Принципы и методы обучения в специальной коррекционной школе на уроках трудового обучения
Принципы и методы обучения в специальной коррекционной школе на уроках трудового обучения
Принципы обучения – это основные положения теории обучения, которыми должен руководствоваться учитель при организации учебного процесса. Это система наиболее общих, существенных и устойчивых требований, которые определяют характер и особенности коррекционно – образовательного процесса и управления познавательной деятельностью лиц с особыми образовательными потребностями.
Принципы специальной педагогики отражают важнейшие положения специального образования лиц с особыми образовательными потребностями. Эти принципы являются специфическими для специальной педагогики.
Принцип педагогического оптимизма. Этот принцип основывается на современном гуманистическом мировоззрении, признающем право каждого человека независимо от его особенностей и ограниченных возможностей жизнедеятельности быть включенным в образовательный процесс. При этом под способностью к обучению понимается не только освоение знаний по предметам, сколько способность к освоению любых, доступных ребенку, социально и личностно значимых навыков жизненной компетенции, обеспечивающих его адаптацию в окружающей среде и способствующих самостоятельной и независимой в жизни деятельности.
Принцип коррекционно - компенсирующей направленности образования. Этот принцип предполагает опору на здоровые силы ребенка, построение образовательного процесса с использованием сохранных анализаторов, функций и систем организма.
Принцип социально – адаптирующей направленности образования. Коррекция и компенсация недостатков является средством обеспечения максимально возможной самостоятельности и независимости обучающихся в социальной жизни.
Принцип деятельностного подхода. Предметно - практическая деятельность является специфическим средством обеспечения компенсаторного развития ребенка. То, чему можно научить на словах, для ребенка с особыми образовательными потребностями становится доступным только в процессе собственной деятельности, специально организованной и направляемой педагогом.
Принцип дифференцированного и индивидуального подхода. Он направлен на создание благоприятных условий обучения, учитывающих как индивидуальные особенности каждого ребенка, так и его специфические особенности, свойственны детям данной категории. Этот принцип может быть реализован в содержании обучения. Например, учитель даёт задание отдельным ученикам изготовить изделие проще, а другим – сложнее по конструкции. Реализуя данный принцип, учебные программы указывают вариативные возможности освоения программного материала, предусматривают разные уровни трудности.
Принцип необходимости специального педагогического руководства. Особенности развития обучающихся заставляют вносить специфические изменения в содержание и способы их учебно - познавательной деятельности. Так, нарушения мыслительной деятельности требуют такой организации обучения, в которой обеспечивается формирование конкретной основы умственных действий. Только педагог, зная особенности развития ребёнка, может организовать процесс учебно – познавательной деятельности и управлять этим процессом. Самостоятельная учебно – познавательная деятельность детей с нарушением интеллекта затруднена или не возможна.
Систематичность обучения и связь теории с практикой. Сознательное и прочное усвоение учебного материала возможно, если процесс обучения осуществляется в определенной логической последовательности изучения разделов учебного курса, и если знания и умения применяются на практике в ходе их усвоения. Исходя из данного принципа, переход к изучению нового материала осуществляется лишь после усвоения предшествующих технических сведений и соответствующих трудовых действий. Принцип систематичности требует от учителя строгой последовательности в построении, в содержании и в проведении занятий, в закреплении учебного материала.
Сознательность и активность учащихся в обучении. Данный принцип предполагает понимание учащимися смысла усваиваемых понятий, приёмов труда, технологических операций, умение практически применять приобретённые знания и навыки в новых условиях. Надо иметь в виду, что трудовая подготовка учащихся с более низким уровнем интеллекта допускает механическое усвоение сложных для понимания, но необходимых для практической работы технических сведений. Речь идёт о частичной неосознанности: одни устройства, правила работы усваиваются сознательно, другие – запоминают механически.
Данные принципы реализуются в соответствующих методах. В ходе урока применяются различные методы обучения. Методами обучения называют способы совместной деятельности учителя и учащихся, с помощью которых осуществляется решение учебных задач. Их подразделяют на группы: словесные (рассказ, объяснение, беседа, работа с книгой), наглядные (демонстрация,наблюдения) и практические (упражнения, практическое выполнение трудовых заданий). Данная группировка справедлива и в отношении методов трудового обучения в специальной коррекционной школе. В то же время они имеют ряд особенностей. Например, наиболее важную роль играют наглядные и практические методы. Но наиболее прочное усвоение учебного материала происходит лишь при условии сочетания со словесными. Ян Коменский мудро заметил, что лучше всего обучает деятельность, в процессе которой показывают.
Психологические особенности восприятия учащихся обусловили специфику в реализации наглядных методов обучения. В трудовом обучении применяются различные виды наглядности: натуральные объекты изделий, станки, инструменты, образцы материалов; макеты и модели, отображающие форму изделий; изобразительные средства наглядности – рисунки, чертежи, схемы, проекционные изображения.
Наглядные пособия по своему назначению делятся на две группы. С помощью пособий первой группы учащиеся приобретают знания, связанные с определённым видом труда: об устройстве и назначении станков, машин, инструментов, о свойствах материалов. Ко второй группе относят пособия, помогающие развитию общетрудовых умений (ориентировки в задании и планирования). Например, с помощью разборного макета образца изделия учитель облегчает учащимся анализ объекта предстоящей работы. Предметная технологическая карта служит для обучения планированию выполнения трудового задания.
Таким образом, в специальном образовании практически всегда используется сложное сочетание нескольких методов и приёмов в целях достижения максимального коррекционно – педагогического эффекта. Комбинация таких сочетаний и их адекватность педагогической ситуации и определяют специфику образования.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ