Формирование навыков самостоятельной деятельности учащихся на уроках математики на основе деятельностного подхода

Формирование навыков самостоятельной деятельности

учащихся на уроках математики

на основе деятельностного подхода

(слайд 1)



С дидактической точки зрения основу деятельностного подхода составляет самостоятельная работа учащихся, направленная на творческий поиск и постоянное созидание нового.

В соответствии с уровнем самостоятельной деятельности можно выделить типы самостоятельных работ: воспроизводящие, реконструктивно-вариативные, эвристические, творческие. В практике каждый тип самостоятельной работы представлен большим разнообразием видов работ.

(слайд 2)

Наиболее распространенные и эффективные: работа с книгой, упражнения, проверочные самостоятельные работы. В презентации отражено развитие умений учащихся работать с учебным математическим текстом.

(слайд 3)

Предлагаю Вашему вниманию дидактические условия работы с учебником.

Работая с математическим текстом, учимся находить ответы на вопросы, составлять алгоритмы решения задач по образцу, выделять смысловые опорные пункты, читать графики.

(слайд 4)

Как организую работу, например, при изучении десятичных дробей в 5 классе?

Чтобы подготовить учащихся к восприятию нового материала, провожу устную работу (с записью ответов в тетрадь).

(слайд 5)



Проверяя ответы, предлагаю отгадать зашифрованное слово.

Затем выписываем отдельно дроби со знаменателями 10, 100, 1000.

Задаю вопросы: можно ли эти дроби записать без знаменателя? Как это сделать? Как эти дроби называются?

Заслушиваю мнения учащихся. Затем правильные ответы на вопросы находим в учебнике. Записываем обыкновенные дроби в виде десятичных. После этого выполняем упражнения на закрепление.

На этом же уроке даю д/з: прочитать п. 3.1 «Сравнение десятичных дробей» и ответить на вопросы в конце пункта. А следующий урок начинаю с анализа текста: - Изменится ли дробь, если в конце ее приписать 0? 4 нуля? 9 нулей? Приведите примеры. – Как сравнивать десятичные дроби? Покажите на примерах.

(слайд 6)

Изучая в 9 классе тему «Вероятность равновозможных событий (п. 35), это новая тема в содержании образовательного стандарта, я предложила учащимся прочитать текст этого пункта дома, разобрать примеры и ответить на контрольные вопросы.

На следующем уроке мы повторили теоретический материал, выполнили упражнения на закрепление, проверили умения решать задачи по данной теме.

Д/з тест 23, КИМы.

«Начальные сведения из теории Вероятностей»

(слайды 7-31)

Упражнения являются наиболее распространенным видом самостоятельной работы. Их роль при осмыслении и закреплении знаний, развитии мышления исключительно велика. В качестве примера приведу работу по выводу формулы суммы углов выпуклого n-угольника. Для этого учащиеся самостоятельно составляют таблицу, итогом служит получение формулы.

(слайды 32, 33)

Самостоятельные работы на закрепление и применение пройденного материала выполняют функцию формирования определенных навыков, в том числе вычислительных.

Вызывают интерес задания-лабиринты. Простым вариантом этого задания является решение упражнений (чаще однотипных), когда ученики сверяют свои ответы с выписанными на доске (не по порядку). Это позволяет работать в индивидуальном темпе и сразу получить результаты.

Так, при закреплении темы «Линейное уравнение с одной переменной» предлагается расшифровать пословицу.

(слайд 34)

Очень нравится ребятам отгадывать зашифрованные слова. Они и сами составляют подобные задания. Приведу примеры карточек: «Сложение и вычитание десятичных дробей» (5 класс), «Умножение обыкновенных дробей» (6 класс). Такие задания даю при обобщение и систематизации знаний по теме или разделу.

(слайды 35 - 38)

Письменную самостоятельную работу рассматривают как один из способов организации самостоятельной деятельности учащихся. Такие работы предполагают большую самостоятельность ребят, при фронтальном проведении их выявляется уровень общей подготовки класса и каждого ученика в отдельности.

(слайд 39)

Большую помощь в организации самостоятельной деятельности оказывают мне дидактические и контрольно-измерительные материалы, издаваемые по всем классам. Тесты КИМов тематически сгруппированы, соответствуют требованиям школьной программы и возрастным особенностям учащихся. Структура КИМов аналогична структуре тестов в формате ЕГЭ. В конце пособия предложены тексты самостоятельных и контрольных работ, а также ключи к тестам (при выполнении заданий требую решения). Анализируя результаты, считаю, что применение различных видов самостоятельной работы позволяет увеличить возможность каждому ученику овладеть учебным материалом с учетом личных особенностей. Организация самостоятельной работы стимулирует процесс обучения, создает интерес и положительное отношение ребят к математике. Очень приятно и радостно слышать, когда дети говорят: «Лучше пусть будет еще один урок математики, чем какой-либо другой предмет».

Спасибо за внимание!

(слайд 40)

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ