РАЗВИТИЕ ЯЗЫКОВОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ УЧЕНИКА НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИАЛЕКТНЫХ СЛОВ
РАЗВИТИЕ ЯЗЫКОВОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ УЧЕНИКА
НА ОСНОВЕ ИЗУЧЕНИЯ ДИАЛЕКТНЫХ СЛОВ
Г. Б. Иванова
учитель русского языка и литературы
МОУ «Средняя общеобразовательная
Каплинская школа с углубленным
изучением отдельных предметов»
Развитие языковой личности непрерывно движется от “красивых образов – к красивым мыслям, от красивых мыслей – к красивой жизни, от красивой жизни – к абсолютной красоте” (Платон). Поэтому одна из задач учителя на уроке – научить ребенка воспринимать речевые произведения, отличающиеся глубиной и точностью отражения действительности, определенной целевой направленностью. Один из способов решения этой задачи – изучение этнокультурного материала.
Художественные произведения писателей родного края наполнены прекрасными образами, способными повлиять на развитие языковой индивидуальности ученика. Творчество Старооскольского поэта Владимира Михалева может вызвать у детей неподдельный интерес и открыть им новые грани красоты родного языка.
В произведениях В. Михалева можно увидеть достаточно много диалектных слов, которые представляют собой наиболее архаичные и естественные формы языкового существования. Диалекты способны отразить особенности быта, раскрыть специфику жизни людей на определенной территории. Это слова, описывающие дом, двор, природу; характеризующие человека, слова-мировоззрения, описывающие взгляд предков на жизнь; слова, связанные с обрядами, - все они очень ёмки и образны, сложны и уникальны, их содержание глубоко уходит в глубь истории предков.
Творчество Владимира Михалева посвящено воспеванию красоты родной природы. Мы видим, насколько поэт близок природе, как глубоко умеет он прочувствовать все, что его окружает. Все самое дорогое и близкое для себя поэт связывает с уголками родной земли, с заповедными для себя местами. Стихи В. Михалева сродни лирике С.Есенина – почти вся она о крестьянской Руси, о её пашнях, лугах, реках, косогорах. И сам поэт - часть этой природы: он родился и вырос на этой земле, он впитал в себя все лучшее, что есть на его родной земле, и в первую очередь – язык.
Изучение диалектов представляет интерес с исторической точки зрения: многие слова хранят архаические черты, не отраженные литературным языком. Можно найти семантические параллели между употребляемыми поэтом диалектными словами и словами, уже ушедшими из употребления, ставшими устаревшими.
Так архаические черты диалектных слов можно увидеть в стихотворении «Звуки» в строке «Раздумной крушусь головой». «Раздумной» от слова раздумье, означает состояние сосредоточенности, задумчивости, а «крушусь» от устаревшего слова «крушиться» - что означает сокрушаться, печалиться. Здесь можно увидеть связь и со словом «кручинить», означающим сильно огорчаться. Сравните у Даля: «крушливый человек – принимающий всякую заботу на себя». Данный диалектизм «крушусь» сохраняет значения двух устаревших в настоящее время слов («крушиться», «кручинить»), является эмоционально окрашенным словом, не теряющим черты художественной выразительности. Именно эти слова необходимы лирическому герою стихотворения, чтобы выразить мысль о невозможности постижения земной красоты. Герой поражен загадкой окружающего мира и не в силах отгадать её.
Кроме исторической точки зрения на диалекты интересно их изучение с точки зрения формирования литературного языка. Многие диалектные слова со временем переходят в разряд литературных. И писатели, включающие в свои произведения такие слова, способствуют этому. Так В. Михалев очень часто употребляет в своих стихотворениях слово «зеленя». Литературный синоним этого слова – озимь, зеленя означают всходы озимых хлебов, злаки озимого посева. Легко догадаться, почему, рисуя картины родной природы, поэт вводит в своё стихотворение это диалектное слово: кусочку своей родной земли должно соответствовать и свое родное, рожденное в этом крае слово. Только через него можно выразить всю неповторимость его значения. Что означает по сравнению с ним общеупотребительное «озимые»? В нем нет цветописи, той мягкости звучания, которую так любят жители нашего края.
В литературном творчестве поэта заимствованы черты других диалектов. Так в стихотворении «Сорок лет…» использовано слово «духмянит» («Пахнет вишней И мятой духмянит»). Слово образовано от «духмяный», что означает пахучий, душистый. В словаре Даля указано, что слово «духмяный» употребляется жителями Псковской, Тульской, Воронежской, Рязанской областей. Вероятнее всего, что жителям нашего края оно стало известно благодаря соседству с Воронежской областью. Человек, услышавший это слово впервые, сразу же почувствует его смысл. Какое оно нежное, приятное для слуха. Для автора запах вишни и запах мяты – это совершено разные вещи: вишня просто пахнет, а мята – «духмянит», и чувствуется здесь что-то душистое, пьянящее и манящее нас одновременно.
Интересно с этой точки зрения и стихотворение «Подарок». «Щепоть соли, Горстку мяты, Ободок дежи, Поля ломтик…» - все это дарит лирический герой своей возлюбленной. Диалектизмом здесь является слово «дежа». Как указывает В. Даль, слово использовалось на юге России, в Тамбовской, Тверской областях, означало квашню, кадку, в которой квасят и месят тесто на хлеба. Как видно, стало известно это слово и жителям нашего края. Лирический герой готов подарить своей возлюбленной самое дорогое, что есть у него – свой мир. Он простой и прекрасный одновременно: это родные поля, ночные ветры, тропки у ручья. Это простая дежа, которую он видел с детства и с которой связаны самые теплые воспоминания. Именно в ней подходило тесто, из которого потом выпекалось самое ценное, что есть у крестьянина – хлеб.
Изучая творчество Михалева, мы заметили влияние литературного язык на диалекты. В стихах поэта присутствуют диалекты, образованные от литературных слов. В стихотворении «Подарок» в строке «Ледяной ключа окраек» вызывает интерес слово «окраек». Оно может обозначать часть края, так как в предыдущих строках присутствуют такие слова: «щепоть», «горстку», «ободок», «ломтик». В стихотворение «Я опять о тебе, неглубинная…» присутствует словообразовательный диалект «заосенье» («Наливаются зовом малиновым В заосенье твои берега…»), что означает здесь пребывать в состоянии осени.
Многим диалектным словам, использованным в лирике Михалева, можно легко найти литературные соответствия. Так в стихотворении «Шутка» использовано диалектное слово «допрежь» («Допрежь не кланяюсь редактору»), соответствием которому является литературное «прежде», «сперва», «сначала», «вперед». Стихотворение «Все ласковей, неугасимей…» содержит такую строку: «Все жарче полымя рябины, Туманы резче, Лес сквозней». Слово «полымя» имеет то же значение, что и пламя. Но автор отказывается использовать известное всем литературное слово, полногласное сочетание в слове «полымя» изменяет и наше восприятие самого предмета. Вдумайтесь: не пламя рябины, а полымя. И словно больше стал костер рябины, ярче краски на нем.
Многие диалекты, используемые поэтом, не имеют параллелей в литературном языке. К ним слова - названия предметов, явлений, характерных для быта, хозяйства данной местности. Так интересно использование слова «остожье» в стихотворении «Предвесеннее» («Стынет за остожьем Скользкий перевоз»), которое означает место для стога сена, где стог стоял с остатками сенца, образованное от древнерусского «остожь», «остожье». Другие диалекты – это слова – синонимы, соответствующие литературным: например «городьба» - «изгородь», «дроги» - «повозка». Слово «городьба» видим в стихотворении «Весь сегодня я весенний» («Не дарованы, Не жалованы Солнце, избы, городьба…»), оно является диалектным, образовано от слова «городить», обозначает деревянную изгородь, плетень. Именно оно необходимо поэту, так как он не находит другого названия для ограждения, сделанного, может быть, на скорую руку, из самого простого материала.
Одно и то же диалектное слово в разных стихотворениях поэт может использовать в различных значениях, причем каждый раз слово сохраняет свои особенности как диалекта. В стихотворениях «Жмутся девушки, словно сиротки..» и «Опять в руках пастуший посох..» употреблено слово «стрекает». В первом стихотворении в строке «Хорошо, не стрекает крапива, Не сечется густая лоза…», во втором - «Люблю стрекающие росы И пляску красок на лугу». Сравнивая эти строки, явно видно, что слова использованы в разных значениях. В словаре Даля читаем, что одно из значений слова «стрекать» означает «прыскать, брызгать, обдавать струей», другое –«жечься, жалиться, колоться». Конечно же, росы у Михалева брызгающие, а крапива – жгучая. Здесь же видно столкновение разных значений, хотя, конечно же, происхождение обоих слов от слова «стрекать» говорит об их родстве и семантической схожести: и то и другое слово обозначает прикосновение, заставляет себя почувствовать. Говоря о стрекающих росах, автор подчеркивает важность этого признака. И сам лирический герой представляется нам идущим по росам, чувствующим их капли на себе. Росы для поэта живые, как видно, диалекты – это ещё и способ олицетворения природы.
Диалекты довольно заметно обогатили русский литературный язык. С помощью диалектов создается местный колорит, без которого произведение может оказаться вне времени и пространства. Писатель употребляет те диалектные слова, которые отвечают его эстетическим установкам. Интерес мастеров художественного слова к диалектам диктуется стремлением правдиво отразить жизнь народа. Диалекты помогают проникнуть в психологию героев. В художественных произведениях диалектизмы воспринимаются как экспрессивные, эмоционально окрашенные слова. В.Михалев использовал диалекты на равных правах с литературными словами.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ