Интегрированный урок внеклассного чтения и технологии: "Собака – друг человека"

Интегрированный урок

внеклассного чтения и технологии: "Собака – друг человека»

Цели:

  • образовательная: познакомить учащихся с понятием “чуткость”, “доброта”, “ответственность”, “отзывчивость”; научить приёмам складывания оригами из бумаги на основе образного восприятия.

  • развивающая: развивать познавательный интерес, развивать мировоззрение взглядов, суждений, внушать детям симпатию к братьям меньшим и отвращение к жестокости, к бездушному отношению к живым существам;

  • воспитательная: содействовать воспитанию у учащихся доброту, чуткость, внимание и уважение, содействовать в создании эстетических вкусов и уважительное отношение к миру животных.

Подготовительная работа: собрать пословицы, поговорки, крылатые выражения, стихи о собаках, создать выставку мягкой игрушки, написать сочинение на тему: “Моя любимая собака”, сделать фотоальбом с фотографиями своих собак, узнать о породах собак.

Оборудование: презентация “Собака друг человека”, технологическая карта, цветная бумага, клей, ножницы, образцы готовых изделий, выставка мягкой игрушки, выставка книг про собаку, песня из кинофильма “Приключения Электроника” “Веселей собаки нету существа”.

Технические средства: компьютер, мульти проектор.

Ход урока

Организационный момент.

- Создадим хорошее настроение. - Улыбнитесь друг другу, садитесь!

- Руки? - На месте! - Ноги?- На месте! - Локти? - У края! - Спина? - Прямая!

Основная часть.

Учитель: Всем хорошо известно, какая огромная семья “братьев наших меньших” нас окружает. Здесь и насекомые, и звери, и домашние животные. Среди них много наших верных и преданных друзей. Если вы отгадаете загадку, то мы узнаем, о ком мы будем сегодня говорить на уроке.

Загадка.

С хозяином дружит, дом сторожит.
Спит под крылечком, а хвост колечком. Собака.

Стихотворение «Щенок» (Арина)

Сейчас на земном шаре нет такого места, где бы рядом с человеком не жила собака. Она помогает людям во всём.

Преемственность со старшим звеном. Слайд 3.

К нашему уроку вы готовили поделки, сочинения о собаке. Я пригласила к нам на урок бывших моих учениц, дипломантов Всероссийского конкурса «Портфолио», Хашкулову Ф. и Жангериеву И. Несколько лет назад они готовили проект о собаках. Я их попросила поделиться опытом с вами (Дипломанты кратко знакомят со своим проектом учащихся)

Проверка домашнего задания. Слайд 4

Почему собаку зовут другом человека? У кого дома есть собака? Расскажите про неё. (Ученики показывают фотографии своих любимцев и читают отрывки из сочинений).

Звучит песня «Если добрый ты»

Слайд 5

Внимательно посмотрите на магнитную доску (на доске фотографии собак различных пород и 1 фотография волка).

Что вы увидели?

Что хотите сказать? (Деление на группы: служебные, охотничьи, декоративные.)

А для чего здесь волк? Наверное, эта фотография попала сюда по ошибке? (Нет, собаки произошли от волка.)

Совершенно верно, давным-давно люди приручили древнего волка, точнее, было 2 вида волков, от которых позднее произошли собаки.

От индийского волка произошли гончие, борзые, терьеры, пудели, болонки.

От северного волка – овчарки и лайки.

Какие собаки бывают? Собака – домашнее животное, семейства псовых. Бывают служебные, комнатные, охотничье, сторожевые собаки. (Слайд 6, 7)

Ученик рассказывает о качествах собак (чутьё, слух…) и о собачьих «профессиях» (миноискатели, спасатели, помощь геологам). Слайд 8

Исследовательская деятельность учащихся. Реферат: «Собаки – «газовщики».

Впервые собаки-газовщики появились в ГДР: в штат городской сети Франкфурта-на-Одере была зачислена "инспектором" овчарка Криста. Ежедневно "инспектор" проходил по всей семикилометровой газовой магистрали, проверяя, нет ли где утечки газа. Если такая утечка обнаруживалась (собаки чувствуют малейшую концентрацию газа), она сообщала лаем об этом и ложилась около аварийного места.
Реферат «Собаки в космосе». Слайд 9

3 ноября 1957г. полёт Лайки. Она погибла, так как ещё не были созданы системы возвращения на Землю.

19 августа 1960г. Белка и Стрелка, Уголёк и Ветерок установили рекорд продолжительности и высоты полёта; Звёздочка, Чернушка, Мушка, Пчёлка, Отважная, Снежинка и др.

Не все из них вернулись живыми. За отвагу, мужество, за службу людям в разных странах есть памятники собакам.

Сейчас речь идёт о служебных собаках. Слайд 10

Для чего же людям нужны служебные собаки? (Ответы детей.)

Вы, наверное, слышали такое выражение о людях: «мастер на все руки»? О ком так говорят? (Ответы детей). Но, оказывается, о некоторых породах собак говорят: «Мастер на все лапы».

Как выдумаете, о какой породе идёт речь?

О ком же так говорят? (Об овчарке.)

«Кажется, нет такой работы, которая была бы ей (восточноевропейской овчарке) неизвестна. Она освоила много специальностей. Ходит в дозор с пограничниками, охраняет заводы и склады, долго и терпеливо отыскивает в лабиринте городских улиц следы преступников. И пастухам помогает. Служит подпаском. Собирает разбредшихся животных, зорко следит, чтобы коровы или овцы ненароком не забрели в рожь или овёс и не потравили посевы. Всё время подпасок начеку. Словом, собака эта мастер на все лапы».

Открывается фотография, где изображена овчарка.

Во время войны овчарки помогали раненым, находили их даже в очень трудных, суровых условиях. Обученные собаки несут службу на границе. В годы Великой Отечественной войны они бросались под танки, неся на себе взрывчатку, находили поставленные мины. Конечно, за такую помощь надо не только их охранять, но и оказывать любую помощь им, защищать их.

В самых трудных, казалось бы, безвыходных ситуациях собаки приходят на помощь людям. Слайд 11

Что вы знаете об этом? (Пожарные собаки, водолазы, спасатели в горах, «газовщики» и т.д.)

Любое животное существо приносит немалую помощь. Но кроме помощи они еще вызывают приятные чувства радость, восхищение. Сколько хороших чувств рождается в человеке от общения с животными. Их надо беречь. Слайд 12

Скажем пару слов о декоративных собаках. А для чего нужны декоративные собаки?

Учитель: Давайте, послушаем Арину, она познакомит нас со стихотворением Б. Заходера:

Слайд 13

У одной собачки - носик, у другой собачки - хвостик.
А у МАЛЕНЬКОЙ СОБАЧКИ - нет ни носа, ни хвоста,
Нету лапок, нету глазок, нету шерстки, нету ушек. . .
Всё у маленькой собачки, всё - СПЛОШНАЯ КРАСОТА !!!

Слайд 14. Теперь поговорим об охотничьих собаках. Само название «охотничьи» собаки говорит о том, что эти собаки помогают людям … (на охоте). Слушание сообщение об охотничьих собаках.

На какие группы их можно разделить? (Легавые, борзые.)

Слайд 15. Что ещё нового узнали? Может быть, что-то вас удивило? (борзые могут развивать скорость до 100 км/час.)

Каких ещё охотничьих собак вы знаете? (Ответы детей.)

Чем необычна лайка? (Она ещё и ездовая собака.)

Вы, конечно, помните, что одной собаке – лайке Балту – даже поставили памятник. За что? (Балту доставил противодифтерийную сыворотку в маленький посёлок Номе на севере Аляске, когда заносы замели все дороги и тропы. Из упряжки собак остался на ногах один Балту – вожак, самый сильный, он и доставил такое нужное лекарство. Через некоторое время люди посёлка соорудили собаке бронзовый памятник, где Балту изображён в постромках, гордо идущим впереди.) Реферат «Бальт - собака герой»

Слайд 16

Демонстрация фрагмента мультфильма «Балто»

Учитель: Давайте обратимся к истокам слова. В древнерусском языке были слова пес и пёс. Слово собака пришло позднее из иранских языков. У древних славян, если оно и встречается, то только в неодобрительном значении – распущенный, злой человек.

Учитель: А какие крылатые выражения вы нашли и прочитали? (Дети читают найденные выражения).

Как собака на сене – о человеке, сам не пользуется чем-либо и другим не даёт.

Как кошка с собакой живут – о постоянно ссорящихся людей.

Нужен как собаке пятая нога – совсем не нужен. (Слайд 17).

Учитель: Также давайте вспомним пословицы и поговорки о собаках.

Собака - друг человека.

Собака лает, ветер носит. И т. Д

Игра «Отгадай детёныша

Учащимся раздаются полоски с написанными названиями животных - К доске выйдут те дети, у кого название взрослого животного, а затем по очереди звукоподражающим голосом позовут своих детёнышей.

Учитель: А сейчас поиграем в игру “Подскажи словечко”.

След, лай…(кого?); выставка…( кого?); кормить, дрессировать … ( кого?); ездить … (на ком?);

бежать, мчаться … (от кого?); гулять, играть … (с кем?). (Слайд 7).

Собака - самый верный, самый преданный друг человека, она никогда его не бросит, но, к сожалению, люди порой бывают менее верны нашим четвероногим друзьям и зачастую, заведя себе собаку или кошку или другое животное, потом бросают их.

Учитель: Послушаем стихотворение А. Барто "Уехали". Слайд 18

Аслан. Щенка кормили молоком, чтоб он здоровым рос.
Вставали ночью и тайком к нему бежали босиком - ему пощупать нос.

Ирина Учили мальчики щенка, возились с ним в саду,
И он, расстроенный слегка, шагал на поводу.

Оксана Он на чужих ворчать привык, совсем как взрослый пёс.
И вдруг приехал грузовик и всех ребят увёз.

Лаура. Он ждал: когда начнут игру? Когда зажгут костёр?
Привык он к яркому костру, к тому, что рано по утру, труба зовёт на сбор.
И лаял он до хрипоты на тёмные кусты.

Камила. Он был один в саду пустом, он на террасе лёг.
Он целый день лежал пластом, он не хотел махать хвостом, он даже есть не мог.

Артур. Ребята вспомнили о нём - вернулись с полпути.
Они войти хотели в дом, но он не дал войти.

Диана. Он им на встречу, на крыльцо, он всех подряд лизал в лицо,
Его ласкали малыши, и лаял он от всей души.

Учитель: Какой вывод мы можем сделать после прочтения этого стихотворения?

Эльдар: Мы в ответе за тех, кого приручили.

Учитель: Это слова Антуана Сент де Экзюпери, из рассказа “Маленький принц”.

Учитель: Вот послушала я выступления и думаю, что не все еще у нас благополучно по отношению к “братьям нашим меньшим”. Сколько можно привести примеров безжалостного отношения людей ко всему живому. Я прочитаю экологические ситуации, а вы скажите, в какой ситуации правильно поступили, а в какой нет.

Экологические ситуации.

1. Женя с папой возвращались поздним осенним вечером из музыкальной школы. Холодно и дождливо было на улице. Вдруг они увидели на тротуаре дрожащего щенка, который жалобно повизгивал. “Вот бедняга, – сказал Женя, – кто-то выгнал его в такую погоду”. Щенок вдруг пошел за мальчиком. У подъезда остановились, не зная, что делать. Взять с собой – что скажет мама? Оставить – жалко. Решили взять. Принесли домой. Мокрый, дрожащий щенок сразу же вызвал у всех активную деятельность. Нагрели молока, досуха обтерли и уложили в углу спать. А утором обнаружили, что щенок болен. Вся семья лечила Фунтика (так Женя назвал щенка). Жене и младшему брату некогда было гулять – щенок требовал ухода. Прошли годы. Вырос из щенка красивый пес.

Что понравилось в этой истории?

В чем проявилось такое отношение к животному у мальчиков?

Можно ли быть человечным, если не любишь животных?

2. В лесу из автомашины вышел мужчина с двумя детьми и привязал к дереву привезенную с ними собаку. Люди уехали, а собака смотрела им вслед такими глазами, будто плакала….

Как вы оцените такой поступок?

Что это? Наказание детей? Собаки? Или просто все устали от забот о животном?

- Или собака мешала их отдыху?

Как вы относитесь к животным? Находят ли они в вашем сердце защиту?

Слайд 20: Наша задача состоит в том, чтобы каждый ученик, люди, живущие рядом с животными, не только берегли, но и вставали на их защиту. Я вам прочитаю стихотворение Звездослава:

Я сорвал цветок – и он увял.
Я поймал мотылька, и он умер у меня на ладони.
И тогда я понял, что прикоснуться к красоте
Можно только сердцем”.
Вот так бы каждый.
Не было бы тогда жестокости на земле.

Учитель: Как вы понимаете смысл этих строк?

Алим: Без надобности не рви цветы, не лови бабочек, не трогай никого. Защити беззащитных.

Учитель: Да, ребята, вы правильно поняли суть девиза нашего урока. Каждому встать на защиту живого, беззащитного существа. Для этого надо, в первую очередь, научиться оценивать и понимать поступки окружающих

Физкультминутка.

Дети поют и танцуют под музыку из кинофильма “Приключения Электроника” песню “Веселей собаки нету существа”. (Песню разучили на уроке музыки).

Учитель: Собака тоже достойна того, чтобы её увековечили. Посмотрите несколько памятников собаке. ( Рисунки с памятниками собакам).

Этот памятник стоит в городе Кракове псу Джоку. Памятник собачий верности. Этот пёс несколько месяцев приходил в автобусную остановку встречать своего хозяина, но тот так и не появился…

А этот памятник установили в городе Воронеже, за верность человеку.

Учитель: Сейчас девочки проинсценируют нам стихотворение: Жучкины заботы.

"Гав!" - тревога во дворе - "Кошка Дуська в конуре!
Там внутри тепло и мягко, как под солнышком на травке!
Только домик этот - мой! Дуська, брысь! Иди домой!
Коль не станешь меня слушать, оттреплю тебя за уши!"
Дуська вылезла наружу: "Мур! Твой домик мне не нужен!"


Физкультминутка. Ритмическая композиция «Если добрый ты».


Слайд 21. Бумагопластика.

Есть страна бумажной техники – оригами.

Сегодня мы туда вновь отправимся с вами.

Покажем сложенные своими руками

Удивительные сказки в стиле «оригами».

Работа с пословицами. А в дорогу возьмем мудрые советы и напутствия мастерового люда. Прочитайте их с доски:

Дело мастера боится.

Каков мастер, такова и работа.

Семь раз отмерь, один раз отрежь.


Из истории возникновения оригами.

Как-то очень-очень давно жил лист бумаги. Сделали его вручную китайские мастера, которые никому не рассказывали о секретах его изготовления. Потом бумага из Китая перебралась в Японию. Здесь из небольших квадратных кусочков стали складывать самые разные фигурки: бабочек, журавликов, цветы. Люди соревновались друг с другом, придумывали всё новые фигурки. Так складывание бумаги превратилось в искусство и стало называться японским словом оригами. Мы с вами уже складывали фигурки – это были игрушки, учились читать схемы оригами. Теперь продолжим эту работу, будем совершенствовать навыки освоения техники оригами.

Работа по демонстрационным картам.

Перед началом складывания очередной поделки учитель предлагает выполнить заготовки по демонстрационным картам, которые они уже складывали, а также шаблоны новых заготовок и рассказать по этим картам, как будут делать, какие приёмы использовать.

Складывание по словесному описанию.

Учитель рассказывает сказки одновременно с процессом складывания фигурок.

Сказка в стиле «оригами». Бабочка.

Бабушка надела косынку и пошла в огород. (Квадратный лист бумаги складывается пополам). Там рос вот такой треугольный куст. (Получили треугольник с прямым углом вверху). Она решила посмотреть, кто там в нём спрятался: отогнула одну веточку, другую и увидела - бабочку. (Загнуть вниз углы по очереди).

Развитие познавательных способностей учащихся. Людей, которые занимаются оригами называют художниками-оригамистами. В области оригами немало интересных рекордов. Некоторые из них попали в Книгу рекордов Гиннеса.

  • Самый большой японский журавлик был сложен из квадрата со стороной 33 м.

  • Самый маленький – из квадрата 1х1мм. Он был сделан с использованием микроскопа и игл.

  • Самая большая модель животного – панда высотой 3 метра из квадрата 8х8м.

  • Самое большое панно с изображением головы кота было собрано из 10357 модулей.

  • Самая сложная фигура – “морской ёж” - складывается в 913 этапов и имеет 2700 складок.

А сейчас, возьмите на вооружение свои умения, навыки, силу и в путь. ( Дети за учителем складывают собачку. Работа выполняется по принципу, делай как я).

Технологическая карта изготовления щенка.

Украшение готового изделия.

Из цветной бумаги дети самостоятельно украшают собачку.

Защита изделия.

Учитель: Как зовут твою собачку? Какая она?

Итог урока.

Чем мы занимались на уроке?

Рефлексия. Если вам понравился урок, и вы что-то полезное и интересное для себя запомнили, то нарисуйте своему щенку улыбку. Если вам было скучно, то изобразите грустную мордочку.

Домашнее задание. Сочинить стихотворение про собаку.








































Интегрированный урок

внеклассного чтения и технологии: "Собака – друг человека»

Организация учебного процесса требует от современного учителя совершенствования практической деятельности путём поиска новых ценностных приоритетов в определении целей, форм и методов построения учебной деятельности.

Интегрированный урок выступает как эффективное средство обучения, так как используется приемлемое сочетание предметов для интеграции, реализуется интегративно - тематический подход, осуществляется тщательный отбор содержания материала. Интегрированный урок, на котором чётко прослеживаются межпредметные связи, способствует активизации познавательной деятельности обучающихся, развитию творческой активности.

Цель интегрированного урока “Собака – друг человека” - расширение представлений о домашних животных. В процессе реализации поставленной цели закрепляются полученные раннее (на уроках литературы и окружающего мира) знания о животных и усваиваются новые об особенностях кошек и собак, их породах.

На разных этапах урока эффективно применяются следующие методы (по характеру познавательной деятельности обучающихся и участия учителя в учебном процессе):

  • объяснительно-иллюстративный (устный опрос, слово учителя, сообщения обучающихся);

  • частично-поисковый (перенос теоретических знаний на практику)

Для достижения поставленной цели урока используются различные формы организации деятельности обучающихся: фронтальная, групповая, индивидуальная (с последующей проверкой), работа в парах, самостоятельная работа.

Содержание учебного материала подобрано с учётом возрастных особенностей и индивидуальных способностей. Игровые моменты урока способствуют активизации познавательной деятельности обучающихся.

Для снятия статического напряжения на уроке проводится физкультминутка и смена видов деятельности.

В ходе урока идет формирование общеучебных (надпредметных) умений:

  • учебно-организационных (организация учебного места, осуществление контроля и самоконтроля);

  • учебно-интеллектуальные (выразительность чтение, умение сравнивать, обобщать, выделять главное);

  • учебно-информационные (работа с книгой, пользование справочной литературой);

  • учебно-коммуникативные (умение слушать, выступать перед аудиторией, задавать уточняющие вопросы).

В данном уроке важен и воспитательный аспект. Реализация воспитательной цели прослеживается в ходе всего урока.

Организационный момент способствует эмоциональному настрою на урок, быстрому включению всех обучающихся в работу и тщательной подготовке рабочего места.

На этапе повторение пройденного для активизации мыслительной деятельности используются различные формы организации деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, работа в парах, а также игровые моменты. Реализация обучающей цели достигается не только проверкой объёма знаний, но и их правильностью и глубиной.

Для эффективности восприятия и осмысления нового материала знакомство с темой и целью урока проходит через работу с кроссвордом. Данный вид задания соответствует возрастным особенностям обучающихся (дети очень любят отгадывать загадки).

На этапе сообщения новых знаний используется объяснительно-иллюстративный метод. На данном этапе имеет место слово учителя, устный опрос-беседа, выступления обучающихся, сопровождение наглядностью. Большое внимание уделяется работе над выразительностью чтения. Прослеживается работа по формированию учебно-информационных умений (работа с книгой), учебно-коммуникативных (умение слушать, выступать перед аудиторией, задавать уточняющие вопросы.) и учебно-интеллектуальных умений (умение сравнивать, обобщать, делать выводы).

Проведение физкультминутки способствует снятию статического напряжения и поддержке положительного эмоционального поведения.

Использование элементов частично-поискового метода на этапе закрепления знаний позволяет выявить степень усвоения учебного материала и умение пользоваться справочной литературой.

Итог урока выявляет умение воспроизводить основные идеи нового материала, выделять главное и существенное во всём материале. А также показателем усвоения нового материала является активность обучающихся при подведении итога урока.

Домашнее задание является продолжением классной работы. Вариативность заданий способствует развитию индивидуальных особенностей обучающихся.

Комментированное выставление оценок за работу на уроке способствует осмыслению своей работы на уроке каждым обучающимся.

В течение урока реализация всех поставленных задач, способствовала достижению цели интегрированного урока.






























10


Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ