Исследовательская деятельность этнокультурного характера в рамках работы школьного научного общества
Исследовательская деятельность этнокультурного характера
в рамках работы школьного научного общества
Иванова Г.Б,
учитель русского языка и литературы
МОУ «Средняя общеобразовательная
Каплинская школа с углубленным изучением
отдельных предметов»
Старооскольский район Белгородская область
Исследовательская деятельность обучающихся всегда связана с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагает наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные выводы.. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности.
Цель любой исследовательской деятельности - в приобретении учащимися навыка исследования как универсального способа освоения действительности, в развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний.
Основной формой исследовательской работы учеников может стать работа школьного научного общества. Темы и проблемы проектных и исследовательских работ подбираются в соответствии с личностными предпочтениями каждого обучающегося и должны находиться в области их самоопределения. Основными формами представления исследовательской работы является учебно-исследовательский проект. Презентация результатов исследования проводится на заседаниях научного общества учащихся. Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленный в стандартном виде.
Исследовательские работы этнокультурологического характера дают возможность приобщения к духовной культуре человечества, формируют положительные нравственные эмоции учащихся, способствуют выработке у детей высоких моральных качеств. Так, изучая стихи классиков русской литературы о природе, мы обращаемся и к поэзии родного края. Она увлекает ученика, потому что в это время он совершает открытия духовного мира автора и собственного мира. В своих исследовательских работах дети прослеживают взаимоотношения поэта и природы, определяют основные образы, изучают их особенности. Такая работа способствует формированию этического отношения к природе как к общечеловеческой ценности.
Особенно увлекает учеников лирика Старооскольских поэтов Владимира Михалева и Константина Трофимова. Читая стихи Михалева, ученики видят, насколько поэт близок природе, как глубоко умеет он прочувствовать все, что его окружает. Так, например, результатом исследовательской работы по теме «Художественные образы деревьев в поэзии Старооскольского поэта В. Михалева» становятся выводы о том, что тема природы в поэзии В. Михалева является ведущей. В стихах поэта представлены все основные виды деревьев нашего края: берез, дуб, сосна, клен, акация, рябина, черемуха, акация, верба. Каждое дерево предстает перед нами в прекрасном художественном образе. Поэт олицетворяет деревья, наделяет их своим характером, использует традиционные фольклорные образы. К каждому дереву у Михалева находятся особые слова любви. Автор рисует образы деревьев в разные времена года. И каждое дерево по-своему прекрасно, связано с определенным символом, необходимым человеку в жизни. Судьба дерева, считает поэт, может быть связана с жизнью и судьбой Родины.
Лирика местных поэтов является для учеников целым кладезем интересных находок и открытий. Интерес вызывает наблюдение за использованием диалектных слов поэтами Староосколья. Особо богата в этом отношении лирика В. Михалева. Учащиеся ставят перед собой основную цель исследования: изучение диалектных слов в поэзии В. Михалева как способа отражения самобытности культуры жителей Старооскольского района. Задачи работы могут быть следующие: определить виды диалектов, использованных в творчестве В. Михалева; изучить особенность диалектной лексики и диалектных выражений; показать специфику жизни людей на определенной территории через использование диалектных слов; определить значение данной части языка для культурного наследия населения.
Наблюдения над диалектными словами, найденными в лирике поэта, ученики сверяют с материалами толковых словарей. Выводы же по результатам работы достаточно интересны. Ученики определяют, что диалекты занимают особое место в лирических стихотворениях В.Михалева: только они способны отразить особенности быта, раскрыть специфику жизни людей на определенной территории. Диалектизмы помогают устанавливать связь слов в русском языке, выявлять словообразовательные связи. Диалекты хранят архаические черты, литературным языком не отраженные. Диалекты повлияли на формирование литературного языка, пополнили его состав. В литературном творчестве поэта заимствованы черты других диалектов. В лирике Михалева встречаются диалектные слова, которые в разных диалектах могут означать совершенно разные понятия. В стихах В. Михалева можно увидеть зафиксированные в письменной речи новые диалекты.
Таким образом, исследовательская работа дает возможность максимального раскрытия творческого потенциала ученика. Эта деятельность позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат.
Исследовательские работы этнокультурологического характера активизируют познавательную деятельность, направленную на умственное и эстетическое развитие, на овладение культурой народа. Местный материал удобен для анализа, заставляет учащихся задуматься над многими вопросами жизни, помогает осознать свой гражданский долг. Использованием краеведческого материала в исследовательских работах воспитывает искреннее чувство сыновней любви к родному краю.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ