Перспективные педагогические методики и технологии в муниципальной образовательной системе
Перспективные педагогические методики и технологии в муниципальной образовательной системе
Внедрение нетрадиционных педагогических технологий существенно изменило образовательно-развивающий процесс, что позволяет решать многие проблемы развивающего, личностно-ориентированного обучения, дифференциации, гуманизации, формирования индивидуальной образовательной перспективы учащихся.
Важной особенностью предмета Технология является направленность на творческое развитие учащихся. Главная цель – подготовка учащихся к самостоятельной трудовой деятельности, развитии и воспитании широко образованной, культурной, творческой, инициативной и предприимчивой личности. Среди самых активных методов обучения весьма эффективными являются творческие проекты и деловые игры.
Объем и разноплановость содержания образования, в частности области «Технология», позволяют реализовать дифференцированный подход с использованием проектной деятельности. Последняя интегрирует частные цели образования, дает возможность организации вариативных процессов учебно-творческой деятельности на уроках и во внеурочной работе учащихся. Учитель, выступающий координатором, лишь направляя деятельность ученика, который исследует выбранную тему, собирает наиболее полную информацию о ней, систематизирует, полученные данные и представляет их, используя различные технические средства, в том числе, и современные компьютерные технологии.
Проектная деятельность – форма учебно-познавательной активности учащихся, заключающейся в мотивационном достижении сознательно поставленной цели.
Проектная деятельность обеспечивает единство и преемственность различных сторон обучения и является средством развития личности субъекта учения.
Использование метода проектной деятельности в преподавании технологии помогает реализовать проблемное обучение как активизирующее и углубляющее познание, позволяет обучать самостоятельному мышлению и деятельности, системному подходу в самоорганизации, дает возможность обучать групповому взаимодействию.
Для выполнения каждого нового проекта (задуманного самим ребенком, группой, классом, самостоятельно или при участии учителя) необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу.
Всякий проект, независимо от типа, имеет практически одинаковую структуру. Это позволяет составить единую схему проведения любого проекта - долгосрочного или краткосрочного, группового или индивидуального - вне зависимости от его тематики.
Главным результатом проектной деятельности учащихся, является интерес к изучению технологии, развитие познавательной активности учащихся; воспитание потребности постоянно пополнять свои знания, развитие умений, позволяющих в море окружающей информации находить ту необходимую, которую можно использовать в дальнейшей жизнедеятельности.
В ходе выполнения проекта ученик активен, он проявляет творчество. Работая над проектом, каждый обучающийся имеет возможность проявить собственную фантазию, активность и самостоятельность.
Метод проектов позволяет решить проблему мотивации, создать положительный настрой обучающихся, научить их не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает им школа, а уметь применять их на практике для решения проблем, касающихся жизни. В решении проблем растет и развивается личность.
Урок-игра
Среди множества путей воспитания у учащихся интереса к учению, наиболее эффективным, является организация игровой деятельности. Игра развивает детскую наблюдательность, оказывает большое влияние на умственное развитие детей, совершенствуя их мышление, внимание, творческое воображение.
Деловая игра к разделу
«Конструирование и моделирование»
Обучение в сотрудничестве отражает личностно-ориентированный подход, здесь наблюдается эффект социализации, формирование коммуникативных умений – учащиеся учатся вместе работать, учиться, творить, всегда быть готовыми придти друг другу на помощь.
Класс делится на группы разного уровня обученности: теоретик, технолог, художник, менеджер. Группам раздают задания для творческой работы. Задание делается по частям (каждый ученик занят своей частью)
Группа в целом – обсуждается и подбирается к данной модели соответствующую ткань (шерстяную, хлопчатобумажную, шелковую, из химических волокон);
Теоретик – дает краткие сведения о выбранной ткани (как получают волокна для данной ткани, ее свойства);
Технолог – составляет технологический режим, формулу ухода за тканью;
Художник – раскрашивает модель цветными карандашами;
Менеджер – представляет весь материал в виде рекламы у доски.
Вся группа заинтересована в выполнении работы каждым ее членом, поскольку успех команды зависит от вклада каждого, а также в совместном решении поставленной перед группой проблемы.
Деловая игра «Комната моей мечты»
Планировка комнаты в вариантах, расходы и материалы на ремонт, образцы отделок. Самая любимая тема учащихся.
Учащиеся создают игровые семьи, распределяют роли, копируя состав своих семей. Оформляют коллажи из рисунков, иллюстраций, фотографий. Формируется имидж семьи (принцип добровольности, учет желаний). Составляется таблица семейных доходов + источники дополнительных доходов. Постепенно деятельность учащихся активизируется, появляются творческие идеи, проявляются эмоции.
Уроки-путешествия
Подросткам свойственны стремление к самостоятельности, признанию сверстников, тяга к романтическому, героическому.
Для проведения урока учащиеся разбиваются на команды (не менее трех) и отправляются в путешествие, цель которого вполне конкретна. Заранее рисуется карта похода, на которой указываются все пункты следования. Побеждает та команда, которая первой, преодолев все препятствия, пребывает к финишу.
Уроки-соревнования
Их можно проводить на разных этапах урока, но большой эффект от таких уроков наблюдается при проверке знаний учащихся. Такие уроки могут быть проведены как обобщающие – повторительные, на которых у учащихся повышается познавательная активность, углубляется интерес к учебе.
Самостоятельная работа учащихся
Самостоятельная работа обучающегося, рассматриваемая в общем контексте его самообразования, представляет собой высшую форму его учебной деятельности по критерию саморегуляции и целеполагания; она может дифференцироваться в зависимости от источника управления, характер побуждения и др.
В педагогике утверждается, что ведущей деятельностью подростков является общение. Опыт показывает, что знания учащихся, полученные в общении, приобретаются добровольно и используются наиболее полно. Такие уроки предоставляют большие возможности не только для организации общения учащихся, но и для формирования культуры такого общения.
Целиком и полностью перспективные педагогические методики и технологии можно отнести к активным формам обучения, которые повышают у детей активность, осмысленность предлагаемого материала, активизируют мыслительную деятельность учащихся. На таких уроках удается создать ситуацию, при которой на разных этапах урока ребята смогут обмениваться друг с другом информацией, советоваться, спорить, помогать друг другу и оценивать один другого. В процессе общения учащиеся быстрее и лучше разбираются в учебном материале, вместе устраняют ошибки. Это позволяет всем двигаться вперед своим темпом, подтягивать слабых и не сдерживать сильных учеников.
Библиографический список
Крупская Ю.В., Лебедева Н.И. Технология: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений (вариант для девочек). – 3-е изд., перераб./Под ред. Симоненко В.Д. – М.: Вентана-Граф, 2007.
Межуева Ю.В. Технология. 5 класс. Вариант для девочек: В 2 ч. – Саратов: Лицей, 2007.
Межуева Ю.В. Технология. 6 класс. Вариант для девочек: В 2 ч. – Саратов: Лицей, 2006.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ