Использование ИКТ на уроках истории и обществознания для подготовки к ЕГЭ
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 34
города Краснодара
Тема: « Использование ИКТ на уроках истории и обществознания для подготовки к ЕГЭ»
Подготовила: учитель истории и обществознания МОУСОШ 34 г. Краснодара Татаринова Ирина Александровна
Краснодар 2011
Использование ИКТ
на уроках истории и обществознания для подготовке к ЕГЭ
Подготовила:
учитель истории и обществознания МОУ СОШ№ 34 Татаринова И.А.
Информатизация всех сфер жизни общества привела к появлению новой категории культуры — информационной культуре, причем овладение ею начинается с раннего детства. Это значит, что использование информационных технологий в школе, — процесс объективный и вполне закономерный. Это — требование сегодняшнего дня, важнейший национальный приоритет России. Одна из главных задач школьного образования сегодня – подготовить учащегося к быстрому восприятию и обработке больших объемов информации, вооружить его современными средствами и технологиями работы, сформировать у него информационную культуру. И этим должен заниматься каждый педагог, а не только учитель информатики. Но чтобы формировать информационную культуру у учащихся, учитель и сам должен обладать такой культурой.
Процесс информатизации современного общества обусловил необходимость разработки новой модели системы образования, основанной на применении современных информационно-коммуникационных технологий. Интеграция современных образовательных и информационных технологий становится важным условием для совершенствования процесса обучения в школе. Для человека, живущего в рамках современной цивилизации характерно стремление к визуальному восприятию информации. Данное культурное явление приводит к тому, что в процессе информационной коммуникации зрительный знак преобладает над текстовым.
На своих уроках и для подготовки к ним я использую возможности ИКТ. Современный учитель должен шагать в ногу со временем. Это позволяет не только облегчить наш труд, разнообразить его, но стать ближе к ученику, которого нужно подготовить к ЕГЭ. Тех часов, которые нам отведены по программе катастрофически не хватает для выполнения поставленной перед нами задачи. Вот здесь то и приходит на помощь ИКТ. Как и любой педагог, я понимаю, что компьютер не должен заменять учителя на уроке, а лишь быть ему помощником.
Плюсы в пользу использования ИКТ для подготовки учащихся к ЕГЭ на уроках истории и обществознания: для ученика:
Применение ИКТ позволяет реализовать идеи индивидуализации и дифференциации обучения, что немало важно при подготовке учащихся к ЕГЭ.
Поиск информации: сегодня для сдачи ЕГЭ учебников по предметам не достаточно. Поэтому возможности ИКТ (электронных учебных пособий и глобальной сети Интернет) по хранению и передаче информации позволяют решить эти задачи: повысить информационную насыщенность урока, выйти за рамки школьных учебников, дополнить и углубить их содержание.
Развитие творческих способностей: современный образовательный процесс предполагает развитие у обучающихся творческих способностей. Подобное требование диктует необходимость работы учащихся с информацией, самостоятельно формируемой ими в виде творческой образовательной продукции. Решению данной задачи способствует развитие проектных технологий в изучении истории. В данном случае ИКТ, изначально предназначенные для создания информационных продуктов различного рода (текстов, презентаций и т.п.) и обладающие огромным творческим потенциалом, становятся эффективным инструментом в руках учащихся.
Стимул: ученик начинает понимать, что компьютер и интернет – это не просто дорогие игрушки, а реальная возможность с интересом, а главное с пользой для себя подготовиться к уроку и будущим выпускным экзаменам. И т.д.
Для учителя:
Тот же поиск информации в сети Интернет, электронных учебниках и энциклопедиях для подготовки к урокам, созданию наглядных пособий и т.д.
Информационно-коммуникационные технологии расширяют возможности диагностики уровня усвоения исторической информации. Разнообразные тестовые системы и оболочки позволяют индивидуализировать процесс оценки знаний учащихся, развивать способность учащихся к самооценке.
На уроках истории и обществознания педагоги используют программы Microsoft Word, Microsoft Excel, Microsoft PowerPoint. Спектр применения данных программ в учебном процессе достаточно велик. Они могут использоваться для создания наглядности, контролирующих тестов, творческих образовательных продуктов учащимися и пр. Программа PowerPoint, обладает большим потенциалом создания наглядно - образного представления исторического прошлого. С помощью этой программы создаются презентации к урокам. Кроме этого в практике педагогов работа по создание презентаций самими учащимися. При помощи Excel можно создавать графики и диаграммы в ходе изучении тем социально - экономической истории, в которых фигурируют количественные показатели (объём производства, уровень безработицы, процесс ценообразования и др.). Excel позволяет обрабатывать статистические данные экономического и социологического характера, проводить сравнительный анализ таких данных и пр.
Использование электронных учебников, словарей, энциклопедий позволяет учителю разнообразить свой урок.
При подготовке к ЕГЭ максимально увеличить оббьем тестовых заданий, комбинировать и дифференцировать их по необходимости.
Другим важным образовательным ресурсом являются методические сайты: сайт издательства «1 сентября» http://www.1september.ru, который содержит электронную версию газеты «История» и сайт «Я иду на урок истории» http://his.1september.ru/urok/ . На этих сайтах содержится большое количество сценариев, уроков, олимпиад, исторических вечеров, разработок тестов и контрольных работ и др.
Однако, учителю, использующему ИКТ на уроках, не следует забывать, что в основе любого учебного процесса лежат педагогические технологии. Информационные образовательные ресурсы должны не заменить их, а помочь быть более результативными. Они позволяют оптимизировать трудозатраты учителя, чтобы учебный процесс стал более эффективным. Информационные технологии призваны разгрузить учителя и помочь ему сосредоточиться на индивидуальной и наиболее творческой работе – отвечать на «каверзные» вопросы активных учеников, и наоборот, пытаться «расшевелить», «подтянуть» самых слабых и пассивных.
Итак, использование ИКТ помогает ученику овладевать основными способами познавательной работы:
- работа с источниками, возможности для развития внимания и наблюдательности во время изучения и подбора источников,
- учащиеся овладевают исторической критикой, историческим анализом,
- восстанавливают последовательность событий, устанавливают причинно следственные связи, восстанавливают целостную картину событий по фрагментам, строят свой версии,
- развивают умение формулировать сделанные выводы,
- прогнозируют. опровергают чужие выводы, навязанные точки зрения.
Таким образом, ИКТ способны помочь учителю и ученику стимулировать познавательный интерес к истории и обществознанию, с легкостью и увлекательностью подготовиться к ЕГЭ.
Интернет-ресурсы.
http://www.obhis.ru/lekc/ - лекции и таблицы по обществознанию
http://www.alleng.ru - учебники, пособия, подготовка к ЕГЭ по всем предметам
http://lawcanal.ru – здесь собраны все кодексы РФ, Федеральные законы, учебники по праву
http://www.histerl.ru/kievgrat/14.htm - лекции и таблицы по истории Росси
http://www.examens.ru/otvet/6/9/501.html - лекции по истории России
http://ru.wikipedia.org - электронная энциклопедия
http://lesson-history.narod.ru/mapr-ah.htm - презентации и карты по истории
http://www.istorik.ru/maps - исторические карты
http://kontur-map.ru - контурные карты
http://history10.ru – карты
http://www.fipi.ru – кодификаторы, спецификаторы, демоверсии за все годы ЕГЭ, демоверсии
http://idppo.kubannet.ru - сайт ККИДППО, основные документы, аннотации к КДР по всем предметам
http://volkov2.21412s01.edusite.ru/p9aa1.html - критерии части С, написание части С
http://egetester.narod.ru - тесты по обществознанию
http://2011-rus.com/ege/index.php - заполнение бланков, онлайнтестирование.
Использованная литература
Чернов А.В. Использование информационных технологий в преподавании истории и обществознания. // Преподавание истории в школе. 2001 № 8.
Женина Л.В., Маткин А.А. История // Методические рекомендации по использованию информационно-коммуникационных технологий в цикле социально-экономических дисциплин в общеобразовательной школе / под ред. И.Г.Семакина.–Пермь: издательство ПРИПИТ, 2004.
Интернет в гуманитарном образовании. Под ред. Полат Е.С. М., Владос, 2001 г.
http:/www.schsit.ru
http:/into.edu.ru
http:/iem.adm.nov.ru
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ