Использование игровых элементов на уроках технологии
Использование игровых элементов на уроках технологии
"В игре раскрываются творческие способности личности, в игре раскрывается перед детьми мир. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития".
В.А.Сухомлинский
Игра наряду с трудом и учением – один из основных видов деятельности ребенка, направленный на воссоздание, усвоение и передачу опыта. Играть, значит заставлять свой мозг работать, развивать фантазию. Главное, чтобы любая игра, любое индивидуальное задание обучающимся, предоставляло возможность для пробы сил, воспитывало сначала привычку, а затем потребность трудиться и мыслить, получать информацию, чтобы обучающиеся четко понимали: зачем они учатся, как реально могут достичь успеха в учении, что они могут воспринимать и усваивать? Игра помогает усвоить учебный материал, свободнее ориентироваться в изучаемых вопросах технологии, позволяет обучающимся ярче проявлять свои способности и знания, успешнее учиться, вырабатывать навыки самообразования.
Игра не заменяет полностью формы и методы обучения, она рационально их дополняет, позволяя более эффективно достигать поставленной цели и задачи конкретного занятия и всего учебного процесса. Игра повышает интерес обучающихся к учебным занятиям, стимулирует рост познавательной активности, что позволяет обучающимся получать и усваивать большее количество информации, способствует приобретению навыков принятия естественных решений в разнообразных ситуациях, формирует опыт нравственного выбора.
Игровые ситуации и игры можно применять на различных этапах урока: при организации повторения, при изучении новой темы, при закреплении.
К занимательным игровым материалам, которые могут использоваться в работе с обучающимися, можно отнести: деловые игры, ребусы, кроссворды, загадки.
Использование ребусов позволяет активизировать познавательную деятельность, поднимает интерес к учебе, способствует более успешному проведению мероприятий, уроков и кружковых занятий.
Интеллектуальные игры, к которым относятся учебные кроссворды, развивают поисково-творческие способности обучающихся, умения применять свои знания, являются эффективной формой тренинга умственной деятельности.
Загадка учит воспринимать мир многогранно и образно, формирует умение самостоятельно делать выводы, развивает способность к анализу, обобщению. Отгадать загадку – значит совершить довольно сложную мыслительную операцию, отгадывание загадок способствует развитию речи детей, обогащает их словарный запас, развивает его мыслительные способности, расширяет представления о мире.
Анализируя результаты включения игровых ситуаций в процесс преподавания, можно сделать акцент на следующие моменты:
1.Свободно развивающаяся деятельность позволяет получить удовольствие от самого процесса деятельности, не зависимо от результата.
2.Активный творческий характер деятельности, направленный на самостоятельный поиск интересных фактов, добывание дополнительной информации.
3.Эмоциональная деятельность, соперничество, соревнование, конкуренция, стремление к улучшению результата, желание победить.
Используемые источники
Алякринский Б.С. О таланте и способностях. [Текст] / Б.С Алякринский//. С.: Просвещение, 1972.
Бабанский Н.И. Развитие познавательной и творческой деятельности школьников. [Текст] / Н.И. Бабанский //. – Советская педагогика. 1981. №7. С. 68-72.
Бондаревский В.Б. Воспитание интереса к знаниям и потребности к самообразованию. [Текст] / В.Б. Бондаревский//.: Кн. Для учителя.: М.: Просвещение, 1985.
Капустина Н.М. Методика коллективной творческой деятельности. ), [Текст] / Н.М.. Капустина, В.З Юсупов//.: – Советская педагогика. 1990. №10. С. 24-27.
Лазаренко Г.П. Приемы активизации и обратной связи на уроках. ), [Текст] / Г.П Лазаренко//
Ромашкова Е.И. Игровые модели интеллектуального досуга в семье и школе. [Текст] / Е.И. Ромашкова//
Стрелкова Е.Г. Игры на уроках. [Текст] / Е.Г. Стрелкова //– /Искусство в шк. – 1994. -№2. С.27
Базанова Татьяна Алексеевна, учитель высшей категории,
руководитель ГМО учителей технологии г. Миасса,
победитель конкурса лучших учителей Российской Федерации 2007 год.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ