Ход родительского собрания "Как быть здоровым"

Цель:

способствовать осознанию родителями ответственности за формирование у ребенка бережного отноше­ния к своему здоровью.

Форма:

информационный лекторий с элементами практикума.

Участники:

родители, классный руководитель, школьный врач.

Подготовительный этап: учителю необходимо про­вести опрос учащихся по теме «Твой режим дня»; анкетирование родителей по проблеме собрания:

1.Считаете ли вы важным для себя формировать у ребенка ответственное отношение к своему здоровью?

2.Соблюдает ли ваш ребенок режим дня?

3.Какова, на ваш взгляд, роль родительского примера в формировании у ребенка привычки заботиться о своем здоровье?

Оборудование, оформление:

- плакаты по теме охраны здоровья младшего школь­ника;

- памятки-рекомендации;

- выставка литературы по проблеме собрания.


Ход родительского собрания

Согласно определению Всемирной организации здра­воохранения «здоровье — это состояние полного телесного, душевного и социального благополучия, а не толь­ко отсутствие болезней или повреждений».

Институт школы детей и подростков АМН рекомендует использовать для оценки состояния здоровья детей четыре показателя:

1. Наличие или отсутствие на момент осмотра хронических болезней.

2. Уровень функционального состояния основных систем организма.

3. Степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям.

4. Уровень психического и физического развития и степень его гармоничности.

О наличии или отсутствии у ребенка заболевания может судить врач-специалист. Уровень психического развития устанавливает детский психолог.

По мнению СВ.Попова, если принять уровень здоровья за 100 %, то 20 зависят от наследственных факторов, 20 — от факторов внешней среды, 10 — от деятельности системы здравоохранения, а остальные 50 % от самого человека и того образа жизни, который он ведет.

Формирование мотивации к здоровому образу жизни зависит, прежде всего, от родителей. Именно родители в тесном сотрудничестве со школой должны способствовать воспитанию у детей привычки, а затем и потребности в здоровом образе жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений для поддержания и закрепления своего здоровья.

Учителю следует подробней остановиться на вопросе формирования у детей привычки и навыков безопасного для жизни и здоровья поведения.

Привычка — это поведение, образ действий, ставшие обычными, постоянными. Привычка чаще всего формируется на основе навыка (навык — это усвоенный, доведенный до автоматизма способ действия).

Например, если, ребенок научился хорошо плавать, то он с удовольствием будет проводить свой досуг в бассейне и пр.

Привычки воспитываются не столько словами, сколько делами. Это очень хорошо должны, понимать родители. «Учи показом, а не рассказом», — говорили в древности. Каждое указание взрослых на необходимость выполнения того или иного действия должно сопровождаться объяснением, почему его нужно выполнять. Для закрепления привычки большое значение имеют похвала взрослого и первые положительные результаты. Это особенно важно при формировании у детей привычки заботиться о своем здоровье. Неправильное «подкрепление» привычки ведет к формированию у ребенка вредных привычек (грызть ногти, не мыть руки перед едой, курить и др.). Искоренить возникновение вредных привычек довольно сложно. От родителей, учителей требуются терпение и выдержка.

Переходя к вопросу о важности для здоровья ребенка соблюдения режима дня, классный руководитель может предложить родителям обменяться мнениями по этому вопросу, проанализировать высказывания детей класса о соблюдении ими режима дня. Затем уделить особое внимание проблеме формирования у детей привычки соблюдения режима дня как важнейшего фактора здоровья младшего школьника.

Почему режим дня так важен для здоровья ребенка?

Чередование различных видов деятельности (уроки в школе, подготовка домашних заданий, внешкольные занятия, труд) с активным отдыхом, удовлетворение естественной суточной потребности в движении, полноценный сон помогают ребенку восстановить силы, сохранить высокий уровень работоспособности. Все режимные мо­менты важно выполнять регулярно, ежедневно в одни и те же часы. При нарушении режима дня ребенок быстро устает, становится рассеянным, ничего не успевает сделать, появляются головные боли, снижается настроение, исчезает желание учиться.

Постоянные стрессы ведут к возникновению новых и прогрессированию уже имеющихся заболеваний.

Рационально организованный режим школьника — это:

1.Учеба в школе, точно регламентированное время и продолжительность подготовки домашних заданий, а также творческой деятельности ребенка.

2.Обязательный отдых на свежем воздухе.

3.Достаточный по продолжительности сон со строго установленным временем подъема и отхода ко сну.

4.Регулярное и полноценное питание.

Режим дня ребенка в семье строится в соответствии с тем временем, которое ребенок проводит в школе.

Время пробуждения первоклассника (второклассника) — очень важный момент режима дня. От того, как родители разбудят ребенка, с каким настроением он проснется, зависит его психологический настрой на весь день. Желательно, чтобы родители вспомнили все самые лас­ковые слова, которые они говорили своим маленьким детям.

Во многих семьях пробуждение происходит по будильнику. А как утверждают ученые, звонок будильника — это значительный стресс для организма. А как же быть? Доверьтесь биологическим часам. Пусть организм ребен­ка просыпается сам в одно и то же время.

Но для того, чтобы вовремя встать, младшему школьнику нужно вовремя лечь спать. До завтрака ему нужно успеть застелить свою постель, а это он должен сделать самостоятельно, сделать гимнастику, выполнить гигиенические процедуры.

На дорогу в школу нужно оставить столько времени, сколько нужно, чтобы она стала спокойной прогулкой. Если ребенок спешит в школу, то, заняв свое место за партой, он расслабится и ему трудно будет включиться в работу.

Утренняя гигиеническая гимнастика (зарядка)

Часто родители задают вопрос: «Нужно ли заставлять детей делать утреннюю зарядку?». Заставлять не надо. Все, что связано с «заставлять», вызывает у детей упор­ное сопротивление, а порой и негативное отношение на всю жизнь. Как говорили в старину, «ребята учатся тому, что видят у себя в дому». Ведь образ жизни в семье, как правило, наследуется детьми, которые, вырастая, очень часто строят свою семью по подобию родительской. Те взрослые, которые не делают зарядку, видимо, не виде­ли этого в семье своих родителей. Поэтому родителям рекомендуется выполнять зарядку ради здоровья своих детей.

Классный руководитель обратит внимание родителей на то, что зарядка важна тем, что она подготавливает организм к активной дневной деятельности. Ученые-физиологи установили, что дети, выполняющие каждый день утреннюю зарядку, более работоспособны, бодры, дисциплинированны, чем те, которые не занимаются.

Далее классному руководителю будет уместно познакомить родителей с рекомендациями по проведению утренней гимнастики и комплексом упражнений, которые даны в книге Ю.А. Копылова, М.В. Малыхиной «Физи­ческое воспитание младшего школьника в семье» (М., 2003).

Желательно, чтобы ваш сын (дочь) делал зарядку под контролем взрослых, а еще лучше — вместе с ними. Так вы не только будете уверены, что ребенок полностью и правильно выполнит все упражнения, но и, главное, вос­питаете привычку к зарядке. После утренней гимнастики очень полезно провести закаливающие процедуры — обтирания, обливания или контрастный душ.

Упражнения для сохранения хорошего зрения

Все чаще даже у здоровых детей возникают проблемы со зрением. Специалисты считают, что основными при­чинами снижения остроты зрения у детей являются бесконтрольное длительное пребывание у телевизора, занятия на компьютере и т. д.

Родители должны знать, что детям для сохранения остроты зрения необходимо вы­полнять следующие правила.

Не читать в сумерках и лежа в постели, избегать мел­кого шрифта, держать книгу с тетрадью на расстоянии 30—40 см, через каждые 20—30 мин зрительной работы посидеть с закрытыми глазами 1—5 мин и расслабиться, не смотреть долго на очень яркий свет.

Познакомьте родителей с комплексом упражнений для глаз, который позволяет предотвращать нарушение зрения примерно в 60 случаях из 100.

Выполнять комплекс специальных упражнений для глаз лучше утром, в течение 2—4 мин, сидя в удобной позе (голова при этом опирается о спинку стула, мышцы максимально расслаблены).

Упражнения для тренировки зрения

Движение глазными яблокам вправо и влево. Выполнять движение влево и вправо до предела без чрезмерного напряжения, максимально медленно. Повторить по 4—6 раз в каждое движение. Закрыть глаза, расслабить мышцы на 30—40 с.

Движение глазными яблоками вверх и вниз. Выполнять медленно, с максимальной амплитудой. Голову при этом не наклонять. Повторить по 4—6 раз каждое движение. Закрыть глаза, расслабить мышцы на 30—40 с.

Фиксация взгляда на кончике носа. Выполнять в течение 10—20 с, максимально расслабив мышцы, дыхание спокойное и ровное. Закончив упражнение, закрытьми глаза и расслабиться на 30—40 с.

Если чувствуется усталость, время отдыха увеличить.

Вращение глаз. Движение глазными яблоками осу­ществлять по кругу — сначала по часовой стрелке, а затем против часовой стрелки. Выполнять по три вращения в каждую сторону, плавно, без рывков. Голова при этом должна оставаться неподвижной. Закончив упражнения, закрыть глаза и расслабить мышцы тела на 30— 40 с.

Моргание. Быстро сжимать и разжимать веки (моргать) в течение 15—20 с. После этого закрыть глаза, рас­слабиться на 30—40 с. Моргание полезно выполнять после длительного чтения, а также после каждого упражне­ния для зрения.

Чтобы повысить интерес первоклассника (второклассника) к тренировке зрения можно организовать занятия в занимательной форме. Например, при движении глазными яблоками вправо и влево предложите ребенку представить себя напольными часами и поиграйте с ним в игру под названием «Маятник». При движениях глазными яблоками вверх и вниз перемещайте вниз перед ребенком яркую любимую игрушку, чтобы он следил за ней глазами. В общем, проявите выдумку и подойдите к занятиям максимально творчески.

Постарайтесь приучить младшего подростка сидеть ровно за учебным столом в школе и за столом дома. Плечи должны находиться на одном уровне, а оба локтя — лежать на крышке стола (хорошо, если стол имеет на­клон 2—3 градуса). Тяжелый портфель с учебниками нельзя носить в одной руке. Нужно приучить ребенка перекладывать из одной руки в другую. Малышам следует носить ранцы или детские рюкзачки с поролоновой спинкой на лямках.

Для профилактики нарушения осанки, предотвращения плоскостопия, для развития силы мышц и гибкости существуют упражнения с использованием мяча, гимнастической палки или легких гантелей. Комплекс этих упражнений выполняется уже не в утренние часы, а днем, в течение 6—8 мин.

Упражнения для коррекции плоскостопия

Массаж стоп. Поглаживание и растирание (основанием ладони, тыльной поверхностью полусогнутых пальцев) стопы от пальцев к пяточной области. Массируются также голени — по направлению от стопы к коленному суставу. Массаж можно проводить и при появлении чувства усталости в ногах после напряженной мышечной работы. Время выполнения — 2—4 мин.

Сборщик». Сидя на полу (ноги полусогнуты в коле­нях), ребенок собирает пальцами одной ноги мелкие пред­меты, разложенные на полу (ластик, бумажный шарик, карандаш, губку и т. п.), и складывают их в кучку. Время выполнения упражнения — 1—2 мин. Затем упражнение выполняется другой ногой.

«Художник». Первоклассник (второклассник) карандашом, зажатым пальцами ноги, рисует на листе бумаги различные фигуры, придерживая лист второй ногой. Время выполнения упражнений — 30—50 с. Затем упражнение выполняется другой ногой.

«Гусеница». Ребенок сидит на полу, колени полусогнуты, пятки прижаты к полу. Сгибая пальцы ног, он продвигает пятку вперед, затем пальцы распрямляются: следует новый цикл имитации движения гусеницы. Упражнение выполняется двумя ногами одновременно в течение 30—50 с.Ходьба на пятках, на внутренней и наружной сторнах стопы (по 30—50 с), на носках, бег с максимальной скоростью на короткие дистанции (до 30 м), упражне­ния с гантелями весом 1 кг (приседания, выпады вперед левой и правой ногой), «семенящий» бег 2—4 раза по 5 с также служат профилактике плоскостопия. Наоборот, продолжительная ходьба по твердому грунту, длительные стояния, переноска тяжелых предметов провоцируют чрезмерную нагрузку на стопы. Для коррекции плоскостопия полезны спортивные игры (футбол, волейбол, гандбол) на открытом воздухе как в осеннее и весеннее время, так и зимой (например, футбол на снегу).Помимо физических упражнений необходимы ежедневные ножные ванны (температура воды — 36—37°С) в течение 1—1,5 мин. Как показывает практика, регулярное выполнение упражнений для стоп предотвращает возникновение плоскостопия. Немаловажен для здоровья младшего школьника вопрос о сменной обуви. Как подобрать младшему подростку? Сменная обувь должна быть легкой и удобной. Если весь день носить сапоги или тяжелые ботинки, ноги начнут потеть и на них может появиться грибок. Лакированные туфли или кроссовки из синтетических материа­лов в сильно натопленных помещениях носить не стоит, так как лак, резина, искусственные материалы не пропускают воздух. Девочкам носить туфли на каблуке выше 3 см можно только с 13 лет. Питание и отдых младших школьников «Ешь правильно, и лекарство не надобно — эта народная мудрость как нельзя лучше отражает то, насколько важны для растущего организма прием пищи в одно и то же время, правильно организованное сбалансированное питание. Учеба в школе существенно увеличивает физическую и эмоциональную нагрузку на организм ребенка, которому приходится расходовать много энергии, а единственным источником энергии человека является пища. Поэтому, как питается ребенок, как он соблюдает режим питания, во многом зависит его здоровье. Для нормального развития организма младшего подростка и поддержания его работоспособности на высоком уровне требуется полноценное, сбалансированное по содержанию белков, жиров, углеводов, минеральных солей и витаминов питание. Все эти вещества содержатся в молочных продуктах, мясе, рыбе, яйцах, овощах, фруктах, ягодах. Эти продукты всегда должны присутствовать в детском меню. Интервал между приемами пищи не должен превышать 3—4ч, так как большие перерывы между приемами пищи сказываются на состоянии здоровья ребенка, вызывают утомление, снижение работоспособности, головную боль. Очень важен для здоровья первоклассников (второклассников) утренний завтрак. Утром вступают в активную деятельность и начинают функционировать все орга­ны человека, в том числе и поджелудочная железа, которая выделяет желудочный сок для переваривания пищи. Если этот сок поступает в пустой желудок, он вызывает или провоцирует вызывая или провоцируя различные желудочные заболевания. Поэтому утром дети обязательно должны позавтракать. Учащимся необходимо получать горячий завтрак вовремя и полноценно обедать и ужинать. Родителям следует помнить, что на занятия в школе приходится период наиболее высокой работоспособности, а затем отмечается спад. Вот почему вернувшемуся из школы ребенку необходимо пообедать. Проблеме организации правильного питания, формированию культуры поведения за столом классный руководитель может посвятить специальный разговор с родителями, пригласив школьного врача.

После обеда младший школьник обязательно должен отдохнуть — ни в коем случае, как, к сожалению, часто бывает, сразу не садиться за уроки. Желательно, чтобы отдых был активным, на воздухе, в активных играх, в движении, а не лежа у телевизора или работая на компьютере. Детям ослабленным, легко и быстро утомляющимся, рекомендуется час послеобеденного сна, детям вполне здоровым и крепким — прогулка и игры на свежем воздухе. Если в школе нет «продленки», то родители должны предусмотреть продолжительность пребывания детей на воздухе, учитывая время на дорогу в школу и обратно не менее трех с половиной часов. Если ваш сын (дочь) днем спит, на прогулку он идет после сна.

Родителей часто волнует вопрос, когда лучше делать уроки?

Физиологи установили, между 14 и 15 ч возбудимость клеток коры головного мозга человека понижается, следовательно, падает и работоспособность; повышается она к 16 ч. Время после 16 ч лучше всего подходит для приготовления домашних заданий.

Очень важно, чтобы в режиме дня младшего школьника было время на занятия по интересам, чтение, просмотр телевизора. Исследования гигиенистов показывают, что чрезмерное увлечение телевизором пагубно влияет на здоровье ребенка, в первую очередь на зрение. Причем родители должны знать и том, что смотреть телевизор ребенок должен сидя, а не лежа, как это очень часто бывает, и на расстоянии 2—5,5 м от экрана.

В своей беседе о режиме дня младшего школьника классному руководителю необходимо уделить внимание такому важному компоненту режима дня, как сон.

Родителям следует стремиться к созданию условий для полноценного сна, который для 6—8-летних детей должен составлять не менее 10,5—11 ч. Конечно, про­должительность сна зависит от индивидуального состояния здоровья и физического развития младшего подростка.

И все же нелишним будет напомнить родителям о соблюдении элементарных правил поведения детей пред сном:

Не играть в шумные азартные игры.

Не заниматься спортом.

Не смотреть страшные фильмы.

Родителям нельзя ругать, наказывать ребенка.

Стремитесь, чтобы ребенок ложился спать в одно и то же время.

Перед сном комната ребенка должна быть хорошо проветрена.

И, наконец, важно обсудить с родителями режим дня младших школьников в выходные дни и каникулы. В выходные дни и каникулы родителям желательно нести определенные изменения в режим дня ребенка. Время приготовления ко сну, приема пищи, гигиеничес­ких процедур остается таким же, как и в будни, а вот на воздухе ребенку необходимо быть больше. Кроме того, у ребенка должно быть время для занятия любимым делом. Не забывайте при этом хвалить ребенка, ободрять за старание.

И, конечно, родителям следует помнить о поддержании хорошего настроения у ребенка, психологического комфорта. Раздоры между родителями, их упреки в адрес ребенка отрицательно влияют на его состояние и на успехи в школе.

В заключительной части собрания классный руководитель предложит памятки, рекомендации, которые помогут родителям воспитывать у детей потребность в здоровом образе жизни, правильно организовать режим дня своего ребенка.

Родителям также предлагается составить индивидуальный режим дня для ребенка с учетом услышанных на собрании рекомендаций.

Советы родителям

1. Режим дня младшего школьника должен быть по­строен с учетом его возраста и функциональных возможностей.

Режим дня необходимо соблюдать точно и не­укоснительно. Это обеспечит выработку определенного ритма в деятельности всех систем организма младшего подростка.

Большая учебная нагрузка должна совпадать повремени с подъемом умственной активности младшего школьника: в первой половине дня — с 9 до 12 ч, во второй — с 16 ч до 17 ч.

Выполнение уроков всегда в одни и те же часы обеспечивает хороший аппетит и нормальное пищеварение.

Постоянство в соблюдении времени отхода ко сну способствует быстрому засыпанию, более продолжительному и глубокому ночному отдыху.

Пребывание на продленном дне в школе не рекомендуется младшим школьникам, имеющим слабую нервную систему и часто болеющим.

Режим дня младшего подростка с ослабленным здоровьем должен быть щадящим, с обязательным дневным сном (1—1,5 ч) и с дополнительным отдыхом на свежем воздухе (не менее 3—3,5 ч).

Нарушения в установленном распорядке дня нежелательны, так как это может привести к расстройств у выработанного ритма в деятельности организма младшего школьника и его неблагоприятным реакциям.

Не забывайте чаще хвалить первоклассника (второклассника) за малейший успех и поддерживать в нем уверенность в своих силах.

Памятка для родителей

«Как сформировать у младших школьников правиль­ное отношение к своему здоровью»

1. Внимательно относитесь к формированию образно-словесных ассоциаций у младших подростков, особенно касающихся их здоровья.

2. Формируйте у них положительное отношение к физическому «я».

3. Помните, что ваше отношение к здоровью влияет на отношение подростка к здоровью — «Учи показом, а не рассказом».

4. Помните, что для закрепления привычки похвала взрослого имеет гораздо большее значение, чем порицание.

Подводя итоги родительского собрания, классный руководитель может показать родителям некоторые простейшие физические упражнения или посоветовать (наглядно показать) подборку книг о здоровье детей и подростков.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ