Классный час « Как родная меня мать провожала…» ( О долге, чести и верности) 9 класс
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа дер. Дым-Дым Омга Вятскополянского района Кировской области
Классный час
« Как родная меня мать провожала…»
( О долге, чести и верности)
Авторская методическая разработка
Слесаревой Натальи Михайловны,
классного руководителя 9 класса
Ноябрь
2014 год
Цель: формирование базовых национальных ценностей «патриотизм» и «гражданственность»
Формировать у воспитанников понятие «гражданский долг – защита Отечества», воспитывать чувство гордости к защитникам Отечества, любовь к Родине как основе гражданской идентичности россиянина;
Показать связь народных обрядов с нравственными ценностями;
Развивать умение рассуждать, коммуникативную и информационную компетентность, творческие способности.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Оформление: презентация, выполненная школьниками «Как родная меня мать провожала…», музыкальное сопровождение, запись старинной омгинской рекрутской песни в исполнении фольклорного ансамбля
« Марзан», мини-исследования « По страницам Книги памяти», « Сыны омгинской земли – защитники Родины».
Место проведения: актовый зал школы.
Возраст: 14-15 лет
Подготовительная работа:
« Мозговой штурм» - обсуждение плана подготовки к классному часу, создание команд.
Сбор материалов для классного часа:
Подготовка сообщения по Книге Памяти о воинах-земляках
( Шишкина Светлана, Котельникова Надежда);
Сбор материала об обряде проводов в армию (Дряблова Юлия, Бобков Кирилл, Галимзянов Дамир)
Сбор информации о братьях Лесниковых, выбравших профессию военного (Бархатов Сергей)
Изучение статистических данных «Сыны омгинской земли-защитники Родины» (Кузнецова Ксения, Редькин Данил)
Подготовка сообщения о герое Великой Отечественной войны, Такееве Н.В. (Котельникова Надежда)
Выпуск презентации « Как родная меня мать провожала…» (О долге, чести и верности)
Выпуск брошюры с подборкой песен по теме « Проводы в армию»
Классный руководитель: Зечбуресь, пиналъес!
- Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь.
- Приближается священная дата для каждой семьи в нашей стране – 9 мая, 70 лет Великой Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Мы помним отех, кто ценой своей жизни выполнял святой долг, защищая наше Отечество. Через несколько лет юноши нашего класса станут защитниками Родины, солдатами Вооруженных Сил России. И поэтому сегодня мы поговорим с вами о защите Отечества.
На уроках обществоведения вы изучали Конституцию.
-Что такое Конституция? ( Основной закон государства)
- Правильно. В Конституции России (статья 59) записано: « Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации».
- Что, по- вашему мнению, значит быть защитником Отечества? (Защита Отечества – это его оборона в случае нападения на него или его союзников, с которыми Россия связана договорами о взаимной военной помощи).
- Исполнение воинской обязанности зафиксировано и в федеральном законеот 11 февраля 1993 года « О воинской обязанности и военной службе» и Уголовном кодексе. Обязанность есть обязанность – ее нужно выполнять. Но участвовать в защите Отечества не только юридическая обязанность, это нравственное требование, патриотический долг каждого гражданина.
- Что такое патриотизм?
(Чувство верности своей стране, чувство гордости за свое Отечество, малую родину, готовность к служению Отечеству)
- Почему этот долг надо отдавать? В корнях народа заложено понимание того, что эта земля, на которой ты живешь, тебя кормит, здесь жили твои предки, здесь родился ты, и нет, и не будет другой земли, поэтому ее надо сохранить и оставить своим потомкам.
- Сегодня мы произносим слова «долг, верность, честь». Я вам предлагаю вспомнить значение этих терминов. Разделитесь на три группы.
Игра « Собери термин» Задание: попробуйте собрать из частей значение терминов долг, честь, верность.
Работа в группах. Каждая группа читает лексическое значение одного слова.
Долг – все должное, что должно исполнить, обязанность. Долг человека перед Богом, долг гражданина, долг семьянина.
Честь– внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность,благородство души и чистота совести.
В.И.Даль.
Долг – обязанность, круг действий, возложенных на кого-нибудь и безусловных для выполнения.
Честь –достойные уважения и гордости моральные качества; хорошая незапятнанная репутация, доброе имя.
Верность – стойкость и неизменность в чувствах, отношениях, в исполнении своих обязанностей, долга.
С.И.Ожегов
Долг – обязанность перед кем-чем-либо.
Честь – совокупность высших морально-этических принципов личности; уважение, почет.
Верность–заслуживающий полного доверия; не вызывающий сомнения в своей надежности. Верность Родине, присяге.
Словарь русского языка
Академии наук СССР
Институт русского языка
- Удивительно тесно сплелисьв сознании народа два понятия: гражданская обязанность и патриотический долг - защищать Отечество. Попробуем мы с вами увидетьэто сплетениев обычае удмуртов устраивать проводы молодых людей в армию. Каждый элемент в обычае важен, так как несет в себе многовековой опыт народа. У удмуртского народа сохранились традиции, пришедшие их языческих времен. Со временем они перемешались с православными традициями.
Классный руководитель: Дорогие ребята, сегодня мы вместе перелистаем страницы истории. Итак, перенесемся в 18-19 века. Как же проходили проводы в армию?Первую страницу для нас открывает Галимзянов Дамир.
В России регулярная армия была создана Петром I в начале XYIII века. Она комплектовалась на основе рекрутских наборов из крепостных крестьян(каждые 20 крестьянских дворов поставляли одного солдата для пожизненной службы). Новый этап в развитии вооруженных сил открыла военная реформа Александра II1860 – первой половины 1870-х годов. В 1874 году вместо рекрутчины была введена всеобщая воинская повинность. Она распространялась на все мужское население России, достигшее 20-летнего возраста. В пехоте срок службы устанавливался в 6 лет, на флоте-7 лет.
В те времена прощание с родными, односельчанами, с деревней проходило тяжело, этому свидетельством являются рекрутские песни. Они печальные, поются от имени новобранца или от имени его невесты. Это крик души человека, обреченного на долгое расставание с родными.
Классный руководитель:Послушаем старинную рекрутскую песню, бытовавшую в нашей местности в течение нескольких столетий. Исполнит ее для вас фольклорный ансамбль « Марзан». А вы подумайте над такими вопросами. О чем эта песня? Какие чувства она у вас вызвала?
( звучит песня « Паськыт садо сюресед» « По широкой дороге вдоль сада»)
- О чем эта песня?
( По обеим сторонам дороги, ведущей от деревни, родители посадили березы и ухаживали за ними в надежде на то, что сыновья будут расти под кронами деревьев, а когда придет время служить в армии, воспоминания о березках, шелесте листьев придадут силы преодолеть все трудности армейской жизни)
- Какие чувства вызвала у вас песня?
( Грусть от расставания с родными, близкими, друзьями, местом, где родился и вырос человек, и понимание непременности, обязательности выполнения долга перед Родиной.)
Классный руководитель:А в наше время сохранился ли обычай провожать в армию новобранца? ( Да)
- Скажите, кто из вас провожал в армию своих родственников, друзей?
( ответы воспитанников).
- Конечно, многие из вас наблюдали и принимали участие в проводах в армию. Пришло время нам с вами вспомнить о таком понятии, как Современность.
– Кто такие современники? ( Современниками являемся мы с вами, наши отцы и деды, прадеды)
- Совершенно верно, не только мы, но и наши отцы и деды, прадеды. Самым главным в обряде проводов в армию была уверенность родственников, односельчан в том, что юноша станет верным военной присяге, с честью будет выполнять свой воинский долг, стойко перенесет трудности военной службы, не опозорит свой род.
Как проходили проводы в армию в XXвеке расскажут Дряблова Юлия, Бобков Кирилл. Им слово.
Обряд проводов в армию начинали выполнять с того дня, когда новобранцу становилась известна дата его призыва. В тот же день об этом узнавала все деревня. Родственники (боляк), соседи считали своим долгом пригласить новобранца в гости. За столом юноша принимал угощения хозяев, все пели обрядовые песни. Хозяйка дома вручала подарок юноше (вышитое полотенце), а матери – платок. Считалось, что полотенце сопровождало человека везде: с рождения до смерти; оно символизировало гладкую, ровную дорогу на службу и обратно домой. Полотенце в день проводов вешали на шею юноше не только родители, но и все, кто этого желал – тети, дяди, дальние родственники, друзья, соседи. Одно из этих полотенец призывник брал с собой в армию.
Настала пора выходить плясать под гармошку. Сначала честь сплясать с новобранцем предоставлялась хозяевам дома, а потом и всем желающим. Перед уходом из дома рекрут забивал в матницу ленточку с монетой. Его поднимали на руках два парня.
Платочек – вообще особая вещь. Это символ печали и расставания. Если девушек было много, а призывник один – то платки штук по двадцать скалывались булавочкой и вручались юноше. Это был своего рода оберег. С собой в дорогу молодому человеку в котомку клали еду, ложку, кружку; а если он шел на войну– то обязательно зашивали в мешочек икону Спасителя с молитвой и горсткой земли. В воротник вшивали крестик. Котомку выносил крестный отец новобранца (киросатай).
Перед выходом из дома будущему солдату необходимо было посидеть на лавке перед дальней дорогой. Чтобы не тосковать по родине, юноша откусывал от печки кусок глины и хранил его до возвращения. Обходил печку вокруг несколько раз. Выходил новобранец из избы спиной вперед с прощальной песней в сопровождении родных.Смысл обычая – чтобы обязательно вернулся. Когда заканчивались проводы призывника,собиралась вся деревня, чтобы проводить его за околицу.
А девушка, которая провожала парня в армию, сидела на проводах рядом с призывником, как невеста на свадьбе, и сохраняла верность до конца службы.
Классный руководитель: - Как вы думаете, почему все эти ритуалы присутствовали в обряде проводов в армию?
( Армия - новый этап в жизни молодого человека, естественно, все его родственники очень переживали за будущее солдата и поддерживали его в трудный период его жизни).
Классный руководитель:Давайте обратим внимание на следующие детали в обряде. Во-первых, юноша прощался со всей родней, посещая каждый дом. Важно было не забывать свой род, который надеется, что он станет настоящим солдатом своего Отечества. Полотенце дарили на прощание, оно символизировало гладкую, дальнюю дорогу на место службы и обратно. Если человек уходил на войну,то мать вшивала в мешочек иконку и в воротник крестик, они спасали солдата в бою. Нет ничего на земле сильнее материнской молитвы о ребенке. Именно крестный отец выносил котомку будущего солдата из дома, он отвечал перед Богом и людьми за своего крестного сына. Волнующий обряд прощания с печкой, который основан на вере удмуртов в чудесную силу печи, как домашнего очага. Важен ритуал прощания с девушкой в проводах в армию. Находясь вместе с ним в последние дни перед службой, она понимает всю ответственность верного ожидания перед всей деревней. Люди осуждали тех девушек, которые не дожидались своих юношей из армии.
Вот таким образом провожали наши прабабушки своих мужей сыновей на войну.И сегодня наш долг – вспомнить о солдатах Великой Отечественной войны. Они также уходил и на фронт в надежде вернуться домой к своим женам, матерям, детям. Но они честно выполнили свой долг, без колебания и малодушия отдали свою жизнь во имя спасения Родины. Светлана Шишкинапознакомит нас с Книгой Памяти.
( выступление Шишкиной С.«О воинах-земляках»)
В моей руке Книга Памяти – книга вечной скорби, реквием погибшим в боях патриотам. В книгу занесены имена кировчан, погибших в боях за свободу и независимость своего Отечества. За годы Великой Отечественной войны из Омгинского поселения ушло на фронт 815 человек, из них отдали жизнь за свою Родину 405 человека: 175 солдат погибло,230 пропало без вести. Это наши прадеды, которые всегда будут в наших сердцах Мой прадед, Королев Семен Михайлович, СабирзяновГалимзян, прадед Галимзянова Дамира, Котельников Павел Николаевич, прадед Нади Котельниковой. Среди вернувшихся из фронта был Такеев Николай Васильевич, за руководство партизанским отрядом представленный к высшей правительственной награде « Орден Ленина».
Классный руководитель: Исследуя Книгу Памяти, мы с девочками обнаружили неточность в записи прадедушки Дамира Галимзянова. Его фамилия оказалась в списках Среднетойменского поселения. Благодаря внимательности Светланы и Надежды, самого Дамира мы исправили эту ошибку. О Николае Васильевиче Такееве расскажет Котельникова Надежда
Такеев Николай Васильевич родился в 1915 году в Омге. 10 июня 1941 года был направлен на курсы младшего командирского состава в город Гродно Белоруссии. 22 июня началась война, и они остались в окружении. Николая Васильевича захватили в плен. При отправке в Германию выпрыгнул из вагона, бежал по направлению к Белоруссии. Именно там Николай Васильевич организовал подпольную партизанскую группу « Знамя». Под его непосредственным руководством устраивали крушение немецких эшелонов, взрывали мосты и железнодорожные пути, выводили из строя водонапорные башни. Родина высоко оценила командира партизанского отряда « Знамя», наградив Николая Васильевича Орденом Ленина.
Классный руководитель: С давних пор на Руси относились с уважением и говорили с гордостью о мужчинах, которые прошли воинскую службу.Мы преклоняемся перед подвигом Такеева Николая Васильевича и ваших прадедов, погибших на войне. Все они уважали свой род, любили свою родную Омгу, поэтому и смогли перенести все испытания жестокой войны, среди них не было ни одного предателя.
И сейчас молодые люди нашего поселениядостойно несут службу в армии, защищая рубежи нашей Родины, как когда-то защитили их прадеды Отечество. Ксения Кузнецова нам приготовила информацию по теме
« Сыны омгинской земли – защитники Отечества».
Воинская служба - трудная и опасная работа. Человек, физически развитый, волевой, мужественный, успешно выполняет поставленные задачи. Таковыми являются выпускники нашей школы, большинство из которых отлично справляются с военной службой. Изучив статистические данные по Омгинскому сельскому поселению, мы пришли к следующему выводу. За период с 2002 по 2013 годы прошли службу 94 из 125 молодых людей, что составляет 57 %.. Служили в «горячих точках» (Афганистан, Чеченская республика, Таджикистан, Абхазия, Южная Осетия, Северный Кавказ, Молдова )25 человек.
Классный руководитель: Замечательный учитель Василий Александрович Сухомлинский говорил: « Посвятить свою жизнь защите Отечества – честь юноши….» Много советов дал этот мудрый человек будущим защитникам Отечества. Зачитайте, пожалуйста, их.
- Все мы понимаем, для того чтобы Россия могла достойно встретить любые угрозы, необходима профессиональная армия и военные. И шаг за шагом осуществляется переход к профессиональной армии. Совсем недавно, 4 декабря, Владимир Владимирович Путин в своем Послании Федеральному собранию сказал: «Наша армия – современная, боеспособная. Как сейчас говорят, вежливая, но грозная. Для защиты нашей свободы у нас хватит и сил, и воли, и мужества». Гордость охватывает за страну, когда слышишь такие слова. Частичка заслуги в этом и нашей малой Родины. Среди наших односельчанесть люди, которые выбрали для себя военную профессию. Это братья Лесниковы, Владимир и Юрий. О них нам расскажет Сергей Бархатов.
( выступление Сергея Бархатова)
В нашей деревне все хорошо знают эту многодетную трудолюбивую семью Лесниковых. Анна Николаевна и Леонид Михайловичпрожили вместе 50 лет и воспитали четырех сыновей и дочь. Всю жизнь проработали в колхозе, приучили своих детей не бояться трудностей. Двое сыновей выбрали профессию военного. Старший сын, Владимир Леонидович, закончив авиационно-техническое училище в Перми, два года прослужил в Казахстане.Затем был направлен на службу в Нефтеюганск, где получил высшее образование и вышел в отставку в звании подполковника. Младший сны, Юрий Леонидович, военное образование получил в авиационно-техническом институте в Киеве, продолжил в Московской академии имени Жуковского. В данное время служит в Свердловской области в городе Лесной. Со своей супругой воспитывает двух сыновей и дочь.
Классный руководитель: В такой крепкой семье, как Лесниковы, где сильны родственные узы, в почете труд, соблюдаются национальные обычаи и семейные традиции, вырастают настоящие люди, крепко стоящие на своей родной земле.
В нашем Вятскополянском районе и в городе Вятские Поляны традиционной стала организация праздника День призывника. В культурный центр « Русь» города Вятские Поляны приглашаются призывники, их родители. С напутственным словом обращаются к призывникам представители городской и районной администрации, военкомата, представители духовенства. Для призывников и их родителей выступают курсанты военно-спортивного патриотического центра « Эдельвейс», военно-патриотического клуба « Сыны Отечества», творческие коллективы города.
Классный руководитель:Ребята, сегодня мы с вами увидели, как сохранился у удмуртов народный обычай проводы в армию. Мы сегодня на классном часе говорили о двух понятиях? Назовите их!
( обязанность и патриотический долг)
- Совершенно верно. Вспомните весь наш разговор и ответьте на один вопрос. Чем отличаются и что объединяет эти два понятия: гражданская обязанность и патриотический долг?
Отличие в том, что обязанность служить в армии прописана в законе. Закон нужно выполнять, иначе последует ответственность. А патриотический долг – это нравственное понятие. Как ты будешь служить? У каждого человека есть выбор: служить с честью или недобросовестно. А объединяет эти понятия - любовь к Родине. Я люблю землю, на которой родился и живу, здесь жили мои предки. На этой земле должны жить мои потомки, поэтому я буду защищать всегда свою землю, свое Отечество.
Классный руководитель: Много обычаев и обрядов у каждого народа. Сегодня мы убедились, что люди нашей малой Родине преданные, любящие свою землю, живущие по совести, берегущие « честь смолоду». Это благодаря тому, что наш народ не забыл свои корни, обычаи. Не забывайте, что у вас есть богатое прошлое. Я верю, что своими поступками, трудом вы будете прославлять свою малую Родину, свое Отечество- Россию. Народов много, а страна у нас одна! На прощание всем хочу подарить брошюру с текстами песен. Я надеюсь, что на проводах в армию наших юношей будет звучать не только звон бокалов, но и такие же задушевные песни, как в старину. И ждать мы вас будем так же сильно и преданно, как ждали ваши прабабушки своих мужей, сыновей с войны.
- Зечлуэ, умой уле!
- Спасибо за внимание. До свидания!
Литература
Христолюбова Л.С. Семейные обряды удмуртов (традиции и процессы обновления) – Ижевск, Удмуртия, 1984.
Книга Памяти том 2 – Киров, 1994.
Отчеты по поисковым заданиям обучающихся
Ресурсы сети Интернет
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ