Конспект мастер – класса «Формирование универсальных учебных действий в рамках урока»
Мастер-класс «Формирование универсальных учебных действий в рамках урока»
Широкова Светлана Александровна
учитель истории и обществознания
МАОУ СОШ №51 г.Томска
Цель: анализ возможности формирования УУД в рамках урока.
Задачи:
продемонстрировать способы формирования универсальных учебных действий;
научить определять и находить универсальные учебные действия;
смоделировать технологическую карту урока с последующим самоанализом;
создать условия для активного взаимодействия участников мастер - класса между собой;
организовать рефлексию мастер-класса с целью определения его результативности.
План:
Постановка проблемы.
Такие разные Универсальные учебные действия.
Учимся определять и находить УУД.
Презентация выполненных заданий.
Как сформировать Универсальные учебные действия? (моделирование с последующим самоанализом)
Рефлексия.
Ход мастер – класса:
Постановка проблемы.
Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, появлением новых информационных технологий. Темпы обновления знаний настолько высоки, что на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями.
Развитие СМИ и сети Интернет приводит к тому, что школа перестает быть единственным источником знаний и информации для школьника. В чем теперь заключается роль школы? Эта роль заключается в формировании умения учитьСЯ (учить СЕБЯ) .
Вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью становится развитие способности ученика:
самостоятельно ставить учебные цели,
проектировать пути их реализации,
контролировать и оценивать свои достижения,
иначе говоря — формирование умения учиться.
Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД, близкие понятия — «общеучебные умения», «общепознавательные действия», «общие способы деятельности», надпредметные действия).
Как гласит известная притча, чтобы накормить голодного человека, можно поймать ему рыбу. А можно поступить иначе — научить ловить рыбу, и тогда человек, научившийся рыбной ловле, уже никогда не останется голодным.
Овладение универсальными учебными действиями дают учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД — это обобщенные действия (средство), порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.
Знакомство с целью, задачами мастер-класса.
2. Такие разные Универсальные учебные действия.
Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока:
1)личностные;
2) регулятивные, включая саморегуляцию;
3) познавательные, включая логические, познавательные и знаково-символические;
4) коммуникативные действия.
Работа с памяткой «УУД» (Приложение №1)
Итак, пора приступать к активным действиям.
Участники мастер-класса делятся на 4 команды (6 человек):
команда - личностные универсальные учебные действия;
команда - регулятивные универсальные учебные действия;
команда - познавательные универсальные учебные действия;
команда - коммуникативные универсальные учебные действия.
Каждая из команд пишет синквейн об одном из видов универсальных учебных действий. Представляет свою работу. (Презентация)
Учимся определять и находить УУД.
Для того, чтобы планировать работу, направленную на формирование УУД, необходимо научиться "видеть" действия разных видов, находить их в той или иной учебной ситуации, потому что умение найти УУД в предлагаемом материале - один из важных шагов на пути выстраивания всей системы работы по формированию УУД.
Это подобно ситуации с овладением грамотным письмом - чтобы грамотно вставлять "жи" и "ши" в нужных местах слова, надо уметь выделять их в словах. Тоже и с УУД.
Итак, в рамках этого этапа мы будем анализировать ситуацию, искать в ней разные виды УУД. В качестве предмета анализа выступит сказка Владимира Григорьевича Сутеева «Кораблик».
Подобная работа поможет освоить новую практику анализа ситуации с позиции оценки представленности тех или иных УУД.
Участники мастер-класса делятся на 4 команды. (Приложение№3)
Что надо будет сделать?
Прочитать сказку.
Определить какие универсальные действия сформированы у героев?
Подумать какие УУД необходимо сформировать лягушенку-эгоисту?
Презентация выполненных заданий.
Умеют взаимодействовать - КУУД
Планировать деятельность - РУУД
Быть лидером - ЛУУД
Применять знания в новой ситуации - ПУУД
Распределять роли - КУУД
Что необходимо сформировать?
– Лягушонку-эгоисту, необходимо научиться принимать точку зрения других, работать в группе, владеть собой.
Как сформировать Универсальные учебные действия? (моделирование с последующим самоанализом)
Как сформировать УУД? В настоящее время пока еще остается много вопросов, связанных с технологией формирования УУД, и не до конца понятна конкретная модель работы.
Но ясно одно - формирование УУД невозможно, если образовательный процесс организован по-старинке. Добиться этого можно только через специальную организацию учебно-воспитательного процесса.
Для дальнейшей работы:
- изучить памятку «Как сформировать Универсальные учебные действия?»; (Приложение №4)
- разделиться 4 группы.
Каждая группа работает с технологической картой урока истории «Эпоха Ивана Грозного». (Приложение №5)
Что надо будет сделать?
Заполнить в технологической карте столбец «Формируемые умения».
Дать оценку урока: позволяет ли данный урок формировать УУД каждого вида? Что учитель делал для формирования личностных, регулятивных, коммуникативных, познавательных УУД?
Что бы вы сделали по-другому?
Ознакомиться со схемой самоанализа данного урока.
Рефлексия.
Вот и закончился наш мастер-класс, где мы проанализировали возможности формирования УУД в рамках урока. (Приложение №7)
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ