ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УЧИТЕЛЕМ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ И ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

МОУ СОШ №15 с углубленным изучением отдельных предметов

г.к. Кисловодска







ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ЗАСЕДАНИИ ГОРОДСКОГО МО УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ


«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УЧИТЕЛЕМ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ И ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»




Подготовила

учитель начальных классов

МИХАЙЛОВА И.В.




2009г.













ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УЧИТЕЛЕМ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ И ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Начало XXI века в России отмечается осознанным интересом научно-педагогической общественности и органов управления образованием к повышению качества образования России на основе информатизации. Информатизация школы является в данное время одним из приоритетных направлений. При информатизации должна быть решена проблема соотношения традиционных составляющих учебного процесса и новых информационных технологий, новых взаимоотношений учащегося, учителя и образовательной среды. (2 слайд)

Живя в мире высоких информационных технологий, само общество вовлекает всех в процесс информатизации. Потребность  человека занять свое место в социуме, приводит к необходимости применения современных информационных технологий на  практике. Программа информатизации – это комплекс мер, направленных на обеспечение использования оперативных знаний во всех видах  деятельности в нашей школе.

Цель современного урока – это формирование образного мышления и ярких представлений о предмете. Большие возможности для её реализации заложены в использовании компьютера в начальной школе. Уроки, проводимые с его использованием в силу своей наглядности, красочности и простоты, приносят наибольший эффект, который достигается повышенным психоэмоциональным фоном учащихся начальных классов при восприятии учебного материала. (3 слайд)

Мультимедиа - это представление объектов и процессов не традиционным текстовым описанием, а с помощью фото, видео, графики, анимации, звука.  

Учеников младших классов привлекает новизна проведения таких уроков. В классе во время уроков создаётся обстановка реального общения, при которой ученики стремятся выразить мысли “своими словами”, они с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу.

Здесь мы имеем два основных преимущества – качественное и количественное.

Качественно новые возможности очевидны, если сравнить словесные описания с непосредственным аудиовизуальным представлением.

Количественные преимущества выражаются в том, что мультимедиа среда много выше по информационной плотности. Действительно, одну страницу текста преподаватель произносит примерно в течение 1-2 минут. За ту же минуту полноэкранное видео приносит больший объем информации. Вот почему “лучше один раз увидеть, чем 100 раз услышать”.

Методика использования ИКТпредполагает: (4 слайд)

  1. совершенствование системы управления обучением на различных этапах урока;

  2. усиление мотивации учения;

  3. улучшение качества обучения и воспитания, что повысит информационную культуру учащихся;

  4. повышение уровня подготовки учащихся в области современных информационных технологий;

  5. демонстрацию возможностей компьютера, не только как средства для игры

Уроки с использованием ИКТ помогают решить следующие дидактические задачи: (5 слайд)

  • усвоить базовые знания по предмету;

  • систематизировать усвоенные знания;

  • сформировать навыки самоконтроля;

  • сформировать мотивацию к учению в целом и к информатике в частности;

  • оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.

Данную технологию можно рассматривать как объяснительно-иллюстративный метод обучения, основным назначением которого является организация усвоения учащимися информации путем сообщения учебного материала и обеспечения его успешного восприятия, которое усиливается при подключении зрительной памяти. Известно, что большинство людей запоминает 5% услышанного и 20% увиденного. Одновременное использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость до 40-50%. Мультимедиа программы представляют информацию в различных формах и тем самым делают процесс обучения более эффективным. Экономия времени, необходимого для изучения конкретного материала, в среднем составляет 30%, а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше.

При использовании на уроке в начальной школе ИКТ структура урока принципиально не изменяется. В нем по-прежнему сохраняются все основные этапы, изменятся только их временные характеристики.

Таким образом, использование ИКТ обогащают процесс обучения, позволяют сделать обучение более эффективным, а так же способствуют творческому развитию учащихся.

В деятельности воспитательной системы общеобразовательного учреждения информационные технологии выступают как средство, помогающее решить проблемы социально-значимой ориентации, овладения новой информацией, интеграции различных областей человеческой деятельности, развития проектно-исследовательских навыков, партнерства и содружества учителей и учащихся.

Л.С.Выготский сказал, что «…творчество есть необходимое условие существования, и все, что выходит за пределы рутины и в чем заключена хоть йота нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека…»

Мы рассматриваем ИКТ как принципиально новое средство обучения, призванное изменить роли и функции участников педагогического процесса, а также развивать способности учащихся к творчеству в учебной и внеучебной деятельности.

В нашей школе посредством информационно-коммуникационных технологий сегодня осуществляется: (6 -9слайд)

-         подготовка исходных материалов средствами текстового и графического редакторов;  (создаются сценарии мероприятий, рефераты, пишутся сочинения и др.)

-         создание графических изображений; (диаграммы)

-         сканирование;

-         обработка цифрового фотоизображения средствами графических редакторов; (фотографии)

- создание звукового сопровождения и видеоизображения;

-         выполнение разнообразных творческих работ;

-         создание Интернет – сайта

- выпуск печатной продукции: тематические буклеты, программы к школьным конкурсам, плакаты и т.д.

- уроки библиотекаря; (библиотечные уроки проходят также с использованием презентаций, Интернет-ресурсов),

-         проведение классных часов, бесед, викторин;

-         создание портфолио учащихся

-         просмотр видеофильмов;

-         использование аудиозаписей и мультимедийной продукции

 - проводятся тренинги, музыкальное сопровождение на классных и школьных праздниках;

- создание  информационных стендов;

проведение родительских собраний.

(10 слайд) Очевидно, что ИКТ – мощный педагогический инструмент в руках учителя, им надо владеть и широко использовать в учебно-воспитательном процессе.
Организация учебного процесса в начальной школе, прежде всего, должна способствовать активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала и способствовать психическому развитию ребенка. Следовательно, ИКТ должно выполнять определенную образовательную функцию, помочь ребёнку разобраться в потоке информации, воспринять её, запомнить, а ни в коем случае, не подорвать здоровье. ИКТ должны выступать как вспомогательный элемент учебного процесса, а не основной. Учитывая психологические особенности младшего школьника, работа с использованием ИКТ должна быть чётко продумана и дозирована. Таким образом, применение ИТК на уроках должно носит щадящий характер. Планируя урок (работу) в начальной школе, учитель должен тщательно продумать цель, место и способ использования ИКТ.

Как показывает практика, учащиеся увлечённо осваивают компьютерные программы. При правильном подходе компьютер активизирует внимание учащихся, усиливает их мотивацию, развивает познавательные процессы, мышление, внимание, развивает воображение и фантазию.

Интерес к этой теме объясняется тем, что именно с помощью средств информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) происходит формирование информационной культуры в школе. В процессе изучения, использования средств ИКТ формируется человек, умеющий действовать не только по образцу, но и самостоятельно, получающий необходимую информацию из максимально большего количества источников, умеющий её анализировать, экспериментировать и делать выводы, принимать самостоятельное решение . В процессе применения ИКТ происходит развитие личности обучаемого, подготовка к жизни в информационном обществе. Применение ИКТ приводит также к интенсификации всех уровней учебно-воспитательного процесса.

Опыт организации учебно-воспитательного процесса с использованием ИКТ в начальной школе позволяет говорить о высокой степени эффективности сочетания использования современных информационных технологий и пособий, предполагающих познание через деятельность. Это долгий и непрерывный процесс изменения содержания, методов и организационных форм подготовки школьников, которым предстоит жить и работать в условиях неограниченного доступа к информации. ( 11слайд)

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ