с буквой ы. (Примерные слова: ты, мы, вы, сыр, сын, дым, мыло, рыба, лыжи, крыша, крыжовник).
Игра «Вспомни добрые слова!».
Цель: обогатить словарный запас.
Ход игры:
Внимательно посмотрите весь алфавит. На какие буквы вы можете вспомнить добрые, радостные, приветливые слова? А когда вспомните, сколько сможете, попробуйте написать с ними небольшой рассказ или сказку.
Дидактические игры
Игра «Кто быстрее и правильнее перечислит все буквы алфавита?».
Цель: повторить алфавит.
Ход игры:
Вариант игры – «Продолжи алфавит» (с какой – нибудь буквы). Особенно плохо дети знают почему – то конец алфавита. Играйте начиная с букв п, у, ч, ь или любой другой.
Игра «Найди букву».
Цель: развивать умение находить место букв в алфавите.
Ход игры:
Представьте себе, что на любимых вам паззлах напечатаны буквы алфавита. Вот так, по три идущих подряд буквы: а б в, з и й и другие, но средние паззлы куда – то затерялись. Найдите недостающие паззлы в следующих тройках.
х – … -ч; е – … – з; ъ – … – ь; р – … – т; ф – … -ц; щ – … – ы.
Игра «Алфавит».
Цель: активизировать пассивную лексику.
Ход игры:
Поставьте слова в алфавитном порядке. Обращайте внимание не только на первую, но и на вторую, третью и так далее буквы.
Смородина, свинья, сказка, салат, свекла, смех, скатерть, соус.
Внимание: конкурс! Придумайте такой шуточный текст, чтобы в нем были употреблены все слова из этого списка, и притом именно в этом в этом самом порядке. Чем смешнее рассказ, тем лучше.
Игра – соревнование «Кто быстрее заполнит клетки».
Цель: повторить имена существительные, обогатить словарный запас учащихся.
Ход игры:
Й
Й
Й
Й
Й
Й
К
А
Й
К
А
Р
А
Й
Й
О
Н
Н
Е
Й
К
А
(Чай, чайка, май, майка, дай). ( Койка, лейка, сарай, район, линейка).
Игра «Кто больше?».
Цель: повторить слоги, активизировать пассивную лексику.
Ход игры:
Детям предлагаются слоги – начало слов. Они должны составить слова.
ба – (бабушка, бабочка, баран, барабан, баня, банка).
бо – (бокс, бок, боль, больница).
бу – (бусы, буран, булка, буфет).
бы – (был, бык, бычок…).
бе – (белка, белый…).
Игра «Заполните клетки».
Цель: повторение имен собственных и их правописание, звука [а] и его роли в составлении слов.
Ход игры:
Заполните клетки именами детей со звуком [а].
М
Ш
С
Ш
Д
Ш
М
Р
И
Н
М
Д
И
Н
Цель: повторить слова по темам, упражняться в их правильном использовании.
Ход игры:
Заполните клетки словами с буквой о по темам: 1) Части тела человека; 2) Пища.
Р
Т
У
Х
В
Д
А
М
Л
К
Игра «Полслова за вами».
Цель: повторить слова, которые начинаются на слог ве- ,обогатить словарный запас.
Ход игры:
Назовите слова со слогом ве– ( вечер, ведро, весна, ветер, вешалка и другие).
Игра «Кто больше?».
Цель: обогатить словарный запас учащихся, повторить звук [з].
Ход игры:
Ответьте на вопросы словами, в которых имеется звук [з].
Что делает ученик утром? (делает зарядку, заправляет постель, завтракает, чистит зубы зубной щеткой).
Что зовет детей на урок?
Что делают ученики на уроке математики? (решают задачи).
Игра «Не ошибись!».
Цель: развивать фонематический слух, активизировать пассивный запас слов учащихся, развивать внимание.
Ход игры:
Ведущий произносит слова со звуком [з] и без него. Если в слове слышится з, дети поднимают руки, если нет, то не поднимают. Если кто- нибудь ошибется, тот назовет слово со звуком [з] или отдаёт фант. Так продолжается игра (примерные слова: звонок, книга, звук, завод, зубы, ваза, губы, берёза, зима, мороз, нос, магазин, голос, замок, загадка, сказка, класс, рассказ,).
Игра «Замените одну букву».
Цель: развивать умение активизировать пассивный словарный запас, повторить парные согласные.
Ход игры:
На доске написаны слова. Заменить выделенные буквы: дочка, коса, сам, полка.
Игра «Кто больше?».
Цель: повторить слова со звуком [н], активизировать пассивный словарный запас учащихся, повторить имена собственные.
Ход игры:
Кто больше придумает слов со звуком [н].
(Примерные слова: нога, нож, нос, носки, сено, санки, сны).
Можно называть имена детей.
Возрастные особенности начинающих чтецов заставляют широко использовать дидактические игры, чтобы чтение слогов вызывало только положительные эмоции, создавало ситуацию успеха, способствовало усвоению способа чтения.
Приведем, примеры отдельных игр. Прорези для букв, кармашки позволяют применять такие пособия не только на одном уроке, но и при изучении всех согласных букв.
1.Вышла курочка гулять,
Свежей травки пощипать.
А за ней цыплятки, малые ребятки.
Цып-цып-цып! Сюда! Сюда!
Я вам буковку нашла.
Прибежал цыпленок А ,
Прочитали дети: НА .
Прибежал цыплёнок И ,
Прочитали дети: НИ .
2.
- Какие слоги едут в синем вагончике? (С твердыми согласными - НА, НО, НУ, НЫ.)
- Какие слоги едут в зеленом вагончике? (С мягкими согласными — НИ.)
3.
- Какие слоги сидят на мягком диванчике? (ТИ, КИ)
- Какие слоги расположились на синей скамеечке? (ТА, ТО, КО, КА, КУ)
4.
Вот это дуб, и там дупло.
В нем поселилась буква О.
Желудь Н упал в дупло,
Прочитали дети: НО.
Желудь К упал в дупло,
Прочитали дети: КО.
5.
Во дворе у нас гора,
Жила там буква Т одна.
Прилетела снежинка А,
Прочитали дети: ТА.
Прилетит снежинка О,
Прочитают дети: ТО.
Ребусы
Цель: обогатить словарный запас учащихся.
Ход игры:
Прочитай слова:
КА ФО ЛЕС (канава, фонари, лесная)
ВА РИ Я
Ролевые игры
Игра «В магазин».
Цель: развивать произносительные навыки учащихся, повторить парные согласные звуки [б], [п], активизировать лексику на тему «Продукты питания», «Одежда», «Учебные принадлежности», «Игрушки».
Ход игры:
Ведущий: Сегодня мы с вами будем играть в магазин. Я буду продавцом. А вы покупателями. Вы спрашиваете у меня товар. В названии каждого товара должны быть звуки [б], [п].
Поощряются дети, которые больше называют таких слов и правильно произносят их. (Примерные слова: булка, пряники, печенье, хлеб, пачка чаю, крупа, рыба, барабан, ботинки.Брюки, бумага, портфель, полотенце, пальто, пенал, перо, платье, платок).
Игра «Магазин»
Цель: повторить слова на тему «В магазине», закрепить состав слова, развивать послоговое чтение слов.
Ход игры:
МАГАЗИН
ФУ
ФИ
ФЕ
ФО
ФА
—На каком этаже вы сможете купить конфеты?
—Наименования каких товаров вы сможете прочитать на пятом этаже нашего магазина?
(Фуражка, футболка, фуфайка).
Подвижные игры
Игра «Слово, пойманное на лету».
Цель: развивать умение составлять из слогов слова.
Ход игры:
Игра проходит с мячом или с носовым платком.
Называя первый слог любого слова, вы бросаете мяч другому играющему. Поймав мяч, тот продолжает слово, повторив предыдущее и добавляя следующий слог, и тоже бросает мяч другому.
Если слово закончилось на вас, то вы, сказав все слово, тут же называете слог следующего слова.
Пример хода игры.
1) Про, 2) гу, 3) ли, 4) прогуливать; 1) раз, 2) го, 3) разговор. И т.д.
Невнимательные и долго думающие дают фант (ограничить время можно, например, двумя хлопками).
Игра «Дружная неделя»
Цель: научить соотносить дни недели с прошлым, настоящим и будущим временем.
Ход игры:
Сегодня понедельник, завтра будет…, вчера было… (понедельник, вторник, среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье).
Игра «Буква потерялась»
Цель: развивать умение проверять парные согласные в конце слова, активизировать пассивную лексику учащихся.
Ход игры:
На картинке изображен зонт и неполная подпись. Нужно узнать, какой буквы недостаёт.
Зон…
Игра «Буква заблудилась»
Цель: развивать умение соотносить изображение с названием предмета, активизировать и обогатить словарный запас детей.
Ход игры:
— Внимательно рассмотрите картинки и прочитайте то, что под ними написано. Какая буква заблудилась?
(ворота — ворона, миски—маски, лужи — лыжи, таран—баран)
Игра « Что делает ваш товарищ?».
Цель: употребление лексики в предложениях.
Ход игры: по мимике и пантомимическим действиям догадайтесь и скажите, что делает ваш товарищ.
Игра «Узнай букву».
Цель: повторить алфавит, элементы букв.
Ход игры:
Ребенок с закрытыми глазами ощупывает букву и называет ее.
ИГРЫ ДЛЯ II КЛАССА
Фонетические игры
Игра «Цветочный магазин».
Цель: повторить слова на тему «Цветы», повторить гласный звук [а].
Ход игры:
Купим цветы, в названии которых слышим звук [а] (тюльпан, роза, астра, гладиолус).
Игра «Лучший рыболов».
Цель: активизировать слова на тему «Рыбы», обогатить словарный запас учащихся.
Ход игры:
— Поймаем рыбу, в названии которой слышим звук [а] (карась, карп, щука). Определим место звука в слове.
Игра «Самолет».
Цель: повторить звук [с], активизировать пассивный запас слов, обогатить словарный запас учащихся, повторить имена существительные.
Ход игры:
Заранее дети делают из бумаги самолёт.
Ведущий:
- Мы с вами отправимся сегодня в полёт на самолете. Надо назвать вещи, которые мы возьмём с собой. Надо найти такие слова, в которых есть звук с. (Примерные слова: рассказ, сахар, стакан, сыр, слива, соль, сказки, посуда, масло, мясо).
После того, как наберутся пассажиры, ведущий говорит:
- Чтобы нам не было скучно, вспомним стихотворение «Самолёт».
Игра « Больше слов».
Цель: активизация лексики по изученным темам.
Ход игры: образуются две команды. Каждая команда должна назвать как можно больше слов на заданную ей букву. Выигрывает команда, назвавшая большее количество слов.Например, по теме “Существительные” нужно назвать слова, начинающиеся на букву А:
- Альбом, азбука, атлас, архив, алмаз и т.д.
Игра «Буква-озорница» (г — к).
Цель: повторить парные согласные г – к, выработать правильное произношение эти звуков.
Ход игры:
Тащит мышонок в норку
Огромную хлебную – горку (корку),
Не учил уроки, а играл в футбол,
Оттого в тетради появился гол (кол).
Продолжи перечисление: грибы — рыжик, мухомор…
Лексические игры
Лексические игры направлены на изучение новых слов, на активизацию лексики по определенной теме, на более тщательное изучение смыслового значения слова, на умение использовать слово в речи, умение составлять словосочетания, предложения, диалоги, монологи, маленькие рассказы.
Игровые упражнения помогут учителю научить детей правильно использовать слова в предложениях и строить их по закону русского языка.
Игра «Один – много».
Цель: повторить правописание парных согласных в конце слова, закрепить единственное и множественное число имен существительных.
Ход игры:
Произнесите слова в единственном и во множественном числе.
Воз – (возы) рассказ – (рассказы)
Мороз – (морозы) груз – (грузы)
Глаз – (глаза) арбуз – (арбузы)
Игра «Найди значение».
Цель: повторить звук [з], закрепить антонимы.
Ход игры:
Назовите слова противоположного значения со звуком [з].
Лето – (зима) открывает – (закрывает)
Чисто – (грязно) ужинает – (завтракает)
Летом – (зимой) выходит – (заходит)
Отгадка – (загадка) вышел – (зашел)
Игра «Последняя буква».
Цель: активизация лексики по изученным темам.
Ход игры: образуются две команды. Представитель первой команды называет слово, обучаемые из второй команды должны придумать слово на букву, которой заканчивается слово, названное первой командой, и т. д.
Пример.
– Дуб
- Батон
-Небо
- Одуванчик и т.д.
Буквы и слова
Цель: развивать умение составлять слова из определенного количества букв.
Ход игры:
В шляпу, мешок, шкатулку и т.п. кладется большое количество разных букв. Каждый играющий берет себе произвольно несколько букв (изначально лучше меньше), из которых надо составить слово. В слове должны быть употреблены все взятые буквы.
Если букв не хватает для слова, их можно добавить, а убавить — нельзя.
Кто не может выполнить задание, дает фант.
Например, играющему достались буквы К, Л, О, Т, С, И.
Из них можно составить слово столик. Если достались буквы А, О, У, Д, Р, П, из них можно составить слово пропаду, добавив второе П.
Количество букв можно ограничить, например, пятью буквами, добавить можно 2-3 буквы.
Игра «Кто в домике живет?»
Цель: развивать умение правильно ставить ударения в словах, обогащать словарный запас учащихся.
Ход игры:
— Давайте поможем расселиться в домике тем животным, в названии которых два слога или ударный первый слог.
Дидактические игры
Дидактическая игра по русскому языку является практической деятельностью, в которой дети используют знания, полученные не только на уроках по русскому языку, но также и в процессе изучения других учебных дисциплин, и из жизненного опыта. Несомненным достоинством является то, что посредством игр синтезируются знания, становятся более жизненными.
Игра «Лесенка».
Цель: обогатить словарный запас учащихся, повторить правописание слов.
Ход игры:
На доске дается две схемы – клетки с изученными словами. На верхушке лесенки прикреплены вырезанные из красной бумаги флажки или звездочки. На схеме даются слова с пропущенными буквами.
Игра организуется по командам или индивидуально (2 ученика). Дети должны правильно заполнить клетки и назвать слова. Кто первым «поднимется» до верхней ступеньки – победившая команда или ученик – получает звездочку или флажок.
Такую игру лучше проводить в виде соревнования. Примерные схемы – клетки. (Слова: ухо, урок, улица, уголок, учитель; сад, семь, сарай, сестра, скворец.)
У
О
У
О
К
У
И
Ц
А
У
О
Л
О
К
У
И
Т
Е
Л
Ь
С
Д
С
М
Ь
С
Р
А
Й
С
С
Т
Р
А
Игра «Кто быстрее составит слова?».
Цель: повторить непроверяемые безударные гласные, парные согласные звуки [в], [ф], активизировать словарный запас учащихся.
Ход игры:
Какие буквы из скобки надо вставить вместо точки, чтобы получились слова.
О..ца (в, ф, т, д.). ц..плёнок (и, ы, ю,)
З..яц (о, а, у,) к..рица (а, у, и,)
Ул..ца (е, и, а,) цв..ток (и, е, о).
Игра «Лукошко».
Цель: повторить букву я, имена существительные и глагол, активизировать пассивный словарный запас учащихся.
Ход игры:
В лукошке (в корзине) слова с буквой я. Учитель вызывает по очереди детей к доске. Ученик берет из лукошка слово и читает. Остальные должны определить, где находится буква я– в начале, в середине или в конце слова. (Слова для игры: взял, вяжет, деревня, доярка, земля, заяц, имя, кухня, мясо, шея, кастрюля).
Игра «Что изменилось?».
Цель: обогатить словарный запас учащихся; развивать внимание, умение правильно составлять предложения; умение применять слова, выражающие отношение; развивать устную речь.
Ход игры:
1. Для проведения игры в 1-2 классах используются игрушки, учебные вещи, муляжи, картинки или предметные рисунки по лексическим темам, изучаемым в этих классах по русскому языку. Например, на стол ставятся: пенал, ручка, книга, все предметы по порядку и запоминают последовательности их расположения на столе. Предметы внимательно рассматриваются игроками, затем учитель просит детей закрыть глаза или кому-либо из играющих отойти от стола. В это время учитель либо убирает один из предметов из стола, либо добавляет другой предмет на эту же тему.
2. Учитель предметы не убирает, а только меняет их местами. Играющий должен заметить, что же изменилось. Например: «Пенал лежал на первом месте, а теперь он лежит между ручкой и книгой» или «Пенал теперь лежит за книгой». «Пенал лежит после тетради». «Пенал лежит в середине». «Пенал лежит в конце».
В игре кроме активизации слов, предусматривается развитие внимания, памяти и включение в речь слов (понятий) «между», «за», «после», «в середине» и другие.
3. Учитель кладет на стол несколько предметов, отличающихся разными признаками величины. Предметы примерно следующие: две ленты одинаковой длины, но разной ширины, и наоборот – две ленты разной длины и одинаковой ширины; две тетради или книги разного размера, карандаши разной длины и толщины и другие. Предметы также внимательно рассматриваются. Играющий ученик должен заметить, что изменилось. Назвать отличительные признаки исчезнувшего или появившегося предмета. Например: «Нет длинного тонкого карандаша, положили тонкую маленькую книжку»; «Убрали красную длинную ленту, а положили короткую широкую ленту»; «На столе лежали две ленты одинаковой длины, но разной ширины. Убрали узкую ленту, положили короткую широкую ленту».
4. Можно совсем ничего не менять, оставить так, как было. Играющий тщетно пытается найти изменения и указать их; это вызывает у детей дружный смех, что позволяет разрядить утомительную обстановку.
Для организации игры в I – II классах необходимо иметь не более 4 – 6 предметов, названия хорошо знакомы учащимся.
Игра «Заполните клетки».
Цель: повторить слова на жи, ши, ча, ща, чу, щу; обогатить словарный запас учащихся.
Ход игры:
Подберите слова с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу.
М
Ы
Т
У
А
Ш
Л
О
Л
Ы
И
Н
О
К
А
1.Мыши
2.Туча
3.Шило
4.Лыжи
5.Ножи
6.Щука
Ж
И
Ш
И
Ч
А
Щ
А
Щ
У
Ч
У
1.лыжи
2.мыши
3.часы
4.пища
5.щука
6.чулки.
Игра «Поставьте на стол».
Цель: повторить звук [с], научить правильно его произносить, развивать фонематический слух, развивать умение правильно проговаривать предложения за учителем, верно строить предложения.
Ход игры:
Ведущий: Я назову предметы, в названиях которых есть звук [с]. Вы внимательно слушайте, и, если я назову предметы, которые можно ставить на стол, вы два раза хлопаете в ладоши. Если я назову другие предметы, вы не хлопаете, сидите спокойно. Кто ошибется, с того берется фант. Потом фант разыгрывается. (Примерные слова: сумка, санки, нос, лес, стакан, миска, мост, куст, свекла, лиса, оса, сыр, сапоги, сахар, сено, сказка, сад, солнце, соль, сарай, посуда, сом, самовар.)
Если ведущий называет предметы, которые можно поставить или положить на стол, дети хлопают и повторяют за ведущим: «Мы ставим на стол стакан»; «Я ставлю на стол сахарницу».
Игра «Какое слово спряталось?»
Цель: развивать умение правильного чтения, активизировать словарный запас, умение делить слова на слоги.
Ход игры:
Путем усечения одной буквы, перестановки букв или слогов дети читают новые слова:
удочка, уточка, снаряд, мель, клещ, экран;
СОСНА — НАСОС, ЛАПКИ — ЛИПКА — ПИЛКА.
Игра «Ромашка»
Цель: развивать умение составлять новые слова из слогов, обогащать словарный запас учащихся.
Ход игры:
Составьте из слогов и букв новые слова: пилы, купи, пион, пир, пил, пика, пимы.
Образование новых слов (пика, пимы) требует объяснения значений, что обогащает словарь первоклассников.
Цель: развивать умение составлять предложения по закону русского языка, развивать умение правильно проговаривать слова, фонематический слух.
Ход игры:
Здесь перепутаны строки четверостишия. Можете ли вы восстановить стихотворение так, как его написал поэт Владимир Маяковский?
Он плохой, неряха!
Что грязна рубаха.
Этот в грязь полез и рад,
Про такого говорят…
Проверьте свой вариант:
Этот в грязь полез и рад,
Что грязна рубаха,
Про такого говорят:
- Он плохой, неряха!
Цель: развивать умение правильно составлять предложения, повторить конструкцию предложений в русском языке.
Ход игры:
Здесь перепутаны слова из двух разных предложений. Сможете ли вы восстановить эти предложения? (лиса, борщ, поймала, мама, сварила, петуха, хитрая)
После того, как дети предложат свои варианты, открывается запись: Хитрая лиса поймала петуха. Мама сварила борщ.
Цель: развивать фонематический слух, умение слушать и понимать текст.
Ход игры:
На доске отрывки из сказок, рассказов, стихотворений.
— Можете ли вы вспомнить, из каких произведений эти отрывки?
Цель: повторить пословицы, развивать правильное произношение звуков.
Ход игры:
Учителю важно, чтобы дети полюбили крылатые и мудрые изречения. Он записывает части предложений в два столбика, предлагая детям восстановить их.
Век живи, … а неученье — тьма.
Ученье — свет, … век учись.
Земля освещается солнцем… все перетрут.
Терпенье и труд… а человек — знанием.
Игра «Сказка о собаке Альфа».
Цель: повторить ударение, гласные звуки, имена собственные; развивать умение правильно строить предложения.
Ход игры:
— Сегодня будем вместе сочинять сказку. Жила-была собака Альфа. Было у нее два щенка. В кличке одного ударение падает на первый слог (Рыжик, Шарик), в кличке другого ударение падает на второй слог (Дымок, Трезор). Много хлопот было у собаки с приобретением игрушек. Рыжик хотел только те игрушки, в названиях которых ударение падает на первый слог; Дымок — с ударением на второй слог.
Сказка про овощи.
Цель: повторить слова на тему «Овощи», развивать умение делить слова на слоги, определить количество слогов в слове, находить ударный слог в слове.
Ход игры:
Решил Помидор собрать войско из овощей. Пришли к нему… (горох, капуста, огурец, морковь, свекла, лук) «Я беру в свое войско только те овощи, в названии которых столько слогов, сколько и в моем»,— сказал Помидор. Остальные овощи опечалились. Как помочь им? Какое условие мог бы предложить Помидор, чтобы и другие овощи вошли в его войско?
Игра «Найди правильный ответ».
Цель: развивать умение составлять слова, делить слова на слоги, обобщать слова под одной темой.
Ход игры:
Какие слова спрятались в слове колесо? (Лес, село, сокол, колос).
Составьте слово: рел та ка (тарелка).
Как назвать лес, в котором растут ели, сосны, кедры? (Еловый, ельник: сосновый, сосняк; кедровый, кедровник)
Кто заботится о лесе, ухаживает за ним, разводит его? (Лесник, лесничий, лесовод)
Назови одним словом: дуб, яблоня, ель. ( Деревья)
Дуб, сосна, ель, сирень. Что здесь лишнее и почему? (Сирень — это не дерево, а куст.)
Можно ли одним словом назвать березу и ель? березу и шиповник?
На сколько групп можно разделить слова: ель, соска, малина, береза, сирень, ромашка?
Дополни предложение:
Сшил себе котенок тапки, чтоб зимой не мерзли … (лапки).
Составь это слово из букв разрезной азбуки. Как переставить буквы в этом слове, чтобы получились новые слова? (липка, палки, капли, пилка)
Игра «Поезд».
Цель: повторить гласные звуки и согласные, слоги и их чтение.
Ход игры:
Синие вагоны для гласных а, о, у, ы; зеленый вагон (с мягкими сиденьями) для гласной и. Дети запоминают функции гласных букв. Поезд отправляется в путь, на остановках подсаживаются согласные. Дети читают названия остановок слияния. Вид вагона помогает определить качество согласного в слиянии.
Загадка
В лесную школу пришла новая ученица. Кто это?
Кто с высоких тонких сосен
В ребятишек шишку бросил
И в кусты через пенек
Промелькнул, как огонек?
(Белка)
Работа с разрезной азбукой.
Рыбки плавали, ныряли,
В прятки весело играли.
Но однажды буква А
В гости к рыбкам приплыла,
И сейчас же у реки
Появились рыбаки!
(рыбки — рыбаки)
Помоги Незнайке вставить пропущенные буквы: са… (д, т), ду… (б, т).
Чтение слогов и слов с наращением; ра-тра-стра-страна; ру-тру-стру-струна; ра-дра-здра-поздравление.
Делению слов на слоги, слоговому чтению помогают цветные слоги. Ученик видит в единстве и слоговое строение слова, и слово в целом. Применение цветового восприятия слога ускоряет обучение.
Послушайте стихотворение об очень странном саде.
Как-то много лет назад посадили странный сад:
Не был сад фруктовым — был он только словом.
Это слово, слово-корень, разрастаться стало вскоре
И плоды нам принесло — стало много новых слов.
Вот из сада вам рассада, вот еще посадки рядом,
А вот и садовод, с ним садовник идет.
Очень интересно гулять в саду словесном!
Какие слова выросли из слова сад? Напишите их. Какая гласная буква в первом слоге в словах садовод, садовник и почему?
Ай да Я !
Всем на свете буква Я доложить готова:
А вы знаете, кто я?
Вы не знаете, кто я!
Я не только буква Я —
Буква, слог и слово!
М…чи. Вставьте пропущенную букву (е, я). Орфографическая сказка о гласной Я.
Найди слова с безударными гласными и объясни их написание:
Мила нам родная земля.
Варенье из яблок — яблочное, из слив — …(сливовое), из малины —
Яблоко (какое?) спелое, вкусное, румяное, сладкое. На сливах и яблонях выросло много …(слив и яблок).
Назовите птиц и насекомых: сорока, оса, кукушка, муха, гусь, жук.
С какой буквой ссорится буква Г, если она находится в конце слова?
Подбери к словам гриб, голуби слова с безударными гласными. (грибной, грибник, грибок; голубка, голубиное, голубятня)
Орфографическая сказка о сочетаниях ча, ща, чу, щу.
Пошли однажды буквы в лес за грибами. Когда вернулись, буква Я расхвасталась: «Я больше всех грибов набрала, я, я, я, грибы у меня самые лучшие, я, я, я!» Буквы рассердились: «Мы так дружно жили: никто среди нас не зазнавался». И решили буквы наказать букву Я: отправили ее в самый конец алфавита. Но тут заюлила буква Ю, стала защищать букву Я. Буквы и ее отправили в конец алфавита. Тогда вышли буква Ч и Щ и сказали, что никогда не встанут рядом с зазнайками Я и Ю, а будут дружить только с А и У.
Запомните, дети: слоги ЧА — ЩА пишем с буквой а, а слоги ЧУ— ЩУ пишем с буквой у.
Для каких слов слово корм является проверочным? (кормить, кормушка).
Самоконтроль и самооценка.
Подбор проверочных слов к парным согласным в корне на конце слов и перед согласными
Игра «Кто больше подберет проверочных слов».
Цель: развивать умение подбирать проверочные слова, проверять согласные в конце слова.
Ход игры:
холод (холодом, холодильник, похолодало); дождь (дожди, дождинки, дождевик, дождевой.)
Игра «Кто больше?».
Цель: повторить слова на определенную тему, обогащать словарный запас учащихся, повторить окончания имен существительных.
Ход игры:
1. Кто скажет или напишет больше слов на определенную тему (Школа; Семья; Огород; Сад; Лес; Осень; Весна и так далее).
2. Кто скажет или напишет слова, оканчивающиеся на –а, -я, -о, -е, -и и другие буквы.
Игра «Трудное – запомните!».
Цель: закрепить правописание слов по определенной лексической теме, прививать навык правильного письма.
Ход игры:
Написать на доске или на карточках 5 – 6 слов по лексическим темам из программы 1-2 классов. Учащимся 2 класса эти слова показываются на 25 – 30 секунд и закрываются. Затем каждый ученик должен под диктовку написать эти слова на листке бумаги. Победителем является тот ученик, который меньше всех допустил ошибок.
Игра «Угадайте, какое слово я придумал?».
Цель: повторить слоги, активизировать пассивный словарный запас.
Ход игры:
Дети должны угадать слово по первому слогу, который произносит ведущий.
- Бе,- произносит он.
Дети называют разные слова с начальным слогом бе-: бежит, белка, белье, берег, берет (-ут), береза.
Когда названо задуманное слово, ведущий говорит:
- Карим угадал, я задумал слово береза, но вы все правильно назвали слова с первым слогом –бе.
После нескольких упражнений ведущий передает инициативу загадывания детям, которые назвали больше слов с данным слогом.
Игра «Кто верно и быстро составит слово?».
Цель: развивать умение орфографически правильно составлять слова, активизировать словарный запас учащихся.
Ход игры:
На доске вывешивается картина, изображающая хорошо знакомый предмет, допускающий только одно название: стол, стул, парта, барабан, ведро, арбуз. К доске выходят два ученика. Каждый получает буквы или слоги, необходимые для составления слов – названий этих предметов.
По сигналу учителя дети быстро на планке должны составит слово. Кто раньше составил, не сделав ошибки, тот считается выигравшим. Дети с интересом следят за работой соревнующихся товарищей. Когда слово составлено, дети громко его читают, затем составляют из букв разрезной азбуки у себя на партах.
Игра «Следопыты».
Цель: активизировать словарный запас.
Ход игры:
Учитель пишет на доске слова – парами или ставит карточки с написанными словами на написанное полотно, или прикрепляет на магнитную доску. Учащиеся внимательно читают слова и выясняют, что изменилось в словах второго столбика.
Примерные слова:
лес – сел наши – шина
сосна – насос весна – навес
хорош – шорох лиса – сила
нора – рано пила – липа
Прочитав слова про себя и вслух, учащиеся устанавливают, что же в словах изменилось. Дети замечают, что одни слова нужно читать наоборот, а в других словах поменялись местами слоги. В процессе игры они убеждаются, что с переменой мест букв и слогов изменяется и смысл слова.
Игра способствует правильной расстановке ударения в словах, так как каждое слово они прочитывают несколько раз, осмысливая его значение.
Игра «Угадайте, какое слово?».
Цель: развивать умение делить слова на слоги, повторить состав слова.
Ход игры:
Учитель дает на доске первый или последний слог слова. Дети дописывают его. Поощряются те ученики, которые допишут все слова.
Ро (Са)
(за) ша
Ли (Да)
Шу (Ка)
(ба) ша
Ры (Я)
До (Ут)
(Бул) ка
Со (м ) (Шут)
ра
То (Но)
га
(жа)
лу
(на)
Подвижные игры
Игра «Рыба, зверь, птица».
Цель: повторить слова по теме «Растительный и животный мир».
Ход игры:
Ведущий выходит перед классом и повторяет три слова: рыба, зверь, птица.
Внезапно он громко произносит одно из этих слов, например, птицы, и называет имя и фамилию одного сидящего ученика (или ученицы). Этот ученик должен немедленно назвать какую – нибудь птицу (соловей, воробей и так далее). Затем он повторяет: рыба, зверь, птица! Внезапно произносит слово зверь и бросает мяч товарищу.
Нельзя называть тех зверей, рыб или птиц, которые были названы ранее. Те, кто не сможет быстро назвать или ответит неправильно, платит фант, а потом «выкупает» его (читает стихи, пляшет, поет и так далее).
Игра «Экскурсия в магазин».
Цель: активизировать словарный запас учащихся.
Ход игры:
Раздать учащимся небольшие предметы или рисунки с изображением. (Например, шапка, шарф, платок, варежки, перчатки, носки).
Ведущий (учительница или воспитательница) говорит: «Роза пришла в магазин и купила платок». Ученица у которой платок, встает и идет за ведущим. Класс в это время хором повторяет «Роза купила платок». Так же «покупаются» и другие вещи: учащиеся один за другим встают и идут за ведущим. Ведущий уводит их в другой конец класса и неожиданно дает команду: «Домой!». Все бегут и занимают свои места.
Выполните точно такое же упражнение, как и предыдущее, но с другими словами. Каникулы, кино, крокодил, крючок, книга, кортик, кухня, какао.
Игра «Ромашка».
Цель: повторить правописание слов, обогатить словарный запас учащихся.
Ход игры:
На доске красивая ромашка, составленная из вынимаемых лепестков. На лицевой стороне которых написаны слова с пропущенными буквами. На обратной стороне эти же слова написаны полностью, в них красными цветом выделена пропущенная буква. На обороте кружочка ромашки написано « Молодцы!».
Игра организуется по командам. Поочередно из каждой команды к доске выходит ученик и берет лепесток. Громко прочитывает слово, называет пропущенную букву. Затем переворачивает лепесток, еще раз произносит слово. Класс проверяет, правильно ли ученик угадал слово. Когда на ромашке прочитаны все слова, учитель переворачивает кружочек. Все дети хором читают «Молодцы!».
Победителем объявляется тот ученик (или та команда), который правильно произносит слово, работает четко, быстро, без ошибок.
Слова, написанные на лепестках ромашки: лицо, весна, барабан, двор, загадка, кино, арбуз, озеро.
Ролевые игры
Игра «Озвучивание картинки».
Цель: активизация лексики по изученной теме, развитие навыков диалогической речи.
Ход игры: играющие образуют пары. Каждой паре даются картинки, к которым прилагаются карточки с соответствующими репликами. С их помощью необходимо озвучить картинки. Выигрывает пара, которая первой подготовит диалог и правильно его воспроизведет.
Игра «Только на эту букву».
Цель: активизировать лексику.
Ход игры:
Каждый играющий выбирает себе одну букву. Ведущий спрашивает одного из играющих:
- Какая твоя буква?
- Д.
На все вопросы этот играющий должен подбирать ответы на букву д. Отвечать навопросы нужно быстро.
Ведущий спрашивает:
- Как тебя зовут?
- Дамир.
- Как твоя фамилия?
- Даутов.
- Где ты живешь?
- В деревне (Далеко).
- Куда ты идешь?
- Домой.
- Когда ты спишь?
- Днем.
- Где ты спишь?
- На диване.
- 2. Какая твоя буква?
- С
- Как тебя зовут?
- Сания.
- Как твоя фамилия?
- Сабирова.
- Откуда ты приехала?
- Из Салавата.
- Куда ты едешь?
- В Сафарово (Субхангулово).
- На чем ты туда поедешь?
- На самолете.
- Что там растет?
- Сосна.
- А еще что?
- Смородина, слива, свекла.
- Какие птицы там водятся?
- Совы, сороки, синицы, соколы.
- А какие звери водятся?
- Суслики.
- Кто тебя встретит дома?
- Сестра Салима.
- Что ты привезешь ей в подарок?
- Синие сапожки.
Не все играющие могут ответить быстро и без ошибок. На вопрос «Как тебя зовут?» некоторые называют свое собственное имя. Тогда все играющие три раза топают ногами или щелкают пальцами. А если услышат правильный ответ, три раза быстро хлопают в ладоши.
Если какой – нибудь игрок ошибется второй раз, то он расскажет стихотворение или споет песню на русском языке.
Игра «Кто лишний? Что лишнее?».
Цель: развивать у детей умение сравнивать, сопоставить предметы, умение строить предложения, давать полные ответы на вопросы, отработать правильное произношение.
Ход игры:
Игра направлена на воспитание у детей умения сравнивать, сопоставить предметы и высказать свое мнение.
1. На планку или на стол ставятся игрушки или предметные картинки на определенную тему: «Огород», «Семья», «Домашние животные», «Посуда», «Одежда», «Школа» и другие. Например, на планке предметные картинки: корова, лошадь, коза, лиса, овца, собака. Учащиеся хором называют всех животных. Затем учитель спрашивает:
-Это какие животные?
- Это домашние животные.
- Кто же здесь лишний?
- Лишняя здесь лиса.
- Почему лиса лишняя?
- Потому что лиса – зверь. Лиса не домашнее животное.
На планке предметные картинки: чайник, чашка, кружка, топор, кастрюля, ложка. После хорового произношения названий этих предметов ставится вопрос:
- Как можно назвать эти предметы одним словом?
- Это посуда.
- Что здесь лишнее?
- Лишний здесь топор.
- Почему вы так думаете?
- Потому что топор – не посуда.
- Учащиеся могут сказать: «Топор – инструмент». «Топор – не посуда, потому что из него нельзя есть, нельзя положить пищу, продукты». «Топор нельзя ставить на стол и так далее».
Игра «Типография».
Цель: повторить имена собственные и нарицательные.
Ход игры:
В типографии рассыпался набор для детской энциклопедии. Сначала догадайтесь, о каких словах на букву а идет речь (вам будут встречаться и нарицательные, и собственные имена существительные). Затем помогите типографским рабочим расположить эти слова по алфавиту. Поскольку все они на одну букву, учитывайте вторые (третьи и так далее) буквы.
Игра «Алфавитный порядок».
Цель: повторить алфавит.
Ход игры:
Перепишите слова в алфавитном порядке. Подчеркните в них непроверяемые безударные гласные.
Экзаменатор, материал, необходимость, шоколад, анекдот, впечатление, моментально, большинство, объединение, конструкция.
Два – три слова из этого списка (по вашему выбору) объедините в одном связном предложении или маленьком тексте.
Игра «Охотник».
Цель: развивать умение строить предложения.
Ход игры:
В одном конце стоят играющие. За несколько шагов от них проведена черта. Отсюда начинается лес. В этот лес отправляются охотники.
Ведущий – охотник, стоя на месте, произносит слова: – я охотник. Иду в лес на охоту. Я поймаю.
Тут он делает шаг вперед и произносит:
- Зайца.
- Делает второй шаг и говорит:
- Медведя.
Таким образом, делая шаг вперед, произносит название следующего зверя. Того, кто дошел до леса, называя больше разных зверей, считают победителем.
Народные игры
Воробей
(Народная игра)
Цель: повторение и закрепление названий деревьев и кустов.
Ход игры:
- Знаете ли вы названия деревьев и кустарников, которые очищают для нас воздух, дают нам замечательные плоды, ягоды, да и просто радуют нас своим видом?
Нарисуйте небольшую рощу или превратите себя в живую рощу: сделайте из бумаги веточки разных деревьев и кустов и приколите их к своей одежде. Вот и получится роща — каждый из вас будет изображать какое-либо дерево или куст.
А можно просто взять себе название какого-либо дерева или куста (малина, яблоня, береза, сирень, дуб, акация, осина, смородина, груша, крыжовник и т.д.) и начать игру.
Текст ее очень простой, надо только знать и помнить название участвующих в игре деревьев и кустов.
Малина (встает): Чив, чив, сидел воробей на малине, перелетел воробей на яблоню.
Яблоня (быстро встает): Чив, чив, сидел воробей на яблоне, перелетел на березу.
Береза
Игра должна идти в быстром темпе, названия деревьев и кустов не должны повторяться. Если вы медлите с продолжением или называете растение, которого нет в игре, с вас берется фант.
Кузовок
(Народная игра)
Цель: активизация существительных оканчивающихся на – ок.
Ход игры:
- Знаете ли вы, что такое кузовок?
«Кузовок — это небольшой кузов», — скажете вы. И верно. А что такое кузов? На этот вопрос ответить труднее. Это короб, лукошко из лыка или бересты. Такое объяснение дают словари. И снова вопросы: что такое короб, лукошко, лыко, береста? Можете вы на них ответить? Найдите ответы в словаре. Почему трудно ответить на эти вопросы?
Это было «вступление» к игре. Сама игра очень проста.
Возьмите «кузовок» (он может быть и воображаемый) и наполните его «предметами», названия которых оканчиваются на - ок.
Вы кладете в кузовок свой предмет, например крючок, и говорите: «Я кладу в кузовок крючок», — и передаете кузовок другому (по цепочке).
Выигрывает тот, кто положит последний предмет.
Слова для справок: клубок, грибок, флажок, сапожок, кружок, замок, венок, утенок, огарок, волосок, колосок, кусок, поясок и т.д.
Словарь
Короб — изделие из дуба, бересты для упаковки, хранения, переноса чего-либо.
Лукошко — ручная корзина из лубка или прутьев.
Лыко — внутренняя часть коры молодых лиственных деревьев, преимущественно липы; используется для плетения корзин, для веревок и т.п.
Береста — верхний слой коры березы.
Лесник
(Народная игра)
Цель: активизации лексики на тему «Дикие животные».
Ход игры:
Лесник — лесной сторож, работник лесного хозяйства — должен прекрасно знать и любить лес и его обитателей. Проведите конкурс на звание лучшего лесника. Изобразите дом и лес, определите границы дома и расстояние до леса.
Выходя из дома. Лесник говорит:
— «Я пойду в лес и там увижу…» При каждом шаге называет диких животных, которых он увидит или может увидеть в лесу.
Лучшим Лесником будет тот, кто дойдет до леса, не повторив названия зверей.
Игра "Найди имя существительное"
Цель. Закрепление понятия "имя существительное", умения отличать его от сходных с ним глагольных форм.
Содержание игры. В игре принимают участие 3 команды по 4 человека. На доске записаны в 3 столбика по 4 пары предложений со сходными по форме существительными и глаголами. Задача каждого игрока – рассмотреть одну пару предложений и определить, какое из сходных слов является существительным. Существительное подчеркивается, а сверху надписывается буква c. Класс оценивает работу команд.
Материал для игры:
Рой пчел кружится над липой.
Рой яму поглубже.
Вода перестала течь.
В лодке открылась течь.
Не плачь из-за пустяков.
Послышался плач ребенка.
Медведь в лесу, не зная правил,
Однажды мотоциклом правил.
Игра "Эстафета"
Цель. Закрепление умения изменять существительные по числам, правописания слов с разделительным ь.
Содержание игры. Играет весь класс по вариантам. Каждый вариант получает карточку с существительными в единственном числе. Задача учащихся записать справа данное существительное во множественном числе. Каждый ученик записывает одно слово и передает карточку сидящему сзади. Последний ученик в варианте возвращает карточку учителю. Учитель проверяет работу и определяет победителей.
Материал для игры:
звено
полоз
крыло
сук
стул
ком
перо
полено
друг
прут
клок
кол
прут
брат
клин
ком
лист
колос
сук
клок
стул
клин
крыло
сын
брат
друг
колос
перо
прут
звено
лист
полено
ком
полоз
кол
сук
Игра "Поймай свое слово"
Цель. Закрепление навыка правописания ь на конце существительных после шипящих.
Содержание игры. В игре участвует весь класс в составе двух команд: команды девочек и команды мальчиков. Учитель диктует слова вперемешку: существительные мужского и женского рода с шипящими на конце. Девочки записывают существительные женского рода, а мальчики – существительные мужского рода. Побеждает команда, допустившая меньше ошибок.
Материал для игры: плащ, стриж, ночь, тишь, лещ, помощь, грач, гараж, рожь, печь, ткач, трубач, речь, чиж, мышь, вещь, шалаш, тушь, дрожь.
Игра "Образуй имя существительное"
Цель. Закрепление понятия "имя существительное".
Содержание игры. В игре принимают участие 3 команды по 5 человек. На доске записаны в 3 столбика прилагательные по 5 в каждом. Задача команд: образовать от каждого прилагательного имя существительное и записать его справа от прилагательного. Каждый игрок образует и записывает одно существительное. Побеждает команда, которая правильно и быстрее других выполнит задание.
Материал для игры:
храбрый – смелый – веселый –
сильный – добрый – ленивый –
гордый – болтливый – умный –
мудрый – богатый – бедный –
грубый – хвастливый – крепкий –
«Хочу всё знать!»Игра « Четвёртое лишнее». Вам нужно из ряда слов вычеркнуть четвертое лишнее и объяснить, почему вы его вычеркнули. Работайте в паре.
Задания:
1.Проводник, переводчик, плотник, умница.
2) Повар, балерина, уборщица, учительница.
3) Кухня, семя, спальня, земля.
4) Урок, портфель, речь, герой.
5) Мальчик, девочка, человек, бабушка.
6) Город, село, река, Волга.
7) Лента, иголка, булавка, ножницы.
«Очевидное – невероятное»
Распределить существительные в соответствии с их значением:
Краснота, бегство, ливень, нежность,прыжок, смелость, туман, мороз, обход, отдых, белизна, весна.
« Дежурная часть».Склонения надо узнавать в лицо. Вот их приметы.
1. окончания а, я — женск. и мужск. р.
2. окончания о, е — ср. род и нулевое окончание – мужск. род.
3. женск. род — ь
Назовите, какие имена существительные относятся к 1 склонению, 2 склонению, 3 склонению. Приведите примеры.
« В час пик »
Подберите к данным существительным синонимы:
а) мир, …, …, …, …; б) друг, …, …, …, …; в) родина,…..,……,…….
Подберите к данным существительным антонимы:
а) плюс — …, успех — …, юноша — … ;
б) свет — …, радость — …, свобода — … ;
в) правда — …, счастье- …, подъем — … .
«Кто хочет стать синтаксистом?»
1. Какими членами предложения могут быть в предложении имена существительные?
2. На какие вопросы отвечают?
3. « Играй, гармонь!» Чем является имя существительное в предложении?
4. «Язык мой — друг мой».
Задание: записать предложение, расставить знаки препинания, найти имена существительные, подчеркнуть, как члены предложения.
«Ты не поверишь!»
Практическая работа. Индивидуальная работа у доски. ( 1 ученик)
Морфологический разбор имени существительного.Друг познаётся в бед….
«Пусть говорят!»Задание: из данных существительныхобразуйте однокоренные существительные, которые отвечают на вопрос кто?
Разберите слова по составу.Лыжи — …, грибы — …, победа – победитель, строить — …, футбол – футболист, баян — … .
Расскажите об образовании имён существительных.
«Интуиция»
Буквенный диктант
на берёзе о профессии по аллее
о времени в стремени в планетарии
в имени у дочери на заседании
на лекции об опасности из милиции
в инее по территории в брошюре
«Закон и порядок»
Посмотрите на карточку и скажите, на какую орфограмму даны слова. Расскажите правило. Найдите слово, в котором допущена ошибка и вычеркните его.
Мячик, человечек, василёчек, сыночик, молоточек.
«Необъяснимо,но факт»Составление опорного конспекта (один у доски, остальные в тетради).
1. Существительное – отвечает на вопросы …
2. Обозначает … (предмет, свойства, качества, состояние человека и природы).
3. Имеет постоянные признаки …,
непостоянные признаки ….
4. Изменяется по … (числам, падежам).
5. В предложении является … .
15.«Поле чудес»
Составление существительных из букв, встречающихся в слове склонение.
( Склон, сено, слон, сон, сок, клон, кино, кон, кол, лоск, лес, нос.)
«Звёздныйчас»
Отгадайте загадку, просклоняйте слово – отгадку:
Что идет, не двигаясь с места? (Время)
«Грамматическая арифметика»
Череп – п + муха =?
Куртка – тка +ица=?
Черный – ый + о + слива – а = ?
Чистый – ый + о + тело –о = ?
Сосна – на + ка = ?
(Черемуха,частушка,чернослив,чистотел ,чудесный)
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ