Конфликты в нашей жизни.Как их избежать?
Ход классного часа:
Здравствуйте, ребята, гости нашего классного часа.
Сегодня мы с вами проведем беседу на очень интересную тему…но узнать ее вам поможет небольшой кроссворд. Я буду называть вам качества личности, а вы попробуйте объединить их одним словом.
Суровый, беспощадный, безжалостный человек. (Жестокий)
Человек, полный злобы. (Злой)
Нахальный человек. (Наглый)
Человек, ненастоящий, неестественный, неверный. (Фальшивый)
Человек, не желающий учиться или работать. (Ленивый)
Человек, который обманывает. (Лживый)
Грубый, человек, который легко может оскорбить, непочтительный. (Дерзкий)
Человек, не имеющий чувство совести. (Бессовестный)
-Как выдумаете, о чём мы будем говорить? (О конфликтах)
-Как вы думаете актуальна ли эта тема для нашего класса?
Предварительно проведенное анкетирование показало, что вы все по–разному ведете себя в конфликтных ситуациях, и среди нас присутствуют представители всех конфликтных групп.
- Могут ли быть у всех одинаковые интересы, убеждения, взгляды на одно и то же событие.
- Все люди разные. У нас могут быть разными не только возраст, пол, внешность, рост., но и разные интересы. Поэтому не удивительно, что мы по- разному воспринимаем одни и те же вещи, явления, поступки людей. Вся история человечества – это история бесконечных споров, войн и конфликтов. Они существовали всегда и будут существовать. Они, к сожалению неотъем- лемая часть человеческих взаимоотношений. И нельзя точно сказать бесполезны ли споры и конфликты или они – нормальное явление нашей жизни.
Сегодня мы постараемся понять, что такое «конфликты», их причинах и путях решения, будем учиться выходить из конфликтных ситуаций, познакомимся с понятием компромисс.
- Что такое спор? (Это словесное обсуждение чего-либо, в котором каждый отстаивает своё мнение).
К сожалению, споры часто перерастают в конфликты.
- Скажите, ребята, как вы понимаете смысл слова «КОНФЛИКТ»?
(Прослушиваются варианты ответов детей)
- Уточняю: Конфликт – это спор, ссора, скандал, в которых стороны не скупятся на взаимные упреки и оскорбления.
Конфликт в психологии (столкновение) – осознаваемое противоречие между людьми, которое требует разрешения.
Как по вашему, с чего о чаще всего начинается конфликт? ( с обидного слова).
ЗАДАНИЕ 1. На доске прикреплено солнце, символ дружбы, радости, хорошего настрое – ния. Я предлагаю вам на облаках написать обидные слова, которые вы чаще всего слышите и произносите. Эти слова портят многим жизнь. Ребята прикрепляют их на солнце.
Для возникновения конфликта необходимо присутствие, как минимум, двух точек зрения (так называемый внутренний конфликт) и предмет спора.
В основе каждого конфликта всегда лежит конфликтная ситуация. Составляющими конфликтной ситуации являются:
-участники конфликта (оппоненты);
-предмет конфликта.
-Как вы считаете что может быть причиной конфликта?
- А как вы считаете какие черты характера присущи человеку для возникновения конфликта? (Упрямство, Зависть, Ревность, Лидерство (первенство), Утверждение своего «Я», Непонимание, Превосходство силы, Грубость, Хамство, Обман, Издевательство, Злая шутка, Недоверие)
Ученые провели психологический опыт, который позволил выявить, ЧТО люди хотят воспитать в себе и видеть в других. И вот какие данные были получены.
Люди хотели развить в себе качества: - уверенности, решительности — 46 % , выдержки, уравновешенности — 30 % - целеустремленности, силы воли — 30 % - терпимости — 12 % - доброжелательности — 10 %
А вот окружающим людям все хотели бы добавить: - доброты, человечности — 50 % - честности, порядочности — 30 % - взаимопонимания, сочувствия — 22 % - терпимости — 16 % - щедрости — 12 %
Итак, люди желают себе больше твердости, а окружающим больше мягкости. Но ведь и окружающие ждут от нас взаимопонимания, доброты, порядочности, а мы твердой поступью идем в ином направлении. В результате возникает взаимная неудовлетворенность, напряжение, конфликт. Как мы видим, конфликты возникают по самым разным поводам, но причины у всех схожие: несовпадение целей, желаний, оценок, неуважение к другим, неумение общаться.
Учёные выявили несколько разновидностей конфликтов.
Самый распространённый - неуправляемый конфликт.
Вот в автобусе вам кто-то наступил на ногу, и вы возмутились: "Вот нахал даже не извинился!" Теперь уже тот вынужден нападать: "Не нравится, на такси нужно ездить!" В результате дело может дойти до драки.
Другой вид конфликта - холодная напряжённость (внутренний конфликт).
Он может возникнуть у людей стоящих в очереди, когда кто то, пользуясь своим правом, пытается обойти всех. Например, показывая удостоверение социального работника, люди молчат, но внутри у них всё кипит. Но вот кто-то не выдерживает и протестует, очередь его поддерживает и разгорается скандал.
Есть и третья разновидность - избегание, когда человек явно показывает, что не хочет поддерживать общение.
Ребята, последствия конфликта могут быть как позитивными, так и негативными.
Позитивные последствия:
1.Проблема решена так, что это устраивает все стороны.
Совместно принятое решение быстрее и лучше претворяется в жизнь.
Приобретается опыт сотрудничества, который может использоваться в будущем.
Отношения между людьми улучшаются.
Разногласия рассматриваются как зло, приводящее к плохим последствиям.
Негативные последствия:
Обостряются конкурентные отношения между людьми.
Отсутствует стремление к добрым отношениям.
Представление о противоположной стороне как о враге.
Убеждение, что проблема важнее, чем её решение.
Чувство обиды, плохое настроение.
Поднимите руки те у кого возникали конфликты.
-Какие чувства вы при этом испытывали?
-Что приносят конфликты в жизнь человека? Пользу или вред?
-В чем же вред конфликтов?
Во-первых, от конфликтов страдает достоинство человека.
Во-вторых, на каждую минуту конфликта приходится 20 минут последующих переживаний, когда и работа не ладится, и вообще все валится из рук.
В-третьих, страдает физическое здоровье — поражаются нервы, сердце, сосуды.
Поэтому нужно обязательно научиться предотвращать такие конфликты. Правильное поведение при конфликте сохранит ваше здоровье, сделает спокойнее и счастливее не только вас, но и других.
Для разных людей конфликтом являются разные ситуации. Для одних, конфликт – просто выяснение отношений, для других – «косой» взгляд, а для третих – драка. Мир очень сложен и противоречив. Противоречия очень часто приводят к конфликтам, от которых страдают люди. Все конфликты происходят от того, что люди не знают способов выхода из них. Конфликт, как и болезнь легче предупредить, чем потом бороться с его последствиями. Для этого нужно знать способы выхода из неё.
Задание 2. Сейчас мы попытаемся дать решение житейским конфликтным ситуациям. Каждый стол получает описание конфликта и задание найти такое решение, чтобы оно максимально учитывало интересы сторон.
Включить музыку.
1. На перемене ты толкнул мальчика. К тебе подошёл его старший брат и возмущённо высказывает своё недовольство. На этой почве возникает конфликт. Как ты поступишь, чтобы уладить ситуацию?
2. На одной из перемен к тебе подошёл старшеклассник, попросил посмотреть телефон и без разрешения начал с него звонить. Твои действия для избежания конфликта?
3. Ты пошутил над одноклассником, обозвав его, но шутка получилась оскорбительной. В любой момент возникнет конфликт. Твои действия?
Подведём итоги. Оказывается, большинство житейских конфликтов можно решить на основе компромисса, т.е. такого решения, когда каждая сторона идёт на частичные уступки ради общего удобства.
Легко ли найти выход из конфликта на основе взаимовыгодных уступок и соглашений?
-А если не следовать этим правилам к каким проблемам может привести конфликт?
Задание 3. Работа на доске. ( Выбрать характеристики, свойственные компромиссу). Наглость, уступчивость, равнодушие, миролюбие, трусость, упрямство, доверие, отходчивость, уважительность, терпимость, высокомерие.
Сегодня, ребята, вы поняли, что избежать конфликта может каждый и в любой ситуации это возможно. Нежелание уступать, агрессивность в поведении ведёт за сабой Санкции, т.е. наказание за недостойное поведение. Вы уже вступаете в тот возраст, когда за свои поступки должны нести ответственность правовую и уголовную.
Давайте внимательно посмотрим эту притчу.
- Так о каких следах шла речь в притче?(О следах, которые оставляют в душе поступки и слова человека).
Жизнь не прожить без конфликтов, но разумный, культурный человек всегда сможет эффективно уладить споры и разногласия, гибко используя различные стратегии: в одних случаях жестко настоит на своем, в других – уступит, в третьих – найдет компромисс. А чтобы не ошибиться в выборе стратегии поведения, нужен жизненный опыт, мудрость и знания. Надеюсь, что этих знаний вы получили в ходе нашего сегодняшнего общения.
- У каждого из вас есть три цветных квадратика: красный, зеленый, черный. Вы сейчас должны подумать и ответить на мой вопрос с помощью этих квадратиков.
Считаете ли вы обсуждение данной темы полезным, и изменит ли оно ваше поведение в конфликтных ситуациях?
1. Красный - ДА 2. Чёрный - НЕТ 3. Зелёный - СОМНЕВАЮСЬ.
Преобладает красный цвет. Я рада, что сегодняшний классный час не прошел зря, что вы поняли, что избежать конфликта может каждый, и в любой ситуации это возможно.
Задание 4. Учащиеся по кругу передают мячик , обещая друг другу не конф ликтовать ( постараюсь быть терпимее, буду добрее, не буду говорить обидных слов… и т. д.)
Итоговое упражнение «Подарок» Здесь, на доске, для каждого из вас есть небольшой подарок. И помните: ничто не случайно. То, что скажет твой подарок, — предназначено именно тебе.
В заключение классного часа каждый ученик получает памятку о том, как вести себя, что бы не попасть в конфликтную ситуацию.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ