Классный час "Мир вокруг нас" 8 класс
МБОУ «Новомирская ООШ»
ОТКРЫТЫЙ КЛАССНЫЙ ЧАС
На тему: «Мир вокруг нас»
Подготовила: учитель биологии,
классный руководитель 8 класса
Животкевич Н.Н
2014-15уч.год
Цель урока - дать представление о перспективах развития человечества.
Задачи:
помочь учащимся понять, что такое экология сегодня, какое значение имеетэкология в современном обществе и какую роль играет в жизни каждого, в жизнинашей страны и мира;
содействовать формированию у школьников представленийоб экологической культуре и связанной с ней активной жизненной позиции.
Оборудование: мультимедийный проектор, глобус, иллюстрации, воздушный шар, буклеты, минус песни: «О земной красоте», законы хартии, опросные листы.
Опережающее задание:конкурс плаката «Экология и мир: что происходит сегодня», разучивание текста, работа с законами хартии, составление своих законов хартии по охране окружающей среды.
Учитель:
- Мудрецы и мечтатели прошлого не один раз пытались перечислить «чудеса света» - сотворенные природой и созданные руками человека. Твердили о семи «чудесах», искали и находили восьмое, но кажется, никто и никогда не упоминал о чуде из чудес – единственном известном во Вселенной. Это чудо - света сама наша планета вместе с атмосферой – вместилищем и хранилищем жизни. И пока оно продолжает оставаться единственным, ни с чем не сравнимым, величайшим, таинственным и удивительным.
- Это чудо – Природа. Человек ее частица. Люди неразрывно связаны с природой тысячью нитей. От состояния природы зависит и жизнь человека.
«Сохранить природу – сохранить жизнь!»
В современных условиях обострились факторы риска, которые глобально влияют на развитие мировой цивилизации. Этим объясняется актуальность темы сегодняшнего классного часа.
- Сегодня нас более 7 миллиардов человек, понятно, что в свою очередь мы не можем развиваться без вмешательства в природные процессы. Нам нужны природные ресурсы как никогда, ведь с каждым годом потребности человечества только растут. Человечество может и должно развиваться, но может ли ᴏʜо развиваться, не обращая внимания на окружающий мир?
Проблемное задание ученикам: посмотрите отрывок документального фильма и запишите, какие проблемы экологии показаны в фильме? К чему призывает этот фильм?
Обсуждение
Учитель: Аэродромы, пирсы и перроны,
Леса без птиц и земли без воды…
Все меньше – окружающей природы.
Все больше – окружающей среды.
- Всего четыре поэтические строчки Р. Рождественского, но в них самая суть серьезнейших изменений, происходящих в природе Земли. Мы люди почти незаметно для себя оказались и свидетелями и виновниками этих изменений.
Если мы (человечество) увеличиваем свои потребности не в соответствии с законами природы, то природа поставит свои ограничения. Сегодня скорость развития “не вписывается” в природные процессы, возникают проблемы человека с окружающей средой. В 1992 году в Рио-де-Жанейро (Бразилия) по инициативе Организации Объединенных Наций представители большинства стран (193 из 210) мира приняли “Декларация Рио-де-Жанейро по окружающей среде и развитию”.
- У нас существует Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России).
- Как вы думаете, что это за министерство и чем оно занимается?
- Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации — федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации, осуществляющий государственное управление в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности. Была создана 12 мая 2008г. Министр – Донской Сергей Ефимович.
- Министерство природных ресурсов Российской Федерации самостоятельно осуществляет правовое регулирование, а также разрабатывает и представляет в Правительство России проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов и актов Президента России и Правительства России по следующим вопросам:
геологическое изучение, рациональное использование и охрана недр;
использование, охрана, защита лесного фонда и воспроизводство лесов;
использование и охрана водных объектов;
эксплуатация водохранилищ и водохозяйственных систем комплексного назначения, защитных и других гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений) и обеспечение их безопасности;
охрана, использование и воспроизводство объектов животного мира и среды их обитания;
особо охраняемые природные территории;
охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности;
охрана атмосферного воздуха;
обращение с отходами производства и потребления (за исключением радиоактивных);
совершенствование экономического механизма регулирования природопользования и охраны окружающей среды.
Учитель: Есть ли в настоящее время угроза природе и жизни человека?
Информацией о данном вопросе с нами поделятся восьмиклассники:
1 ученик: Дальновидных, неравнодушных людей во все времена волновали экологические проблемы. Так, Ярослав Мудрый законом ограничил добычу лебедей, бобров и других ценных животных.
2 ученик: Указ Петра I от 1718 года предписывал «преслушников, которые дубовый лес рубили и впредь рубить будут, а также и тех, кто рубить прикажет, вырезав им ноздри и уши, наказание батогами, посылать в каторжную работу». Этим же указом Петр I потребовал построить очистные сооружения в пределах Петербурга и обязал всех граждан обеспечить чистоту вокруг своих домов, на своих улицах.
3 ученик: Согласно Указу 1719 года об охране водоемов: «…если кто осквернит Неву отбросами или другими нечистотами, тот будет приговорен к избиению кнутом или к ссылке в Сибирь…».
Тысячелетиями расширялось вторжение человека в природу. Но особенно большие изменения в окружающей среде произошли в эпоху научно-технической революции. И не всегда они положительны.
4 ученик: Научно-технический прогресс принес и продолжает приносить людям многие удобства и комфорт. Он облегчил труд, позволил выйти в космос. Остановить и даже затормозить его невозможно, как невозможно заставить человека перестать думать, дерзать, творить… К сожалению, не все понимают важность охраны окружающей среды. Природа стала слать тревожные сигналы, изменяться. Виновники этих изменений – люди и созданные ими заводы, электростанции, рудники, транспорт, а также города…
5 ученик: Еще несколько десятилетий назад академик В. И. Вернадский, создатель науки биогеохимии, предостерег от хищнического отношения к природе и ее богатствам: результат может быть только один – полное ее уничтожение.
Выражение «необходим как воздух» возникло не случайно. Человек способен без пищи прожить недели, без воды – дни, а без воздуха – минуты.
6 ученик: За последние 25–30 лет транспорт и промышленность взяли из атмосферы больше кислорода, чем его потребило человечество за весь антропоген, то есть за 2–3 миллиона лет. В атмосферу выбрасываются сера, азот, цинк, калий, ядовитые вещества. Только углекислого газа ежегодно в мире выбрасывается 5 млрд тонн, что может привести к потеплению, частичному таянию полярных льдов и повышению уровня Мирового океана. Возможные отрицательные последствия для человечества в этом случае трудно даже вообразить.
7 ученик: Более 50 городов России имеют уровень загрязненности окружающей среды, превышающий санитарные нормы.
Все острее становится проблема источников чистой пресной воды.
Леса – «легкие планеты», безотказные фильтры атмосферы, – вырубаются быстрее, чем вырастают. Каждый кубометр древесины – это почти полтонны поглощенной из воздуха углекислоты.
8 ученик: Биологи уже доказали, что генетическая информация, передаваемая последующим поколениям живой клеткой, может быть искажена и нарушена под воздействием так называемых «мутантов». К их числу относятся радиация, активные химические вещества, ядохимикаты, пестициды, некоторые металлы.
В моря и океаны в течение веков сбрасывалось все и без всякого ограничения, в том числе радиоактивные отходы. Многочисленные катастрофы танкеров с нефтью приводят к гибели рыбы, крабов, морских птиц.
Учитель:
И только ахает Природа…
Весна! Ручьи не умолкают:
Потоки в буйстве – там и тут.
И в наше озеро стекают
И удобренья, и мазут.
Весь берег стал похож на свалку –
Чего, чего тут только нет:
Объедки, старые мочалки,
Обрывки книжек и газет…
Растут те свалки год от года
По берегам озер и рек,
И сокрушается Природа:
– Зачем все это, Человек?!
Учитель: Каково будущее России? Чтобы ответить на этот вопрос поработаем в группах:
Первая группа обсуждает все за и против ответа на вопрос:
– Есть ли смысл России изменять свой путь развития? Ведь наша страна первая по площади, мы лидеры по запасам многих природных ресурсов. Их может хватить еще на многие десятилетия.
Вторая группа обсуждает все за и против ответа на вопрос:
– Почему наша страна должна отвечать за все страны мира и тратить средства на решение экологических проблем?
На это дается 5 минут. По окончанию, по два ученика от группы (один из которых рассказывает о всех за, другой – о всех против по своему вопросу) представляют результат совместной работы.
Учитель: Пока ребята думают мы с вами немного поиграем: «Устами младенцев» (см. Приложение)
После ответов представителей обеих групп учитель обобщает все за и против:
Учитель: Россия обладает уникальным разнообразием неживой и живой природы, видов растений и животных, их сообществ. Исторически сложилось так, что это – основа богатства нашей страны, ее развития и процветания.
- Однако, как и везде на планете, биологическому разнообразию России грозит сокращение. Главная причина этому в том, что люди стали ценить свое материальное благополучие выше, чем сохранение природы как источника этого благополучия
- Как вы поняли из дискуссии, как бы мы не хотели жить беспечно и не думать о вреде, наносимом от деятельности человека природе, необходимо помнить законы природы. Их необходимо знать, чтобы человек мог “вписать” свою деятельность в природные процессы. Для этого необходимы не только знания, но и культура поведения.
Для будущего России как минимум, есть два варианта сценария развития:
1. Мы ничего не делаем, проблемы продолжают усугубляться, и мы продолжаем ничего не делать. Но такой сценарий нас не устраивает.
2. Мы ищем практические пути решения и решаем проблемы. Этот сценарий нас устраивает, но мы должны понимать, что существующие и все возникающие экологические проблемы легко не решаются.
Мы все – разные, но экологические проблемы мы сможем решить только сообща. А для этого необходимо, чтобы люди разных народов, разных культур научились обсуждать общие проблемы, договариваться, совместно действовать во благо страны, ее природы, всех народов, а значит – и каждой семьи, каждого из нас.
Тренинг «Шар»
Цель: показать как важна слаженная работа коллектива, для достижения цели.
Инструкция: участники становятся в круг. Учитель берёт в руки воздушный шар, который разрисован в виде глобуса Земли «Представим, что это Земля, а вы - страны, которые решают проблемы экологии. Ваша задача передавать по кругу шар-Землю, но при одном условии: делать это можно, используя только локти (сжав шар локтями), помогать кистями нельзя».
Вопросы для обсуждения:
Что вы чувствовали?
Трудно ли было выполнять упражнение?
Вывод: мы не можем решить проблему по одиночке. Они решаются только сообща. Так и проблемы экологии должны решаться в тесном сотрудничестве всех стран Земли.
- Идея консолидации для решения экологических проблем актуальна не только для нашей страны. Люди всех стран и народов выступили с почином объединить усилия по сохранению жизни на Земле и создали хартию земли. Хартия – это публичный документ, декларация, заявление, результат общей договоренности о целях и принципах совместных действий. Класс делится на четыре группы. Каждой группе дается не более 5 мин для прочтения и обсуждения одного из раздела хартии:
I. С уважением и заботой относиться ко всему живому
II. Экологическая целостность
III. Социальная и экономическая справедливость
IV. Демократия, ненасилие и мир
- Каждая группа дает краткий ответ, актуальны ли эти предложения и возможно ли применение “Хартии Земли”, как свода этических норм с целью изменения отношения Российского общества к природе. В результате делается вывод.
- Мы не можем решить эти проблемы по одиночке. Они решаются только сообща, но хотя бы маленький шаг на пути к решению экологических проблем должен сделать каждый из нас.
- Что может делать каждый из нас в отдельности, и что мы можем сделать вместе.
- Если хотим сделать природе и себе добро, то должны использовать ее ресурсы (воду, топливо) разумно, экономно, без излишеств.
- Экономят ресурсы не только жадные люди, а все, кому это небезразлично. Итак, экономим воду: (см. Буклет)
1. Закрывайте краны, когда вода вам не нужна.
2. Если увидите сломанный кран или прорванную трубу с текущей водой, идите к взрослым, расскажите им об этом, просите починить.
3. Когда есть возможность, собирайте и используйте дождевую воду (для полива и бытовых нужд, но не питья!).
4. В душе расходуется меньше воды, чем для заполнения ванны, – лучше принимайте душ!
- Во многих странах, где питьевой воды меньше, или она стоит дороже, чем в России, воду научились экономить очень хорошо. Например, в Лондоне 20 лет назад расходовали 350 литров, а теперь всего 160! Это не потому, что лондонцы стали меньше мыться или хуже мыть посуду. Они научились делать это более экономно. Мы тоже можем этому научиться!
- Экономим электричество, тепло (и топливо!): (см. Буклет)
1. Дома и в школе на холодное время года заклейте оконные рамы.
2. На дверях, ведущих на улицу, должны быть пружины, чтобы двери сами закрывались и не выпускали тепло.
3. Если из-под земли пошел пар и бьют струи горячей воды – это не гейзер, а авария. Скорее всего, прорвались трубы: бегите и сообщите взрослым.
4. Выключайте свет, телевизор, электрические приборы, если ими никто не пользуется.
5. Чем меньше вещей мы потребляем и мусора производим, тем больше энергии экономим – на производство и перевозку товаров, их упаковку, уборку мусора. Не выбрасывайте стеклянные бутылки, банки и использованную бумагу – отдайте их на переработку.
- Подумайте, посмотрите вокруг, может быть, вам в голову придут другие “экономные” идеи.
Учитель: Скажите, пожалуйста, а мы с вами участвуем в загрязнении окружающей среды?
- А принимаете вы меры по ее охране? Какие?
- И так ребята, сегодня нас посетили ваши родители, и я бы хотела, чтобы они тоже приняли непосредственное участие в нашей беседе. Сейчас вы должны будите взять интервью у своих родителей по заранее приготовленным опросным листам и проанализировав и обобщив ответы, сказать: «Какой вклад по охране окружающей среды внесли ваши родители, будучи детьми?» (см. Приложение)
Учитель: Ну, а пока ребята работают мы с вами вспомним, а какие рейды при проводим для охраны окружающей среды. С одним из таких рейдов мы поучаствовали в конкурсе и были отмечены сертификатом участников.
Просмотр видео ролика: «Наше главное дело»
Учитель: И так ребята, вы закончили опрос, проанализировали и обобщили ответы родителей. Напомню вам мой вопрос: «Какой вклад по охране окружающей среды внесли ваши родители, будучи детьми?»
Учитель: А знаете ли вы какие знаменательные даны есть в календаре посвященные миру вокруг нас?
14 марта – Международный день рек.
20 марта – День Земли
11 января – День заповедников и национальных парков России
21 марта – Международный день лесов
22 марта – Всемирный день водных ресурсов
1 апреля – День птиц
15 апреля – День экологических знаний
21 апреля – Весенняя неделя добра
22 апреля – Международный День Земли
3 мая – Всемирный день Солнца
9 мая – Всемирный день посадки леса
5 июня – Всемирный день охраны окружающей среды
7 июня – Международный день очистки водоемов……
Учитель: Обучающиеся 8 класса приготовили для своих гостей буклеты и значки (для каждого класса), хотим, чтобы информация из этих буклетов была изучена и проанализирована на классных часах в каждом классе, потому что говорить по этой теме можно много, пора приступать к действиям.
В результате урока классом составлен документ “наша экологическая хартия”: Мы, учащиеся 8-го класса понимая, что: (см. Буклет)
– биологическое разнообразие России – наше общее богатство, это достояние России, охранять его – дело совести каждого из нас;
– важно сохранять разнообразие растений и животных, не зависимо от их пользы для нас, и среду их обитания;
– для сохранения нашего природного наследия необходимо изучать науку и культуру нашей многонациональной Родины;
– важно бережно относиться к культуре своего народа и ценить другие культуры, не допускать неуважительное отношение к ним;
– людям разных народов надо научиться действовать вместе, чтобы сохранить природное и культурное наследие страны, решили договориться:
– проявлять искренний интерес к экологической мудрости своей культуры и культур нашей многонациональной страны, изучая их мифы, сказки, легенды, потому что в них рассказывается о гармонии между человеком и природой, вследствии чего они являются обязательной составной частью экологического просвещения и воспитания, эффективно дополняющего методы научного убеждения, помогающие сохранить и приумножить совокупный культурный опыт страны, а значит, сохранить ее природное достояние;
– рассказывать друг другу и окружающим нас людям об экологической культуре коренных народов нашей местности, потому что – это источник уникальной экологической информации о способах адаптации и выживания на конкретных территориях, нерасточительного природопользования, поддержания пригодной для жизни среды обитания.
– бережно относиться к святым природным местам разных народов России (деревьям, родникам, горам и т.д.), священным животным и растениям, потому что – это условие сбережения участков природного и культурного мирового наследия;
– мирно решать между собой спорные вопросы, не доводя до конфликтов, не допуская оскорбительные выпады по отношению к представителям других национальностей, потому что общество, граждане в котором не могут договориться о согласованных действиях по экономному использованию общих природных ресурсов, обречено;
– изучать способы экологически целесообразного образа жизни наших предков, потому что это традиционные стратегии неразрушающего природопользования, гармоничного вписывания хозяйственной деятельности в окружающую среду, научно объяснять их и использовать в повседневной жизни для уменьшения своего “экологического следа” в природе;
– стараться давать старым вещам вторую жизнь, потому что чем меньше вещей мы потребляем , тем больше энергии экономим – на производство и перевозку товаров, их упаковку;
– не покупать лишние полиэтиленовые пакеты, поддерживать чистоту в своем окружении, потому что чем меньше мусора производим, тем больше энергии экономим на уборку мусора;
– не поджигать мусор, потому что этим мы загрязняем атмосферу;
– экономить электричество, выключая ненужные электроприборы и обесточивая их, потому что если хотим сделать природе и себе добро, то должны использовать ее ресурсы (топливо) разумно, экономно, без излишеств; – в борьбе с насекомыми, грызунами пользоваться не отравляющими, а отпугивающими веществами, потому что в природе не существует “ненужных” биологических видов и потеря любого из них расшатывает экологическое равновесие;
– не уничтожать живое бессмысленно, просто ради своего удовольствия или сверх потребности для жизни, потому что флора и фауна трудно восстанавливается, а биологическое разнообразие – основа устойчивости биосферы, обеспечения целостности круговорота веществ;
– экономить бумагу, потому что этим мы бережем леса – легкие нашей планеты;
– закрывать краны, когда вода нам не нужна, потому что экономят ресурсы не только жадные люди, а все, кому это небезразлично. Этими совместными действиями мы внесем вклад в сохранение богатств страны ради нашего общего будущего.
- Девизом нашей жизни должны стать слова «Спаси и сохрани!». Это обращение не к милости Господа Бога, а ко всем людям.
Коль суждено дышать нам воздухом одним,
Давайте же мы все навек объединимся.
Давайте наши души сохраним.
Тогда мы на Земле и сами сохранимся!
Исполнение песни: «О земной красоте»
1.Опять черемуха в цвету, сбежались ландыши гурьбою.
Свою земную красоту природа дарит нам с тобою.
Ты оглянись, ты окунись в ее рассветы и закаты,
В ее лесные ароматы и до земли ей поклонись.
И до земли ей поклонись.
2.Лишь только солнышко весной лучи рассыплет над полями,
Уже ручей звенит струной, уже гроза гремит громами.
А там лесные соловьи опять засвищут до восхода.
Ты слышишь, дарит нам природа напевы лучшие свои.
Напевы лучшие свои.
3.Где красота - там доброта, их разлучить ничто не может.
Любая светлая мечта на двух подруг всегда похожа.
И нам без них не обойтись ни светлым днем, ни днем дождливым.
И если хочешь быть красивым, ты добротою поделись.
Ты добротою поделись.
Список используемой литературы
Алексеев В.А. «300 вопросов и ответов по экологии» Ярославль, «Академия развития» 1998 г.
Белых З.П. Новые грани алмазного края. Фотоальбомы. – М.: Союзрекламкультура, 1993.
Бондаренко Т.Н., Ткаченко И.В. Загадки человека и природы. Владимир: ВКТ, 2008. – 256с.
Журнал «Родная природа» 1999 г., № 5,6.
Левитман М.Х. «Экология – предмет: интересно или нет?» Санкт-Петербург, 1998г
Сгибнева Е.П., Солдатова Т.Б. Театрализованные праздники, КВНы. Ростов н/Д: Феникс, 2004. -320с.
«Состояние природной среды Беларуси» экологический бюллетень, 1999 г.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ