Проектная деятельность учащихся

Проектная деятельность учащихся

Одна из важнейших задач школы –

Научить пользоваться знаниями.

В.А. Сухомлинский

Изменения, которые происходят в современном обществе, требуют корректировки не только содержательных, но и технологических аспектов образования. Изучение предметной области «Технология» базируется на научной основе широкого сектора наук и включает, наряду с традиционными, новые эффективные методы работы. Одним из них является метод проектов.

Метод проектов – это не нечто совершенно новое и неожиданное в педагогической практике. Он привлек внимание российских педагогов ещё в начале XX столетия. В 1905 году группа педагогов под руководством С.Т. Шацкого применяла этот метод на практике. Их опыт стал довольно широко внедряться в общеобразовательных школах страны. Однако с отсутствием четких разработок по использованию метода проектов в преподавании школьных дисциплин привело к смещению акцентов от обучения в сторону делового прагматического действия. Практически до конца XX века не было серьезных попыток возродить его.

Использование метода проектов в российских школах по времени совпало с исследованиями американских учёных. В 20-х годах XX века американский философ и педагог Дж. Дьюи предложил метод проектов, в основе которого лежала целесообразная деятельность ученика, основанная на его личных интересах и предусматривавшая приобретения новых знаний, которые помогут реализовать поставленную цель.

Предметная область «Технология» на основе проектного метода обучения предполагает не только «разбудить» дремлющие творческие задатки личности, но и создать условия для их развития.

Возрождающийся проектный метод обучения при его умелом применении по-настоящему позволяет выявлять и развивать задатки личности, её способности. Именно творческая проектная деятельность школьников способствует технологическому образованию, формированию технологической культуры подрастающего человека, что поможет ему по-иному взглянуть на среду обитания, более рационально использовать имеющиеся ресурсы Отечества, приумножать природные богатства и человеческий потенциал.

Метод проектов позволяет школьникам в системе овладеть организационно-практической деятельность по всей проектно-технологической цепочке – от идеи до её реализации. Применение метода проектов, как ведущего в технологическом образовании школьников способствует реализации дидактических функций:

Образовательная функция нового подхода к технологическому образованию подразумевает знакомство учащихся с основными технологическими знаниями, умениями, терминологией.

Воспитательная функция использования метода проектов в технологическом образовании школьников состоит в развитии личностных качеств: деловитости, предприимчивости, ответственности и др. Проектная деятельность учащихся позволяет реализовать интересы и способности, приучает к ответственности за результаты своего труда, формирует убеждение, что успех в деле зависит от личного вклада каждого.

Развивающая функция использования метода проектов состоит в том, что школьники осознают возможности применения абстрактных технологических знаний и умений для анализа и решения практических задач.

Метод проектов называют технологией четвёртого поколения, реализующей личностно-деятельный подход в обучении и воспитывающий у школьников такие качества, которые позволят лучше адаптироваться к социально-экономическим условиям.

Вполне естественно, что для этого нужен учитель, способный научить школьников учиться, привить способы быстрого и эффективного усвоения знаний одним из нетрадиционных методов обучения – методом проектов.

Основная задача учителя технологии при обучении детей младших классов основам проектирования – это создание модели организации учебного процесса, ориентированной на творческую самореализацию развивающей личности ученика, развитие его интеллектуальных и физических возможностей, формирование у него адекватной самооценки, подготовка к будущему самоопределению.

Начиная разговор с учащимися о проектной деятельности, перед учителем стоит задача предварительно сформировать у них определённые знания, умения и навыки. Необходимо дать тот объем содержательной части, который создаст мотивацию к творческой работе, позволит выполнить качественные проекты на высоком эстетическом уровне.

Выбранный проект, должен быть адаптирован к конкретной рабочей ситуации, уровню общей продвинутости, а так же индивидуальным и возрастным особенностям учащихся.

Учитель должен взвесить:

1. Посильна ли предстоящая работа для учащихся?

2. Хватит ли им знаний, умения и навыков, чтобы её выполнить?

3. Удастся ли надёжно обеспечить материально-техническую и информационную оснащённость для выполнения проекта.

Неинтересное, чрезмерно трудное и плохо обеспеченное задание даст плохой результат. Не будет положительного эффекта, и в случае, если работа происходит в отрыве от познанного ранее и вне связи с жизненным опытом учащихся и программным материалом.

На начальном этапе многие школьники испытывают значительные затруднения при выполнении творческих проектов, поэтому для них рекомендуются несложные творческие задания или работы по образцу.

Необходимость выполнения учащимися проектных работ очевидна, но практическое использование этой сложной задачи довольно проблематично. В 5-ом классе учащиеся должны знать:

  • понятие проекта, проектной деятельности;

  • этапы проекта;

  • структуру пояснительной записки;

Должны уметь:

  • выполнять несложный проект.

Использованные приёмы и формы обучения на уроках проектирования в 5-ом классе позволяют научить учащихся перерабатывать полученную информацию: сравнивать, выделять главное, обобщать, комбинировать, а также учат работать учащихся в группе.

В следующих классах система проектов строится по принципу усложнения, поэтому учебной программой предусмотрено:

  • постепенное увеличение объема знаний и навыков;

  • выполнение проектов в различных областях, начиная от более знакомых (дом, школа, места отдыха) и заканчивая более сложными (общество, бизнес, индустрия);

  • постоянное усложнение требований, предъявляемых к решению проблем (использование комплексного подхода, учёт большого количества воздействующих факторов);

  • постепенное осознание учащимися собственных способностей и возможностей для удовлетворения потребностей личности и общества.

Нередко для выявления индивидуальности, уровня креативности используется метод ограничения. Если учащиеся изначально поставлены в одни условия, то появляется стимул (мотивация) выделиться, быть непохожим на других, в полной мере проявить свои творческие способности.

Список литературы

  1. Бабико Н.Ф. Выполнение проектов. С чего начать? Воронеж, 2000.

  2. Журнал «Школа и производство». № 6 - 1999, № 4 - 2000,

  3. Материалы для подготовки и проведения итоговой аттестации по технологии /Сост. А.В. Марченко, Ю.Л. Хотунцев, О.А. Кожина / ДРОФА. Москва, 2001.

  4. Морозова Л.Н., Кравченко Н.Г., Павлова О.В. Проектная деятельность учащихся. Волгоград: Учитель, 2007.

  5. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по технологии /Сост. В.М. Казакевич, А.В. Марченко. М., 2000.



Т.А. Базанова учитель технологии Г. Миасс, Челябинской области

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ