Конспект тренингового занятия «Тренинг развития креативности» 11 класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов № 39 города Ставрополя
Конспект тренингового занятия
в 11 классе
«Тренинг развития креативности»
подготовила
педагог-психолог
Фирагина Анастасия Александровна
г. Ставрополь
2012
«Интерес к жизни во всех ее проявлениях –
вот секрет великих творческих людей»
Лео Бернетт
Цель: развитие личного креативного потенциала для продуктивных действий в ситуациях новизны и неопределенности и ориентировки в быстро меняющихся обстоятельствах.
Задачи:
- повышение способности генерировать нестандартные оригинальные идеи;
- развитие гибкости, беглости и ассоциативности мышления;
- развитие коммуникативных навыков.
Длительность: 1 час 20 минут.
Оборудование: магнитофон, аудиозапись «Звуки природы», маленький мяч, напечатанный текст.
Контингент участников тренинга: учащиеся 11 класса.
Вводная часть:
Креативность – это способность порождать необычные вещи, придумывать, находить, видеть мир как-то по-особенному. Это творчество, которое полезно и на работе, и в жизни. Креативный человек – это выдумщик. Это тот, кто придумывает и фантазирует. Сегодня мы с вами попробуем себя в этой роли.
Упражнение 1 «В путешествие».
Цель: развитие воображения, гибкости, оригинальности мышления.
Оборудование: маленький мяч.
Длительность:10 мин.
Инструкция:
Участники группы сидят по кругу. У тренера в руках мяч. «Сейчас тот, кто начнет нашу работу, бросит мяч кому-нибудь из нас и скажет, где окажется тот, кому адресован мяч. При этом у нас не будет никаких ограничений: можно направлять своих партнеров в самые необычные, даже фантастические места - в холодильник, в Древнюю Грецию, на пальму и т. д. Поймав мяч, надо быстро назвать три предмета, которые вы возьмете с собой туда, куда вас направляют. При этом будем внимательны и постараемся не повторять те места, в которых уже «побывали» другие, и те предметы, которые уже назывались».
Упражнение 2 «Психологический портрет по фамилии».
Цель: развитие воображения, гибкости и ассоциативности мышления.
Длительность: 15 мин.
Инструкция:
Называется фамилия человека, на основании которой необходимо дать его словесный портрет. Участник описывает черты характера, привычки, возраст, профессию, образование, увлечения, фрагменты биографии данного человека (словом все, что возникает в его воображении на данный стимул). Для задания отбираются фамилии, многозначные по смыслу, необычные, интересные по звучанию, например: Шило, Чучкин, Размазняева, Громыхайло, Вертопрахов, Сундучкова, Прилипин, Трихлеб, Торженсмех, Топорищев, Семибабин, Зябликов, Тюлькин, Свистодырочкин, Борщ, Сусальный, Муха, Недавайло, Страдалина, Губа и т. д.
Какие чувства вызвала фамилия? Легко ли было описать человека? Что помогло это сделать?
Основная часть:
Упражнение 3 «Интересный рассказ».
Цель: выработка свободного стиля общения, способности говорить спонтанно, формирование умения общаться в соответствии с принципом «здесь и теперь».
Длительность:15 мин.
Инструкция:
Вариант 1.
Первый участник называет любое слово, далее по кругу следующий участник с этим словом составляет предложение, после чего называет еще одно любое слово. По часовой стрелке каждый участник производит аналогичные действия. Основная задача участников связать эти слова в предложения, а предложения единой историей с началом и с логическим завершением (слова изначально могут задаваться ведущим).
Вариант 2.
То же задание, но теперь связывается ряд событий или действий: шаги на лестничной площадке, выпил стакан молока, открыл окна, написал записку, спел, заснул.
Упражнение 4 «Эмоциональная палитра» (по А. А. Мурашову).
Цель: развитие эмоциональной экспрессии, отработка навыков невербального общения, развитие умений конструктивно выражать чувства и эмоции, повышение уровня осознанности эмоций.
Оборудование: напечатанный текст рассказа.
Длительность: 15 мин.
Инструкция:
Предлагается прочитать приводимый ниже текст так, чтобы каждая строка вне зависимости от содержания выражала какое-либо чувство, которое предстоит угадать аудитории. Это:
- восторг,
- безграничная радость,
- безудержное веселье,
- ирония,
- сочувствие,
- доверительность,
- усталость,
- угроза,
- отвращение и т.д.
Предложения читаются всеми участниками по-очереди.
Текст:
«У мужика заболела жена, он отправил ее в больницу на операцию.
Через пару дней звонит в больницу справиться о здоровье супруги.
- Алло! Больница?
Пригласите врача, который делал гражданке N операцию, ее муж говорит.
- Я слушаю…
- Как прошла операция?
В это время на АТС происходит глюк и мужика кидает на другую линию, где механик авторемонтной мастерской беседует с клиентом о его машине, которая в ремонте:
- Мы заменили ей зад…
- ЗАД??!.. Да Вы с ума сошли! У нее был приличный зад!
- Прошу не спорить!
У нее был зад настолько изношен, что восстановить его не было возможности.
По-видимому, ее использовали без Вашего ведома, по камням и кустам.
Имеется много царапин в нижней части.
Буфера обвисли и сильно болтаются.
Мы их тоже подтянули.
Систему питания мы тоже перебрали.
По-видимому, она жрала очень много масла, а сама этого не стоила, мы сделали ей так, что она будет жрать его значительно меньше.
- За это спасибо! Но в отношении зада - просто хамство!!!
Упражнение 5 «Новые приметы».
Цель: развитие гибкости, оригинальности мышления.
Длительность: 15 мин.
Инструкция:
Участники группы сидят по кругу. У тренера в руках мяч.
«Наверное, все знают такую шутливую примету: упал нож - придет мужчина. Сейчас мы будем развивать эту область примет. Сделаем это так: бросая мяч, надо будет сказать, что упало, например, барабан, монетка и т. д.
Тот, кто ловит мяч, говорит о том, кто, по его мнению, придет, и в случае возникновения вопросов у остальных, объясняет, почему это происходит. Делать все это постараемся как можно быстрее».
В процессе выполнения упражнения тренер поощряет неожиданные, оригинальные идеи, а также проявления гибкости и нестандартные интерпретации.
В ходе работы группа часто переходит от обычных вариантов к более оригинальным и неожиданным. Обычные: упал цветок - придет девушка, потому что она любит цветы; упала люстра - придет электрик, потому что ее надо починить); оригинальные: (упала звезда - придет осень, потому что звезды часто падают в конце лета; упало настроение - придет грусть, потому что человека надо чем-то занять; упал курс рубля - придет желание что-то делать, потому что мужик крестится только, когда гремит гром и т. д.)
Для того чтобы во время выполнения этого упражнения стимулировать у участников активность правого полушария, тренер может предлагать им представлять «картинку» падающего предмета и того, кто приходит после этого события.
Упражнение 6 «Узнай меня».
Цель: развитие наблюдательности, отработка навыков понимания невербальных проявлений.
Длительность: 10 мин.
Инструкция:
Упражнение проводится на четвертый-пятый день работы группы. Участники сидят по кругу.
«В течение 4(5) дней мы работали вместе. За это время мы имели возможность многое увидеть, услышать, понять и запомнить. Сейчас я прошу вас подумать и вспомнить характерные невербальные знаки, которые, безусловно, есть у каждого из нас и проявлялись здесь, в этом круге. Это могли быть жесты, позы, мимические экспрессии или комплексы невербальных проявлений. После того как все будут готовы, кто-либо начнет и представит нам чей-нибудь невербальный знак, не называя, кому он принадлежит. Все остальные постараются определить, чей это знак».
При обсуждении упражнения тренер предлагает каждому из участников рассказать о трудностях, с которыми он столкнулся при изображении чужого «знака», и о своих чувствах в процессе этой работы.
Заключительная часть:
Упражнение 7 «Прогулка по лесу».
Цель: эмоциональное расслабление участников группы, регуляция мышечного тонуса.
Длительность: 10 мин.
Инструкция:
Звучит музыка - «Звуки природы». Мы предлагаем участникам сесть удобно, расслабиться.
Ведущий: А теперь давайте отдохнем.
Недалеко от вашего дома вы видите лес. Вам нравится бывать в нем. Свежий воздух, лесная прохлада, шелест листьев и нежный цветочный аромат притягивают вас. Вы быстро одеваете самую любимую и удобную одежду и отправляетесь в лес.
Вы напрягаете ноги, живот, спину, руки, лицо. Сильно-сильно...
А сейчас у вас постепенно расслабляются ваши ноги, сначала правая нога, потом вы чувствуете, как расслабляется ваша левая нога. Расслабляется каждая рука. Теперь постепенно расслабляются мышцы спины. Вы ощущаете, как расслабляется каждая мышца на лице. Ваше тело расслаблено.
Дышится легко, ровно, глубоко... (Пауза.)
Дорога успокаивает вас, она придает уверенность и силу. И вот он, перед вами появляется лес!
Все тропинки в нем вам знакомы. Вот эта ведет в березовую рощу. Вы направляюсь туда. Дышится легко, ровно, глубоко...
Легкий ветерок качает верхушки деревьев, они раскланиваются с вами, приветствуют вас.
Кругом тишина, только где-то стучит дятел, а птички поют свои незатейливые песенки, радуясь каждому новому мгновению дня. Дышится легко, ровно, глубоко... (Пауза.)
Вы входите в березовую рощу. Белые стволы берез напоминают вам свечи на праздничном торте. Ваше внимание привлекает гриб в коричневой шапочке. Это подберезовик. Вы наклоняетесь к нему, и видите еще два маленьких грибочка. Да здесь целая семейка подберезовиков уютно устроилась на зеленой кочке! Свежий воздух пронизывает все вокруг. Дышится легко, ровно, глубоко... (Пауза.)
Насладившись лесной прохладой и тишиной, вы возвращаетесь домой.
Список использованной литературы
1. «Психогимнастика в тренинге» Под редакцией Н. Ю. Хрящевой; Изд-во: Речь, 2006 г.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
1. http://biblioteka.teatr-obraz.ru
3. http://muzofon.com
Нравится материал? Поддержи автора!
Ещё документы из категории педагогика:
Чтобы скачать документ, порекомендуйте, пожалуйста, его своим друзьям в любой соц. сети.
После чего кнопка «СКАЧАТЬ» станет доступной!
Кнопочки находятся чуть ниже. Спасибо!
Кнопки:
Скачать документ