Из опыта работы Тема: "Эффективные методы работы с родителями первоклассников"

Педагогический проект Пискуновой Натальи Александровны, учителя начальных классов МБУ гимназии №39 «Классическая»

Из опыта работы

Тема:

Эффективные методы работы с родителями первоклассников.





Содержание:



1.Актуальность проблемы


2.Цели и задачи


3. Ожидаемый результат


3.Программа реализации проекта


  • Изучить коллектив родителей


  • Просветить семьи первоклассников


  • Организовать совместную работу детей и родителей


  • Формы и методы работы


4.Перспективный план работы


5. Результативность.


6.Библиография





Родители должны быть такими, какими они хотят видеть своих детей – не на словах, а на деле они должны учить своих детей примером своей жизни.

Из дневника государыни императрицы А.Ф. Романовой



Актуальность проблемы.

Для каждого классного руководителя не секрет, что при поступлении детей в школу формируется не только детский коллектив, но и родительский. У многих из них уже есть определенное отношение к школе, основанное на собственном опыте или на опыте обучения старших детей.

Деятельность родителей и педагога в интересах ребёнка успешна только в том случае, если они становятся союзниками.

Цель: формирование у родителей позитивного отношения к школе

Задачи:
1. Изучить состав родителей, их социальное положение, образование и т.д.
2. Организовать систему занятий с родителями с целью их психолого-педагогического просвещения.
3. Разработать и внедрить систему мероприятий, способствующих сплочению родительского коллектива.


Ожидаемый результат

Сформированный родительский коллектив, помогающий успешной адаптации детей в школе.

Осознание родительской значимости в классном коллективе (родительской ответственности, признания, умения принимать не только своего ребенка).



Итак, первое родительское собрание. Посещаемость максимальна. 1-ый класс! Решаются различные организационные вопросы. Учитель пытается донести до родителей, что их дети для неё теперь не чужие, и она готова принять их в сердце, каждого таким, какой он есть на данный момент, и работать над тем, чтобы им в классе было комфортно, жить в школе интересно.

Буквально через месяц я появились некоторые трудности. Мы плодотворно работали, прислушивались к мнению друг друга, но … позиция родителей, по отношению к школе, показалась не однозначной.

В малой педагогической академии гимназии №39 «Классическая» изучен социальный паспорт семей. В 1 «А» классе преобладают полные семьи, но все же 8 семей неполные, а 4 ниже прожиточного минимума. Социальный состав разнопланов. Примерно 50% семей имеют одного ребенка, но есть и родители, которые воспитывают троих детей. Жилищно – бытовые условия семей создают благоприятную обстановку для успешного выполнения образовательных задач детей. Большинство родителей имеют высшее образование.

Итак, родители, сами, получив высшее или среднее образование, создали оптимальные условия для поступления ребенка в 1-ый класс. Но желание сотрудничать со школой у всех разное.

В чем причина такого разобщенного коллектива родителей? Скорее всего - это сложившаяся в данный момент экономическая обстановка, которая отнимает у отцов и матерей максимальное время, заботясь о «хлебе насущном». Или причина в том, что из-за неполной семьи многим матерям просто не хватает времени на ребенка? Может недоверие к педагогу…

Формы и методы совместной работы учителя и родителей

  • тематические родительские собрания

  • спортивные мероприятия

  • экскурсии

  • совместные праздники

  • индивидуальные и коллективные консультации психолога

  • тренинги



Одной из форм работы с родителями мной выбрано тематическое родительское собрание: «Принципы общения родителей и детей»

Для того, чтобы ребенок желал общаться с родителями, необходимо помнить, что его основой являются шесть принципов общения родителей с детьми, которые можно записать в виде рецепта. Этот рецепт может стать основным законом воспитания детей в семье. Его содержание может быть примерно таким:
Взять принятие, добавить к нему признание, смешать с определенным количеством родительской любви и доступности, добавить собственной ответственности, приправленной любящим отцовством и материнским авторитетом.

  • Принять ребенка – значит любить его не за отметку в дневнике или убранную без напоминания постель, а за сам факт его существование в этом мире. Принятие – это сохранение у него чувства собственного достоинства и уверенности в себе, в своих силах. Со стороны родителей – это безграничная вера в то, что ребенок, которому они подарили жизнь, оправдает их ожидания.

  • Не менее значимым чувством для ребенка является любовь. Ребенок нуждается в любви и ласке не зависимо от возраста. Детям нужно, чтобы их обнимали, целовали не менее 4-5 раз в день. Дети, с которыми общаются без любви, развиваются не правильно, даже если во всем остальном они воспитаны как надо.

  • Очень значимым и важным принципом в общении детей и родителей является принцип доступности. В общении с ребенком иногда промедление смерти подобно. Нельзя отмахиваться, нельзя списывать на занятость, нельзя переносить на потом. Если у взрослых нет времени на общение собственным ребенком сегодня, то и у выросшего ребенка не будет времени на общение с родителями завтра. Если ребенок в семье имеет возможность достаточно часто общаться со своими родителями, то он уже с раннего детства понимает собственную нужность и значимость.

  • Краеугольным камнем хороших отношений ребенка с родителями является признание ими своего малыша. Признание ребенка предполагает одобрение, похвалу, положительная реакция семьи на любое, пусть самое незначительное усилие со стороны ребенка, которое делает его лучше, умнее, добрее. Если ребенок будет чувствовать признание, он будет прилагать гораздо больше усилий, чтобы добиться жизненного успеха.

  • Огромное значение в воспитании ребенка имеет формирование у него привычки быть ответственным. Миссия родителей состоит в том, чтобы научить ребенка брать ответственность за свои поступки на себя. Очень часто ошибочность поведения родителей состоит в том, что они стараются брать ответственность за все поступки и проступки ребенка на себя, что обрекает их на неудачи и проблемы в воспитании своих детей.

  • Авторитет родителей – важная составляющая успешности воспитания детей в семье. Авторитетность родителей в глазах ребенка – это, прежде всего желание ребенка говорить родителям правду. Авторитетность родителей состоит не в том, чтобы повысить голос, взять в руки ремень, кричать так, что не выдерживают барабанные перепонки, а в том, чтобы спокойно, без ненужных истерик проанализировать ситуацию и предъявить ребенку требования так, чтобы он понял: об этом говорят ему раз и навсегда.

Нельзя не отметить проведенный спортивный праздник «Папа, мама, я- спортивная семья» Родители состязались на различных спортивных этапах , посещение 100%. Здесь результат СПЛОТИТЬ коллектив спланирован верно.

Еще одной формой работы с родителями являются экскурсии. Хочется остановиться на двух. На тематической экскурсии в пожарную часть родители рассмотрели своих детей в коллективе, поняли какова его роль в коллективе (слушает, активно включаются в беседу, активно изучает пожарные приспособления ит.д.)

Но самая интересная, на наш взгляд, была экскурсия на почту.

Цель этого мероприятия: привлечь чувства уважения родителей к тому, что создается самим ребенком, восхищаться его инициативой и самостоятельностью, что способствует формированию у ребенка уверенности в себе и своих возможностях.

В ходе этой экскурсии ребята не только посетили различные залы главпочтамта, но и самостоятельно отправили заранее подготовленные новогодние поздравления. Родители, остались весьма довольны письмами, перед ними неожиданно раскрылись творческие способности детей, их готовность к самореализации. Так же воспитывается в детях безграничное уважение к родителям, которые дали им жизнь и приложили много душевных и физических сил для того, чтобы они росли и были счастливы.

На мероприятии « Рождественские посиделки» роль родителей была в подготовке праздника. Каждая группа учеников (семейки) представила новогоднее угощение, приготовленное вместе с родителями.

Весенний калейдоскоп. Это развлечение, на котором родители потрудились не только для своего ребенка, но и для других детей.

Итогом взаимодействия классного руководителя и коллектива родителей стала сначала группа с эмблемой класса, а потом и индивидуальный сайт, на котором учитель и родители дополняют друг друга. Причиной его появления был банальный карантин по гриппу, где родители были обделены информацией. После его появления обсуждаются различные организационные моменты. Этот союз на благо ребенка дает возможность выявить сильные стороны каждого и скорректировать свои ошибки.

Результативность: Сформированный родительский коллектив, проведенный ряд мероприятий, осознание родителями своей значимости и ответственности.

В дальнейшей работе продолжить формировать сплоченный родительский коллектив, используя нетрадиционные формы работы:


  • тематические консультации;

  • круглый стол;

  • родительские конференции;

  • родительские чтения и вечера;

  • выезды на природу.


Индивидуальные тематические консультации. Часто в решении той или иной сложной проблемы педагог может получить помощь непосредственно от родителей учеников, и этим не следует пре­небрегать. Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для учителя. Родители получают реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, учитель же — необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого ученика.
Обменявшись информацией, обе стороны, возможно, придут к взаимному согласию относительно конкретных форм родительского содействия. В общении с родителями педагог должен проявлять максимум тактичности. Недопустимо стыдить родителей, намекать на невыполнение ими своего долга по отношению к сыну или дочери. Подход учителя должен быть таким: «Перед нами стоит общая проблема. Что мы можем предпринять для ее решения?» Тактичность особенно важна с теми родителями, которые уверены, что их дети не способны на дурные поступки. Не найдя к ним правильного подхода, педагог столкнется с их возмущением и отказом от дальнейшего сотрудничества. Принципы успешного кон­сультирования — доверительные отношения, взаимоуважение, заинтересованность, компетентность.

Примерные темы:

  • Ребёнок не хочет учиться.

  • Как развить плохую память ребёнка.

  • Единственный ребёнок в семье.

  • К чему может привести тревожность детей.

  • Талантливый ребёнок в семье.

Родительские чтения дают возможность родителям не только слушать лекции педагогов, но и изучать литературу по проблеме и участвовать в её обсуждении.

Этапы проведения родительских чтений следующие:

  • на первом собрании родители определяют вопросы педагогики и психологии;

  • учитель собирает и анализирует информацию;

  • определяется список литературы по данному вопросу;

  • изучение литературы родителями;

  • изложение собственного понимания вопроса родителями на чтениях.




Родительские вечера направлены на сплочение родительского коллектива. Проводятся два-три раза в год без присутствия детей. Темы родительских вечеров могут быть разнообразными. Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос.



Примерные темы:

  • Первый год ребёнка, каким он был.

  • Каким я вижу будущее своего ребёнка.

  • Друзья моего ребёнка.

  • Праздники нашей семьи.



Конференция — форма педагогического просвещения, предусматривающая расширение, углубление и закрепление знаний о воспитании детей. Конференции могут быть научно-практическими, теоретическими, читательскими, по обмену опытом, конференциями матерей, отцов. Конференции проводятся раз в год, они требуют тщательной подготовки и предусматривают активное участие родителей. К ним обычно готовят выставки работ учащихся, книг для родителей, концерты художественной самодеятельности.
Темы конференций должны быть конкретными, например: «Игра в жизни ребенка», «Нравственное воспитание младшего школьника в семье» и т. п. Чтобы собрать материал и привлечь внимание родителей, на занятиях университета педагогических знаний, пред­шествующих конференции, иногда предлагается заполнение краткой анкеты.
Конференция обычно открывается вступительным словом директора школы (если это общешкольная конференция) или классного руководителя (если она классная). С краткими, заранее подготовленными сообщениями о своем опыте семейного воспитания выступают родители. Таких сообщений может быть три-четыре. Затем предоставляется слово всем желающим. Итоги подводит ведущий конференции
.







































Библиография



Научно- методическая литература:


Степанов Е.Н. « Педагогу о воспитательной системе школы и класса»,- Учебно-методическое пособие - М: ТЦ Сфера 2004г


Степанов Е.Н., ЛузинаЛ.М. «Педагогу о современных подходах и концепции воспитания» - М: ТЦ Сфера, 2005г


Овчарова Р.В. « Практическая психология образования» - М: Центр, 2008г


Дереклеева Н.И. « Азбука классного руководителя», М: 5 за знания,»2008г


Дереклеева Н.И. «справочник классного руководителя: 1-4 классы/ Под ред.И.С. Артюховой.-М.:ВАКО,2007г


Журнал «Классный руководитель» №8, №9, 2010г



Интернет ресурсы:

http://uchitelu.net

http://festival.1september.ru






















Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ