Как развивать письменную речь младших школьников


Как развивать письменную речь младших школьников


Длинный и сложный путь речевого развития начинается с момента рождения человека и продолжается всю жизнь. Ребенок усваивает язык стихийно, в процессе ситуативной речевой деятельности.

Развитие письменной речи – важная задача обучения родному языку. Речь – основа всякой умственной деятельности, средство коммуникации. Умения учеников сравнивать, классифицировать, систематизировать, обобщать формируются в процессе овладения знаниями через речь и проявляются также в речевой деятельности. Логически четкая, доказательная, образная устная и письменная речь ученика – показатель его умственного развития. Л.С.Выготский письменную речь характеризует так: "Эта речь-монолог, разговор с белым листом бумаги, с воображаемым собеседником."

Успехи учащихся в связной речи способствуют формированию полноценного навыка чтения и орфографической грамотности. Огромное значение имеет устная речь для овладения письменной речью.

Речь возникает из потребности высказаться. Нужно научить ребенка правильно строить предложения, не пропускать слова, ставить слова в определенной последовательности, правильно согласовывать их друг с другом, а потом и оформлять письменно. Целенаправленное обучение связной устной и письменной речи осуществляю с помощью различных упражнений. Большое внимание уделяю синтаксическим упражнениям, аналитической работе с различными текстами, их составлению и обсуждению, выработке композиционных умений.

Одним из важнейших средств, способствующих речевому развитию учащихся, является работа с готовыми текстами. Она предусматривает формирование умения анализировать текст (определять тему, основную мысль, тип текста, делить текст на части, составлять план) и передавать его содержание в устной и письменной форме. Ведущим видом в данной работе являются письменные изложения. В своей работе использую следующие виды изложений: подробные, сжатые, выборочные, творческие.

Наиболее употребительными являются подробные изложения. Целью таких изложений является формирование у учащихся следующих умений: строить текст по плану, полно и точно передавать его содержание, раскрывать тему, передавать главное, соблюдать последовательность и связность мыслей, использовать разнообразные синтаксические конструкции, правильно пользоваться способами связи слов в предложении, выражать мысли грамотно, придерживаясь норм литературного языка.

Работу над изложением строю в следующей последовательности:

1.Чтение текста учителем или учащимися.

2. Беседа по содержанию текста.

3. Знакомство с планом или составление плана.

4. Словарно-орфографическая подготовка.

5. Написание текста.

6. Самопроверка.

Обучение написанию подробных изложений начинаю с письменных пересказов текста по вопросам, подсказывающим слова для ответа. Письменные работы такого рода составляются изначально коллективно с использованием большого количества текстовых и иллюстративных опор.

В третьем классе дети раскованы в устной речи, но свободно общаться на учебные темы в письменной форме они еще не могут. Поэтому в третьем классе особое внимание обращаю на развитие навыков письменной речи. Задачу добиться творческого подъема в классе и тем самым способствовать прочному усвоению родного языка я пытаюсь решить с помощью разнообразных видов письменных работ. К ним относятся: изложения, сочинения-миниатюры, творческие списывания, работа с деформированным текстом.

К сожалению, в нашей программе отводится недостаточно времени для проведения подобных работ. Поэтому данную проблему стараюсь решать не только на уроках русского языка, но и на уроках риторики, литературы, окружающего мира. На данную работу отвожу 15 – 20 мин. Иногда задание даю на дом. Каждая работа предупреждается беседой, вспоминается круг вопросов по изученной теме, дети обмениваются основными выводами и впечатлениями.

Такая работа помогает проанализировать речевую деятельность детей, закрепить знания, полученные на уроках.

Очень часто провожу творческие списывания, которые усложняю такими заданиями, как подбор букв в словах с орфограммами и подбор слов, подходящих по значению.

Провожу работу с деформированным текстом. Дети учатся определять границы предложений, озаглавливать, продолжать и редактировать текст, подыскивать и употреблять в своей речи синонимы, а также замены имен существительных.

Творческие работы помогают добиваться повышения грамотности учащихся, закрепления их знаний по предметам, развития устной и письменной речи. Велика и воспитательная роль таких работ. Они знакомят учащихся с нравственными поступками детей и взрослых, явлениями природы, жизнью животных и растений. Письменная речь требует от школьника проявление воли, сосредоточенности, умение углубиться в учебный материал, воспроизвести знания и провести их через свои эмоции, переживания. Все это можно назвать проще – умение размышлять. Письменная речь – это тайна каждого человека, которая проходит мучительное рождение, прежде чем стать достоянием всех. Речь - великий дар, принадлежащий человеку. Но этим даром нужно овладеть, научиться им умело и эффективно пользоваться.



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ