Комфортность как условие учебной мотивации. Методические рекомендации




Группа 24 Группа 29

Группа 16

Комфортность как условие учебной мотивации

Методические рекомендации







Содержание

Введение 3


Понятие «мотив» и «мотивация» 6


Понятие об учебных мотивах младших школьников,

их классификация 11


Особенности мотивационной сферы

младших школьников 13


Формирование мотивации в процессе обучения 16


Изучение мотивации учащихся младших классов 17


Комфортность учащихся как условие формирования

учебной мотивации 19


Заключение 30


Библиография 32


Приложение 33








Введение

Учителю, стремящемуся к психологическому изучению и формированию учения школьников, важно опереться на общую стратегию и ход этой работы.

Психологическое изучение мотивации и ее формирование - это две стороны одного и того же процесса воспитания мотивационной сферы целостной личности ученика. Изучение мотивации - это выявление ее реального уровня и возможных перспектив, зоны ее ближайшего развития у каждого ученика и класса в целом.

Организуя изучение и формирование мотивации, важно не допускать

упрощенного их понимания. Формирование также неверно понимать как «перекладывание» учителем в голову ученика готовых, извне задаваемых мотивов и целей учения. На самом деле формирование мотивов учения - это создание в школе условий для появления внутренних побуждений (мотивов, целей, эмоций) к учению; осознания их учеником и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы. Учитель при этом не занимает позицию хладнокровного наблюдателя за тем, как стихийно развивается и складывается мотивационная сфера учащихся, а стимулирует ее развитие системой психологически продуманных приемов.

Изучать и формировать мотивацию ученика учитель вполне может и сам (не дожидаясь, например, прихода школьного психолога) посредством длительного наблюдения за учеником в реальных жизненных условиях, анализа повторяющихся суждении и поступков учащихся, благодаря чему учитель может делать достаточно достоверные выводы, намечать и корректировать пути формирования.

Изучение и формирование мотивации учения должны иметь объективный характер, с одной стороны, и осуществляться в гуманной, уважительной к личности ученика форме - с другой.

Объективность изучения и формирования мотивации учащихся достигается тем, что при этом учителю надо исходить не из оценок и субъективных мнений, а из фактов. Факты же надо уметь получать с помощью специальных психологических методов и методических приемов. Планирование учителем процесса формирования строится именно на основе результатов психологического изучения ученика.

Другой важной стороной изучения и формирования мотивации учащихся является обеспечение гуманных отношений между учителем и. учеником. При этом главной задачей изучения в школе является не отбор детей, а контроль за ходом их психического развития с целью коррекция обнаруживаемых отклонений, в том числе только, намечающихся. При изучении психологических особенностей конкретного ребенка надо сравнивать его не с другими детьми, а с ним самим, его прежними результатами, оценивать его по индивидуальному вкладу в то или иное достижение. Учителю необходимо подходить к психологическому изучению и формированию мотивации учащихся с оптимистической гипотезой. Она означает определение оптимальной зоны, в которой ребенок, несмотря на внешне небольшие успехи, проявляет больший интерес, добивается несколько больших достижений, чем в других сферах.

Такой же оптимистический подход должен быть и при прогнозе. Очень важно изучать и формировать мотивацию не только у неуспевающих и трудновоспитуемых учащихся, но и у каждого, даже внешне благополучного

ребенка. При изучении мотивации у каждого школьника надо выявить состояние его познавательной сферы, мотивационной сферы (стремление учиться, мотивы), волевой и эмоциональной сферы (цели в ходе учения, переживания в процессе учения). Для каждого ученика желательно иметь обоснованный план формирования его мотивации.

Формировать мотивацию - значит не заложить готовые мотивы и цели в голову учащегося, а поставить его в такие условия и ситуации развертывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом и в контексте прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого ученика.

Целью работы является:

Выявление условий учебной деятельности для формирования мотивации младших школьников

Реализация цели решается через следующие задачи:

  • рассмотреть теоретические вопросы мотивации;

  • показать особенности мотивации младших школьников;

  • провести анализ результатов диагностики особенностей мотивации учащихся 1-4 классов;

  • показать способы изучения мотивационной сферы учащихся младших классов;

  • рассмотреть комфортность ученика на уроке как условия построения учебной деятельности, необходимые для формирования мотивации;

  • дать рекомендации конструктивного взаимодействия учителя и ученика на уроке;

  • составить таблицу особенностей возраста младших школьников для использования при планировании учебного процесса;

  • описать способы развития интереса к учебным предметам;



















Понятие «мотив» и «мотивация»

В поведении человека, есть две функционально взаимосвязанные стороны: побудительная и регуляционная. Побуждение обеспечивает активизацию и направленность поведения, а регуляция отвечает за то, как оно складывается от начала до конца в конкретной ситуации. Психические процессы, явления и состояния: ощущения, восприятие, память, воображение, внимание, мышление, способности, темперамент, характер, эмоции - все это обеспечивает в основном, регуляцию поведения. Что же касается его стимуляции, или побуждения, то оно связано с понятиями мотива и мотивации. Эти, понятия, включают в себя представление о потребностях, интересах, целях, намерениях, стремлениях, побуждениях, имеющихся у человека, о внешних факторах, которые заставляют его вести себя определенным образом, об управлении деятельностью в процессе ее осуществления и о многом другом. Среди всех понятий, которые используются в психологии для обеспечения и объяснения побудительных моментов в поведении человека, самыми общими, основными являются понятия мотивации и мотива. Рассмотрим их.

Термин «мотивация» представляет более широкое понятие, чем термин «мотив». Слово «мотивация» используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое) и как характеристика процесса, который стимулирует и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне.

Мотивационного объяснения требуют следующие стороны поведения: его возникновение, продолжительность, устойчивость, направленность и прекращение после достижения поставленной цели, преднастройка на будущие события, повышение эффективности, разумность или смысловая целостность отдельно взятого поведенческого акта. Кроме того, на уровне познавательных процессов мотивационному объяснению подлежат их избирательность; эмоционально-специфическая окрашенность.

Представление о мотивации возникает при попытке объяснения, а не

описания поведения. Это – поиски ответов на вопросы типа «почему?»,

«зачем?», «для какой цели?», «ради чего?», «какой смысл?». Обнаружение и описание причин устойчивых изменений поведения и есть ответ на вопрос о мотивации содержащих его поступков.

Любая форма поведения может быть объяснена как внутренними, так и

внешними причинами. В первом случае в качестве исходного и конечного пунктов объяснения выступают психологические свойства субъекта поведения, а во втором - внешние условия и обстоятельства его деятельности. В первом случае говорят о мотивах, потребностях, целях, намерениях, желаниях, интересах и т. п., а во втором – о стимулах, исходящих из сложившейся ситуации. Иногда все психологические факторы, которые как бы изнутри, от человека определяют его поведение; называют личностными диспозициями. Тогда, соответственно, говорят о диспозиционной и ситуационной мотивациях как аналогах внутренней и внешней детерминации поведения.

Известный, немецкий психолог К. Левин показал, что каждый человек

характерным для него образом воспринимает и оценивает одну и ту же ситуацию и у разных людей эти оценки не совпадают. Кроме того, один и тот же человек в зависимости от того, в каком состоянии он находится, ту же самую ситуацию может воспринимать по-разному. Это особенно характерно для интеллектуально развитых людей, имеющих большой жизненный опыт и способных из любой ситуации. Извлечь для себя много полезного, видеть ее под разными углами зрения и действовать в ней различными способами.

Сиюминутное, актуальное поведение человека следует рассматривать не как реакцию на определенные внутренние или внешние стимулы, а как результат непрерывного взаимодействия его диспозиций с ситуацией. Это предполагает рассмотрение мотивации как циклического процесса непрерывного взаимного воздействия и преобразования, в котором субъект действия и ситуация взаимно влияют, друг на друга, и результатом этого является реально наблюдаемое поведение. Мотивация в данном случае мыслится как процесс непрерывного выбора и принятия решений на основе взвешивания поведенческих альтернатив.

Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, направленной, на достижение определенной цели.

Мотив в отличие от мотивации - это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий. Мотив, также можно определить как понятие, которое в обобщенном виде представляет множество диспозиций.

Из всех возможных диспозиций наиболее важной является понятие

потребности. Ею называют состояние нужды человека или животного в определенных условиях, которых им недостает для нормального существования и развития.

Второе после потребности по своему мотивационному значению понятие — цель. Целью называют тот непосредственно осознаваемый результат, на который в данный момент направлено действие, связанное с деятельностью, удовлетворяющей актуализированную потребность. Если всю сферу осознаваемого человеком в сложной мотивационной динамике его поведения представить в виде своеобразной арены, на которой разворачивается красочный и многогранный спектакль его жизни, и допустить, что наиболее яркое в данный момент на ней освещено то место, которое должно приковывать к себе наибольшее внимание зрителя (самого субъекта), то это и будет цель. Психологически цель есть то мотивационно-побудительное содержание сознания, которое воспринимается

человеком как непосредственный и ближайший ожидаемый результат его деятельности.

Цель является основным объектом внимания, занимает объем

кратковременной и оперативной памяти; с ней связаны разворачивающийся в данный момент времени мыслительный процесс и большая часть всевозможных эмоциональных переживаний. В отличие от цели, связанной с кратковременной памятью, потребности, вероятно, хранятся, в долговременной памяти.

Рассмотренные мотивационные образования: диспозиции (мотивы),

потребности и цели - являются основными составляющими мотивационной сферы человека.

Кроме мотивов, потребностей и целей в качестве побудителей

человеческого поведения рассматриваются также интересы, задачи, желания и намерения. Интересом называют особое мотивационное состояние познавательного характера, которое, как правило, напрямую не связано с какой-либо одной, актуальной в данный момент времени потребностью. Интерес к себе может, вызвать любое неожиданное событие, непроизвольно привлекшее к себе внимание. Любой новый появившийся в поле зрения предмет, любой частный, случайно возникший слуховой или иной раздражитель.

Интересу соответствует особый вид деятельности, которая называется

ориентировочно-исследовательской. Чем выше на эволюционной лестнице стоит организм, тем больше времени занимает у него данный вид деятельности и тем совершеннее ее методы и средства. Высший уровень развития такой деятельности, имеющийся только у человека, - это научные и художественно- творческие изыскания.

Задача как частный ситуационно-мотивационный фактор возникает тогда, когда в ходе выполнения действия, направленного на достижение определенной цели, организм наталкивается на препятствие, которое необходимо преодолеть, чтобы двигаться дальше. Одна и та же задача может возникать в процессе выполнения самых различных действий и поэтому так же нecпeцифичнa для потребностей, как и интерес.

Желания и намерения — это сиюминутно возникающие и довольно часто сменяющие друг друга мотивационные субъективные состояния, отвечающие изменяющимся условиям выполнения действия.

Интересы, задачи, желания и намерения хотя и входят в систему

мотивационных факторов, участвуют в мотивации поведения, однако выполняют в ней не столько побудительную, сколько инструментальную роль. Они больше ответственны за стиль, а не за направленность поведения.

Мотивация поведения человека может быть сознательной и

бессознательной. Это означает, что одни потребности и цели, управляющие поведением человека, им осознаются, другие нет. Многие психологические проблемы получают свое решение, как только мы отказываемся от представления о том, будто люди всегда осознают мотивы своих действий, поступков, мыслей, чувств. На самом деле их истинные мотивы необязательно таковы, какими они кажутся.


















Понятие о мотивах учения и их классификация

В зависимости от того, каков мотив деятельности, она приобретает для

ребенка различный смысл. Ребенок решает задачу. Цель состоит в том, чтобы найти решение. Мотивы же могут быть различными. Мотив может быть в том, чтобы научиться решать задачи, или, в том, чтобы не огорчать учителя или порадовать родителей хорошей отметкой. Объективно во всех этих случаях цель остается той же самой: решить задачу, но смысл деятельности изменяется вместе с изменением мотива.

Мотивы оказывают влияние на характер учебной деятельности, отношение ребенка к учению. Если, например, ребенок учится, чтобы избежать плохой отметки, наказания, то он учится с постоянным напряжением, учение его лишено радости и удовлетворения.

А. Н. Леонтьев различает мотивы понимаемые и мотивы реально

действующие. Учащийся понимает, что надо учиться, но это еще может не побуждать его заниматься учебной деятельностью. Понимаемые мотивы в ряде случаев становятся мотивами реально действующими.

Мотивы могут осознаваться и не осознаваться. Актуально, т. е. в момент

деятельности, они, как правило, не осознаются. Но даже в том случае, когда

они не осознаются, они отражаются в определенной эмоции, т.е. учащийся может не осознавать мотив, который его побуждает, но он может хотеть или не хотеть что-то делать, переживать в процессе деятельности. Вот это желание или нежелание действовать является, по А. Н. Леонтьеву, показателем положительной или отрицательной мотивации.

Как правило, учебная деятельность ребенка побуждается не одним

мотивом, а целой системой разнообразных мотивов, которые переплетаются, дополняют друг друга, находятся в определенном соотношении между собой. Не все мотивы имеют одинаковое влияние на учебную деятельность. Одни из них — ведущие, другие — второстепенные.

Все мотивы могут быть разделены на две большие группы: одни из них

порождаются самой учебной деятельностью, непосредственно связаны с содержанием и процессом учения, способами усвоения знаний: другие мотивы лежат как бы за пределами учебного процесса и связаны лишь с результатами учения. Такие мотивы могут быть как широкими социальными (стремление хорошо окончить школу, поступить в вуз, хорошо работать в будущем), так и узколичными; мотивы благополучия (получить хорошую отметку любой ценой, заслужить похвалу учителя или родителей, избежать неприятностей) и престижные мотивы (выделиться среди товарищей, запять определенное положение в классе).

Какое же место занимают эти группы, мотивов в мотивации учения младших школьников? Исследования мотивов учения младших школьников показали, что мотивы, связанные с самой учебной деятельностью, ее процессом и содержанием, не занимают ведущего места. По данным исследований Л. И. Божович и ее сотрудников, у первоклассников эти мотивы занимают третье место, а у третьеклассников даже пятое место.























Особенности мотивационной сферы младших школьников

Мотив- это некая причина, побудитель к действию.

Мотивация- это процессы, побуждающие к деятельности.

Какие же мотивы побуждают к учебной деятельности младших школьников?

Мотивы учащихся младших классов

Игровой мотив - учусь, потому что в школе можно поиграть.

Социальный мотив:

  1. Общественно- значимый - учусь, потому что хочу быть полезным обществу, чувствую ответственность перед родителями.

  2. Социального сотрудничества - учусь, потому что нравится общаться с одноклассниками.

Учебный мотив – учусь, потому что хочу узнавать новое, интересное:

  1. Интерес к процессу учебы: нравится думать, доходить до истины.

  2. Интерес к содержанию: нравится узнавать новое.

Позиционный мотив - учусь, потому что хочу завоевать авторитет у сверстников, хочу иметь весомое положение в классе.

Внешний мотив - учусь, потому что родители заставляют, потому что купят велосипед и т.д.

Внутренний мотив - учусь, потому что понимаю, что знания мне необходимы.

Мотив достижения успеха - хочу достичь большего, могу это сделать, испытываю радость от деятельности.

Мотив избегания неудач – неуверен, что у меня получится, поэтому не буду браться за это, будет обидно, если Яне получу похвалу.

Мотивы младших школьников чаще носят неосознанный характер, это является следствием уровнем развития личностных качеств младших школьников, особенностей возраста:

  • Несформированность самостоятельности мышления;

  • Зависимость мнения от мнения взрослых;

  • Недостаточный уровень развития рефлексивного поведения.

Результаты

диагностики мотивационной сферы учащихся первых – 4 классов

за 2006/07 учебный год

Класс

Мотивы

игровой

Социальный

оценочный

Учебный

внешний

Негативное отношение

1

40%

5%

10%

5%

40%

-

2

45%

30%

20%

5%

20%

-

3

25%

25%

40%

5%

15%

5%

4

25%

25%

40%

5%

10%

10%

Анализ:

  1. В 1 классе преобладает игровой мотив и внешний, к 4 классу наблюдается тенденция к снижению количества учащихся с игровым мотивом, т. к. к 3-4 классу более значимым становится оценочный мотив;

  2. Возрастает значимость социального мотива за счет влияния семьи, ориентирующих ребёнка на получение престижной профессии, осознания ребёнком взаимосвязей в обществе;

  3. Количество учащихся, имеющих внешний мотив, снижается к 4 классу. Исчезает эффект новизны, то, что раньше привлекало в школе становится привычным. Формируется «привычка ходить в школу»;

  4. Увеличивается процентное соотношение учащихся с оценочным мотивом. Привыкание работать за оценку;

  5. Количество учащихся с учебной мотивацией не меняется, это единичные дети, которые изначально, с 1 класса, проявляют высокий познавательный интерес и имеют высокие интеллектуальные способности.

  6. В 3-4 классе появляются дети с выраженной негативной мотивацией. Это дети, которым не удалось реализоваться в учебной деятельности, т.е. произошло угасание ранее имеющихся мотивов.



Формирование мотивации младших школьников

Формирование мотивации без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Её актуальность обусловлена самой учебной деятельностью, обновлением содержания обучения, формированием у учащихся самостоятельного приобретения знаний, развитие активности. Сегодня наиболее острые проблемы в обучении и воспитании связаны с демотивированностью основной массы школьников. Для разных ребят учебная деятельность носит различный смысл. Выявить характер мотивации, смысл учения для учащегося - значит определить меры педагогического влияния, способы работы с этим школьником.

Смысл учения включает в себя:

  • Осознание учащимися объективной значимости учения;

  • Нравственные ценности, принятые в близком окружении ребёнка;

  • Уровень притязаний, самооценка.

На протяжении обучения в начальной школе и потом в среднем и старшем звене мотивационная сфера ребёнка может изменяться. Максимально к чему должен стремиться учитель - к формированию внутренних мотивов, характеризующихся внутренней потребностью в получении новых знаний, осознанию того, что познание есть путь к самоактуализации, а процесс освоения знаний - возможность раскрыть и развить свои внутренние потенциалы.

Деятельность педагога, направленную на формирование мотивации, необходимо строить:

  1. на знании и учёте возрастных особенностей младших школьников;

  2. создавая комфортные условия учебной деятельности;

  3. осознавая роль самого педагога в формировании мотивации учеников;

  4. понимая, что интерес и желание учиться не гаснет только тогда, когда он легко усваивается и является доступным.



Изучение мотивации учащихся начальных классов

Чтобы узнать уровень мотивации учащихся педагог может сделать запрос школьному психологу, либо сам провести диагностику. Для изучения уровня мотивации можно использовать анкетирование, а также сделать выводы на основе собственного наблюдения.

Нередко учителя высказывают мнение, чаще всего которое носит субъективный характер, о том, что тот или иной ребёнок не хочет учиться и ни что его не может заставить. Другие педагоги считают, что учебная деятельность многих учащихся реализуется под воздействием внешних стимулов. Изучение не следует рассматривать, как только регистрацию учителем того, что лежит на поверхности и бросается в глаза («хочет» или «не хочет» школьник учиться), а следует строить как проникновение учителя в глубинные закономерности становления ученика как личности и как субъекта деятельности. Формирование также неверно понимать как «перекладывание» учителем в голову ученика готовых, извне задаваемых мотивов и целей учения.

Для изучения и развития мотивации учителю важно проводить е единичное анкетирование, а мониторинг, который позволит проследить динамику изменений мотивации учащихся. Мониторинг проводится на начальном этапе работы в определённом направлении и на заключительном этапе. При анализе мониторинговых данных можно увидеть результативность проделанной работы. А также можно установить взаимосвязь показателей данных, например, с показателями состояния эмоциональной сферы, уровнем обученности и так далее.

Для изучения особенностей мотивации учащихся 1-2 классов можно провести анкету « Оценка уровня мотивации и адаптации учащихся», которая состоит из десяти вопросов и предлагается 3 варианта ответа. Ребёнок должен выбрать 1 вариант и написать под номером вопроса. Для обработки данных предлагается бальное оценивание каждого ответа, затем выводится суммарный балл. Сумма баллов определяет уровень мотивации учащегося. Анализ каждого вопроса позволяет частично раскрыть некоторые причины сниженной мотивации. (Приложение 1)

Для изучения особенностей мотивации учащихся 3-4 классов можно использовать методику определения мотивации учебной деятельности. Она состоит из 12 утверждений, которые предлагают учащимся оценить по 5- бальной шкале. Для обработки данных приводится таблица, в которой распределены виды мотивов. (Приложение 1)

Выявление особенностей мотивационной сферы учащихся позволяет учителю правильнее выбрать методы и формы работы с учащимися, проследить динамику, внести коррективы в дальнейшую работу.




















Комфортность учащихся как условие формирования учебной мотивации

Источник активности человека, как известно, - его потребности. Мотив – побуждение к активности в определённом направлении. Он появляется, когда человек хочет удовлетворить ту или иную потребность. Из всех возможных диспозиций наиболее важной является понятие

потребности. Ею называют состояние нужды человека или животного в определенных условиях, которых им недостает для нормального существования и развития. Потребность как состояние личности всегда связана с наличием у человека чувства неудовлетворенности, связанного с дефицитом того, что требуется (отсюда название «потребность») организму (личности).

Количество и качество потребностей, которые имеют живые существа,

зависит от уровня их организации, от образа, и условий жизни, от места,

занимаемого соответствующим организмом на эволюционной лестнице. Меньше всего потребностей у растений, которые имеют нужду в основном только в определенных биохимических и физических условиях существования. Больше всего разнообразных потребностей у человека, у которого, кроме физических органических потребностей, есть еще материальные, духовные, социальные (последние представляют собой специфические потребности, связанные с общением и взаимодействием людей друг с другом). Как личности люди отличаются друг от друга разнообразием имеющихся у них потребностей и особым сочетанием этих потребностей. Основные характеристики человеческих потребностей – сила, периодичность возникновения и способ удовлетворения.

Дополнительной, но весьма существенной характеристикой, особенно когда речь идет о личности, является предметное содержание потребности, т. е.

совокупность тех объектов материальной и духовной культуры, с помощью которых данная потребность может быть удовлетворена.

Уровень развития потребностей у людей различен. Сегодня широко используется классификация потребностей по Маслоу, согласно которой в течение жизни потребности (высшие и низшие) меняются – одни исчезают, другие появляются. Высшие потребности возникают при удовлетворении низших. Жизнь на удовлетворение потребностей высокого уровня более продуктивна, приносит больше удовлетворения.

Потребности в концепции А. Маслоу

Мы видим, что познавательные потребности будут реализовываться у учащихся, если удовлетворены базовые потребности: физиологические, потребность в безопасности. Если ребёнок во время обучения испытывает чувство тревоги, отвержение, неуверенность в себе, то, наверняка, нельзя говорить о комфортности этого учащегося.


Наблюдение за эмоциональным состоянием ученика.

Эмоциональное состояние учащегося определяет настрой учащихся на работу и продуктивность работы в целом. Положительные эмоции стимулируют активность во время работы. Отрицательные эмоции тормозят.

К положительным эмоциям относят: радость, удивление, удовлетворение, уверенность, гордость, достоинство и т.д.

К отрицательным: страх, обида, досада, скука, беспокойство, унижение и т. д.

Учителю необходимо видеть настроение учащихся, корректировать, понимая причины возникновения отрицательных эмоций, находить способы подкрепления положительных эмоций.

Для выявления эмоционального состояния учитель может использовать специальные приёмы, через которые ребенок может выразить свои эмоции, с которыми он пришёл в школу или на урок:

  1. Создание в классе «экрана настроения», где дети с помощью разных цветов могут выразить своё настроение; (Приложение 2)

  2. Завести журнал, где ребёнок напротив своего имени обозначит своё настроение с помощью определённых знаков;

  3. Работа со специальными бланками с изображением человечков с разным эмоциональным состоянием;

  4. дети могут писать записки и складывать их в коробку перед уроками.

Такую работу можно проводить и в конце дня, чтобы получить обратную связь от учеников. С каким настроением уходит он домой.

Учителю получать обратную связь необходимо не только в конце дня, но и в конце каждого урока, и по окончании выполнения каждого задания.

Для стимулирования положительных эмоций:

  1. Ставить ребёнка в ситуации успеха:

    • оценивать в сравнении с индивидуальными нормами ученика, а не с социальными, в сравнении с другими;

    • учитывать параметры успеха учащегося при выполнении заданий: хочу- знаю- умею- могу;

    • использовать накопительную систему оценки за урок (набрать определённое количество жетонов, баллов)

  2. Использование юмора;

  3. Поощрение, вознаграждение, например, за проделанную сложную работу учащихся ждёт сюрприз, либо освобождение от какого- либо задания;

  4. Положительные словесные оценки хотя бы за небольшой, но правильно выполненный объём работы;

  5. Вручение открыток, грамот, выставка лучших работ.






















Возрастные особенности учащихся 1-4 классов

Параметры


Возраст

Ведущая

деятельность

Социальная роль

Отношения с взрослыми

Отношения со сверстни

ками

Самооцен

ка

Особенности

личности

Волевые качества

Подготовительная группа

6-7 лет
















группа

( 6-7 лет)

  • Игровая деятельность

(на первый план в игре выходят правила поведения персонажей, подготовка к игре занимает большее время);

  • Речевая деятельность (в основе общения речь, а не действия и предметы)

  • Регулируют своё социальное поведение в зависимости от ситуации

  • Внеситуативно-личностная форма общения с взрослыми;

  • Ведут разговоры о себе, своих родителях, правилах поведения; взрослый выступает как личность и член общества, ребёнку интересно, чем он занимается;

  • Взрослый воспринимается как носитель моральных и нравственных установок


  • Сверстники

выступают как личности, как субъекты общения;

  • Не противопоставляет себе, а

воспринимает как внутреннюю общность;

  • Учитывают желания сверстников

  • Оценивают не только конкретные действия, но и свои желания, переживания, мотивы

  • Формируется моральное сознание и моральные оценки;

  • Развиваются социальные и нравственные чувства;

  • Способность к сопереживанию как относительно успехов, так и неудач сверстников

  • Волевые качества

формируют игры с правилами;

  • Появляются первые формы самоконтроля

1-2 класс

(7-8 лет)

  • Учебная деятельность;

  • Игровая деятельность;





  • Утрата детской непосредственности;

  • Натянутое поведение;

  • Вхождение в новую общность и исполнение новой социальной роли ученика

  • Темы общения с взрослыми широкого спектра;

  • Увеличивается круг общения с взрослыми;

  • Демонстрация родителям «взрослого» поведения: начинают спорить, возражать

  • Между

сверстниками складываются устойчивые привязанности;

  • Общение

опосредуется правилами(правило очерёдности, справедливости);


  • Самооценка

формируется под воздействием учителя, взрослых,


  • Между переживанием и поступком вклинивается «интеллектуальный момент»;

  • Хочет что-то показать своим поведением;

  • Интерес к внешнему виду, стараются выглядеть взрослее;

  • Расширяется сфера интересов;

  • Формирование познавательного интереса


ных интересов и учебной мотивации


  • Осознанность собственных переживаний («Я радуюсь»)

3- 4 класс

(9-10лет)

  • Учебная деятельность:

освоение учебных действий, понимает значение отметки

  • Утверждение себя в роли ученика;

  • Освоение норм и правил поведения

  • Самоутверждается в мире взрослых, могут показывать капризы как способ обратить на себя внимание;

  • Принимает требования взрослых, понимая их значимость

  • Возникают отношения соперничества;

  • Притязания на успех среди сверстников;


  • Самооценка формируется посредством успеваемости;


  • Насыщение мотивов поведения: учебный мотив, мотив установления взаимоотношений с взрослыми по поводу учебной деятельности;

  • Потребность в признании порождает совесть, гордость;

  • Осознает обязательство – он обязан учиться;

  • Появляется ответственность через стремление к положительному эталону




  • Учебная деятельность развивает способность к рефлексии, а также способность планировать свои действия

Рекомендации для продуктивного взаимодействия учителя и ученика:

  1. постоянно ориенти­руйте ученика на самооценку деятельности:

    • спрашивайте у него: «Ты удовлетворён результатом?»; вмес­то оценки скажите ему: «Ты сегодня хорошо справился с рабо­той»;

    • проводите индивидуальные беседы, обсуждая достижения и промахи, постоянно интересуйтесь отношением ученика к процессу и результату своей деятельности;

    • учащиеся, которые уже усвоили материал и выполнили зада­ние, могут отдохнуть. Приготовьте для них интересные дополни­тельные задания;

    • ученикам, которые ориентированы на избегание неудач, стоит дать такие задания, которые поддержат их самооценку, защитят от публичного осуждения и критики.

2. Как можно чаще ставьте учеников в ситуацию выбо­ра цели:

  • в начале изучения темы информируйте класс о том, чему дети должны научиться, какие формы работы и проверки знаний мо­гут быть использованы, предложите полную программу дейст­вий с вариантами выбора;

  • предлагайте ученикам самим выбрать уровень сложности за­даний;

  • предложите выбрать способы достижения цели;

  • предложите одарённым и отстающим ученикам вместе разра­ботать индивидуальные планы освоения темы (или даже обуче­ния).

  1. Помогайте ученикам ставить реалистичные цели:

  • поощряйте учеников, которые ставят достижимые цели, по­пробуйте вместе постепенно усложнять их.

  • если видите, что ученики ставят не реально высокие цели, предложите им альтернативу;

  • попросите учеников записывать в специальной тетради цели и задачи, коте они ставят перед собой на день, неделю или четверть;

  • расспросите учеников о том, как они будут работать над достижением своих целей, что им для этого понадобится и, когда они предполагают закончить работу.

  1. Помогайте ученикам быть естественными за удачи и промахи:

  • если ребёнок делает ошибку или работа не выполнена на достаточном уровне, предложите обсудить это с учениками. Если же вы сами совершили ошибку, будьте самокритичны и ответственны за свои действия, которые то» стоит обсудить с классом. Это только прибавит доверия к вам;

  • приглашайте на уроки гостей - интересных людей, которые рассказали б о своих удачах и неудачах;

  • пытайтесь выходить из сложной ситуации с юмором, иногда ведь ошибки бывают и весёлыми.

  1. Помогайте ученикам увидеть связь между их усилиями и результатами труда:

  • после выполнения задания попросите учеников рассказать, что было особе трудным и как они с этим справились

  • обсуждайте причины не только успехов, но и неудач;

  • старайтесь избегать быстрых выводов о причинах успехов и неудач детей.
































Интерес к предмету: любознательность

Желательно выстроить учебный план каждый урок, согласуя его с интересами учащихся. Учебный материал старайтесь включать в «картину мира» ученика, свя­зывать с его повседневным жизненным опытом. Существует множество способов вызвать интерес у школьников. Наиболее простой - спросить самих учеников, как ни проводят своё свободное время, что их интересует. Повышенное внимание де­тей к определённым аспектам урока, вид­ам деятельности - ещё один ключ. Зная интересы школьников, старайтесь удовлетворять их в учебном процессе. Напри­мер, учитель истории, выяснив, что некот­орые ребята любят исторические роман­ы, показал, как коллизии романа соотносятся с реальными историческими событиями. Когда знаешь интересы уче­ников, легче дополнять учебную програм­му необходимыми сведениями.

Используйте все возможности учеб­ного материала для развития любозна­тельности учеников. Всё, что её повыша­ет, пробуждает познавательный интерес, может быть включено в урок: новые нео­бычные факты, ваш или чей-то ещё оригинальный взгляд на события, яркие на­глядные пособия.

Смелее делайте урок более привле­кательным и интересным: используйте загадки, головоломки, игры, демонстрирующие понятия, кото­рым вы обучаете;

Попробуйте по-новому оформить класс­ное помещение и парты;

Оживите урок музыкальным сопровож­дением, используйте яркие плакаты, от­носящиеся к изучаемому материалу.

Обратите внимание на то, как вы­глядит кабинет. Обстановка, которая давно не менялась, порождает скуку, пассивность. Организуйте «стол загадок» с чередующимися выставками странных, необычных вещей, которые он находил сам или ученики приносили в класс. Очень часто экспонаты вы­ставки становились «участниками» урока.

Используйте игры и все активные методы обучения. (Приложение 3)

Условия развития интереса, созданные

в компьютерных играх

Условия развития интереса можно создать в процессе обучения

несколько уровней сложности игры

Программа обучения с усложняющимся спектром задач

В конце игры чёткая обратная связь победил или проиграл

Серия тестов, позволяющих фиксировать результат, достигнутый на каждом этапе изучения темы, ученик получает достоверную информацию о своих успехах

Нравится игра, в которой есть шанс выиграть, стоит только приложить усилия

Сложность задач соответствует возможностям ученика или чуть превышает их, поэтому успех достигается с усилием, но иногда возможна и неудача

Ребёнок сам выбирает игру. Он постоянно ощущает, что всё зависит от него

Путь определяется его усилиями, полностью ответствен за ситуацию

Ученик сам выбирает задания или соглашается с предложенным (аргументированно) вариантом, сам принимает решение о переходе

к следующему этапу обучения, сам планирует свой путь к цели

и способы её достижения









Заключение

Как правило, учебная деятельность ребенка побуждается не одним

мотивом, а целой системой разнообразных мотивов, которые переплетаются, дополняют друг друга, находятся в определенном соотношении между собой.

Мотивационная сфера – ядро личности. В начале своей школьной жизни,

имея внутреннюю позицию школьника, он хочет учиться. Причем учиться хорошо, отлично. Среди разнообразных социальных мотивов учения, пожалуй, ведущими являются мотивы «доставить радость родителям», «хочу больше знать», «на уроке интересно». Имея знания, ученик получает высокие отметки, которые, в свою очередь – источник других поощрений, залог его эмоционального благополучия, предмет гордости. Когда ребенок успешно учится, его хвалят и учитель, и родителя, его ставят в пример другим детям. Более того, в классе, где мнение учителя – не просто решающее, но единственное авторитетное мнение, с которым все считаются, эти аспекты выходят на первый план. И хотя в какой-то мере абстрактное для учащегося начальной школы понятие «хорошо работать» или далекая перспектива получить образование в ВУЗе непосредственно побуждать его к учебе не могут, тем не менее социальные мотивы важны для личностного развития школьника.

В данной работе были исследованы мотивы учения школьников начальной

школы, особенности их динамики. Было выявлено изменение доминирующих мотивов на протяжении обучения в начальной школе.

Для более полного изучения мотивации учащихся начальной школы стоит

провести исследование мотивации учения у детей с разной успеваемостью в первом, втором и третьем классах, изучить отношение к школе учащихся разных классов.

В заключение хочется отметить, искусство воспитания все-таки

заключается в создании правильного сочетания «понимаемых» мотивов и мотивов «реально действующих» и вместе с тем в умении вовремя придать более высокое значение успешному результату деятельности, чтобы этим обеспечить переход к более высокому типу внутренних мотивов, управляющих жизнью личности.









































Библиография


1. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М.:

Педагогика, 1968.

2. Возрастная и педагогическая психология: Учебник / под ред. Гамезо.

М.: Наука, 1984

3. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М.: Просвещение,

1982

4. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М.: Педагогика, 1972.

5. Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: Книга для

учителя. – М.: Просвещение,1990

6. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе // Психология и

педагогика, №2, 1979г.

7. Немов Р.С. Психология. Учебник. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995

8. Щукина Г.И, Активация познавательной деятельности учащихся в

учебном процессе. – М.: Просвещение, 1979.

9. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. – М.:

Просвещение,1971.




























Приложение 1

Методика для изучения учебной мотивации учащихся 3-4 классов

Бланк для ответов

Оцените по 5-балльной шкале значимость для тебя каждой из

перечисленных причин, побуждающих учиться.

«5» - имеет очень большое значение

«4» - имеет значение

«3» - имеет небольшое значение

«2» - мало значима

«1» - не имеет значения

Поставте напротив утверждени соответствующую цифру от 1 до 5, в зависимости от значимости причины.

Утверждения:

1. Хочу хорошо подготовиться к избранной

профессии

2. Хочу получать хорошие отметки

3. Хочу занять достойное место среди

товарищей

4. Не хочу иметь плохие отметки

5. Нравится узнавать новое

6. Люблю мыслить, думать, рассуждать

7. Понимаю свою ответственность перед

обществом

8. Приятно получать одобрение

9. Хочу быть хорошим учащимся

10. Хочу избежать неприятностей

11. Люблю теоретические знания

12. Люблю выполнять сложную работу

Информация педагогу/психологу для обработки и интерпретации результатов

Виды мотивации

Баллы, выбранные

Средний балл


учеником

по виду мотивации




1. Широкая социальная



1. Хочу хорошо подготовиться к



избранной профессии



7. Понимаю свою ответственность



перед обществом



11. Мотивация благополучия



2. Хочу получать хорошие отметки



8. Приятно получать одобрение



111. Престижная (узкая социальная)



3. Хочу занять достойное место среди



товарищей



9. Хочу быть хорошим учащимся



IV. Мотивация избегания



4. Не хочу иметь плохие отметки



10. Хочу избежать неприятностей



V Мотивация содержанием



  1. Нравится узнавать новое




11. Люблю теоретические знания



VI. Мотивация процессом



6. Люблюмыслить, думать, сообра-



жать



12. Люблю выполнять сложную



работу




Анкета дл учащихся 1-2 классов

«Оценка уровня мотивации и адаптации»

Вопросы:

  1. Тебе нравится в школе или не очень?

  1. не очень;

  2. нравится;

  3. не нравится.

  1. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идёшь в школу?

    1. чаще хочется остаться;

    2. бывает по-разному;

  1. иду с радостью.

  1. Если бы учитель сказал, что завтра в школу может приходить только тот, что хочет, ты бы пришёл в школу или остался дома?

  1. не знаю;

  2. остался бы дома;

  3. пошёл бы в школу.

  1. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-то уроки?

  1. не нравится;

  2. не знаю;

  3. нравится.

  1. Ты хотел бы, чтобы тебе ничего не задавали на дом?

  1. хотел бы;

  2. не знаю;

  3. не хотел.

  1. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?

  1. не хотел;

  2. не знаю;

  3. хотел.


  1. Ты часто рассказываешь о школе родителям?

  1. часто;

  2. редко;

  3. не рассказываю.

  1. У тебя очень строгий учитель?

  1. да;

  2. нет;

  3. не знаю.

  1. У тебя в классе много друзей?

  1. мало;

  2. много;

  3. нет.

  1. Тебе нравятся твои одноклассники?

  1. нравятся;

  2. не нравится;

  3. не очень.

Инструкция:

« Я буду читать вопросы и варианты ответов, а вы внимательно слушайте и выбирайте подходящий вам ответ. После того, как вы сделаете выбор, поставьте напротив номера вопроса букву, относящуюся к выбранному вами ответу. Всё понятно, тогда начинаем».

Обработка результатов:

3б.- за положительное отношение к школе и предпочтение учебной ситуации

1б.- за нейтральный ответ

0б.- за отрицательное отношение к школе.

Уровни:

25-30б.- высокий уровень мотивации и адаптации.

20-24б.- хорошая мотивация и адаптация. Ученик справляется с учебной деятельностью.

15-19б.- положительное отношение к школе, но школа привлекает неучебными сторонами.

10-14б.- низкая школьная мотивация и адаптация. Неохотно посещает школу, есть трудности в учебной деятельности.

10б.- дезадаптация. Школа - враждебная среда, поведение не соответствует нормам и правилам.



















Приложение 2

Экран настроения

Месяц

26

























25

























24

























23

























22

























20

























19

























18

























17

























16

























15

























13

























12

























11

























10

























9

























8

























6

























5

























4

























3

























2

























1


















































Ф. И.



























Приложение 3

Окружающий мир, 2 класс

Тема урока: «Пернатые друзья»

Цели:

  1. Закрепить знания детей о птицах;

Показать связь изменений в жизни птиц с изменениями в природе;

Выявить значение птиц в природе и для человека;

  1. Развивать способность устанавливать причинно- следственные связи.

  2. Воспитывать любовь к природе, родному краю.

Ход урока.

  1. Орг. Момент (сопровождается звучанием голосов птиц)

- Невозможно представить себе наш лес без птичьих песен. Особенно красивые и звонкие песни поются весной. Но и зимой можно услышать знакомые голоса. Кто они, пернатые друзья, которые наполняют наш лес, скверы и парки голосами? Сегодня мы поговорим о птицах.

Как вы понимаете это выражение?

ЧЕЛОВЕК - НЕ ЦАРЬ ПРИРОДЫ, А ТОЛЬКО ЕЁ ГОСТЬ

(на доске)

- Как надо вести себя в гостях?

(Бережно, уважительно)

  1. Повторение изученного материала.

Распределить признаки птиц и млекопитающих.

(на доске картинки изображения птиц и млекопитающего, дети приклеивают магнитные таблички с признаками птиц и млекопитающих под соответствующими картинками).

Признаки:

Клюв

4 ноги

Крылья

Шерсть

2 ноги

Зубы

Перья

Уши

- Ребята, проверьте, вено мы выполнили задание?

- На какие 3 группы подразделяются все птицы?

Детям раздаются карточки с группами птиц, дети в парах вписывают в каждую группу названия птиц, относящихся к этой группе.

После записываются названия птиц каждой группы на доске.

- Почему птиц называют перелётными?

-Почему они улетают?

- Чем их жизнь в тёплых странах отличается от жизни на родине?

-Назовите группы птиц по способу питания? (Насекомоядные, всеядные, хищные)

-Какие перелётные птицы улетают первыми? (насекомоядные)

- Почему болотные птицы улетают последними? (растительный корм)

Как внутри вида улетают птицы?

(те, кто не смог вывести птенцов,молодые, но уже окрепшие, самцы, самки)


Защита рефератов о птицах (скворец, кукушка, ласточка)

Можно дать задание приготовить презентацию о жизни птиц дома.

Стихотворение Погореловского «Наши гости».

- Почему зимующие птицы остаются?

Рефераты (воробей, синица, сорока, клёст)

Стихотворение Рубцова «Воробей»

  1. Работа с цепью питания.

Загадка:

Живёт в лесу,

Ухает как разбойник

Люди его боятся,

А он людей боится.

(Филин)

-Что произойдёт, если филинов больше не станет?

Как нарушится цепь питания?


Физминутка:

«Летает- ползает- плавает»

Щука

Гусь

воробей

жук

шмель

карась ласточка червяк

сойка

плотва жаворонок змея

улитка

зяблик

сом клёст



  1. Игра «Угадайка»

Распределить птиц по образу жизни и питанию.

-Угадай, чем питается эта птица по клюву?

Клёст

Снегирь

Поползень

Синица

Дятел

Цапля

Орёл

Пеликан

Утка

Шишки

Ягоды

Личинки

Насекомые

Короеды

Лягушки

Хищник

Рыбой

Водные растения

- По ногам определи, где живёт птица?

Перепонки

Когти

Тонкие лапки

Длинные ноги

Сильные мышцы

  1. Значение птиц в жизни человека:

Вода

Скалы

Дерево, земля

Болото

Степь

  1. Итог урока

-Как много пользы приносят птицы человеку, а что он может сделать для них? (Красная книга)

Нарисуйте дома значки для следующих правил:

Нельзя:

  • близко подходить к гнезду;

  • Брать в лес весной собак

  • Поднимать птенцов с земли

  • Вырубать лес

  • Загрязнять природу



Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории педагогика:

X Код для использования на сайте:
Ширина блока px

Скопируйте этот код и вставьте себе на сайт

X

Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.

После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!

Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!

Кнопки:

Скачать документ