ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УЧИТЕЛЕМ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ И ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
МОУ СОШ №15 с углубленным изучением отдельных предметов
г.к. Кисловодска
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ЗАСЕДАНИИ ГОРОДСКОГО МО УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ
«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УЧИТЕЛЕМ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ И ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Подготовила
учитель начальных классов
МИХАЙЛОВА И.В.
2009г.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УЧИТЕЛЕМ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ И ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Начало XXI века в России отмечается осознанным интересом научно-педагогической общественности и органов управления образованием к повышению качества образования России на основе информатизации. Информатизация школы является в данное время одним из приоритетных направлений. При информатизации должна быть решена проблема соотношения традиционных составляющих учебного процесса и новых информационных технологий, новых взаимоотношений учащегося, учителя и образовательной среды. (2 слайд)
Живя в мире высоких информационных технологий, само общество вовлекает всех в процесс информатизации. Потребность человека занять свое место в социуме, приводит к необходимости применения современных информационных технологий на практике. Программа информатизации – это комплекс мер, направленных на обеспечение использования оперативных знаний во всех видах деятельности в нашей школе.
Цель современного урока – это формирование образного мышления и ярких представлений о предмете. Большие возможности для её реализации заложены в использовании компьютера в начальной школе. Уроки, проводимые с его использованием в силу своей наглядности, красочности и простоты, приносят наибольший эффект, который достигается повышенным психоэмоциональным фоном учащихся начальных классов при восприятии учебного материала. (3 слайд)
Мультимедиа - это представление объектов и процессов не традиционным текстовым описанием, а с помощью фото, видео, графики, анимации, звука.
Учеников младших классов привлекает новизна проведения таких уроков. В классе во время уроков создаётся обстановка реального общения, при которой ученики стремятся выразить мысли “своими словами”, они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу.
Здесь мы имеем два основных преимущества – качественное и количественное.
Качественно новые возможности очевидны, если сравнить словесные описания с непосредственным аудиовизуальным представлением.
Количественные преимущества выражаются в том, что мультимедиа среда много выше по информационной плотности. Действительно, одну страницу текста преподаватель произносит примерно в течение 1-2 минут. За ту же минуту полноэкранное видео приносит больший объем информации. Вот почему “лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать”.
Методика использования ИКТпредполагает: (4 слайд)
совершенствование системы управления обучением на различных этапах урока;
усиление мотивации учения;
улучшение качества обучения и воспитания, что повысит информационную культуру учащихся;
повышение уровня подготовки учащихся в области современных информационных технологий;
демонстрацию возможностей компьютера, не только как средства для игры
Уроки с использованием ИКТ помогают решить следующие дидактические задачи: (5 слайд)
усвоить базовые знания по предмету;
систематизировать усвоенные знания;
сформировать навыки самоконтроля;
сформировать мотивацию к учению в целом и к информатике в частности;
оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.
Данную технологию можно рассматривать как объяснительно-иллюстративный метод обучения, основным назначением которого является организация усвоения учащимися информации путем сообщения учебного материала и обеспечения его успешного восприятия, которое усиливается при подключении зрительной памяти. Известно, что большинство людей запоминает 5% услышанного и 20% увиденного. Одновременное использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость до 40-50%. Мультимедиа программы представляют информацию в различных формах и тем самым делают процесс обучения более эффективным. Экономия времени, необходимого для изучения конкретного материала, в среднем составляет 30%, а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше.
При использовании на уроке в начальной школе ИКТ структура урока принципиально не изменяется. В нем по-прежнему сохраняются все основные этапы, изменятся только их временные характеристики.
Таким образом, использование ИКТ обогащают процесс обучения, позволяют сделать обучение более эффективным, а так же способствуют творческому развитию учащихся.
В деятельности воспитательной системы общеобразовательного учреждения информационные технологии выступают как средство, помогающее решить проблемы социально-значимой ориентации, овладения новой информацией, интеграции различных областей человеческой деятельности, развития проектно-исследовательских навыков, партнерства и содружества учителей и учащихся.
Л.С.Выготский сказал, что «…творчество есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины и в чем заключена хоть йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека…»
Мы рассматриваем ИКТ как принципиально новое средство обучения, призванное изменить роли и функции участников педагогического процесса, а также развивать способности учащихся к творчеству в учебной и внеучебной деятельности.
В нашей школе посредством информационно-коммуникационных технологий сегодня осуществляется: (6 -9слайд)
- подготовка исходных материалов средствами текстового и графического редакторов; (создаются сценарии мероприятий, рефераты, пишутся сочинения и др.)
- создание графических изображений; (диаграммы)
- сканирование;
- обработка цифрового фотоизображения средствами графических редакторов; (фотографии)
- создание звукового сопровождения и видеоизображения;
- выполнение разнообразных творческих работ;
- создание Интернет – сайта
- выпуск печатной продукции: тематические буклеты, программы к школьным конкурсам, плакаты и т.д.
- уроки библиотекаря; (библиотечные уроки проходят также с использованием презентаций, Интернет-ресурсов),
- проведение классных часов, бесед, викторин;
- создание портфолио учащихся
- просмотр видеофильмов;
- использование аудиозаписей и мультимедийной продукции
- проводятся тренинги, музыкальное сопровождение на классных и школьных праздниках;
- создание информационных стендов;
- проведение родительских собраний.
(10 слайд) Очевидно, что ИКТ – мощный педагогический инструмент в руках учителя, им надо владеть и широко использовать в учебно-воспитательном процессе.
Организация учебного процесса в начальной школе, прежде всего, должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и способствовать психическому развитию ребенка. Следовательно, ИКТ должно выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребёнку разобраться в потоке информации, воспринять её, запомнить, а ни в коем случае, не подорвать здоровье. ИКТ должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной. Учитывая психологические особенности младшего школьника, работа с использованием ИКТ должна быть чётко продумана и дозирована. Таким образом, применение ИТК на уроках должно носит щадящий характер. Планируя урок (работу) в начальной школе, учитель должен тщательно продумать цель, место и способ использования ИКТ.
Как показывает практика, учащиеся увлечённо осваивают компьютерные программы. При правильном подходе компьютер активизирует внимание учащихся, усиливает их мотивацию, развивает познавательные процессы, мышление, внимание, развивает воображение и фантазию.
Интерес к этой теме объясняется тем, что именно с помощью средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) происходит формирование информационной культуры в школе. В процессе изучения, использования средств ИКТ формируется человек, умеющий действовать не только по образцу, но и самостоятельно, получающий необходимую информацию из максимально большего количества источников, умеющий её анализировать, экспериментировать и делать выводы, принимать самостоятельное решение . В процессе применения ИКТ происходит развитие личности обучаемого, подготовка к жизни в информационном обществе. Применение ИКТ приводит также к интенсификации всех уровней учебно-воспитательного процесса.
Опыт организации учебно-воспитательного процесса с использованием ИКТ в начальной школе позволяет говорить о высокой степени эффективности сочетания использования современных информационных технологий и пособий, предполагающих познание через деятельность. Это долгий и непрерывный процесс изменения содержания, методов и организационных форм подготовки школьников, которым предстоит жить и работать в условиях неограниченного доступа к информации. ( 11слайд)
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ