Индивидуальная программа коррекции страхов

Индивидуальная программа коррекции страхов.

  1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ.

Проблема эмоциональных нарушений и их коррекции принадлежит к числу наиболее важных в детской психологии и педагогике. Большое внимание уделяется этим вопросам, и работам в данном направлении. Дети могут постоянно испытывать противоборство разнонаправленных эмоций и если боязнь, тревожность, страхи становятся ведущими, то, как правило, они начинают играть роль побудительной силы в конфликтной ситуации влиять на успешность ребенка в учебной деятельности. Постоянные негативные переживания приводят к гипертрофированному развитию мотива самосохранения, самооберегания.
Устойчивые негативные переживания являются наиболее опасным для развития психики ребенка, препятствуют развитию активной внутренней позиции, формированию адекватной самооценки.

Нелегко найти человека, который бы никогда не испытывал чувства страха. Беспокойство, тревога, страх - такие же неотъемлемые эмоциональные проявления нашей психической жизни, как и радость, восхищение, гнев, удивление, печаль.

Но при чрезмерной податливости страхам, зависимости от них меняется поведение человека, он становится неуверенным в себе, а временами его может даже разбить "эмоциональный паралич".

Подавляющее большинство страхов в той или иной степени обусловлены возрастными особенностями и имеют временный характер. Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их появления, чаще всего исчезают бесследно.

Если же они болезненно заострены или сохраняются длительное время, то это служит признаком неблагополучия, говорит о нервной ослабленности ребенка, неправильном поведении родителей, незнании ими психических и возрастных особенностей ребенка, наличии у них самих страхов, конфликтных отношений в семье.

С возрастом у детей меняются мотивы поведения, отношение к окружающему миру, взрослым, сверстникам.

Данная программа направлена на коррекцию эмоциональных нарушений у детей младшего и старшего школьного возраста, в качестве дополнительных направлений программы предусмотрено развитие коммуникативных навыков, навыков сотрудничества, коррекция самооценки детей, повышение активности и самостоятельности детей.

Предлагаемый в программе материал (игровой и дидактический) постепенно усложняется с учетом опыта ре­бенка. Прежде всего здесь соблюдаются следующие ди­дактические принципы: доступность, повторяемость, посте­пенность выполнения задания.

Программа включает в себя следующие блоки:
Диагностический блок.

Цель: диагностика особенностей развития личности ребенка, выявление конкретных страхов, формирование индивидуальной программы психологической коррекции.

Установочный блок.

Цель: снятие тревожности, повышение мотивации к взаимодействию с психологом.
Коррекционный блок.

Цель: оптимизация развития ребенка, овладение адаптивными способами взаимодействия с окружающими и собой.
Блок оценки эффективности коррекционных воздействий.

Цель: измерение динамики реакций, закрепление позитивной самооценки.

Содержательное описание основных блоков
Диагностический блок.

Прежде чем помочь детям в преодолении страхов, необходимо выяснить, каким конкретно страхам они подвержены. Выяснить спектр страхов можно специальным опросом при условии эмоционального контакта с ребенком, доверительных отношений и отсутствия конфликта. Беседа ведется неторопливо и обстоятельно, перечисляя страхи и ожидая ответов «да – нет» или «боюсь – не боюсь». При стереотипном отрицании всех страхов просят давать развернутые ответы типа «не боюсь темноты» или «боюсь темноты», а не «нет» и «да». Лучше, чтобы взрослый перечислял страхи по памяти, только иногда поглядывая в список, а не зачитывал его (Захаров А.И. «Дневные и ночные страхи у детей»).

Установочный блок.

Итак, после установления контакта переходят к беседе, цель которой – выявление страхов. После проведенного опроса ребенку предлагают нарисовать страхи: «нарисуй то, что ты боишься, каждый страх на отдельном листе». Не нужно требовать жестко от детей быстрого рисования всех страхов, как и стопроцентного выполнения плана рисования. Гораздо лучше поддержать, посочувствовать, напомнить и при затруднениях напомнить детям свои варианты. Рисование страхов можно продолжить и дома.

Коррекционный блок.

После чего необходимо обсуждение каждого из страхов. Порядок предъявления для обсуждения рисунков не имеет значения. Ребенок рассказывает о том, что изображено на рисунке, т.е. конкретизирует свой страх. Раньше это было трудноосуществимо, страх возникал от одного лишь представления и не мог быть обозначен словами. Подобная преграда только повышала внутреннее напряжение и удерживала страх в фиксированном состоянии. Теперь же ребенок может свободно говорить о страхе, осознанно управляя им в разговоре с человеком, которому он верит и который может понять его переживания. После просмотра первого рисунка следует спросить: «Ты нарисовал этот страх, а теперь скажи, боишься его или нет?». В дальнейшем фраза постепенно укорачивается: «Боишься или перестал?». Сочетание «… а теперь…» в какой-то мере обозначает призыв, выражение надежды, ободрение и оптимистический настрой при обсуждении рисования страхов.
После обсуждения страхов можно сказать, что рисунки с его бывшими страхами останутся у психолога, который, таким образом, «принял» их к себе, освободив от них ребенка.

Ведущим специалистом является педагог- психолог.

Программа предполагает работу с детьми 7-16 лет.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОГРАММЫ

Проблемой страхов младшего и старшего школьного возраста занимались многие учёные. Боулби, в своих трудах, широко раскрыл причины детских страхов. Много времени посвятил проблеме страхов Рэчмен. Согласно его «концепции травматического обуславливания» события или ситуации, которые вызывают боль, могут вызвать страх независимо от наличного ощущения боли. Черясворт предложил перечень индикаторов страха. Он говорил, что страх может сопровождаться или за ним может следовать осторожное исследование или даже улыбка.

Согласно научной точке зрения, страх - реакция на угрозу человеку как существу биологическому, когда опасности подвергается жизнь человека (витальная угроза), его физическая целостность и т. п., в то время как тревога - переживание, возникающее при угрозе человеку как социальному субъекту, когда опасности подвергаются его ценности, представление о себе, положение в обществе.

Методологи­ческой основой данной программы также являются идеи Л.С. Выготского о роли игры в воспитании детей. Стойкие аффективные барьеры, возникающие в жизни ре­бенка, преодолеваются им гораздо легче в игре. Поэтому игра и игровые формы работы — это наиболее адекватные средства коррекции психического развития личности ре­бенка.



ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ:


Создание условий для снижения болезненных переживаний страха, улучшение социальной адаптации ребенка.

ЗАДАЧИ:

- создание атмосферы психологической безопасности на занятиях;

- отражение и вербализация чувств и переживаний ребенка, актуализируемых в процессе занятий;

- повышение уровня самооценки и уверенности в себе.

ТРЕБОВАНИЯ К ПОМЕЩЕНИЮ:

  • помещение должно быть светлым, проветриваемым;

  • помещение должно быть постоянным и не должно быть проходным;

  • помещение должно быть эстетически оформлено;

ОРГАНИЗАЦИЯ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ

Для снятия тревожности у детей существуют целые комплексы приёмов, упражнений. Однако центральную роль играют 2 метода.

Метод последовательной десенсибилизации. Суть его состоит в том, что ребёнка помещают в ситуации, связанные с областью, вызывающей у него тревогу и страх, начиная с тех, которые могут лишь немного его волновать, и, кончая теми, которые вызывают сильную тревогу, возможно, даже испуг.

Метод «отреагирования» страха, тревоги, напряжения. Осуществляется с помощью игры – драматизации, а также используются приёмы «рисование страхов», «рассказы о страхах».


Основной используемый  метод коррекции страхов в данной программе -  рисование. «Рисование, как и игра – это не только отражение в сознании детей окружающей действительности, но и её моделирование, выражение отношения к ней. Поэтому через рисунки можно лучше понять интересы детей, их глубокие, не всегда раскрываемые переживания и учесть это при устранении страхов. Рисуя, ребенок дает выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими неприятными и травмирующими образами.
В первую очередь, посредством рисования удается устранить страхи, порожденные воображением, т.е. то, что никогда не происходило, но может произойти в представлении ребенка. Затем по степени успешности идут страхи, основанные на реальных травмирующих событиях, но произошедших достаточно давно и оставивших не очень выраженный эмоциональный след в памяти ребенка.


Для дан­ной программы характерен учет индивидуальных особен­ностей детей, их личностных качеств.

Программа предусматривает занятия продолжительностью 45 минут.


ЭТАПЫ ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ

1. Подготовительный этап (5 мин.)

2. Основной этап (35мин.)

3. Заключительный этап (5 мин.)


ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРОГРАММЫ


Основным показателем эффективности использования программы является то, что при работе используются различные методы и приемы работы с детьми, которые помогают формировать уверенность в себе, удовлетворенность собой, повышается интеллектуальный уровень.

Безусловным фактором является терпение при работе с детьми по устранению страхов, так как не всегда удается достичь незамедлительных результатов. В немалой степени это зависит и от способности самих детей перестраивать отношения  и наполнять свою жизнь новым содержанием. Нередко ожидаемый эффект снижается из-за быстрой утомляемости ребенка, нервно-психических и частых заболеваний.

С помощью проведенных занятий у детей формируются навыки в общении, изживается неуверенность, агрессивность, страх, формируется чувство сопереживания, сотрудничества, повышается самооценка.

Результативность программы можно выявить путем обследования, проводимого дважды: до начала коррекционно-развивающих занятий и после прохождения курса.

Анализ результатов включает в себя:

  • обследование ребенка психологом: диагностика особенностей развития личности ребенка, выявление конкретных страхов, формирование индивидуальной программы психологической коррекции.


ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ


Программа поможет решить следующие проблемы:

Помочь ребенку в:

  • выработке конструктивных способов поведения в трудных для ребёнка ситуациях, а также овладение приёмами, позволяющими справиться с излишним волнением, тревогой.

  • укреплении уверенности в себе, развитии адекватной самооценки.



Примерная тематика занятий по коррекции эмоциональной сферы (страхи).

ЗАНЯТИЕ 1 «Контур».

Цель: развитие зрительного восприятия.

Этапы

Цель

Время

1

Приветствие. Вводное слово

Обозначить начало занятия, создать доброжелательную обстановку.

5 мин.

2.

1.Упражнение «Контур»

2.Рассказ о себе.

3.Цветовой тест Люшера

Развитие зрительного восприятия.

Развитие связной речи.

Изучение личностной тревожности.

35 мин.

3.

Релаксация

Снять напряжение

5 мин.

Методическое оснащение: тест Люшера, карточки с заданиями.



ЗАНЯТИЕ 2. «Мой день».

Цель: развитие слухового внимания

Этапы

Цель

Время

1

Приветствие. Вводное слово

Обозначить начало занятия, создать доброжелательную обстановку.

5 мин.

2.

1.Игра «Запомни и воспроизведи»

2.Расскажи как прошел день..

Развитие слухового внимания.


35 мин.

3.

Релаксация

Снять напряжение

5 мин.

Методическое оснащение: карточки с заданиями



ЗАНЯТИЕ 3 «Диагностика».

Цель: диагностика личностных особенностей

Этапы

Цель

Время

1

Приветствие. Вводное слово

Обозначить начало занятия, создать доброжелательную обстановку.

5 мин.

2.

1.Диагностика по методике «Дом, дерево, человек»

Изучение личностных особенностей

35 мин.

3.

Релаксация

Снять напряжение

5 мин.

Методическое оснащение: листы бумаги, фломастеры, цветные карандаши


ЗАНЯТИЕ 4. «Кактус».

Цель: развитие внимания, мышления

Этапы

Цель

Время

1

Приветствие. Вводное слово

Обозначить начало занятия, создать доброжелательную обстановку.

5 мин.

2.

1.Методика «Кактус»

2.Сочинение рассказа «Жил на свете человек маленького роста….»

Изучение уровня тревожности.

Развитие внимания, мышления, воображения.

35 мин.

3.

Релаксация

Снять напряжение

5 мин.

Методическое оснащение: графическая методика «Кактус», лист бумаги


ЗАНЯТИЕ 5. «Дорисуй фигуры».

Цель: развитие творческого мышления.

Этапы

Цель

Время

1

Приветствие. Вводное слово

Обозначить начало занятия, создать доброжелательную обстановку.

5 мин.

2.

1.Упражнение на развитие творческого мышления «Напиши обобщающие слова»

2.Упражнение «Дорисуй фигуры»

Развитие творческого мышления.

Развитие зрительного восприятия, внимания, логического мышления.

35 мин.

3.

Релаксация

Снять напряжение

5 мин.

Методическое оснащение: карточки с заданиями,



ЗАНЯТИЕ 6. «Мой страх».

Цель: развитие творческого мышления, воображения.

Этапы

Цель

Время

1

Приветствие. Вводное слово

Обозначить начало занятия, создать доброжелательную обстановку.

5 мин.

2.

1.Рисуночная терапия «Мой страх»

2.Методика Захарова «Уровень тревожности и страхов»

Развитие творческого мышления, воображения.

Изучение уровня тревожности и страхов.

35 мин.

3.

Релаксация

Снять напряжение

5 мин.

Методическое оснащение: карточки с заданиями, методика «Уровень тревожности»



ЗАНЯТИЕ 7. «В темной норке».

Цель: снятие тревожного напряжения.

Этапы

Цель

Время

1

Приветствие. Вводное слово

Обозначить начало занятия, создать доброжелательную обстановку.

5 мин.

2.

1.Рисуночная терапия «В темной норке»

2.Методика Рожкова «Уровень тревожности»


Снятие тревожного напряжения. Ориентация ребенка на собственные возможности в преодолении страха темноты, нападения, сказочных персонажей.

Изучение уровня тревожности.

35 мин.

3.

Релаксация

Снять напряжение

5 мин.

Методическое оснащение: листы бумаги, цветные карандаши, фломастеры



ЗАНЯТИЕ 8 «Несуществующее животное»

Цель: развитие внимания, логического мышления.

Этапы

Цель

Время

1

Приветствие. Вводное слово

Обозначить начало занятия, создать доброжелательную обстановку.

5 мин.

2.

1.Рисуночная терапия «Несуществующее животное»

2.Упражнение «Скопируй точки»

3.Тест ШТОМ

Развитие фантазии, воображения, снятие тревожности.

Развитие внимания, логического мышления.

35 мин.

3.

Релаксация

Снять напряжение

5 мин.

Методическое оснащение: листы бумаги, цветные карандаши, фломастеры, карточки с заданиями теста



ЗАНЯТИЕ 9. «Шифровка».

Цель: развитие концентрации внимания

Этапы

Цель

Время

1

Приветствие. Вводное слово

Обозначить начало занятия, создать доброжелательную обстановку.

5 мин.

2.

1.Игра «Расшифруй слова»

2.Игра «Угадай»

3.Разрезные картинки. «Собери вазу»

Развитие концентрации внимания.

Развитие наблюдательности.

35 мин.

3.

Релаксация

Снять напряжение

5 мин.

Методическое оснащение: листы с заданиями, разрезные картинки


ЗАНЯТИЕ 10. «Интеллектуальные игры»

Цель: повышение самооценки

Этапы

Цель

Время

1

Приветствие. Вводное слово

Обозначить начало занятия, создать доброжелательную обстановку.

5 мин.

2.

1.Тест «Самооценка»

2.Интеллектуальные игры.

Повышение самооценки.

Развитие логического мышления, внимания.

35 мин.

3.

Релаксация

Снять напряжение

5 мин.

Методическое оснащение: листы с заданиями


ЗАНЯТИЕ 11. «Победитель»

Цель: повышение самооценки

Этапы

Цель

Время

1

Приветствие. Вводное слово

Обозначить начало занятия, создать доброжелательную обстановку.

5 мин.

2.

1.Рисуночная терапия «Мой страх, как я его победила»

2.Беседа по рисунку

3.Игра «Лабиринт»».

Выработка уверенности в себе, повышение самооценки.

Определение степени устойчивости внимания.

35 мин.

3.

Релаксация

Снять напряжение

5 мин.

Методическое оснащение: листы бумаги, цветные карандаши, фломастеры, карточки с заданиями.


ЗАНЯТИЕ 12. «Мои достоинства».

Цель: развитие уверенного поведения

Этапы

Цель

Время

1

Приветствие. Вводное слово

Обозначить начало занятия, создать доброжелательную обстановку.

5 мин.

2.

1.Игра «Разговор с руками»

2.Упражнение «Мои достоинства»

Развитие уверенного поведения.

Умение выражать свои мысли., умение оценивать себя.

35 мин.

3.

Релаксация

Снять напряжение

5 мин.

Методическое оснащение: листы бумаги, цветные карандаши, фломастеры



ЗАНЯТИЕ 13. «Найди похожую»

Цель: изучение уровня тревожности

Этапы

Цель

Время

1

Приветствие. Вводное слово

Обозначить начало занятия, создать доброжелательную обстановку.

5 мин.

2.

1.Повторная диагностика по методике «Кактус»

2.Игра «Найди похожую»

Изучение уровня тревожности.

Развитие зрительного восприятия, образного мышления,

35 мин.

3.

Релаксация

Снять напряжение

5 мин.

Методическое оснащение: листы с заданиями, методика «Кактус», цветные карандаши, фломастеры



ЗАНЯТИЕ 14. «Привидения»

Цель: ориентация ребенка на собственные возможности избавления от страхов.

Этапы

Цель

Время

1

Приветствие. Вводное слово

Обозначить начало занятия, создать доброжелательную обстановку.

5 мин.

2.

1.Рисуночная терапия «Веселые и страшные привидения»

2.Беседа по рисунку

Ориентация ребенка на собственные возможности избавления от страхов.

35 мин.

3.

Релаксация

Снять напряжение

5 мин.

Методическое оснащение:: листы бумаги, цветные карандаши, фломастеры



ЗАНЯТИЕ 15. «Преодолеваем страхи».

Цель: снятие оставшихся страхов.

Этапы

Цель

Время

1

Приветствие. Вводное слово

Обозначить начало занятия, создать доброжелательную обстановку.

5 мин.

2.

1.Рисуночная терапия «Преодоление страхов»

2.Беседа по рисунку

Снятие оставшихся страхов. Позитивное изменение рисунка «Чего я боюсь»

35 мин.

3.

Релаксация

Снять напряжение

5 мин.

Методическое оснащение: листы бумаги, цветные карандаши, фломастеры




ЗАНЯТИЕ 16. «Кляксы».

Цель: снятие агрессии и страхов, развитие воображения.

Этапы

Цель

Время

1

Приветствие. Вводное слово

Обозначить начало занятия, создать доброжелательную обстановку.

5 мин.

2.

1.Игра «Кляксы»

2.Проективная методика «На что похоже?»

Снятие агрессии и страхов, развитие воображения.


35 мин.

3.

Релаксация

Снять напряжение

5 мин.

Методическое оснащение: листы бумаги, цветные карандаши, фломастеры




ЗАНЯТИЕ 17.«Дорисуй человечков»

Цель: тренировка умения распознавать эмоциональное состояние по мимике, развитие способности к взаимодействию.

Этапы

Цель

Время

1

Приветствие. Вводное слово

Обозначить начало занятия, создать доброжелательную обстановку.

5 мин.

2.

1. Рисование фломастерами. «Дорисуй человечков».

2.Игра «Помоги фотографу».

Пиктограмма-аппликация

Развитие воображения, целостного восприятия.

Тренировка умения распознавать эмоциональное состояние по мимике, развитие способности к взаимодействию.

35 мин.

3.

Релаксация

Снять напряжение

5 мин.

Методическое оснащение: листы бумаги, цветные карандаши, фломастеры



ЗАНЯТИЕ 18. Заключительное.

Цель: снятие оставшихся страхов.

Этапы

Цель

Время

1

Приветствие. Вводное слово

Обозначить начало занятия, создать доброжелательную обстановку.

5 мин.

2.

1.Игры с «Боюськами».

Прием диссенсибилизации.

Просмотр своих рисунков о страхах и беседа по ним.

Развитие уверенности, снятие оставшихся страхов.

35 мин.

3.

Релаксация

Снять напряжение

5 мин.

Методическое оснащение: листы бумаги, цветные карандаши, фломастеры

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ