Картотека для работы с детьми
Составитель: Долганюк Е.В.

Данная картотека создана в помощь логопедам и дефектологам, работающим с детьми с ЗРР, алалией, с комплексными нарушениями и др. В картотеке собран материал известных логопедов практиков Нищевой, ,Архиповой и др. Материал грамотно и красочно оформлен, что немало важно при работе с данным контингентом детей. Дети на занятиях становятся более активными и заинтересованным в речевом подражании.
Источники
С.В.Батяева, Е.В. Севостьянова 2Альбом по развитию речи для самых маленьких».
Нищева Н.В. «Картотеки методических рекомендаций для родителей дошкольников с ОНР»
Архипова Е.Ф. «Логопедическая работа с детьми раннего возраста».
Жукова, Мастюкова, Филичева «Преодоление задержки речевого развития»
ВЫЗЫВАНИЕ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ
Широко открываем рот, громко поём:
А-а-а!
К
ак мама укачивает малыша?А-а-а!
Округляем губы, громко поём:
О-о-о!
Как плачет мальчик, у которого болит зуб?
О
-о-о!

Вытягиваем губы трубочкой, громко поём:
У-у-у!
К
ак гудит паровоз?У-у-у!
Растягиваем губы в улыбку, громко поём:
И-и-и!
Как кричит лошадка?
И
-и-и!

Дети заблудились в лесу.
Они кричат:
Ау! Ау!

М
алыш плачет:
Уа! Уа!

Ослик кричит:
И
а! Иа!

РАБОТА НАД ГЛАСНЫМИ ЗВУКАМИ
Упражнение «Лесенка». Поём гласные звуки так, как будто голос поднимается и
о
пускается по лесенке (повышение и понижение тона):
А-а-а!
- О-о-о! И т.д.
Пение на мягкой атаке голоса цепочек гласных звуков:
А-о-у-и!
У-а-и-о! И т.п.

РАБОТА НАД ЗВУКОПОДРАЖАНИЯМИ
Э
то корова. Корова мычит:
М
у-му-му!
Как мычит корова?
Это коза. Коза кричит:
Ме-ме-ме!
Как кричит коза?


Это кошка. Кошка кричит:
Мяу! Мяу!
К
ак кричит кошка?

Это овечка. Овечка кричит
- Бе! Бе! Бе!
-
Как кричит овечка?
Это цыплёнок. Цыплёнок пищит:
- Пи! Пи!
- Как пищит цыплёнок?


Это собака. Собака лает:
Ав! Ав! Ав!Как лает собака?

Это курочка. Курочка кричит:
Ко! Ко! Ко!
Как кричит курочка?


Это гусь. Гусь кричит:
Г
а! Га! Га!
Как кричит гусь?

Это кукушка. Кукушка кукует:
Ку! Ку!
К
ак кукует кукушка?

Это лягушка. Лягушка квакает:
К
ва! Ква! Ква!
- Как квакает лягушка?

Это утка. Утка крякает:
- Кря! Кря! Кря!
- Как крякает утка?


Это петушок. Петушок поёт:
-Ку-ка-ре-ку!
- Как поёт петушок?

Мальчик играет на дудочке:
Ду-ду-ду!
- Как играет мальчик?

Мальчик играет на барабане:
Б
ум! Бум! Бум!
- Как играет мальчик?

Машина гудит:
Би-би-би!
Как гудит машина?


Девочка звонит в колокольчик:
- Динь! Динь! Динь!
- Как звонит колокольчик?


Папа стучит молотком
- Тук! Тук! Тук!
- Как папа стучит молотком?


В
ЫЗЫВАНИЕ МЕЖДОМЕТИЙ
М
ячик упал в воду:
Ах! Ах! Ах!
У мальчика болит зуб:
- Ох! Ох! Ох!


Девочка качается на качелях:
- Ух! Ух! Ух!

Миша рубит дрова:
- Эх! Эх! Эх!

Девочка погоняет лошадку:
Но! Но! Но!
Как девочка погоняет лошадку?

Малыш не хочет есть:
Не! Не! Не!
К
ак капризничает малыш?

П
роговаривание слогов
НА-НА-НА
НО-НО-НО
- НУ-НУ-НУ
НЕ-НЕ-НЕ
НИ-НИ-НИ
- НЯ-НЯ-НЯ
РАЗВИТИЕ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ
Учим ребёнка прыгать на двух ножках, как зайчик, подняв над головой ладошки, как ушки.

Ходим вместе с ребёнком по кругу, опуская и поднимая руки, как птички машут крыльями

У
лыбнись-нахмурься (перед зеркалом)

Тучки-солнышки (сжать кулачки-это тучки, поднять ручки вверх- это солнышко)
РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВНИМАНИЯ
ИГРА «ЧЕГО НЕ СТАЛО?»
С
тавим на стол три-четыре игрушки, называем их вместе с ребёнком:
Ляля, Киса, Зая, би-би.
Просим ребёнка отвернуться, убираем одну игрушку, просим ребёнка повернуться, спрашиваем:
Что я убрала?
Ребёнок отвечает:
БИ-БИ. и т.п.
Малыш топает:
- ТОП-ТОП-ТОП
- Как топает малыш?
В
ода капает.
- КАП-КАП-КАП
-
Как капает вода?

Ч
асы тикают.
-ТИК-ТАК!
- Как тикают часы?
Часы бьют
-
БОМ-БОМ
-Как бьют часы?


О
хотник стреляет
-ПИФ-ПАФ
-Как стреляет охотник?
Зайчик прыгает
-
ПРЫГ-ПРЫГ.
-Как прыгает зайчик?

Л
ошадка скачет
-ЦОК-ЦОК
-Как скачет лошадка?

П
огремушка гремит
-ДОН-ДОН
-
Как гремит погремушка?
М
альчик качается на качели
К
АЧ-КАЧ
Мальчик кушает
-
НЯМ-НЯМ

М
альчик спит
-БАЮ-БАЙ

Мальчик заблудился в лесу. Он кричит:
Папа! Ау! - Дядя! Ау!Мама! Ау! - Катя! Ау!
Тётя! Ау! - Нина! Ау!
Помоги мальчику, покричи вместе с ним.
П
оказываем ребёнку картинку, рассказываем:
У Кати Ляля. Ляля: «Уа-Уа!»
Катя: «А-А-А!» Ляля бай-бай!
Катя, дай Лялю!
Тётя, на Лялю!
Просим ребёнка повторить.
Показываем ребёнку картинку, рассказываем:
Э
то Вова. У Вовы би-би. Вова, дай би-би.
Тётя, на би-би.
Мама, на би-би.
Папа, на би-би.
Просим ребёнка повторить.
Ставим перед ребёнком три-четыре игрушки, показываем, называем, просим показать и назвать. Просим ребёнка отвернуться, меняем две игрушки местами. Ребёнок поворачивается, спрашиваем:
Что я поменяла местами?
Ребёнок показывает и называет.
Ребёнок марширует вместе со взрослым, взрослый проговаривает:
Вот солдатики идут,
В
от идут, идут, идут.
Ружья на плечах несут,
Вот несут, вот несут.
Продолжая маршировать, ребёнок проговаривает вместе со взрослым:
Тра-та-та! Тра-та-та!
Тра-та-та! Тра-та-та!
Ребёнок марширует вместе со взрослым, взрослый проговаривает:
В
от охотник в лес идёт,
Он идёт, он идёт.
Волка серого убьёт,
Он убьёт, он убьёт.
Продолжая маршировать, ребёнок проговаривает вместе со взрослым:
Пиф-пиф-паф!
Пиф-пиф-паф!
Пиф-пиф-паф!
Складывание пирамидок по образцу и по памяти.
Строительство домиков и башен из пяти-шести кубиков.
В
ыкладывание заборчика из чередующихся палочек двух цветов


Ребёнок прыгает вместе со взрослым, сделав ушки из ладошек. Взрослый проговаривает:
Пошёл зайчик под кусток.
Ребёнок проговаривает вместе со взрослым:
Прыг-скок! Прыг-скок!
Далее проговаривает один взрослый:
Поймал белку за хвосток.
Ребёнок проговаривает вместе со взрослым:
Прыг-скок! Прыг-скок!

Наклейте в тетрадь фотографии членов семьи, покажите ребёнку, назовите, попросите ребёнка самого показать и назвать.
Задавайте ребёнку вопросы:
Где мама?
Где папа?
Где баба? И т.д.
Пусть показывает и называет.
Подберите фотографии для составления простых предложений:
Мама идёт.
Папа сидит. И т.д.
Пусть ребёнок повторяет за вами, потом показывает и проговаривает самостоятельно.
Существительные по теме: мама, папа, баба, тётя, дядя, Катя, Вова и другие имена.Глаголы по теме: идти, сидеть, пить, есть.

Подберите картинки с изображением игрушек (кубик, мяч, кукла, машина, мишка, зайчик). Попросите ребёнка:
Покажи зайку, мишку, куклу и т.п.
Показывайте и называйте:
Это кубик. Это мяч. И т.п.
Пусть ребёнок проговаривает вместе с вами, потом самостоятельно.
Работаем над простыми предложениями:
Папа, дай мяч. Мама, на кубик. И т.п.
Глаголы по теме: играть, искать, давать, нести, идти
Расскажи по картинке
Р
ассматриваем картинку и проговариваем: «Вот Аня. Вот Коля. Дети в лесу. Тут сова. (Находим , показываем). А тут кто? (показываем на уши зайца).Тут заяц.
Это мак,
Э
то кот,
Это мяч,
Это сок,
Это ты,
Это я,
Это мама моя.
Таня, Таня, где ты?
Я тебя ищу.
Таня, Таня, тут ты!
Я тебе пою «ля-ля-ля»

Глаголы повелительного наклонения
О
ля, кати.
Л
яля, лови.
Т
ата, иди.
Н
ата, мой.
Коля, спи.


Дима, беги.
Т
оля, неси.
В
аня, плыви.
Р
асскажи историю. Наша Аня.
Это Аня. Это мама.
Аня. Вот юбка. Надень. Вот кофта. Надень, Аня.
Глаголы третьего лица.
М
аша идет гулять
Костя поет «ля-ля—ля»

Даша моет руки.

Вика возит куклу.

В
итя несет сумку.
Митя едет.

З
ина льет воду.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ