Сценарий "Цена Победы"
Тема урока: Цена Победы.
Авторы: учитель истории Мелешко Н.З.,
учитель русского языка и литературы Михайлова Е.А. МБОУ-СОШ № 3 г.Аркадака Саратовской области.
Цели:
-сохранять память о великом подвиге народов в борьбе с фашизмом;
- формировать нравственную оценку событий и явлений прошлого и настоящего;
- воспитывать чувство сопричастности к истории своего народа, любовь и уважение к людям, отстоявшим жизнь и свободу для нашего народа.
Тип урока: интегрированный урок обобщения, систематизации знаний, умений и навыков по истории и литературе.
Вид: урок-семинар.
Оборудование:
Выставка из книг о войне, презентации.
На доске эпиграф
И, значит, нам нужна одна Победа,
Одна на всех. Мы за ценой не постоим!
Учитель истории: Здравствуйте, присаживайтесь. Сегодня у нас итоговый урок о Великой Отечественной войне. Мы попросим вас быть внимательными, активными и тактичными.
Учитель литературы: В качестве помощников выступают эксперты – историки и литературоведы (3 человека). Созданы 3 рабочие группы.
Звучит фрагмент песни Б.Ш.Окуджавы «Мы за ценой не постоим» из фильма «Белорусский вокзал».
Учитель истории: Мы думаем, что вы готовы сформулировать тему нашего урока.
Учениками отвечают: Цена Победы. (Запись в тетрадь).
Учитель литературы: Какие ассоциации вызывает у вас слово война?
Ученики отвечают.
Учитель литературы: Война-это страшная трагедия, которая уносит миллионы жизней и калечит судьбы многих людей.
Война-это страшная беда, которая коснулась каждой семьи, каждого человека. Об этом мы обязаны помнить всегда, ведь у памяти нет срока давности.
Учитель истории: О ком и о чем мы сегодня будем говорить?
Ученики: Думаем, о великом подвиге народов в борьбе с фашизмом, может быть, попытаемся дать оценку событий и явлений прошлого и настоящего…
Учитель истории: Да, вы правы, и, конечно же, поговорим о любви и уважении к людям, отстоявшим жизнь и свободу для нашего народа.
Учитель литературы: «А нынче нам нужна одна победа,
Одна на всех, мы за ценой не постоим!»
В начале урока прозвучала одна из популярных песен Булата Окуджавы из кинофильма «Белорусский вокзал». Строки из неё мы взяли эпиграфом нашего урока. В них возникает такой же, как и у других поэтов- фронтовиков, мотив - на пути к победе ни с чем не считаться, ни перед чем не останавливаться. Песня написана через много лет после победы, но это взгляд на войну изнутри войны. С таким чувством уходили в бой.
Учитель истории: 27 миллионов погибших, это и убитые в бою, и мирные граждане, умершие от голода и болезней, погибшие при бомбардировках, расстрелянные подпольщики, замученные в концлагерях. В руинах лежали города, захватчики уничтожили много заводов и фабрик, разграбили музеи и библиотеки.
Давайте попробуем оценить, из чего же сложилась цена Победы…
Чем дальше вглубь уходит история, тем, ка-жет-ся, легче оценить действия военного руководства и рядовых участников тех кровавых событий. (Первые две группы получают документы – это приказ № 270 от 16.08.1941г. и приказ № 227 от 28.07.1942г.). Известно, что приказы не обсуждаются, попытайтесь поставить себя на место военных и ответьте на поставленные вопросы.
Третья группа получала опережающее задание и подготовила материалы о войне и выполнении данных приказов из художественных произведений. На подготовку вам дается 2 минуты.
(1-я группа) Приказ № 270 Ставки Верховного Главного Командования Красной Армии
16 августа 1941 г.
Приказываю:
1. Командиров и политработников, во время боя срывающих с себя знаки различия и дезертирующих в тыл или сдающихся в плен врагу, считать злостными дезертирами, семьи которых подлежат аресту как семьи нарушивших присягу и предавших свою Родину дезертиров.
Обязать всех вышестоящих командиров и комиссаров расстреливать на месте подобных дезертиров из начсостава.
2. Попавшим в окружение врага частям и подразделениям самоотверженно сражаться до последней возможности, беречь материальную часть, как зеницу ока, пробиваться к своим по тылам вражеских войск, нанося поражение фашистским собакам.
Обязать каждого военнослужащего, независимо от его служебного положения, потребовать от вышестоящего начальника, если часть его находится в окружении, драться до последней возможности, чтобы пробиться к своим, и если такой начальник или часть красноармейцев вместо организации отпора врагу предпочтут сдаться в плен, - уничтожать их всеми средствами, как наземными, так и воздушными, а семьи сдавшихся в плен красноармейцев лишать государственного пособия и помощи.
3. Обязать командиров и комиссаров дивизий немедля смещать с постов командиров батальонов и полков, прячущихся в щелях во время боя и боящихся руководить ходом боя на поле сражения, снижать их по должности как самозванцев, переводить в рядовые, а при необходимости расстреливать их на месте, выдвигая на их место смелых и мужественных людей из младшего начсостава или из рядов отличившихся красноармейцев.
Приказ прочесть во всех ротах, эскадронах, батареях, эскадрильях, командах и штабах.
Ставка Верховного Главного Командования Красной Армии:
И. Сталин
Зам. Председателя Государственного Комитета Обороны
В.Молотов
Маршал Советского Союза С. Буденный
Маршал Советского Союза К. Ворошилов
Маршал Советского Союза С. Тимошенко
Выскажете свое отношение к этому приказу. Как по вашему: в данном случае цель оправдывает средства?
(2-я группа) Отрывок из приказа № 227 от 28 июля 1942 года.
У нас стало намного меньше территории. Стало намного меньше людей, хлеба, металла, заводов, фабрик. У нас уже нет преобладания над немцами ни в людских резервах, ни в запасах хлеба. Отступать дальше — значит загубить себя и загубить вместе с тем нашу Родину. Ни шагу назад! Таким теперь должен быть наш главный призыв. Безусловно, ликвидировать отступательные настроения в войсках и железной рукой пресекать пропаганду о том, что мы можем... отступать. Формировать в пределах армии 3-5 хорошо вооруженных заградительных отрядов, до двухсот человек в каждом, поставить их в непосредственном тылу неустойчивых дивизий и обязать их в случае паники и беспорядочного отхода частей дивизий расстреливать на месте паникеров и трусов.
Иосиф Сталин
Этот приказ - один из немногих, номер которого помнит каждый фронтовик. Почему? Дайте свою оценку приказу «Ни шагу назад!». (Дискуссия)
Учитель истории: Оценка данного приказа не может быть однозначной, с одной стороны - слишком велика была опасность для нашей страны, с другой стороны ценность каждой человеческой жизни. И везде и всюду - человеческие судьбы, боль, страдания и радость предвкушения победы.
Учитель литературы: А теперь дадим слово 3-й группе….
Стихотворение Ю. Друниной
Я только раз видала рукопашный…
Раз наяву и тысячи во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.
Отрывок из кинофильма «Горячий снег».
Пример выполнения приказов № 270 и 227 мы нашли в произведениях В. Тендрякова «Донна Анна», Б. Васильева «В списках не значился», «А зори здесь тихие…», В.Быкова «Дожить до рассвета». (Выборочный пересказ и чтение отрывков)
Учитель литературы: Действительно, дать однозначную оценку этим приказам невозможно: люди, горе, надежды, страх – все перемешалось.
Выполняя приказы, люди не думали ни о наградах, ни о славе, они отдавали свои жизни ради самой жизни, послушайте стихотворение….
Выразительное чтение стихотворения Ю. Друниной «Зинка»
Работа в группах.
Заполните таблицу «Лист наблюдений и выводов», отмечая ключевые слова и выражения, характеризующие трагические стороны войны по тексту данного стихотворения.
НА ПАРТЫ РАЗДАЮТСЯ ЛИСТКИ НАБЛЮДЕНИЙ И ВЫВОДОВ
1. Какие трагические стороны войны отражены в стихотворении?
2. Какой изображена война?
3. Продолжить фразу.
Наша память о войне - это...
Ученики отвечают
Учитель литературы:
События Великой Отечественной войны огнём вошли в сердца людей. Они продолжают жить в памяти теперь уже внуков и правнуков тех солдат, что отстояли нашу Родину. А слова поэтессы Ольги Берггольц, высеченные на стеле Пискарёвского мемориала, звучат как всенародная клятва:
Их имён благородных мы здесь перечислить не сможем,
Так их много под вечной охраной гранита.
Но знай, внимающий этим камням,
Никто не забыт, и ничто не забыто.
Учитель истории: А теперь предоставим слово эксперту-историку.
Рефлексия: выступает эксперт-историк с презентацией, в которой отражены героизм и патриотизм как военного руководства, так и рядовых солдат (подводит итоги сказанному).
Презентация
1. Несмотря на трудности, с которыми пришлось столкнуться бойцам и офицерам Красной Армии, они внесли огромный вклад в Победу. Хотелось бы отметить целую плеяду талантливых военачальников, среди которых особое место принадлежит Г.К. Жукову…(о Жукове), на слайде фото маршалов.
2. Не могу не отметить массовый героизм советских воинов, не жалеющих жизни ради Победы. Вот, например, подвиг одного из рядовых, по велению души, по совести, по чувству долга, честно, искренне, идущего в бой за Родину…
3. Планируя нападение на СССР, Гитлер считал, что многонациональная советская держава развалится под ударом его армий как «карточный домик», но этого не произошло. Наоборот, многонациональный советский народ еще сильнее сплотился в минуту смертельной опасности. Защита единого государства была воспринята всеми как национальная задача. Среди защитников только Брестской крепости сражались и погибли представители 30 национальностей. Я могу сделать вывод, что в основе патриотизма и героизма, проявленных в эти годы, лежали, в своем большинстве, не приказы, а понятия о чести, достоинстве, любви к Родине!
Учитель литературы: Велик и неоценим вклад в победное завершение войны не только тех, кто с оружием в руках встал на защиту Родины, но и тех, кто оставался в тылу, самоотверженно трудился, приближая Победу. «Медаль за бой, медаль за труд из одного металла льют».
Учитель истории: Лозунг «Все для фронта, все для Победы» стал для тыла главным. Обратите внимание на экран.
Эксперты – историки выступают с презентацией о том, что в Аркадаке было сделано тружениками тыла. Презентация начинается словами: «Здесь тыл был фронтом». На одном из слайдов:
О своей жизни в годы войны и работе на саратовском заводе, выпускавшем самолёты-истребители, рассказал известный в Аркадакском районе учитель, а сейчас пенсионер Н.В. Гаврилов:
- Смена начиналась в 8.30 утра, а заканчивалась 8.30 вечера. Трамваи по городу не ходили, а я жил в 12 километрах от завода. Работали на заводе в основном мальчишки и девчонки. В 1943 году, когда шли бои под Сталинградом, участились налёты на Саратов.
- В городе объявляли тревогу, - вспоминает Николай Васильевич. - Но мы продолжали работать. В одну из ночей бомба попала в 43-й цех. Половина завода была разбита. 195 человек погибли. На следующий день пришли те, кто остался в живых. И работали 12 часов плюс четыре часа на восстановление завода.
Как после этого не сказать слова, что и тыл был фронтом.
Согласны ли вы со словами Николая Васильевича? Можно ли было назвать тыл «фронтом»? Почему? Подтвердите эти слова фактами, событиями из истории и литературы.
Из истории: Несмотря на трудности колхозно-совхозная система надежно обеспечивала сырьем промышленность, продовольствием армию и городское население, в короткий срок завершился перевод экономики на военный лад, Социалистическое соревнование концентрировало трудовую энергию десятков миллионов людей под главным девизом тех дней – «Все для фронта, все для победы!» На заводах возникли тысячи молодежных бригад, боровшихся за звание фронтовых. Мы считаем, что единство фронта и тыла, морально-политическое единство советского общества стали одной из важнейших предпосылок победы в войне.
Из литературы: Действие трилогии Ф. Абрамова «Пряслины» происходит в архангельской деревне Пекашино, которая находилась далеко от переднего края. Но как сказала одна из героинь романа, «сейчас везде война».
Ф. Абрамов суров, порой безжалостен в описании того, как жестоко обошлась война с теми, кто остался в тылу. «Без мужского догляда ветшали и разваливались постройки. От недоедания, тяжёлой работы, горя на глазах старели пекашинские бабы».
Самой тяжкой была доля детей. Подростки трудились на лесозаготовках. Вместе с матерями они пахали, сеяли, жали, косили. Пришла похоронка, и четырнадцатилетний мальчишка Мишка Пряслин стал кормильцем, опорой не только всей своей семьи, но и всего колхоза.
Автор отмечает в своих героях чувство личной причастности к событиям войны. «Фронт сейчас через каждое сердце проходит, товарищи!- говорит колхозникам Лукашин. – Линия фронта у станка рабочего, на каждом колхозном поле… А как же иначе? Недодашь пуд хлеба – недоест рабочий, а недоест рабочий,- значит, меньше танков и самолётов. Кому выгода? Гитлеру от этого выгода»… Повинуясь этой суровой логике войны, пекашинцы развернули на родной Пинеге «своё сражение – сражение за хлеб, за жизнь.
Да вся страна жила под одним лозунгом «Всё для фронта – всё для победы!»
Дни и ночи у мартеновских печей
Не смыкала наша родина очей…
Дни и ночи битву трудную вели,-
Этот день мы приближали, как могли.
(В. Харитонов)
Автор этого стихотворения и сам участник войны, как и многие деятели культуры.
Совместное выступление экспертов - историков и литературоведов. Презентация «Вклад творческой интеллигенции в победу» и обзор выставки книг.
Эксперт-историк:
Гремели пушки, но музы не молчали… Великая Отечественная война вызвала к жизни мощное искусство. Русский писатель всегда имел право говорить от имени народа - говорить «мы», поскольку в годину самых тяжёлых испытаний был даже не вместе с народом - был его частью. Поэтому неудивительно, что в годы войны около трети всего Союза писателей ушло на фронт. А сколько тех, кто ни в каких писательских организациях не состоял и прямо из окопа пришёл в литературу…
Литературовед:
Одни, как В. Гроссман, К. Симонов, А.Твардовский, М. Шолохов, были «военкорами»- военными корреспондентами на передовой. Другие прошли эту войну солдатами, офицерами, политработниками и среди них прозаики В. Астафьев, Г.Бакланов, В.Богомолов, Ю.Бондарев, Б.Васильев, В.Некрасов, А.Солженицын, поэты Б.Окуджава, Д.Самойлов, Б.Слуцкий, А.Тарковский и многие другие. Более 400 советских писателей с войны не вернулось. Среди них А.Гайдар, Е. Петров, Ю.Крымов, В.Ставский, И.Уткин, А.Лебедев
В начале войны главенствующее положение в литературе заняли наиболее мобильные и оперативные жанры, доносившие до народа самые главные и искренние слова.
ВОПРОС. Назовите эти жанры.
ОТВЕТ. (Публицистика, песня, очерк, короткий рассказ, лирическое стихотворение)
Литературовед:
Нашу выставку мы назвали «Память огненных лет». На ней представлена, конечно, только небольшая часть из того, что написано о войне. Подлинными шедеврами прозы военных лет стали, безусловно, романы «Молодая гвардия» (1-я ред. 1945) А.А.Фадеева, «В окопах Сталинграда»(1946) В.П.Некрасова , незавершённый роман М.А.Шолохова «Они сражались за Родину» (начат в 1943), повествование о драматической судьбе лётчика А.Маресьева, потерявшего обе ноги и ценою невероятных усилий всё-таки вернувшегося в боевой строй, в «Повести о настоящем человеке» Б.Полевого; история прошедшего немецкий плен офицера, изложенная в рассказе М.Шолохова «Наука ненависти».
Были и героико-эпические произведения, воспевавшие подвиг народа и осмыслявшие масштабы разразившихся событий. Здесь недосягаемым для прозаиков образцом стала поэма А.Твардовского «Василий Тёркин»- подлинный эпос Великой Отечественной.
Писатели исследовали те стороны национального характера, которые позволили выстоять русскому солдату плечом к плечу с солдатами других национальностей в самые сложные периоды войны.
Была и проза, связанная со стремлением писателей показать судьбу отдельного человека в нечеловеческих условиях войны. Такой взгляд позволял рассмотреть детали, недоступные для авторов широких эпических полотен, ставить самые смелые, порой трудноразрешимые нравственные проблемы и вопросы. Мысль о том, что война не только раскрывает сущностные черты личности, но и формирует их, закаляет волю человека- важнейшая для произведений этого ряда. Перед вами произведения писателей – фронтовиков: Ю. Бондарева «Горячий снег», В. Богомолова «Чрезвычайный розыск», В. Быкова «Сотников», «Обелиск», В. Астафьева «Пастух и пастушка»…
Сборники стихов К. Симонова, Б. Слуцкого, А.Суркова, А.Твардовского – отдельная страница в летописи Великой Отечественной войны.
Вопрос: Какие из произведений о Великой Отечественной войне вы прочитали?
( О романе Ю.В. Бондарева «Горячий снег», о романе Б.Васильева «В списках не значился»)
«Горячий снег» - это роман о Сталинградской битве, о людях, для которых защита Сталинграда олицетворяла защиту Родины. Это произведение написал участник Сталинградской битвы, один из лучших представителей военной прозы Юрий Васильевич Бондарев.
Когда я прочитал это произведение, то был потрясён тем, как был написан этот роман, можно было увидеть битву, такую, какую я не мог представить раньше. События романа «Горячий снег» разворачиваются под Сталинградом в холодном декабре 1942 , когда одна из наших армий выдерживала в приволжской степи удар танковых дивизий фельдмаршала Манштейна, который стремился пробить коридор к армии Паулюса и вывести её из окружения. От успеха этой операции в значительной степени зависел исход битвы на Волге и, может даже, сроки окончания самой войны. Время действия романа – несколько дней, в течение которых герои Бондарева самоотверженно обороняют крошечный пятачок земли от немецких танков.
Начинается роман в тот момент, когда армия генерала Бессонова направляется в поезде особого назначения под Сталинград.
Перед защитниками была поставлена цель: не пропустить танковые силы врага, рвущегося в Сталинград на помощь окруженным гитлеровским войскам. Вообще Сталинградская битва играет огромную роль в истории Великой Отечественной войны. Сталинградская битва была выиграна, благодаря смелости многих, ценой их жизней.
Горячим становится снег не только от взрывов гранат, но и от слёз, от горечи. Так в чем же смысл названия романа Бондарева «Горячий снег»? Можно предположить, что он стал, горячим от пороха и крови солдат, от пота и ненависти к врагу, но стал он «горячим» от искренних слёз солдата. Мы должны знать и помнить эти события в истории нашей страны. Спасибо тем солдатам, которые дали нам шанс жить на этой прекрасной планете. Мы помним вас и знаем о ваших подвигах.
Роман «Горячий снег» отличается своей прямотой, непосредственной связью сюжета с подлинными событиями Великой Отечественной войны, с одним из её решающих моментов. Жизнь и смерть героев романа, сами их судьбы освещаются тревожным светом подлинной истории…
Ещё эта книга учит мужеству, верности служения Родине, она учит быть настоящим мужчиной.
Давно отгремели залпы Великой Отечественной войны. Но о ней продолжают вспоминать, рассказывать, писать. О событиях тех далеких лет, о защитниках Брестской крепости, о тех, кто первым встретился лицом к лицу с врагом, я прочитал в романе Б. Васильева “В списках не значился”.
В процессе обороны Брестской крепости Плужников стал одним из ее героев, совершил множество подвигов, которые мы не должны забывать. Он был “хозяином” крепости до 1942-го года. ‘Не сдалась, не пала Брестская крепость. Не взяли ее ни бомбами, ни огнеметами. Она просто истекла кровью…”. Перед смертью “хозяин” крепости удостоился воинских почестей даже от врага.
Эксперт-историк продолжает презентацию. Говорит о песнях.
Учитель истории: В суровые дни войны прекрасные,трогающие сердца песни, как на крыльях, облетели фронты и тылы, помогая советским людям бороться с врагом. На войне бывают моменты затишья, когда можно было отдохнуть, представим, что и у нас настал такой момент, и вспомним одну из самых любимых всеми песен тех лет.
(Ученики отдыхают и поют песню «В землянке»).
Далее в презентации о живописи, кинематографе, (работа с документом )
Наука в годы войны. (работа с документом)
Обратите внимание на экран. Листок из архива. Воспоминания кинорежиссера М.С.Донского.
«Очень памятна мне работа над экранизацией повести «Радуга» Артисты работали самоотверженно, не разрешая себе перерывов. Они воевали своим искусством. Приведу только один небольшой эпизод нашей работы. Мы снимали сцену, в которой артистка, игравшая роль матери, должна была, стоя на коленях около убитого сына, горестно рыдать. Все было готово к съемке. Я послал помощника позвать артистку Тяпкину, игравшую роль матери. И вдруг узнаю, что Тяпкина получила известие о гибели на фронте ее сына. Глубоко сочувствуя ее горю, я хотел отменить съемку. Но она, подняв на меня горестный взгляд, сказала дрожащим голосом: «Нет, мы будем снимать этот эпизод, мы воюем!». Подойдя к лежащему на земле артисту, который играл роль ее сына, она медленно опустилась на колени. Тяпкина не играла роль, она была матерью, у которой на фронте погиб ее единственный сын.
Как вы понимаете слова артистки «мы воюем?»
Учитель истории: Каждый старался сделать все, что мог для долгожданной Победы. На уроках, посвященных Великой Отечественной войне, вы не раз говорили о героизме, мужестве, самоотверженности советских людей, ставших одним из решающих факторов Победы. Истоки этих качеств - в любви к Родине, осознании долга перед ней. Вместе с тем вам известно и о фактах предательства. Как вы думаете, что толкает человека на путь предательства? Что становится ценой выживания в этой ситуации?
Ответ с примером из истории
Характеристика поступков литературных героев. (В.Быков «Сотников», С. Ларионов
« Елка деда Архипа», М. Шолохов «Судьба человека»)
Учитель истории: Мы заговорили о партизанах. Давайте посмотрим на масштабы борьбы в тылу врага и цену, которую вложило движение Сопротивления в Победу.
Презентация историков «Движение Сопротивления (подпольная работа, партизаны, последний слайд о движении Сопротивления в Европе)
1-й слайд
В годы войны за линией фронта действовало 24 нелегальных обкома, свыше 370 горкомов, райкомов. Рука об руку с ними сражались сотни тысяч комсомольцев и беспартийных.
2-й слайд
В конце 1941-42 г.г в Белоруссии, Ленинградской, Смоленской и Орловской областях возник ряд «партизанских краев»
3-й слайд:
Полковник Николай Васильевич КАБАНОВ в свои 14 лет был связным в соединении дважды героя Советского Союза Алексея ФЕДОРОВА.
«Я был связным, мне было 14 лет. На 100 партизан было около 10 таких вот детей. Мы даже больше участвовали в партизанском движении. Скажем, в качестве связного ребенку было проще. Нас посылали в самое пекло, туда, где взрослые не пройдут. На местах мы искали таких же пацанов, и они рассказывали о том, сколько фашистов в селе, какое у них оружие и где хранится.
Несмотря на возраст, юные партизаны наравне со взрослыми участвовали в боях. В армии было проще: неприятель впереди, а сзади тыл. У нас же везде фашисты. В армии худо-бедно одевали, кормили, вооружали, а у нас ведь ничего не было. Самое страшное для партизан – недостаток боеприпасов. Окружат фашисты – отбиваемся 5 – 10 дней, сколько есть боеприпасов, а когда они заканчивались, приходилось прорываться. Лечиться тоже негде было. Помню, у нас одного хлопца ранило, у него началась гангрена, так ему ножовкой по дереву, живьем пилили руку. Врачей - нет, инструментов - нет, лекарств – нет. Вот так и воевали. И не стоит забывать,что партизаны – это в основном старики, женщины и дети, но как нас боялись фашисты».
Какая всепоглощающая страсть, взрослая, выстраданная, лежала в основе поступков детей, ставших партизанами? (ненависть к врагу, желание отомстить за смерть близких). Что определяет поступки детей-партизан, делает их взрослее многих взрослых?
4 слайд
Во многих оккупированных городах велась диверсионная подпольная работа. В истории Великой отечественной войны навсегда остались имена Олега Кошевого, Ульяны Громовой и других.
5 слайд
До 50 тысяч советских граждан принимали активное участие и в движении антифашистского Сопротивления в Польше, Франции и других западноевропейских странах.
6 слайд
Найдите на карте «Великая Отечественная война Советского Союза» территории, охваченные партизанским движением. Сделайте вывод о масштабах борьбы в тылу врага.
7 слайд
Всего в годы войны в тылу врага с оружием в руках сражалось около 1 млн. человек. Они вывели из строя 1.5 млн. вражеских солдат и офицеров, постоянно отвлекали на себя с фронта до 10% германских боевых сил.
Учитель литературы: Сегодня на уроке мы попытались увидеть войну глазами ее участников, испытавших на себе все тяготы военного времени.
Выполните небольшую творческую работу в группах «Штрихи к уроку» на тему «Цена Победы». Время выполнения 3 минуты.
На экране высвечиваются правила составления «штрихов».
1существительное
2 прилагательных
3 причастия
4 глагола
5 наречий или деепричастий.
Сложноподчинённое или сложносочинённое предложение.
Учитель истории: Вторая мировая война была самой крупной и тяжелой войной в истории человечества. В войне участвовало 61 государство с населением 1,7 млрд. человек, погибло более 50 миллионов человек.
Основной удар этой войны принял на себя Советский Союз. Эта война стала для советского народа Великой Отечественной, люди сплотились перед лицом угрозы порабощения и уничтожения. Из чего же сложилась цена Победы?
Ученики: Истоками победы стали героизм и мужество бойцов и командиров Красной Армии, беспримерный трудовой подвиг всех тружеников тыла, военное искусство советских полководцев - Г. К. Жукова, К. К. Рокоссовского, И. С. Конева, А.М. Василевского. Также победе СССР способствовала помощь союзников (материально-техническая и военная).
Ученики: Цена победы оказалась высока, но жертвы, принесенные на алтарь Отечества, не были напрасны.
В Великой Отечественной войне на фронте и в тылу у советских людей со всей силой проявились самоотверженность и дисциплина, массовое самопожертвование и огромная энергия, напор и невиданная стойкость, без которых победа была бы невозможна.
Учитель истории: вот и подходит к концу наш урок, какие чувства он у вас вызвал?
Учитель литературы: Мы просим оценить результаты работы в группах. (Выступает ответственный). Благодарим за работу экспертов, которые проделали большую, кропотливую работу и подготовили ценные презентации.
Домашнее задание: Написать эссе на одну из тем:
1.След войны.
2.Память огненных лет.
Учитель истории: В результате совместной деятельности у вас сформировалось целостное представление о событиях тех лет, о невосполнимых потерях, о ценности каждой жизни. Спасибо всем за работу.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ