Как рождаются проекты
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ольховская средняя общеобразовательная школа»
Ольховский район Волгоградская область
Из опыта воспитательной работы
«Как рождаются проекты»
подготовили:
учитель истории
Чернышова Светлана Анатольевна,
учитель физики
Сивков Николай Петрович
с.Ольховка
2014 год
Опыт работы над проектами. Экспедиция в проектной деятельности.
Наш мир - это удивительный источник для дальнейшего развития человека. Он огромен и прекрасен, и каждый день открывает нам новые горизонты познания. Ставит перед нами новые вопросы, создает непреодолимые проблемы, которые мы обязательно должны решать для того чтобы и дальше считать себя homosapiens (человеком разумным). Но трудно не согласиться с древними мудрецами, которые говорили: «В нашем мире очень много интересного, жаль, что этим мало кто интересуется». Поэтому нам кажется, что главная цель работы учителя: формировать, развивать и приумножать желание детей интересоваться новым, желание открывать для себя новые знания об окружающем нас мире. За долгие годы существования педагогики как науки, было разработано немало методик и приемов, которые работают на это, но самый эффективный результат, на наш взгляд, дает методика исследования и проектная деятельность, особенно если эти два метода работают совместно.
Но всегда возникает вопрос: «С чего начать»? Ответ очень прост, отправляться в путь, так как дорогу осилит идущий. Обратитесь к детям, к их интересам. К сожалению, большинство педагогов не дооценивают творческий потенциал своих детей. А зря. Мы на собственном опыте не раз убеждались, насколько креативны наши ребята, насколько открыто их сознание для восприятия нового, как много идей они могут инициировать за считанные минуты. Главное в этой ситуации не играть «роль педагога», а быть им. Педагогика сотрудничества это не просто красивое словосочетание, это реально работает.
В нашем случае, отправлялись в путь мы в прямом смысле слова. Идея организовать многодневную экспедицию с целью изучения природы и истории родного края давно витала в воздухе. И хотя сама по себе идея неоднозначна, мы легких путей не искали. Поверьте набрать команду ребят, увлекающихся туризмом и отправиться с ними по заранее проложенному маршруту-это достойно уважения, поскольку требует от учителей невероятных усилий и огромной ответственности. Но где же здесь проблема? Мы создали ее искусственно. Путешествовать предстояло по реке Иловля на собственноручно сделанном плоту, а маршрут прокладывать самостоятельно. Согласитесь, мы очень рисковали! Но поверьте это того стоило. Уже на первом этапе проекта началась серьезная работа узкой группы учащихся над вопросами: 1. Из чего делать плот? 2. Каким образом. Изучение аналогичного опыта в других регионах России. Проводились физические опыты на макетах для вычисления возможности грузоподъемности разнообразных материалом. В итоге этой подготовительной работы пришли к выводу, что плот будем делать из 800 пластиковых бутылок, связанных в секции между собой, сверху установим деревянный настил, размером 2,0 на 4,0 метра. Грузоподъёмность такого плота более 1000 килограммов, т.е. на плоту одновременно могут находиться 7-8 взрослых человек плюс вес снаряжения.
От теории мы перешли к практике. Начался поиск пластиковых бутылок. Для нашего небольшого населенного пункта найти такое количество качественного сырья за несколько дней было сложно. Пришлось очистить деревенскую свалку от пластиковой тары. Не могу не отметить, что цели, которые дети самостоятельно ставят перед собой, превращают даже ленивых чистюль в увлеченных трудоголиков. Когда же в школьной мастерской появилось такое количество пластиковых бутылок, а далее из них стали вырастать стройные ряды секций, поверьте, равнодушных не осталось. Только ленивые не задавали вопросы: «Зачем? Для чего?» Все-таки детское любопытство - великая сила. Дальше сработал эффект Тома Сойера (история с покраской забора). Популярность и значимость работы выросла на глазах, а количество желающих участвовать в проекте оказалось слишком много.
На подготовительном этапе была изучена информация по нормам питания, сделаны предварительные расчеты, проведены инструктажи по технике безопасного поведения в экспедиции, четко распределены обязанности. Если коллектив детей не подготовленный об этом лучше договориться на берегу, к счастью у нас изначально была полная взаимозаменяемость, а распределение обязанностей скорее носило условный характер.
Экспедиция была рассчитана на 5 суток. Цель экспедиции: сплавиться на плоту по реке Иловля от села Рыбинка до озера Бездонного (живыми, невредимыми и переполненными эмоциями вернуть детей родителям).
Задачи:
1)Изучить гидрологические особенности реки, ее растительность и фауну.
2) Изучить нюансы маршрута, для того чтобы в дальнейшем иметь возможность проводить полномасштабные исследования.
3) найти место расположения бывшей усадьбы помещика Грекова - Мишкину пристань.
Конечно же, у каждого из членов экспедиции наверняка были собственные мотивы участия в этом путешествии: одни хотели проверить себя (возможно ли это - провести 5 дней вдали от цивилизации, практически в дикой природе). Другие измерить свои силы (справедливости ради нужно отметить, что прохождение некоторых маршрутов было очень нелегким испытанием с точки зрения физической подготовки), третьи хотели полюбоваться красотами нашего края и узнать что-то новое. Каждым руководило что-то свое, но одно можно сказать с уверенностью, что в экспедицию собрались настоящиеромантики-экстремалы. Кстати, река Иловля берет свое начало в Саратовской области, ее протяженность составляет 369 километров, 96 из них пролегает по территории нашего района. Мы прошли около 12 километров. Немного, в среднем по 3 в день, но какие были эти 12 километров. Если бы каждый километр, которым мы проходим в своей жизни, приносил нам хотя бы миллионную долу той информации и эмоций, которую мы смогли получить в ходе нашего исследования, мы по праву могли бы считать себя настоящими мудрецами. Когда ты проходишь мимо тех мест, где не ступала нога человека (были и такие отрезки на нашем пути), ты отчетливо начинаешь осознавать, что этими же красотами могли любоваться Александр Невский, Степан Разин, Петр Первый, Елизавета Петровна, Петров-Водкин. Воды реки Иловля были свидетелями тяжелых человеческих судеб. В незапамятные времена пойма реки была очень опасным местом, поскольку здесь кочевники ловили и пленили людей.
Одно из самых ярких первых впечатлений - спуск плота на воду. В этот момент все члены экспедиции испытывали,наверное, те же чувства, что и кораблестроители, спускающие свое детище со стапелей. Произведенное по собственным расчетам, сделанное своими руками творение вызывало у всех ребят чувство гордости. В течение дня мы испытывали плот на мобильность, маневренность, грузоподъемность. Изначально предполагалось, что группа разделиться на две части и будет продвигаться параллельно по реке и по суше. В конце 1 дня экспедиции был сделан вывод: плот выдержит всех участников, причем, с большим запасом прочности. Но возникла и первая проблема: течение реки небольшое, вода в реке практически стоячая, передвигаться на плоту самопроизвольно невозможно. После мозгового штурма и нескольких экспериментов выход был найден. Было принято решение на больших глубинах передвигаться при помощи весел, там, где глубина от 1 до 3 метров управлять при помощи шестов.
Второй день –первые километры, первозданная природа, чистая вода, глубина до 6 и более метров. К вечеру выбираем великолепное место для стоянки на берегу реки, среди тополиной рощи в балке. Проведя первый осмотр местности приходим к выводу, что популяция бобров на данном участке реки значительная, кругом видны свежие следы их деятельности – заточенные у основания как карандаши деревья, кстати ночью, после того как был погашен костер, они почтили наш лагерь свои присутствием, осмотрелись и принялись за дело. Наутро были обнаружены новые следы их работы. Но это оказалось не самым интересным, нам только предстояло сделать открытие. Дело в том, что перед началом экспедиции мы узнали у местных краеведов, что недалеко от села Гусевка находилось поместье генерала Грекова, Мишкина пристань, ныне не существующее. Но самое удивительное, что в этом поместье в 1912 году гостил знаменитый художник Кузьма Петров- Водкин и якобы здесь он сделал зарисовки для своей культовой картины «Купание красного коня». Найти возможные признаки этого поместья было одной из задач нашей экспедиции. Так вот исследуя территорию, мы нашли фрагменты фундаментов со старинной кладкой, сняли и описали наши находки. Уже после завершения экспедиции, работая над проектом, мы доказали, что это действительно территория бывшего поместья Грековых, а связавшись с домом –музеем Петрова-Водкина в Хвалинске мы смогли восстановить историю событий, изучить письменные подтверждения, о существовании данного поместья, о том, что именно здесь Кузьма Сергеевич Петров-Водкин отдыхал осенью 1912 года и здесь получил мощный заряд вдохновения. Но это был уже другой проект, начало которого было положено в экспедиции.
На третий день мы проходили живописные места, там, где меловая гора подходит к берегу и обрамляет его, у нас появилась возможность пристать к берегу и, взобравшись на гору, посмотреть на реку с высоты птичьего полета. Говорить о детских впечатлениях излишне. Только ради одного этого стоило все это затевать. Разумеется, мы все снимали на камеру. Позднее, много месяцев спустя был сделан документальный фильм «По следам экспедиции». После перерыва продолжили сплав, если можно это так назвать, потому что течение практически замерло, глубина была большая и шесты при помощи которых мы передвигались на плоту оказались бесполезными, пришлось грести веслами, но впереди нас ждал очень тяжелый участок, сплошные водоросли, приходилось буквально продираться по метру в минуту (чувствовалось влияние людей на реку и нельзя сказать, что оно положительное).
Четвертый день нам принес немало неприятных моментов. Мы проходили мимо деревни и смогли в полную силу ощутить влияние людей на реку. Под влиянием так сказать цивилизации с рекой происходили необратимые изменения, она была сплошь покрыта водорослями, глубина в некоторых местах не более 20-25 сантиметров. Местные жители предостерегали нас о том, что дальше идти не возможно, поскольку дальше все покрыто водорослями. Но мы на общем совете приняли решение двигаться вперед. За три дня путешествия мы уже смогли понять, что чего-то стоим, что можем рассчитывать друг на друга, да и наше суденышко вело себя просто безупречно. А переход действительно оказался самым трудным. За селом река совсем умирает, превращаясь в болото, временами было ощущение, что сейчас нас затянет трясина, водоросли настолько плотно переплелись, что выше по течению задохнулась рыба, при этом глубина реки до 3-5 метров, наши 3 метровые шесты не всегда достают дна. Пристать к берегу невозможно, непроходимая чаща. Вот здесь и состоялась проверка на прочность. И ребята ее прошли достойно. Через несколько часов такого сплавления мы вышли в глубокое озеро, называемое местными жителями Бездонным, а за ним снова непроходимые протоки, перекрытые плотинами бобров, приходилось буквально прорубать себе дорогу.
Описывая наше путешествие мы намеренно умалчивали, о том, что это дало детям, думаю вы и сами понимаете насколько бесценный практический опыт они получили в ходе экспедиции: опыт выживания в условиях когда отсутствует связь, когда не всегда есть чистая питьевая вода( и ты наконец, не на словах, а на деле, понимаешь насколько это ценно), когда ты должен работать в команде , чтобы двигаться дальше, когда личные эмоции не должны мешать окружающим, опыт правильного, бережного отношения к природе. Наглядно увидели, к чему приводит бесцеремонное влияние человека, цивилизации на окружающий нас мир. Прикоснулись к живой природе и истории. Опробовали на практике, а не на словах методы и приемы исследовательской работы, описали и сфотографировали сотни растений, научились планировать свое личное время, распределять свои силы. Вот что могут дать всего пять дней экспедиции, согласитесь не мало. Кроме того собранный материал дал толчок и почву для работы над несколькими серьезными проектами в будущем.
К большому нашему сожалению подобные экспедиции невозможно проводить постоянно, ведь это не просто поход. Необходимо приложить немало усилий, чтобы все продумать и организовать, чтобы открытие нового знания, действительно стало открытием и не только для детей,но и для самого педагога, поскольку мы глубоко уверены, что увлечь чем-то, повести за собой сможет только по-настоящему увлеченный человек.
К тому же одни дети вырастают и покидают стены школы, на их смену приходят совсем малыши, с которыми снова приходится делать открытия. И самая большая проблема учителя - это самому не утратить способностьудивляться, быть открытым ко всему новому, интересному, полезному.
Материал авторский. Дополнительных источников информации не использовалось.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ