Конспект классного часа с презентацией на тему "Семья. Семейные ценности" 9 класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №10
Александровского района Владимирской области
Конспект классного часа
в 9 классе
«Урок семьи. Семейные ценности».
подготовила
классный руководитель
Королёва Наталья Борисовна
г. Струнино
2013год
I. Что такое семейные ценности?
Недвижимость и счет в банке или что-то другое?
Ответ на этот вопрос надо знать, так как наличие семейных ценностей - это важнейший фактор стабильного развития семьи и благополучия каждого отдельного человека.
Семейные ценности - это принципы взаимоотношений как между супругами, так и в отношениях родителей и детей, которые включают в себя: любовь, заботу, взаимопонимание, терпение, верность, жертвенность, уважение, сострадание, взаимно- поддержку, честность, искренность, доверие и многое другое.
Они не просто важны, но и являются фундаментальным непоколебимым основанием любой благополучной семьи.
II. Идеальная семья.
Идеальная семья немыслима без любви.
Любовь - это тепло, нежность, радость. Это главная движущая сила развития человечества, то ради чего существуем все мы, то что подвигает человека к безрассудно- героическим поступкам.
"Я люблю, и значит, я живу…" (В.Высоцкий)
Семья – очень важное, ответственное дело человека. Семья приносит полноту жизни, счастье, но каждая семья является прежде всего большим делом, имеющим государственное значение.
III. Функции семьи:
Воспитательная , наряду с государством и обществом – дети воспитываются дома, в яслях, детских садах, школе, немалое воздействие оказывают и средства массовой информации.
Важно также помочь подрастающему поколению в успешном развитии личностных качеств, умения разбираться в собственных качествах и качествах других людей.
Дети – главная нравственная ценность семьи, и родительский долг состоит в ответственности за то, чтобы в семье вырос достойный человек, здоровый физически и духовно. И участие детей в жизни семьи должно происходить на правах равноправных членов семейного коллектива.
Функция отдыха - т.е. взаимопомощь, поддержание здоровья, организация отдыха и досуга. В современном мире с его высоким социальным темпом семья превращается в отдушину, где человек восстанавливает свои психические и физические силы.
Репродуктивная функция – т.е. функция продолжения рода.
Таким образом, ничто и никто не может заменить функций семьи. Семейная жизнь требует от человека очень разных знаний и умений, а также навыков, которые формируются в повседневной жизни, начиная ещё с родительской семьи.
IV. Классификация семейных ценностей.
Духовные ценности.
Ценности можно поделить на материальные и духовные. И те и другие могут являться семейными, если защищаются и отстаиваются членами семьи.
Ценности духовные это объединяющие идеи. Это то, ради чего семья в принципе существует. Это не просто общая точка зрения на одни и те же вопросы, но и стремление отстаивать эту точку зрения, защищать её.
К духовным семейным ценностям относится и семейные традиции (играющие огромную роль в передаче опыта старших поколений младшим) , и семейные устои. Где начинаются и заканчиваются границы ответственности мужа, жены, старшего сына, дочери. Как поддерживаются отношения с бабушками и дедушками и какую роль они играют в воспитании своих внуков. Каков принцип наследования имущества и многое другое. Вместе это называется семейным укладом.
Идейные ценности.
Семья – важнейшая школа нравов, здесь человек делает первые шаги по пути морально-политического становления личности.
К идейным ценностям семьи относятся семейные реликвии – документы, воспоминания, письма, награды. Каждая из них – свидетельство о жизни и делах близких, родственников. Бережное отношение к реликвиям – источник нравственной силы, идейной убеждённости, духовной преемственности поколений.
Будущее творится воспитанием детей. Это факт. Таким образом, сохранение семейных ценностей это сотворение будущего. Это созидательный труд на благо поколений.
Материальные ценности.
Одной из идей на эту тема стало создание семейных произведений искусства, семейного творчества. Произведение искусства в этом случае можно назвать настоящим культурным наследием и фамильной ценностью семьи. Материальная ценность, в которую вдохнули ценность духовную, становится сильным оберегом семьи и помогает нести традиции через поколения. Дорогая вещь передается детям и внукам с заветом и особо почитается. Но не обязательно результат творчества должен иметь материальную ценность – ведь сам рабочий процесс сплачивает семью, а результат деятельности – радует глаз.
Можно с уверенностью сказать, что дом, в котором нет дружбы, добрых отношений между старшими и младшими, нельзя назвать счастливым. Поэтому дружбу родителей и детей мы вправе причислить к нравственным ценностям семьи.
Искренние, уважительные отношения устанавливаются, как правило, лишь в семьях, где отношения строятся по типу сотрудничества. Семьи с такими отношениями отличает взаимная тактичность, вежливость, выдержка, умение уступать, вовремя выйти из конфликта и с достоинством переносить невзгоды.
V. Традиции семьи.
С первых дней существования семья, опираясь на всё лучшее, унаследованное от родителей, должна стремиться создать свой стиль отношений, свои традиции, в которых нашли бы отражение помыслы молодых людей создать прочную семью, вырастить детей, сохранить любовь. Взаимное уважение и понимание станут традицией, а галантность и высокая эстетика войдут в привычку и останутся в семье на всю жизнь.
Также в классификацию семейных ценностей включены следующие основные элементы: ценности супружества; ценности, связанные с демократизацией отношений в семье; ценности родительства и воспитания детей; ценности родственных связей; ценности, связанные с саморазвитием; ценности несемейных коммуникаций; ценности профессиональной занятости.
Важно, чтобы имелась преемственность ценностной системы в рамках семьи: от родителей – детям. Удовлетворенность подростка конкретной ценностью родительской семьи говорит о готовности принять её как элемент собственной будущей семьи.
«А дом, заставленный добром – еще не дом.
И даже люстра над столом – еще не дом.
Когда вечерняя сгустится темнота,
Так эта истина понятна и проста –
Что от ладоней до окна наполнен дом
Твоим теплом».
Используемая литература:
1. Гаврилюк В.В., Трикоз Н.А. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации// Социологические исследовании. – 2002. – № 1.
2. Дармодехин С.В. Проблемы развития системы воспитания детей в Российской Федерации// Педагогика. – 2001. – № 1.
3. Краткий психологический словарь// сост. Л.А. Карпенко. – М.: Политиздат, 1985.
4. Лапин Н.И. Ценности в кризисном социуме// Ценности социальных групп и кризис общества. Отв. ред. Н.И. Лапин. – М.: ИФАН, 1991.
5. Мудрик А.В., Тупицын А.Ю. Воспитание как социальная проблема// Семья в России. – 1999.– № 1-2.
6. Скриптунова Е.А., Морозов А.А. О предпочтениях городской молодежи// Социологические исследования. – 2002.– № 1.
7. И.С. Кон. "В поисках себя". М, 1989.
8. “Человек и его ценности”. М, 1988.
9. Я.Л. Коломинский. “Человек: психология”. М, 1980.
10. А.В. Петровский. “Популярные беседы о психологии”. М, 1982.
11. Н.А. Бердяев. “Философия свободы”. М, 1990.
12. Л.И. Рувинский, А.Е. Соловьёва. “Психология самовоспитания”. М, 1982.
13. В.Л. Леви. “Искусство быть собой”. М, 1974.
Интернет-источники:
1. работа с Интернет-ресурсами (www.obd-memorial), Бауман З. Индивидуализированное общество. – М.: Логос, 2002.
Источники иллюстраций: 1. Презентация с использованием собственных фотографий.
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ